Внутренний контроль как механизм обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
статья на тему

Балабенкова Нина Сергеевна

Внутренний контроль как механизм обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Внутренний контроль как механизм обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В деятельности руководителя дошкольной образовательной организации все управленческие функции являются важными и значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приведет к сбою во всем управлении. В то же время особое значение мы придаем контролю, в результате которого обеспечивается совершенно необходимая для управления обратная связь, без которой управление «слепо» и становится в принципе невозможным; именно контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Контроль необходим в дошкольной организации не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, но и для стимулирования успешной деятельности педагогов, выявления лучшего педагогического опыта.

К осуществлению контроля в дошкольной образовательной организации предъявляются следующие требования:

  • Создание единой системы контроля за всеми направлениями воспитательно-образовательной работы детского сада;
  • Планирование контроля – тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и обучению в тесном единстве, в одном педагогическом процессе;
  • Выявление в процессе контроля причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
  • Своевременность контроля, а значит, и его действенность;
  • Вскрытие и считывание обстоятельств, приведших к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, оценивание всей педагогической деятельности коллектива, не ограничиваясь отдельными фактами;
  • Контроль должен заканчиваться гласным подведением итогов;
  • Выявление достоинства и педагогической эффективности труда педагогов, работы коллектива, установление не только результатов, но и особенностей самого процесса труда;
  • Обязательное выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения контроля.

Таким образом, контроль должен быть целесообразным, систематическим, оперативным, коллегиальным, объективным.

Учитывая эти требования, руководитель дошкольной образовательной организации прежде всего формирует цели внутрисадовского контроля. Они не совпадают с целями управления детским садом, они лишь способствуют достижению высоких результатов деятельности дошкольной образовательной организации. В рамках управленческого цикла контроль следует за планированием, организацией, его целью. Цели по содержанию контроля могут быть организованы с учётом различных аспектов деятельности детского  сада: организационно-педагогические, педагогические, финансово-хозяйственные и другие. Выбор целей контроля зависит от общих задач, которые решаются дошкольной организацией в учебном году, от объективной оценки состояния воспитательно-образовательного процесса, от уровня мастерства педагогического коллектива, от продолжительности работы руководителя детского сада в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее сам контроль. Чтобы быть эффективным, контроль должен также отвечать и общим принципам.

  1. Принцип  стратегической  направленности   контроля.   Эффективный

 контроль должен отражать и поддерживать общие цели дошкольной образовательной организации.

  1. Принцип   соответствия   делу.    Контроль   должен   соответствовать

контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

  1. Принцип    нормативов.     Обязательным    условием    эффективности

контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения нормативов. Необходимо найти простой  и  конкретный способ  определения степени запланированных задач. Поскольку контроль осуществляется человеком, он неизбежно подвергается влиянию личностных факторов. Фактическое положение дел может восприниматься в самом различном свете в зависимости от личности контролирующего, следовательно, необходимо разработать чёткие  и объективные критерии проверки качества работы, которые будут убедительны и для контролируемых.

  1. Принцип контроля по критическим  точкам.  Эффективный  контроль

требует полного внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана. Как правило, руководителю нет необходимости проверять всё до мелочей, необходимо убедиться лишь, что планы выполняются. Следовательно, внимание сосредоточивается лишь на узловых моментах деятельности, по которым можно определить, имеются ли отклонения от планов.

  1. Принцип    существенных    отклонений.    Эффективность    контроля

повышается, если внимание сосредоточивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных, более мелкими можно пренебречь. Руководители должны заниматься лишь существенными отклонениями в лучшую или худшую сторону.

  1. Принцип действия. Контроль оправдан лишь тогда,  когда  отклонения

от планов подвергаются корректировке.

  1. Принцип   своевременного   контроля.    Своевременность    контроля

заключается в определённой частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала определяется с учётом содержания основного плана, времени, в течение которого протекают мероприятия по контролю, затрат на проведение проверки и распространение полученных результатов.

  1. Принцип простоты контроля.  Простейший контроль,  с точки зрения

тех целей, для которых он предназначен, - это наиболее эффективный способ контроля. Простейшие методы требуют меньших усилий и более экономичны. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих её.

  1. Принцип экономичности контроля.  Любой контроль, который требует

больше, чем даёт для достижения целей, направляет работу по ложному пути.

Контроль является заключительной важной частью управления, служит средством обратной связи, является базой для принятия управленческих решений. Однако руководителям образовательной организации крайне важно помнить, что контроль не самоцель, а лишь один из этапов работы с сотрудниками наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой. До недавнего времени контроль сводился к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков, факторов. Сегодня же контроль становится всё более полифункциональным.

Основные функции контроля:

  1. Информационная   (постоянное   информирование   всех   участников

 контроля о его результатах).

  1. Диагностическая.
  2. Оценочная.
  3. Развивающая.
  4. Обучающая.
  5. Воспитывающая  (формирование  сознательной  дисциплины  членов

 коллектива).

  1. Стимулирующая     (побуждение      сотрудников     к     преодолению

 затруднений).

  1. Консалтинговая (консультирующая).
  2. Коррекционная  (дидактическая  коррекция   учебно-воспитательного

процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной деятельности педагога в сторону саморазвития).

  1. Ориентационная (ориентация педагогического коллектива на  решение

целей и задач дошкольной организации, на устранение тех проблем, которые имеют  место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов).

  1. Аналитическая (психолого-педагогический  анализ  образовательного

процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы; выявление причинно-следственных связей).

  1. Функция обратной связи.
  2. Мотивационная (формирование  ценностного отношения  коллектива к

поставленным задачам).

Руководитель должен помнить, что контроль превращается в функцию управления лишь в том случае, если данные контроля послужат основой для функции регулирования и коррекции, которая должна привести к улучшению результатов функционирования и развития дошкольной организации.

Для контроля за различными объектами и участками работы детского сада используются разнообразные формы и методы. Можно выделить две основные группы форм контроля:

  1. Использующиеся для проверки образовательного и других процессов

 жизнедеятельности детского сада;

  1. Специальные формы контроля за состоянием воспитательно-образовательного процесса.

Контроль за функционированием и развитием ДОО можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля.Внешний контроль (мониторинг) включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОО – педагогический процесс, его содержание и результаты.

В зависимости от того, на каком этапе своего выполнения контролируется работа, различают предварительный, текущий (оперативный) и заключительный (итоговый или результирующий) контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его  смысл состоит в предупреждении возможных сбоев ещё до начала процесса и в обеспечении условий для успешного выполнения намеченного. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе педагогов при введении новой образовательной программы, иных форм деятельности; его  смысл в профилактике возможных недоработок, отборе наиболее рациональных  методов работы, повышении уровня управления.

Текущий (оперативный) контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, выявление состояния работы педагогического коллектива на каком-либо этапе, в какой-либо момент. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных. Он может носить выборочный характер и включать  проверку работы отдельных сотрудников.

Заключительный (итоговый или результирующий) контроль проводится после того, как работа выполнена, подводит итоги за определённый период времени: квартал, полугодие, год. Задача этого контроля – выявить степень достижения цели, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Заключительный контроль даёт возможность оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки.

Ко второй группе форм контроля относятся следующие виды контроля воспитательно-образовательного процесса: фронтальный и тематический.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку учебно-воспитательной работы в одной группе в течение  нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы в целом, даёт материал для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить, на что должна быть направлена помощь. В процессе фронтального контроля изучается работа всех педагогов, работающих в группе, выясняется, если преемственность в их работе, единство требований. Фронтальная проверка как основной вид контроля позволяет установить, насколько правильно осуществляются процессы развития и воспитания детей, взаимосвязи различных видов деятельности. Фронтальный контроль проводится в любое время года, продолжительность его от трёх дней до недели.

Целью тематических проверок является изучение выполнения программы по конкретным разделам. В ходе их устанавливается, как выполняются нормативные документы, как идёт работа по решению задач годового плана, как устраняются выявленные за прошедший учебный год недочёты в воспитательно-образовательной работе, насколько эффективно педагоги используют рекомендации методических объединений, консультаций, лучший опыт, представленный на открытых просмотрах в школах передового  педагогического опыта. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от цели контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех группах.

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию в детском саду, различают такие формы контроля, как административный контроль, коллективный контроль, взаимоконтроль, а также самоконтроль.

Контроль, осуществляемый руководством дошкольного образовательного учреждения, называют административным. Он может быть как стихийно-административным, так и планово-административным.

Как правило, заведующий детским садом значительный объём функций делегирует своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнение закона Российской Федерации «Об образовании», состояния санитарно-гигиенических условий, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и здания детского сада, ведения документов строгой отчётности.

В ведении заместителей заведующего дошкольным образовательным учреждением находятся определённые процессы функционирования и их непосредственные исполнители. Они контролируют выполнение образовательных программ, режима, нерегламентированных видов деятельности, ведение документации педагогами, работу творческих групп, состояние воспитательно-образовательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы ДОУ.

Контроль, осуществляемый педагогическим коллективом, - коллективный контроль – имеет не столь жёсткие формы, как административный: это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчётов в работе. Цель подобного контроля – оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендации коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например при аттестации.

Педагоги могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае речь идёт о взаимоконтроле, который проводится с целью самоанализа и самооценки одного педагога в сравнении с опытом работы другого. Он оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации.

Самоконтроль основывается на доверии к работе педагогов. Это особая форма доверия коллектива наиболее достойному педагогу, постоянно демонстрирующему высокий уровень работы. Решение о переводе педагога на самоконтроль принимается на педагогическом совете, как   правило, на один учебный год. Однако, это не означает, что деятельность педагога не контролируется. Используются различные методы опосредованного контроля, например, отчёт работника, изучается документация группы. Доверие оказывается лучшим сотрудником в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности.

Реализация комплексного подхода к решению данного вопроса позволяет считать, что один и тот же контроль может быть, например, одновременно и тематическим, и фронтальным, и текущим, и предупредительным.

Таким образом, сочетание различных видов контроля поможет выстроить комплексную программу контроля и анализа деятельности дошкольной образовательной организации.

Стремление дошкольной образовательной организации дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми побуждает руководителей ДОО использовать различные подходы к оценке эффективности системы воспитания и образования.

Организация внутреннего контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.

Смысл контроля в установлении соответствия требованиям качества, в постоянном, непрекращающемся поиске качественных признаков, по которым мы можем оценивать всегда неоднозначные явления жизни дошкольной образовательной организации.

Развитие системы управления воспитательными и образовательными процессами в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется внутрисадовский контроль. Решение задач повышения эффективности контроля зависит от внедрения в практику различных подходов к организации контроля:

  • Учёт профессиональных возможностей педагогов;
  • Учёт потенциальных возможностей ДОО;
  • Спрос населения в видах образовательных услуг;
  • Ориентация на преобразования, совершенствование существующего положения, оказание научно-методической помощи.

При управлении процессами функционирования дошкольной образовательной организации главное место занимает контроль за результатами. Его задачами являются:

- констатация фактов;

- аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию воспитательно-образовательного процесса;

- оценка участников процессов жизнедеятельности ДОО и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;

- формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования сотрудников ДОО.

Анализ и поиск решения проблемы повышения эффективности контрольно-аналитической деятельности руководителя ДОО позволили сделать следующие выводы:

  • В дошкольной образовательной организации должны быть разработаны и использованы стандарты, эталоны, критерии, нормы оценивания состояния разных подсистем ДОО;
  • Должна быть определена сфера действия каждой из этих норм;
  • Необходим сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам;
  • Требуется анализ выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;
  • Необходимы принятие соответствующих решений и проверка их исполнения;
  • Необходимы регулярное осуществление контроля и мотивация работников детского сада к улучшению результатов педагогической деятельности.

Именно внутренний контроль является тем звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия ДОО.

Чтобы избежать недостатков или недоразумений в организации внутреннего  контроля, важно знать некоторые общие требования. К числу таких требований относятся: систематичность - данное требование направлено на регулярное проведение контроля, на создание в организации системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса; объективность - проверка деятельности  педагогического коллектива должна проводиться в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев; действенность - результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков; компетентность проверяющего - она предполагает знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....

Тестовое задание по программе «Содержание и организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал содержит вопросы и поможет быстро ответить на итоговое тестовое задание после прохождения дистационных курсов повышения квалификации по программе «Содержание и орг...

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в период коронавирусной инфекции.

Детские сады должны начать работу на втором этапе выхода из режима самоизоляции. Этапы снятия ограничений каждый регион определит самостоятельно по ситуации. Если ваш детский сад находи...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации...