"Руководство проектной деятельностью педагогов"
консультация на тему

Красникова Алёна Андреевна

Раскрыта суть педагогического проектирования. Представлены объекты, виды, уровни педагогического проектирования. Раскрыты уровневые характеристики умений педагогического  проектирования. Приведены примеры проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Руководство проектной деятельностью педагогов»

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. 

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. 

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. 

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования. 

Внедрение в практику работы проектного метода в ДОУ необходимо начинать с организации работы с педагогическими кадрами. В частности с диагностики умений педагогического проектирования :

  1. Анкета определения интереса и мотивации педагогического проектирования
  2. Анкета «Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
  3. Экспресс-опрос педагогов «Ваше мнение»
  4. Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика
  5. Индивидуальная карта экспертной оценки умений педагогического проектирования

Метод проекта предполагает повышение качества работы в образовательном пространстве ДОУ:
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повышение активность и творческо-поисковой деятельности всего педагогического коллектива;
- сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;
- пополнение программно – методическое обеспечение.

Виды педагогического проектирования в образовании (В.И.Слободчиков).

В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:

социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;

психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;

образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

        

  1. Социально-педагогическое:
  • концепции и программы их развития
  • модели, структуры и т.д.
  1. Педагогическое проектирование:
  • воспитательно-образовательного процесса
  •  предметно-развивающей среды ДОУ
  • планов, программ и т.д.
  1. Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов:
  • конспекты игр, занятий
  • сценарии праздников, досугов
  • проекты совместной деятельности (педагоги, дети, родители)

Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий.  Можно отметить, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта  педагогического проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях 

Уровни педагогического проектирования

Концептуальный

Концепция деятельности ДОУ, модель и проект результата. Стратегический план, программа развития

Содержательный

Устав ДОУ, Положения, Программы, годовые планы, сценарии, обобщение педагогического опыта

Технологический

Планы, расписание, предписания-рекомендации, алгоритмы различных видов деятельности

Процессуальный

Реализация ранее подготовленных проектов

Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения.

Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, технология построения ситуации личностно ориентированного обучения, методика коллективного творческого дела).

Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению. (Определенные дидактические или программные средства, методические разработки отдельных занятий, сценарий проведения праздника и др.)

При организации проектирования педагогической деятельности можно выделить уровни реализации данного метода.

Репродуктивный уровень

  • Предполагает использование образцов, шаблонов, алгоритмов копирования деятельности другого человека.
  • Реализуется в процессе профессиональной подготовки педагога

Продуктивный уровень

  • Включаются элементы самостоятельного подбора и разработки отдельных средств обучения
  • Направлена (для данного педагога) на новый результат. В данном случае она инновационная

Творческий уровень

  • Предполагает самостоятельную разработку технологического процесса и способов его реализации с учетом личностных особенностей детей и педагога

Уровневые характеристики умений педагогического  проектирования

Высокий ( продуктивный)

  • Ярко выраженный интерес и устойчивая мотивация к проектированию
  • Знание теоретических основ и технологии проектной деятельности
  • Осознанность, результативность проектирования, самостоятельность, ответственность за конечный результат, творческая активность

Средний (репродуктивный)

  • Интерес к проектной деятельности
  • Выполнение проектирования с использованием алгоритмических предписаний
  • Осуществление процессуальной и технологической ступени
  • Затруднения в содержательном и концептуальном проектировании

Низкий (адаптивный)

  • Интерес и мотивация к педагогическому проектированию не проявляются
  • Знания теоретические и технологий неполные
  • реализация проекта осуществляется неуверенно
  • Рефлексия проектной деятельности осуществляется под контролем

Работая над проектом, педагоги должны знать его основные структурные элементы: титульный лист, эпиграф, цель, проблемные вопросы, аннотация, тип проекта, гипотеза и задачи, этапы реализации, выводы и результативность, информационные ресурсы.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

На данном этапе работы педагогу необходимо:

  • Определить направления своей деятельности, реализация которой будет осуществляться на основе проектирования;
  • Поставить перед собой проблему, на основе  противоречия между желанием его работать в творческом режиме и несоответствием уровня его профессионального мастерства по приоритетному направлению деятельности;
  • Необходимо интегрировать свою деятельность с деятельностью коллег, проявивших интерес к теме проекта, сформировать на этой основе творческую группу педагогов;
  • Разработка мини-программ педагогами творческой группы для решения обозначенной проблемы;
  • Выбор форм и методов реализации мини-программ в процессе проектной деятельности;
  • Принятие решение о разработке проекта и определение срока его введения в действие.

II этап - рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

III этап - практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
  • участие в городском конкурсе педагогических проектов.

IV этап - заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Примерные проекты в работе с кадрами:

  1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  7. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  8. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

Литература по теме консультации:

  1. Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Метод.пособие. – М.:ТЦ «Сфера», 2007
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. сост. Л.С.Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006
  3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. 
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  5. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 
  6. БлизнецоваВ.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , 2009, № 9
  7. Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ// Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1.
  8. Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А. Проектирование летнего отдыха дошкольников с семьей// Управление ДОУ. Научно-практический журнал. 2004 №2.
  9. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1.
  10. Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Руководство проектной деятельностью педагогов Красникова А.А. заместитель заведующей по ВиМР МДОУ ЦРР – Детский сад№49

Слайд 2

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.

Слайд 3

Диагностика умений педагогического проектирования Анкета определения интереса и мотивации педагогического проектирования Анкета «Выявление уровня владения педагогами проектным методом» Экспресс-опрос педагогов «Ваше мнение» Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика Индивидуальная карта экспертной оценки умений педагогического проектирования

Слайд 4

Виды педагогического проектирования в образовании ( В.И.Слободчиков ): Социально-педагогическое концепции и программы их развития модели, структуры и т.д. Педагогическое проектирование : воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды ДОУ планов, программ и т.д. Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов : конспекты игр, занятий сценарии праздников, досугов проекты совместной деятельности (педагоги, дети, родители)

Слайд 5

Уровни педагогического проектирования Концептуальный Концепция деятельности ДОУ, модель и проект результата. Стратегический план, программа развития. Содержательный Устав ДОУ, Положения, Программы, годовые планы, сценарии , обобщение педагогического опыта Технологический Планы, расписание, предписания-рекомендации, алгоритмы различных видов деятельности Процессуальный Реализация ранее подготовленных проектов

Слайд 6

Уровни реализации проектирования Репродуктив-ный уровень Предполагает использование образцов, шаблонов, алгоритмов копирования деятельности другого человека. Реализуется в процессе профессиональной подготовки педагога Продуктивный уровень Включаются элементы самостоятельного подбора и разработки отдельных средств обучения Направлена ( для данного педагога) на новый результат. В данном случае она инновационная Творческий уровень Предполагает самостоятельную разработку технологического процесса и способов его реализации с учетом личностных особенностей детей и педагога

Слайд 7

Структурные элементы оформления проекта титульный лист, эпиграф, цель, проблемные вопросы, аннотация, тип проекта, гипотеза и задачи, этапы реализации, выводы и результативность, информационные ресурсы.

Слайд 8

Работа над проектом происходит в несколько этапов: I этап – организационно-подготовительный: подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; пополнение предметно-развивающей среды; подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей. II этап - рефлексивно-диагностический: анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта; выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Слайд 9

III этап - практический: коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте; определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога; реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка; обобщение и распространение опыта работы; защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ; участие в городском конкурсе педагогических проектов. IV этап - заключительный: анализ достижения целей и полученных результатов; определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Слайд 10

Примерные проекты в работе с кадрами: «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа); «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб); «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги); «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты); «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования); «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока).

Слайд 11

Таким образом , освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство инновационной деятельностью педагогов.Формирование перцептивного моделирования у детей старшего дошкольного возраста».

        Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструиров...

Методическое руководство проектной деятельностью

    Ни для кого не станет открытием тот факт, что в начале XXI века для российского образования наступило время перемен, основными итогами которого сегодня являются: обеспечение вариа...

Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью"

Изучение вопросов  о развитии  проектной деятельности  в дошкольных образовательных учреждениях  в современных исследованиях представлено недостаточно. На сегодняшний день существу...

Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"

В работе представлены теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в ДОУ и практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельност...

Консультация для педагогов " Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Данный материал поможет педагогам в осуществлении проектной деятельности....

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

«Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении».

Методическое руководство проектной деятельностью в ДОУ - это процесс повышения компетентности и мастерства, достижение качественно высоких результатов образовательного процесса...