Консультация для педагогов
консультация на тему

Попсуйко Людмила Анатольевна

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

 «Синдром профессионального выгорания

 у педагогов и его влияние

на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные задачи. За это время педагог обретает индивидуальный, неповторимый стиль деятельности. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание) и представляет собой некий образец педагогической культуры и профессионального мастерства для молодых специалистов.

 

Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, кризисы развития.

После многих лет одной и той же деятельности специалист перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Необходимы новые перспективы профессионального роста. Если педагог не находит их, то наступает профессиональная сигнация, застой, когда профессиональное смирение снижает активность личности, т.е., при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, стереотипно и стабильно.

  Возникает чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой, циничное отношение к труду и детям и, наконец, - чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, а иногда и осознание неуспеха в ней - так называемый синдром профессионального выгорания, которому наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с др. людьми (работники социальной сферы – педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители).

  В результате повышается тревожность и агрессивность, а под их действием личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д. Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу.

  Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, ведь по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

  Неадекватное поведение детей и конфликтность родителей все чаще приводит к тому, что самочувствие современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой является грубость и окрики воспитанников. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для педагога, отравляя его организм «стрессовыми токсинами».      

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье нас самих, а также на психологическом здоровье наших воспитанников. Ведь общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению педагога, его самочувствию. Если педагог испытывает постоянные стрессы, перегрузки, страдает от хронических заболеваний и у него не складываются отношения с руководителем или коллегами, то каких детей он может воспитать? Такое состояние современного педагога - одна из причин того, что в настоящее время много детей с заниженной самооценкой, испытывающих «страхи», с эмоционально неустойчивой психикой. Но нельзя в этом обвинять только педагогов. Они, в этом случае, заслуживают скорее сочувствия.

В связи с этим возникает необходимость в научно-обоснованном комплексе мероприятий, направленных на профилактику профессиональной сигнации:

1.  регулярное посещение методистом занятий педагогов и наблюдение за динамикой их профессионального мастерства.

Выбор содержания и соответствующих средств, методов и фор при обучении и воспитании зависит от уровня компетентности педагога, его научно-методического творчества. При формальном подходе к делу педагог ориентирован на проведение занятий по заранее апробированной схеме, что отнюдь не способствует совершенствованию его профессионального мастерства. На открытых повседневных занятиях педагог стремится продемонстрировать тот лучший уровень, на который он способен.

2.  взаимопосещения занятий педагогами ДОУ.

Во время посещения занятий друг друга, несомненно происходит обмен опытом. У каждого педагога существует свой индивидуальный стиль работы, который предполагает предпочтение каких-либо определенных методов и принципов. Такой опыт может оказаться ценным как для других педагогов, так и для  всего воспитательно-образовательного процесса в целом.

3. посещение курсов повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях.

Эффективность этих мероприятий не вызывает сомнений. Результатом их, как правило, является написание самостоятельных работ, консультаций и сообщений, что требует анализа и обобщения большого количества литературы и личного опыта. Все это позволяет реализоваться педагогу как исследователю.

4.формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Профессия педагога считается мало оплачиваемой, а в определенных кругах – не очень престижной. Однако в ней есть много положительных сторон, касающихся характера и условий труда (отпуск всегда летом; возможность обуучаттся и проходить амбулаторное лечение дома в случае болезни без потери материального содержания; творческий, умственный характер труда; возможность общаться со многими интересными людьми, надзор со стороны руководства минимальный, но осуществляется, когда в нем возникает необходимость, чистое, светлое помещение для работы и т.д.). Однако со временем мы перестаем обращать внимание на позитивные стороны, воспринимая их как должное. Поскольку все познается в сравнении, для возобновления ценностного отношения к своей профессии, целесообразно время от времени задумываться о характере и условии труда др. людей, которые получают аналогичную зарплату. Возможно, для кого-то из нас и этот фактор повлияет на мотивацию труда, общую активность и результативность.

5. предотвращение конфликтов и проявление чувства юмора в общении  коллегами.

Конфликтные ситуации порождают эмоциональный стресс. При долговременном конфликте негативные эмоции накапливаются, возникает негативное отношение к любым поручениям, растет неудовлетворенность профессиональной деятельностью, работа выполняется механически, что препятствует профессиональному развитию личности.

Одним из эффективных средств разрядки напряженной конфликтной атмосферы может быть юмор, позволяющий лучше осваивать новое и легче воспринимать критику. Естественная реакция на шутку снижает напряжение даже больше, чем сон.

6. участие в коллективных формах работы.

Активное участие в педсоветах, консультациях и семинарах, а также организация педколлективом оздоровительных, развлекательных, познавательных мероприятий для детей способствуют не только кооперации педагогов, но и требуют от каждого проявления творческих способностей.

7. активное личностное сотворчество с миром искусства.

Ведь известно, что главная цель искусства – это объединение всех людей посредством интереса и радости. Если бы искусство не было одной из главнейших ценностей культуры человечества, оно не сохранилось бы от первобытных до наших времен. С помощью него человек самовыражается и одновременно узнает свой потенциал, самосовершенствуется, а это напрямую связано с признанием собственной ценности.

Исследование профессиональной сигнации не могло не привести к мысли о существовании ее антипода – «вовлеченности», характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. Такая «вовлеченность» предполагает совершенно противоположные сигнации составляющие: энергичность, включенность в работу, самоэффективность, что дает хорошие перспективы для повышения динамики профессионального развития личности. Ну, а для того, чтобы это чувство «вовлеченности» в свою профессиональную деятельность никогда не покидало нас, следует помнить о следующих положениях:

- взрослые – тоже чьи-то дети, но общество и социальные роли так отодвинули нашего внутреннего ребенка, что он забился в дальний уголок и все ждет, когда же его пригласят поиграть;

- одна из главных причин заболеваний – нехватка радости в жизни человека, эмоциональный дефицит;

- если мы не можем терапевтировать друг друга, то, стоит, хотя бы не травмировать;

- следует избегать любой критики и суждений, потому что они не совместимы с доброжелательностью и доверием, к тому же, разрушают психику любого человека;

- не обязательно проявлять свою любовь ко всем подряд, но уважать окружающих необходимо;

 - известно, что за всю жизнь в среднем человек использует только 4% мозга и всего 1% своей ДНК, остальное – не востребовано; остается поверить в то, что мы можем многое, и воспользоваться этим; если человек забудет слова «не могу», «не знаю», «не умею», многое изменится к лучшему – на самом деле, мы всемогущи;

- основная беда заключается в том, что мы сильно напряжены, спешим и боимся. Уже доказано, что все информационные каналы открываются доброжелательной атмосферой и сотрудничеством;

- позвольте себе быть собой; меняйте отношение к себе и к жизни прямо сейчас!

Психологические игры

на снятие усталости, беспокойства и напряжения; повышение сплоченности и развитие взаимопонимания.

«Имя как аббревиатура»

Запишите, пожалуйста, на листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым для общения. Расшифруйте свое имя, представив его как аббревиатуру, называя свои характерности, например:

Л - любознательная

Е - единственная

Н - надежная

А - активная

«Давайте поздороваемся»

Вначале давайте встанем в один большой общий круг, возьмемся за руки и с поклоном поздороваемся друг с другом, желая друг другу в первую очередь – здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся положительной энергией.

«Почесать спинку»

(стоя в кругу) Повернитесь, пожалуйста, направо так, чтобы видеть перед собой спину своего коллеги. Медленно начинайте делать друг другу приятный и бодрящий массаж.

 «Говорящие очки»

Один из педагогов надевает солнцезащитные очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?

Всем известно, какое огромное значение в жизни человека играет цвет. Он настраивает нас, ориентирует и даже лечит. Давайте сейчас попробуем поиграть с цветом, чтобы заглянуть в самих себя и увидеть все богатство разноцветного и необъятного мира своего собственного «Я». Но вначале пусть это «Я» прозвучит так, чтобы его заметили, обратили на него внимание и приблизились к нему.

 «Вы еще не знаете…»

Я предлагаю каждому приоткрыть завесу тайны. Итак, закончите предложение, которое начинается словами: «Вы еще не знаете, что я люблю»…

«Цвет личности»

А теперь назовите цвет, который вы ассоциируете со своей личностью и объясните, почему.

«Тестирование по Люшеру»

Мы проявляем свою личность по-разному, но основные ее черты уже знаем. С помощью цветодиагностики по тому, какой цвет человек ставит на первое место, можно узнать собственный характер более детально. Автор теста известный французский психолог Макс Люшер.

  Решите, какой бы из восьми цветов вы бы поставили на первое место? Назовите, какие цвета вы предпочли. Теперь я назову черты характера, типичные для выбранного цвета, а вы соотнесите их с тем, что знаете о себе. Если возникает несогласие – что ж, стопроцентного попадания быть не может, мы ведь непрерывно меняемся. Но, возможно. Это повод задуматься над тем, знаем ли мы себя.

  Поделитесь, пожалуйста, у кого были совпадения, а у кого расхождения.

«Цветовая осознанность»

В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он – многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю: «Синий!» и все находят в окружающей обстановке только синий цвет.  И так далее. Кстати, если в течение недели выполнять такое упражнение каждый день с разным цветом, то мир покажется вам насыщенней и ярче.

«Цветное дыхание»

Цвет нас лечит – это бесспорно. Наиболее продвинутые руководители уже создают в своих фирмах комнаты цветотерапии для снятия стрессов. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе снять боль. Поднять настроение.

   Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в теле, которое болит, или проблемную зону. Представьте, что на вдохе вы вдыхаете в это место белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

В завершении работы прошу вас встать в круг, поклониться, обмениваясь при этом положительной энергетикой, и сказать др. др. «спасибо» за работу и прекрасное общение, которое нас сегодня объединило и сблизило.

Ароматерапия



Предварительный просмотр:

семинар-практикум

Старший воспитатель – Попсуйко Л.А.

2015-2016 год

План проведения семинара-практикума

  1. Выступление руководителя творческой группы –         Попсуйко Л.А. с сообщением на тему «Сопровождение деятельности начинающего педагога»

  1. Обсуждение Положения о наставничестве и принятие  его  за  основу.

  1. Практическая работа: разработка индивидуального плана работы с молодым педагогом с учетом тех трудностей, которые он испытывает.

  1. Беседа по ПАМЯТКЕ «Правила общения и поведения педагога в ДОУ»

  1. Подведение итогов семинара-практикума.

  1. Домашнее задание для членов творческой группы.

Цель семинара-практикума:

  • Обсудить различные точки зрения, которые позволят в итоге выработать единую позицию по вопросам ведения документации педагогов-наставников.

Задачи семинара-практикума:

  • Проанализировать уже имеющиеся документы педагогов-наставников, которые ведут работу в данный момент в дошкольных образовательных учреждениях.
  • Принять за основу основные пункты проекта ПОЛОЖЕНИЯ о наставничестве в ДОУ.
  • Разработать единый пакет документов, который должен быть у педагога-наставника.

Используемая литература.

  1. Стеркина Р. «Проблемы межпрофессионального общения в современном детском саду» - Дошкольное воспитание №8 – 2002 год.
  2. Афонькина Ю. «Как рождается профессиональное мастерство?» - Дошкольное воспитание №12 – 2002 год
  3. Шмонина Л.В., Зайцева О.И. «Инновационные технологии в методической работе ДОУ» , 2011 год
  4. Белая К.Ю. «Методическая деятельность в дошкольной организации», 2013 год
  5. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».

Семинар-практикум для педагогов-наставников

«СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА»

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника.

                                                                                                         И. Иманцуми

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

В последние годы появление в дошкольном учреждении молодого специалиста большая радость и головная боль, прежде всего для руководителя.  Поэтому основная задача и руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.

 Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих педагогов.

 Многолетний опыт  педагогического коллектива  позволяет наметить следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:

  1. Индивидуальные и групповые беседы администрации, педагогов - наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данного ОУ, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя детского сада.
  2. Создание в учреждении условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
  3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.
  4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других сфер деятельности).
  5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
  6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
  7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
  8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
  9.  Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.
  10.  Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.
  11.  Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.
  12. Организация индивидуального наставничества  (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: положение, приемлемые и наиболее рациональные формы, рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).
  13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.  

В работе старшего воспитателя можно выделить такое направление, как сопровождение деятельности начинающего воспитателя. Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:

  1. слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
  2. неумение применять на практике теоретические знания полученные в ходе обучения;
  3. недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

К перечисленным причинам можно отнести и невысокий статус профессии в обществе, а так же низкую оплату труда при психологической и социальной напряженности.

В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками ДОУ и в первую очередь старшим воспитателем.

Иной раз задаешься вопросом: «Почему в отдельных дошкольных организациях начинающие специалисты не задерживаются и уходят, а где-то руководитель с гордостью сообщает о том, что пополняет кадры только молодыми специалистами?»

Действительно, каждый руководитель по-своему решает кадровые вопросы, однако работа с молодыми специалистами требует профессионального подхода.

Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые 5-8 лет – это период становления молодого специалиста.

Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Старший воспитатель должен постараться создать такую систему сопровождения молодых специалистов. Которая помогла бы им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.

В практике работы ДОУ довольно распространены такие формы, как взаимопосещение и наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, консультации, семинары, практикумы, методические объединения, наставничество.

И вот, именно наставничество, считается наиболее одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе.

Наставничество можно рассматривать как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытного специалиста – наставника. Руководитель ДОУ, определяет наставником одного из педагога, обязательно учитывает его личностные и профессиональные заслуги и знания. Наставник назначается приказом заведующего.

К задаче наставника относится не только оказывать поддержку молодому специалисту, но и показывать своим примером качественный подход к работе с детьми. Наставничество уже доказало свою эффективность. За ним уже стоит опыт многих поколений.

Хочется напомнить, что в методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Вывод: такая система планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОУ, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования. Поэтому сегодня мы и обсудим как пример планы работы с молодыми специалистами. Потому что в понятия «профессионализм», «педагогическое мастерство» воспитателя вкладывают довольно большой объем содержания. Это прежде всего умения:

  • решать педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах;
  • привлечь внимание детей, заинтересовать их;
  • учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности;
  • в совершенстве владеть своим «орудием труда» - речью, словом;
  • иметь свою гражданскую позицию и отстаивать ее;
  • строить свои взаимоотношения с коллегами, родителями воспитанников, детьми.

Профессионализм приходит не просто с опытом, он зависит от личных способностей, интереса к делу и системе обучения.

Педагогическое мастерство предполагает наличие способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.

Все эти компоненты мастерства проявляются в действиях и поступках, в умении решать возникающие педагогические задачи, в способности организовывать педагогический процесс.

ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Общее положение
  2. Цели и задачи
  3. Организация
  4. Права
  5. Обязанности
  6. Взаимосвязь
  7. Ответственность
  8. Делопроизводство
  9. Заключительное положение

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА

Протокол № ____

заседания группы педагогов-наставников

муниципального дошкольного образовательного  учреждения

___________________________________

От ____________ 20__ г.

Присутствовало ________ человек.

Отсутствовало _________ человек (причина)

ФИО, должность

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________

Повестка дня

  1. ____________________________________________
  2. ____________________________________________

Выполнение решений предыдущего заседания.

По первому вопросу слушали _________________________________

Голосовали: «за» _____ «против» _____

Решили _____

По второму вопросу слушали ________________________________

Голосовали: «за» _____ «против» _____

Решили _____

По третьему вопросу слушали _______________________________

Голосовали: «за» _____ «против» _____

Решили _____

По четвертому вопросу слушали _____________________________

Голосовали: «за» _____ «против» _____

Решили _____

Решение:

Содержание

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

С решением ознакомлены: (подписываются все присутствующие), кто отсутствует так же знакомятся с рекомендациями и подписываются под ними, только другим числом.

Председатель __________/ ФИО

Секретарь __________/ ФИО

Старший воспитатель – Попсуйко Л.А..

Члены творческой группы.

ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ

на ____________________ учебный год

Молодой педагог ______________________________________________________________

Наставник __________________________________________________________________

Посещение НОД и режимных моментов

Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать

План мероприятий, необходимый для решения выявленных проблем

Тема для само-образовательной работы

СЕНТЯБРЬ

Знакомство с начинающим педагогом. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно-образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации.

ОКТЯБРЬ

Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т.д.)

- умение распределять деятельность детей;

- умение выявлять интересы и склонности детей;

- знание разных видов игр для детей данного возраста;

- умение общаться с родителями.

Индивидуальная консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в утренние часы».

Изучить необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности.

(Можно указать конкретно – какую).

Подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми данного возраста.

Посещение утренней гимнастики

- умение правильно подбирать комплексы упражнений;

- умение грамотно использовать приемы объяснения и показа.

Консультация «Организация утренней гимнастики (в данной группе)».

Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ.

Подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики (с мячом).

НОЯБРЬ

Посещение НОД по ОО «Коммуникация» (развитие речи).

- умение грамотно подготовить НОД;

- умение сопоставлять задачи и содержание НОД;

-  умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

- умение подвести итог НОД.

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по развитию речи»

Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей (данной группы).

(Можно указать конкретно – какую).

Посещение НОД по ОО «Познание» (ФЭМП).

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по ФЭМП».

Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником).

Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей (данной группы).

(Можно указать конкретно – какую).

ДЕКАБРЬ

Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем детей, гимнастика пробуждения, организация индивидуальной работы, игровой и самостоятельной деятельности, общение с детьми и родителями и т.д.).

- умение грамотно организовывать деятельность детей;

- умение управлять самостоятельной деятельностью детей;

- организация индивидуальной работы с детьми.

Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в вечерние  часы».

Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей.

Повторное посещение утреннего приема и утренней гимнастики.

- выполнение данных ранее рекомендаций;

- применение на практике полученных знаний.

ЯНВАРЬ

Посещение НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) и ОО «Познание» (конструирование).

- умение грамотно подготовить НОД;

- умение сопоставлять задачи и содержание НОД;

-  умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

- умение дать оценку техническим навыкам детей;

- умение подвести итог НОД.

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по рисованию».

Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником).

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по конструированию».

Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником).

Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей (данной группы), особенностей организации изобразительной деятельности (рисование).

Изучить методические рекомендации по развитию конструктивных навыков детей (данной группы), особенностей организации

данной деятельности детей.

ФЕВРАЛЬ

Посещение НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка, аппликация).

- умение грамотно подготовить НОД;

- умение сопоставлять задачи и содержание НОД;

-  умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

- умение дать оценку техническим навыкам детей;

- умение подвести итог НОД.

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по лепке».

Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником).

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по аппликации».

Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником).

Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей (данной группы), особенностей организации изобразительной деятельности (лепка, аппликация).

МАРТ

Посещение НОД по ОО «Познание» (ребенок и окружающий мир – природное окружение).

- умение грамотно подготовить НОД;

- умение сопоставлять задачи и содержание НОД;

-  умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

- умение дать оценку деятельности  детей;

- умение подвести итог НОД.

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по окружающему миру».

Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником).

Изучить методические рекомендации по организации НОД по ознакомлению детей с природным окружением.

Познакомиться с методической литературой (указать конкретно – с какой).

АПРЕЛЬ

Посещение прогулки.

- умение грамотно подготовиться к прогулке;

- умение сопоставлять задачи и содержание прогулки;

-  умение использовать разные методы и приемы для привлечения внимания детей;

- умение организовать и провести подвижную игру на прогулке с учетом погодных условий, сезонности, места проведения и т.д.

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки».

Наблюдения за проведением прогулки  у воспитанников другой группы (указать конкретно).

Изучить методические рекомендации по организации прогулки с детьми данного возраста.

Познакомиться с методической литературой (указать конкретно – с какой).

МАЙ

Повторное посещение НОД или режимных моментов (указать каких).

- умение применять полученные умения и навыки на практике

Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год (если в этом есть необходимость).

Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год.

 

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

КАК ПРИМЕР

Какие навыки и умения совершенствовались в течение года?

- умение грамотно и содержательно организовывать воспитательно-образовательную работу с детьми в утренние и вечерние часы;

- умение грамотно и содержательно организовывать прогулку с детьми;

-  умение методически грамотно проводить подготовку и организацию разных видов НОД;

- умение грамотно и своевременно использовать разнообразные методы и приемы в работе с детьми.

Результаты совершенствования.

- изучены необходимые методическое рекомендации (указать какие именно с указанием литературы);

- повысился уровень организации воспитательно-образовательной работы в утренние и вечерние часы, на прогулке;

- повысился уровень подготовки и организации НОД (можно указать в сравнении: что было – что стало).

Выявленные проблемы.

- недостаточно использует в работе сюжетно-ролевые игры, театрализованную и  досуговую  деятельность;

- опыт работы с родителями ограничен;

- недостаточен объем знаний о развивающей среде, ее содержании и значении.

(Если проблем нет – то строку не заполняем).

Задачи на следующий учебный год.

- повысить уровень владения методикой сюжетно-ролевых игр, театрализованной и досуговой деятельности;

- познакомить с разными формами работы с родителями;

- совершенствовать уровень знаний о развивающей среде (данной группы) и ее содержании;

- продолжать в течение года посещать НОД.

(При необходимости)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Микляева Н.В. «К проблеме формирования традиции наставничества в ДОУ» - Ребенок в детском саду – 2005 год, №1

  1. Сильченко М. Размышления на тему «Почему я выбрала профессию воспитателя» - Дошкольное воспитание – 2000 год, №5

  1. Афонькина Ю. «Как рождается профессиональное мастерство» - Дошкольное воспитание – 2002 год, №12

  1. Стеркина Р. «Проблемы межпрофессионального общения в современном детском саду» - Дошкольное воспитание – 2002 год, №8

  1. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

  1. Шмонина Л.В., Зайцева О.И. «Инновационные технологии в методической работе ДОУ» - Волгоград «Учитель» – 2011 год

  1. К.Ю. Белая «Методическая деятельность в дошкольной организации» - Библиотека журнала «Управление ДОУ» - Сфера, 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....