Интегративный подход к организации РППС в ДОУ.
презентация на тему

Выступление на региональном семинаре воспитателей  "Игровые формы организации НОД". Доклад сопровождается презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегративный подход к организации предметно-развивающей среды ДОУ . Старший воспитатель МБДОУ № 3 Закирова Н. А.

Слайд 2

Игровые формы организации НОД : Комплексные и интегрированные НОД Тематическая НОД Игры-путешествия Игры-приключения КВН, игры-конкурсы Занятие-сказка Игры-драматизации Игры-эксперименты Досуги, праздники, развлечения Сюжетно-ролевые, дидактические игры Проектная деятельность

Слайд 3

Игры-эксперименты Интегрированные НОД

Слайд 4

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 5

Проектная деятельность

Слайд 6

Центры развития активности детей в группах. Познание - Центр сенсорного развития - Познавательный центр, центр экспериментирования - Центр конструктивной деятельности - Центр национальной культуры Чтение художественной литературы Коммуникация Социализация Безопасность Музыка Образовательная область Центры активности Интеграция ОО Чтение художественной литературы - Книжный центр (библиотека) Познание Социализация Музыка Здоровье

Слайд 7

Центры развития активности детей в группах. Коммуникация - Центр речевого развития Социализация Безопасность Чтение художественной литературы Познание Труд Физическая культура Труд - экологический центр Познание Социализация Безопасность Коммуникация

Слайд 8

Центры развития активности детей в группах. Физическая культура - физкультурный центр Коммуникация Познание Музыка Здоровье Социализация Безопасность Безопасность, Здоровье - Центр «ПДД», «ОБЖ» Познание Здоровье Чтение художественной литературы

Слайд 9

Центры развития активности детей в группах. Художественное творчество - Центр изобразительной деятельности Познание Чтение художественной литературы Коммуникации Ручной труд Музыка - Центр музыкально-театрализованной деятельности Познание Чтение художественной литературы Социализация Физическая культура Социализация - Центр сюжетно-ролевых игр Познание Чтение художественной литературы Труд Коммуникации Безопасность

Слайд 10

Сюжетно-ролевые игры.

Слайд 11

Насыщенность среды

Слайд 12

Насыщенность среды

Слайд 13

Игры для мальчиков

Слайд 14

Игры для девочек

Слайд 15

Центры экспериментирования

Слайд 16

Познавательные центры

Слайд 17

Речевые центры

Слайд 18

Приёмные групп

Слайд 19

Приёмные групп

Слайд 20

Физическое развитие

Слайд 21

Татарский кабинет

Слайд 22

Кабинет психолога

Слайд 23

Музыкальный зал

Слайд 24

Музыкальный зал

Слайд 25

Спасибо за внимание .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Эллюки»

Выступление на региональном семинаре для воспитателей,

работающих по программам «Тропинки», «Предшкольная пора»,

на тему «Игровые формы организации НОД».

Тема:

«Интегративный подход к организации

предметно-развивающей среды в ДОУ»

        Подготовила:

старший воспитатель

МБДОУ № 3

Закирова Н. А.

г. Наб. Челны, 2013 год

                   Интегративный подход  к организации предметно-развивающей среды ДОУ. 

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено  на решение основных  задач.

  • сохранение здоровья ребенка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида

  деятельности дошкольника.

Игровая форма проведения НОД является одной из интересных и эффективных форм образовательной деятельности. Основное воспитательно-развивающее значение игровых НОД в том, что они служат естественной формой передачи детям 

необходимого объема знаний. Сюжетно-игровая форма проведения НОД  способствует тому, что в процессе игры дети проявляют интерес и творчество. Использование сказочных сюжетов, игровых персонажей способствует повышению интереса дошкольников к выполнению различных заданий, активному и творческому освоению детьми программы. У ребёнка - целостное восприятие мира, поэтому ему ближе такая форма проведения НОД, где все элементы «спрятаны» в весёлые игры, все задания образуют единое игровое пространство. Игровая форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут  быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, приход «гостей».

В нашем детском саду на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий (НОД) по различным направлениям на основе единого комплексно-тематического планирования.  

Игровые формы организации НОД :    

  • Комплексные и интегрированные НОД                  
  • Тематическая НОД                                                      
  •    Игры-путешествия    
  •    Игры-приключения        
  •    КВН,  игры-конкурсы
  •    Занятие-сказка
  •    Игры-драматизации
  •    Игры-эксперименты                                                  
  •    Досуги, праздники, развлечения                              
  •    Сюжетно-ролевые, дидактические игры          
  •     Проектная деятельность         Слайд – 3 шт.

         В результате совместной деятельности педагогов, работающих по программам «Тропинки» и «Предшкольная пора» выпущено методическое пособие - сборник конспектов «Тропинками успеха».

        Для эффективной реализации образовательных задач необходимо создание в ДОУ определённых условий, требований, прежде всего  - к предметно-развивающей среде групп и ДОУ в целом. Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми требованиями к её организации, обозначенных  в ФГТ и ФГОС.  Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС  строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

          При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход  к организации предметно-развивающей (игровой) среды ДОУ. Инновационность подхода к организации игровой среды определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных  ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

     Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров (зон), в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде. –Слайд- -4 шт.

                        Центры развития активности детей в групповых помещениях

Образовательная область

Центры активности

Интеграция образовательных областей

Познание

-   Центр сенсорного развития

 -  Познавательный  центр, центр   экспериментирования  

 - Центр конструктивной деятельности

 - Центр национальной культуры

  • Чтение художественной литературы. 
  • Коммуникация.
  • Социализация.
  • Безопасность.
  • Музыка.

Чтение художественной литературы

    -   Книжный центр (библиотека)

  • Познание
  • Социализация
  • Музыка
  • Здоровье

Коммуникация

   -   Центр речевого  развития

  • Социализация
  • Безопасность
  • Чтение художественной литературы
  • Познание
  • Труд 
  • Физическая культура

Физическая культура

    -   физкультурный центр

  • Коммуникация
  • Познание 
  • Музыка 
  • Здоровье
  • Социализация 
  • Безопасность 

Безопасность, Здоровье

    -   Центр «ПДД», «ОБЖ»

  • Познание
  • Здоровье
  • Чтение художественной литературы 

Труд

- экологический центр

  • Познание
  • Социализация
  • Безопасность
  • Коммуникация

Художественное творчество

- Центр изобразительной деятельности

 

  • Познание
  • Чтение художественной литературы
  • Коммуникации
  • Ручной труд

Музыка

- Центр музыкально-театрализованной деятельности

  • Познание
  • Чтение художественной литературы
  • Социализация
  • Физическая культура

Социализация

-   Центр сюжетно-ролевых игр

  • Познание
  • Чтение художественной литературы
  • Труд
  • Коммуникации
  • Безопасность

      Выставка СРИ    Слайд СРИ – 1 шт.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить: 
              1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям

детей и содержанию Программы. Образовательное пространство  групп  оснащено средствами обучения (в том числе техническими – муз центр, магнитофон, DVD-плейер, ТВ), соответствующими материалами – дидактическим, игровым, спортивным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы), который обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников. Тем не менее остаётся проблема оснащения групп ИКТ, крупными игровыми модулями, приобретение которых предусматривает значительных финансовых затрат.   – Слайд – 2 шт.

  1. При создании игровой среды необходимо соблюдение гендерного подхода к ей организации (за счёт расстановки мебели), для мальчиков – игрушки военной тематики. Слайд-2 шт.

 В старших группах для детских игр задействовано пространство не только групповых, но и спальных комнат (уголки уединения).

  1. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной  деятельности. Слайд-4.
  2.  Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
  3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  4. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо

учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

  1. Пространство группового помещения должно быть полифункционально, т.е. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм; наличие полифункциональных предметов (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления).
  2. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  3. Соблюдение принципа доступности и безопасности игровой и предметно-пространственной среды.
  4. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от

возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Немаловажное значение при организации развивающей среды группы имеют приёмные-центры активного взаимодействия  с родителями. Благодаря творческому подходу воспитателей приёмные групп выглядят уютно и привлекательно. Дети принимают непосредственное участие в их оформлении. Слайд -2 шт.

          Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения оформлена  с учётом ФГОС, СанПин и ТБ, ежегодно совершенствуется и дополняется Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, залов (музыкального, физкультурного), и более динамичной, например, оформление зала, групповой, холла для какого-то конкретного праздника, досугового мероприятия, на время постановки сказки, организуются творческие выставки для родителей.

Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей, помимо физкультурных центров в группах, в детском саду имеются такие образовательные зоны как спортивный зал, бассейн, спортивная    площадка. Слайд -1.

Для познавательно-речевого развития в ДОУ оборудован кабинет по обучению детей татарскому (русскому) языку,  создан мини-музей для ознакомления детей с особенностями быта татарского народа.  В кабинете татарского языка оформлена стена со съёмными элементами, что повышает интерес детей к процессу обучения. В связи с принятием закона «Об изучении государственных языков РТ» с использованием УМК для более качественного усвоения тат. языка возросла необходимость проведения интегрированной НОД в игровой форме. Слайд-1.  Воспитатели татарского языка отмечают более развитое мышление и мелкую моторику рук у ст. дошкольников «тропиночных» групп. Для воспитания  начал экологической культуры, навыков элементарной трудовой деятельности функционирует зимний сад.

Для коммуникативно-личностного развития – оборудован кабинет психолога,  зона для обучения дошкольников ПДД. Слайд -1.

Для художественно-эстетического развития функционирует музыкальный зал, оборудована отдельная театральная зона. Музыкальный зал-гордость дет. сада,. Его  оформлению придаём особое значение. Слайд-2.

Такие помещения, как лестницы и холлы оборудованы с учетом специфики педагогической работы групп. Так, в детском саду есть «татарский» холл, где размещаются группы с татарским языком обучения и кабинет тат. языка. В интерьер этого холла гармонично включен уголок «Мой край», где стена оформлена в виде карты РТ.

Проходя по лестнице, ребенок настраивается на определенный лад, внутренне готовится к предстоящему занятию. Поднимаясь в «тропиночный» холл дети упражняются в счёте, а для родителей вывешена информация об экономическом образовании детей.

           Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 

           Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия  участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...

Интегративный подход к организации образовательного процесса

статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...

Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей

Центры развития активности детей в групповых помещенияхОбразовательная областьЦентры активностиИнтегративная направленность деятельности центраПознавательно-речевое направление развития детейПознаниеИ...

Презентация "Интегративный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности в центрах активности группы и на свежем воздухе"

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ  АКТИВНОСТИ ГРУППЫ И НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ....

Интегративный подход в организации занятий по математике.

Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономер­ных связей и отношений этого мира....

«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...