Функционирование районного ресурсного центра по внедрению ФГОС ДО как условие успешной организации деятельности педагогов ДОО.
статья ( группа) на тему

Смолякова Наталья Викторовна

Результативность работы районного ресурсного центра. Цели, задачи, перспективы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Функционирование районного ресурсного центра по внедрению ФГОС ДО как условие успешной организации деятельности педагогов ДОО.

                                          Смолякова Наталья Викторовна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детского сада №154»

город Нижний Новгород

        В связи с изменения в системе дошкольного образования, связанными с принятием новых нормативно-правовых документов федерального уровня, происходят значительные изменения в деятельности ДОО, идет активное внедрение стандарта. Но, к сожалению, преобразования проходят на фоне снижения заинтересованности значительной части педагогов  к новаторству, сопротивления педагогов к смене парадигмы поведения, организации детской деятельности, возникают трудности в применении информационно-коммуникативных технологий.  Представления и педагогов, и управленческих структур о том, при помощи каких средств (ресурсов) могут быть достигнуты результаты ФГОС ДО, также не достаточно ясны.

      Зачастую, педагоги не готовы к взаимодействию в условиях обновления содержания образования, а ведь именно сейчас крайне важно активно использовать, апробировать и внедрять в практику новые, интересные формы работы с детьми, родителями и педагогами, осуществлять взаимопомощь при разработке организационно-методических материалов, а это возможно только при условии создания единого образовательного пространства.

      Исходя из выше сказанного,  встает ключевой вопрос «Какой должна быть методическая работа в ДОО в условиях введения ФГОС  ДО?»

Поскольку главной фигурой реализации стандарта является педагог, повышение уровня компетентности воспитателя и его роль в исполнении государственных образовательных стандартов является приоритетной задачей работы.

      В 2014-2015 учебном году по решению августовской районной конференции было принято решение создать  Ресурсный центр по внедрению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, который будет способствовать обеспечению методического сопровождения реализации ФГОС ДО через систему педагогического сообщества района. Решением управления образования администрации Ленинского района РЦ создан на базе  нашего детского сада  (руководитель РЦ – Смолякова Н.В. – старший воспитатель)

    Целью методической работы РЦ — стало расширение единого информационно-методического пространства на районном уровне и  в отдельных ДОО, построение его на принципах сетевого взаимодействия.       Главным предназначением РЦ является совместное решение тех проблем, которые затруднительно решить самостоятельно участникам партнерства.      Основной задачей  являлось: выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов педагогов в связи  с изменениями в системе дошкольного образования, объединение методических ресурсов и совместное их использование. Оказание методической  поддержки, создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития  педагогов и совершенствования при этом опыта практической деятельности, ориентированной на развитие каждого педагога.

       Выделяются следующие направления работы РЦ:

- Организационно - методическое направление;

- Информационно - методическое направление;

- Мониторинговое направление.

        Содержание каждого направления работы разработано с учетом потребностей, проблем, актуальности вопросов для той или иной аудитории.

Свою работу РЦ начал с оформления нормативной базы: разработка положения, приказы, план работы, также проведен самоанализ готовности педагогических коллективов, анкетирование воспитателей детского сада.

Карта самоанализа направлена на изучение трех условий успешного введения ФГОС ДО: управленческие условия, педагогические и организационно-содержательные.

      Основная проблема управленческих условий состоит в недостаточно четком представлении, задач, ответственности, полномочий в процессе нововведений членов управленческой команды. Для решения этой проблемы проведен круглый стол, подготовлена презентация для руководителей  на странице ресурсного центра на сайте нашей дошкольной организации.

      Но все-таки основной трудностью остается слабое владение педагогами ИКТ, осуществление педагогического наблюдения, его оценка и  использование в индивидуальном сопровождении воспитанников. Поэтому мероприятия, организованные ресурсным центром, были направлены, прежде всего, на воспитателей, на повышение их профессиональной компетенции.

       Актуальным вопросом на данном этапе является отсутствие реестра утвержденных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а вследствие этого и  неопределенность в использовании имеющихся методических пособий. Самим педагогом достаточно сложно разработать конкретные методические материалы. Ресурсный центр позволил оптимизировать деятельность воспитателей в переходный период.

       Обмен педагогическим опытом является важным фактором профессионального роста, способствует саморазвитию педагогов, позволяет внедрять в практику дошкольных учреждений новые идеи, вдохновляет воспитателей использовать в работе с детьми современные методики. Секция для воспитателей групп дошкольного возраста
«Деятельностный подход в образовательном процессе ДОО»,  проведенная на базе ресурсного центра, еще раз напомнила воспитателям, что взаимодействие с детьми и родителями должно переходить на другой уровень.  Лишь при активном взаимодействии, деятельности всех субъектов образовательного сообщества, в том числе родителей воспитанников, мы добьемся успехов в осуществлении задач, поставленных перед нами  стандартом.

        ФГОС делает акцент на инклюзивном образовании. Красной линией прослеживается идея индивидуализации, построения траектории развития каждого воспитанника.  Данный вопрос крайне важен и необходим в нынешних условиях, поэтому был организован круглый стол для педагогов-специалистов «Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии ФГОС ДО». Педагоги-психологи, учителя-дефектологи и учителя-логопеды обменялись мнениями, методическими материалами, обсудили волнующие проблемы. Материалы мероприятия размещены на странице ресурсного центра, все желающие могут ознакомиться с данными разработками, а участники, планирующие повышать квалификацию,  могут использовать ссылку на данную страницу для подтверждения распространения опыта работы при оформлении портфолио.

         Одной из задач стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для решения этих задач важно, чтобы педагоги умели общаться с родителями, могли грамотно построить диалог, стали надежными помощниками семье  в деле воспитания  детей. Семинар по взаимодействию с родителями, организованный в нашем детском саду собрал большое количество воспитателей. Автор методик по семейному воспитанию Н.М.Метенова завладела коллективом наших педагогов, заинтересовала новыми формами взаимодействия с родителями

        Важным требованием ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды, поэтому отдельный блок ресурсного центра был посвящен данной теме. Педагогические коллективы ДОО района представили материалы, созданных в группах детского сада условий, презентации развивающего пространства групп, которые были размещены на сайте. К сожалению, мы не получили такого отклика от педагогических коллективов, как ожидалось. Проблема создания развивающей предметно-пространственной среды сейчас очень актуальна. Мы знаем, что у нас есть замечательные воспитатели, которые умеют и хотят преобразить свои группы, создают сами и привлекают родителей к изготовлению интересных атрибутов для игры, двигательной деятельности и так далее. И нам хотелось, чтобы положительный опыт побуждал других педагогов не сидеть на месте, а творить, созидать что-то новое. Кроме того, признание, одобрение, похвала со стороны коллег  очень важна для  воспитателя как личности. Поэтому нам как методистам следует помогать этим творческим, но зачастую не умеющим грамотно оформить презентационные материалы, воспитателям.

Результатами  работы ресурсного центра стало:

- повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО;

- распространение инновационного педагогического опыта ДОО;

- формирование банка актуальной педагогической информации, направленной на решение задач введения и реализации ФГОС ДО .

    Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС является сложным и многоплановым процессом, но вместе  у нас все получится.

sosh-doy@mail.ru

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

"Свободная самостоятельная деятельность детей:характеристика компонентов,условий успешной организации"

ФГОС дошкольного образования ставят перед педагогами целевые ориентиры, важнейшими из которых являются развитие у ребенка инициативности, самостоятельности, умения взаимодействовать со взрослыми...

"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"

"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"...

Проект с детьми раннего возраста «Сказка нас учит говорить» с учетом внедрения ФГОС в практику работы дошкольной организации

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.Тип проекта: ДолгосрочныйУчастники проекта: Дети, педагоги, родители.Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством теат...

:"КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Главное - педагог сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у детей.  И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, воспитатель должен хо...

«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога,проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональнойдеятельности. Это интегративное качество л...