«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья ( группа) на тему

Соломенникова Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ  КУЛЬТУРЕ  ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Н.А. Соломенникова

старший воспитатель

                                                                                            МДОУ «Брусничка» п. Тубинский

                                                                             Усть-Илимского района Иркутской области

 «...Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства.

Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. 

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты  творчества

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности.

      В нашем детском саду  художественно-эстетическое развитие детей является приоритетным направлением.

В своей деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой педагоги детского сада решают следующие задачи:

  • Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  художественно-продуктивную и творческую деятельность.
  • Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
  • Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.
  • Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.

Поставленные задачи реализуются через:

- Организованную образовательную деятельность:

Начиная с раннего возраста знакомство с народным творчеством начинается с фольклора.  Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется во всех режимных моментах, на утренней гимнастике, при умывании и когда просыпаемся, во время физминуток на занятиях.

Произнося потешку, взрослый побуждает ребёнка  походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное  обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у  малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым  содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков.

Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, педагоги привлекают их к подражанию крика птиц, животных.

Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, который сделан из рукавичек, кружек, театра на фланеллеграфе.

- Через Педагогические проекты:

Знакомство с русской культурой, народным творчеством невозможно без помощи народных игрушек, одной из которых является матрешка.

Семейство матрешек – это своего рода семья. Имя Матрешка происходит от латинского «mater»,  что означает ” мать”. Имя Матрёшки вызывает образ настоящей русской женщины. С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.
Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям.  Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающихся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских - Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки, нежные цветы, росписи – все это порождает у детей осознание красоты через игру. Это и явилось причиной создания проекта «Матрешка-Матрена» в младшей группе. Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере национальной русской игрушки.

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки.  На основе сказок реализован проект в средней группе «В мире сказок». 

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их  внешнего облика с характером и поведением определяют художественную цельность произведений устного народного творчества. Живой, выразительный  язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых  дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. Композиция сказок о животных отличаются простотой. Как правило, в каждой  из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с  другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так,  колобок каждый раз поёт одну и туже песенку; в сказке, «Теремок» каждый  персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто в тереме живет?»

Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность  переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки,  разнообразие приключений, которые испытывают её герои.

В процессе реализации проекта дети знакомились со сказками, инсценировали их, вместе с родителями рисовали героев сказки, лепили персонажей из глины, собирали картинки, кубики, пазлы по мотивам русских народных сказок. 

Старшие дошкольники проявляют больший интерес к истории народной культуры поэтому воспитатели  старшей группе реализовывают долгосрочный проект  «Традиции и культура русского народа».

В ходе этого проекта реализуются подпроекты «Русская изба», «Русская народная тряпичная кукла», «Русские народные сказки» «Об одежде наших предков», где дети познакомятся с русской одеждой, особенностью старинного русского быта. В ходе проекта дети рассматривали одежду на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивали и разбирали пословицы об одежде, расширяли представления об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения),  рисовали “Девочка в русском сарафане”, лепили девушек в сарафанах, создавали орнамент из аппликации.

Макет «Русская изба» в старшей группе создан для ознакомления детей с особенностью жизни русского народа, его бытом. Детьми выполнен макет дома, печки, сопутствующей домашней утвари. На основе этого у детей закладываются знания о предметах обихода, о предметах, необходимых для жизни в старину.

Дети отражали свои и вновь полученные  представления в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной. (Совместно с детьми выполнен макет печки, сопутствующая домашняя утварь (ухват, кочерга, лоскутное одеяло, вязанный коврик).

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. 

Так родилась идея создания проекта «Мастера земли русской» в подготовительной группе.

Изобразительные эталоны красоты дети усваивали через рассматривание и обследование предметов народного декоративно- прикладного искусства (Гжели, Дымки, Городецкой, Жостовской, Каргопольской росписи). Каждое новое знакомство с народным промыслом сопровождалось творческим подходом: «устраивались ярмарки», «ходили в гости к мастеру», «украшали избу», «делали подарки для дорогих гостей», «устраивали музей ремёсел». Дети становились «гончарами, мастеровыми», лепили и расписывали предметы быта, животных, одежды, головных уборов. Такая художественно-творческая деятельность формировала у детей не только эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, но и разнообразные художественно-творческие способности. Воспитанники овладели приемами народной росписи, лепки из глины, теста. Работ по народному искусству проводилась в интегрированной форме как в совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, режимные моменты), так и на занятиях. Так, на занятии «Голубая гжель» дети открыли мастерскую по изготовлению сувениров с росписью для дорогих гостей. Ребятам были предоставлены различные материалы (глина, ткань, бумага, краски, кисти). Дети открыли целый конвейер: кто лепил посуду и фигурки, кто расписывал голубыми цветами полотенца и салфетки, кто просто рисовал на бумаге замечательные гжельские узоры. В итоге, у нас получился прекрасный набор сувениров выполненных по выбору и желанию детей, который представлен в нашем мини-музее.

В свободной деятельности играли  в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы», собирали пазлы по росписям, обводили трафареты.  

-Через фольклорные праздники:

Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям является фольклорный праздник - обряд. Через игровые забавы создается радостная атмосфера современного досугового праздничного общения детей, а использование специфических художественных средств (декламационно – речевого, песенного, танцевально- игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики) настраивает детей на естественное и положительное восприятие общего праздничного действия. Календарные праздники, («Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.) повторяясь традиционно из года в год, приучают детей осознавать обрядовые каноны и правила.

Каждый ребёнок выполняя то, что мог, что уже знал, чему научился, участвует в традиционных действиях. Насыщенность народных праздников  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. 

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  приняли участие    в  изготовлении атрибутов в мини-музеи,  в  украшении  группы, в пополнении развивающей среды,  участвуют в проектах.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации: в группах пополнены уголки ряжения, театральные, музыкальные, изо  уголки, игровые уголки.

А также в каждой группе созданы мини – музеи, выставки и реализованы проекты:

«Музей народной игрушки»

«Музей Матрешки»

«Музей русского быта»

«Музей народного творчества»

Особенностью музеев является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие о жизни русского народа, представлены небольшие экспозиции, знакомящие  детей с историей и разнообразием народной игрушки, историей матрешки, элементами русского костюма, с изделиями мастеров русской земли. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музеях.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций — воспитательная, т.к. в нем обобщены  представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром искусства. Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация художественно-продуктивной деятельности, уровень изобразительных умений и навыков» в подготовительных группах. тематический контроль

Тематический контроль.«Организация  художественно-продуктивной деятельности, уровень изобразительных умений и навыков»  в подготовительных группах....

«Организация художественно-продуктивной деятельности, уровень изобразительных умений и навыков» в подготовительных группах.

«Организация  художественно-продуктивной деятельности, уровень изобразительных умений и навыков»  в подготовительных группах....

Консультация для родителей "Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре, через организацию художественной продуктивной и творческой деятельности"

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию...

Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре, через организацию художественной продуктивной и творческой деятельности

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию...

Педагогический проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «МАСТЕРА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить мал...