Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
проект (старшая группа) на тему

Мурзакаева Ирина Михайловна

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях

реализации ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях

реализации ФГОС ДО»

Мурзакаева Ирина Михайловна

Россия, г. Нижний Новгород

e-mail: mdoysad303@mail.ru

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Социокультурный проект  по направлению социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий»

Основание для разработки проекта

Формирование и  сохранение духовно-нравственного здоровья детей в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к духовно-нравственным, нравственно-патриотическим  ценностям в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и  с социокультурными институтами.

Основной разработчик проекта

Творческая группа МБДОУ № 303, заведующий Мурзакаева Ирина Михайловна,  под руководством Дрягаловой Е.А.. к.п.н., лауреата Правительства РФ в области образования, доцента кафедры педагогики и психологии  ГХИ ННГАСУ.

Сроки реализации проекта

2013-2017 г.г.

Цель

Выявление совокупности условий и их оптимальность для взаимодействия дошкольного учреждения, учреждений социокультурной сферы и семьи по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в микро - и макро социуме на основе здоровьесберегающих педагогических технологий; воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи

 

  • Разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста;
  •   Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
  •   Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края;
  •   Установить взаимодействие ДОУ с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами района и края в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста. 

Условия достижения целей проекта

Реализация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, а также с учреждениями социума для достижения цели проекта.

Реализация мероприятий данного проекта.

Предполагаемые результаты реализации проекта

1. Создание системы взаимодействия  с учреждениями социума для реализации задач нравственно – патриотическое воспитания детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий.

2.Внедрение научно-методических подходов к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, к созданию образовательного пространства в ДОУ и семье на основе здоровьесберегающих педагогических технологий.

 2. Воспитание детей (в результате проведенной работы): физически развитыми, эмоционально отзывчивыми, овладевшими средствами общения и способами взаимодействия с  взрослыми и сверстниками, соблюдающими элементарные общепринятые нормы и правила поведения, имеющими первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе, обладающими чувством гордости за свою Родину, за свой детский сад, семью, уважающие историю своей Родины.

Управление и контроль за реализацией проекта

Координация деятельности участников проекта осуществляется руководителем учреждения.

Адрес, контактный телефон

603035,г. Нижний Новгород, ул. Баранова, д.24

Тел/факс (831) 276-82-12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

  1. Введение
  2. Проблемно-ориентированный анализ.
  3. Цель и задачи.
  4. Методологические и теоретические основы.
  5. Взаимодействие с учреждениями социума.
  6. Этапы реализации проекта.
  7. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта. 

1.Введение.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

2. Проблемно-ориентированный анализ.

Анализ осуществляется по нескольким направлениям, одно из них – физическое развитие. Проблема сохранения здоровья является самой актуальной на сегодняшний день.

В детском саду ведется систематическая работа по  здоровьесбережению  воспитанников. Задача внедрения в воспитательно-образовательную работу здоровьесберегающих технологий решалась, прежде всего, посредством повышения компетентности педагогов. Кроме того, усилия педагогического коллектива были направлены на создание условий по внедрению ЗТ в работу с детьми. 

Закаливающие процедуры и мероприятия проходят с учетом состояния здоровья детей. Дети овладели навыками самооздоровления. Стали более уравновешенными и выдержанными.

         Речевое развитие – одна из важных задач ДОУ. Систематическое проведение индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий, различных дидактических игр и упражнений, заучивание стихов, использование методики ТРИЗ, занятия у логопеда, приносят результаты. Расширились знания об окружающем, дети научились делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, имеют представления о словообразовании.

           Суммируя оценки всех обследуемых сторон речи старших дошкольников, сделали вывод, что уровень речевой готовности детей к школе увеличился на 2,5 % по сравнению с прошлым годом. 

В целом уровень речевого развития детей стабилен, что подтверждают результаты диагностики:

-         высокий – 37,1 %;

-         средний – 51,5 %;

-         низкий – 11,4  %

Активизируя творческое мышление детей, направляя на поиск неизвестного, для овладения новыми знаниями педагоги используют в обучении проблемные ситуации. Дошкольники не только с большим желанием решают проблемы, но и самостоятельно выдвигают множество новых. Творческой группой создан банк проблемных ситуаций и вопросов по различным направлениям детской деятельности.

Анализ социально-коммуникативного развития воспитанников ДОУ

В дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка. Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важной составляющей социально-личностного развития является формирование личностно значимых мотивов: мотивов, связанных со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими; игровых мотивов; социальных мотивов, основанных на понимании социальных ситуаций; познавательных мотивов. Определяющую роль в социально-личностном развитии играет выстраивание иерархии мотивов. Это выводит на новый уровень произвольную регуляции эмоционально-волевой сферы.

В течение всего дошкольного детства ребенок учится управлять врожденной эмоциональностью, трансформировать ее в соответствии с требованиями социума и культуры. Социокультурная среда является источником, амплифицирующим развитие личности; совместная деятельность и общение - движущей силой. При этом предполагается, что ребенок выступает как субъект социальных отношений, прежде всего, в игровой деятельности. Она является для ребенка не только способом развития символического мышления, но и необходимой социальной практикой. В процессе общения возникает необходимость социальной ориентации, т. е. ориентации на другого. Поэтому процесс общения является основным звеном детерминации социально-эмоционального развития ребенка.

Новый уровень произвольной регуляции, обеспечивающей произвольность всех сфер развития ребенка, приобретает дополнительные, приоритетные акценты только к «околосемилетнему» возрасту, формируя социальную готовность ребенка к школе. Социальная готовность выступает как компонент так называемой «школьной зрелости» или одного из элементов личностной готовности.

            Таким образом, в результате проблемно-ориентированного анализа выявлено:

- есть дети с нарушениями в поведении и социально-личностном развитии, у них повышен уровень тревожности, занижена самооценка;

нет системы и последовательности в ознакомлении детей с историческим прошлым России, с защитниками Отечества;

 - недостаточный уровень знаний и представлений о родном городе, о некоторых профессиях;

- недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье;

в некоторых группах не выполняются следующие требования к организации предметно-развивающей среды: динамичность среды и функциональность предметов.

На основе проблемного анализа определена приоритетная цель развития ДОУ, связанная с нравственно-патриотическим воспитанием.

3. Цели и задачи

Цель: выявление совокупности условий и их оптимальность для взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в микро - и макро социуме на основе здоровьесберегающих педагогических технологий; воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей

 Задачи:

  • Разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста;
  •   Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
  •   Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края;
  •   Установить взаимодействие ДОУ с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами района и края в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста. 

4. Методологические и теоретические  основы:

Методологические основы:

Методологической основой проекта является концепция культурно-исторического развития психики (Л.С. Выготский); системный подход к изучению личности (Б.Г. Ананьев, А.Е. Личко, В.С. Мерлин, В.М. Мельников, В.А. Петровский, К.К. Платонов и др. - в отечественной науке; Р. Кеттел, К. Леонгард, А. Маслоу и др. - в зарубежной психологии); концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург и др.); концепция интегральной природы (сущности) человека (Ю.А. Лебедев, В.В. Орлов, Л.В. Филиппова).

Теоретические основы:

Теоретическую основу проекта составляют : концепции социализации личности в отечественной психолого-педагогической и социологической литературе (К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Андреенкова, Г.М. Андреева А.Г. Асмолов, С.В. Дармодехин, И.С. Кон, А.И. Кравченко, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Б.Д. Парыгин, Д.И. Фельдштейн и др.)

 Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство - незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития

ФГОС ДО  предполагает социально-коммуникативное развитие ребенка, где ключевым является нравственное воспитание: 

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • Развитие общения взаимодействия ребенка со сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной  деятельности со сверстниками
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда  и

     творчества

  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

        

5. Взаимодействие с учреждениями социума

Социальный партнер

Характер и содержание деятельности

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Гуманитарно-художественный факультет» кафедра педагогики и психологии

Научное-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, инновационной деятельности ДОУ, консультации научного руководителя Дрягаловой Е.А., к.п.н, лауреата  премии Правительства РФ в области образования, доцента кафедры педагогики  и психологии ГХИ ННГАСУ

МБОУ средняя общеобразовательная  школы № 172

Преемственность в образовании, сотрудничество с театральной школьной студией «Горизонт», показ спектаклей, экскурсии, походы в СОШ №172

Детская библиотека им. Даля

Совместная деятельность по организации и проведению тематических бесед, экскурсий, игровых и занимательных мероприятий. Заседание клуба «Вместе весело читать»

Музей истории и культуры Московского района

Тематические занятия дошкольников старшего возраста в старших группах и подготовительной группе с целью художественно-эстетического  развития, знакомство с прикладным искусством

Дворец  культуры им. С. Орджоникидзе

Проведение развлечений по правилам дорожного движения, кукольных спектаклей,   участие в новогодних утренниках и игровых программ для выпускников детского сада и их родителей. Выступление дошкольников на сцене Дворца культуры им. С. Орджоникидзе культуры с музыкальными номерами в праздничных концертах

Детская художественная школа №2

Обеспечение учреждения наглядной информацией (творческие работы воспитанников  ДХШ №2) художественно-эстетического направления; участие в совместных тематических выставках и мероприятиях

Приход храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Нижегородской митрополии

Проведение культурно-досуговых мероприятий, участие в выставках, смотрах-конкурсах различного уровня

участие в новогодних утренниках и игровых программ для выпускников детского сада и их родителей

Детская поликлиника

Профилактические осмотры детей, организация мероприятий для родителей воспитанников по профилактике заболеваемости.

Театр кукол «Добрая сказка»

Организация представлений для детей с духовно- нравственной тематикой.

Такое взаимодействие способствует быть воспитанникам  успешными в современном демократическом обществе, обладать социальными умениями и навыками.

6.    Этапы реализации проекта

   На первом этапе (2013-2014 г.г.) осуществлялся:

  • анализ научно-педагогической, философской, психологической, социологической и методической литературы;
  • проведен анализ воспитательно-образовательной деятельности  ДОУ, выявлены проблемы (затруднения педагогов в вопросах) и противоречия по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • обоснована актуальность проблемы , разработан понятийно-терминологический аппарат и определена рабочая творческая группа;
  • определены основные подходы к разработке системы педагогического обеспечения формирования нравственно-патриотических качеств через ознакомление с историей и культурой родного края при  взаимодействии с семьей на основе здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • определена работа с  родителями воспитанников ДОУ в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

На втором этапе реализации проекта (2014-2016гг.)

  • созданы педагогические условия, необходимые для обеспечения эффективности процесса развития нравственно-патриотических чувств;

 разработана программа педагогического обеспечения этого процесса в условиях ДО;

  • изучены особенности взаимодействия с родителями  в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств;
  • формирование  пакета диагностических методик и мониторинговых мероприятий, включая анкетирование педагогов, детей и родителей ДОУ;
  • проведение  семинаров, практикумов, открытых просмотров по тематике проекта;
  • установление тесного сотрудничества с социальными партнерами

На третьем этапе (2016-2017гг.) планируем:

  • отслеживание динамики развития каждого ребенка в познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной деятельности, в формировании личностных качеств дошкольников
  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах:

-значения нравственно-патриотического воспитания в развитии ребенка

-активизация участия семьи в работе МБДОУ№303 по проблеме социально-коммуникативного развития детей

-выявление и обмен позитивным опытом семейного воспитания в данном вопросе

  • завершение статистической обработки и интерпретация

 результатов мониторинговых мероприятий;

  • анализ и систематизация результатов деятельности
  • оформление материалов накопленного педагогического опыта
  • подготовка к печати методического пособия по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей на основе здоровьесберегающих педагогических технологий

7.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Ожидаемые результаты у воспитанников ДОУ

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  • элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах, истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края;
  • ценностное отношение к России, своему народу;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

1.Разработка  и апробирование перспективных планов работы, конспектов занятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей – дошкольников по темам: «Знатоки родного края», «Моя семья», «Наши праздники»

2.Организация работы с родителями по выбранным направлениям экспериментальной работы: Круглый стол «Мы патриоты», «Славные защитники земли русской», семейные праздники «Презентация семьи» - знакомство с укладом и бытом семьи, положительный опыт семейного воспитания, участие в совместных мероприятиях детского сада: создание мини – центра, проведение праздников и экскурсий.

3.Создание методического и практического материала по мини – проектам: «Детский сад – моя семья», «Дети в мире искусства родного края», Воинская слава «Герои в каждой семье», мини-центр «Русская изба»

4.Расширение и пополнение мини – центра русского быта в условиях предметно – развивающей среды старшей группы №12

5.Изготовление альбомов и пособий по приобщению детей к русской национальной культуре.

6.Распространение положительного опыта в ДОУ и районе: размещение материалов из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию на сайте ДОУ и в печатных изданиях.

7. Тесное взаимодействие с учреждениями социума на основе договоров о сотрудничестве и совместных планов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

"Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры"

laquo;Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти.Это означает, что его лишают…возможности брать пример с людей, живших в прошлом.Чувство истории очень важно, и его надо ...

доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

laquo;Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...

План педсовета на тему: "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ".

Разработка плана проведения педагогического совета по теме:"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ",с темами выступления педаг...

«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...