Рабочая программа педагога-психолога Михалкиной О.Г. на 2015-2016 г МАДОУ детский сад «Мечта»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Михалкина Ольга Геннадьевна

Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» /под редакцией Н.Ю. Куражевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа педагога-психолога Михалкиной О.Г. на 2015-2016г

МАДОУ детский сад «Мечта»

Содержание

Введение

Пояснительная записка

Концептуальная основа программы

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Тематическое планирование психологических занятий: старшая группа

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Тематическое планирование психологических занятий: подготовительная           группа

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Просвещение и профилактика

Консультативная работа

Организационно- методическая работа

Список литературы

                                               

          Введение

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика. В этой сфере важно расставить приоритеты.

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования -  ФГТ Приказ МОРФ №655).

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.

Новая модель предполагает составление рабочих программ педагогов по каждой возрастной группе с учетом их развития.

Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.

Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы должны раскрывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы в каждой возрастной группе, до подготовительной.

Пояснительная записка

         

     Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

     Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» /под редакцией Н.Ю. Куражевой,  «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет /под редакцией И.А. Пазухиной, Алябьевой « Психогимнастика в детском саду».

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Группа

Время занятия

Старшая группа

25мин

Подготовительная группа

30мин

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности

Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.

Подготовительная группа-потребность в общении и самоутверждении.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

  1. Магнитофон
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Предметные игрушки.
  4. Доска.
  5. Цветные мелки.
  6. Краски, карандаши, фломастеры.
  7. Писчая и цветная бумага.
  8. Строительный материал.

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, родительских собраний, круглого стола и др.

Возрастные особенности детей 5 -6 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Развитие творческого воображения.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1.Планирующая функция речи.

2.Предвосхищение результата деятельности.

3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Тематическое планирование психологических занятий

Старшая группа

Сентябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Знакомство

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

стр. 15

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение.

2

Наша группа. Что мы умеем.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 18

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания.

Игрушка Петрушка, магнитофон, разрезанные картинки, 2 картинки для игры 2Найди 10 отличий»,указка, игрушка (кегли), карандаши, бумага, платок.

3

Правила поведения на занятиях.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 22

Познакомить детей с правилами поведения группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, магнитофон, карандаши, рабочие тетради, мяч, картинки со схематическими изображением правил.

4

Страна «психологии»

Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, карта страны «психология», смайлики, рабочие тетради, цветные карандаши, демонстрационный материал к заданию «Раскрась коврик», настольно-печатная игра «Театр настроения», 3 пары следов.

Октябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

 Мои чувства.

Радость. Грусть

И.Н. Агафонова «Я и Мы» стр. 36

Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.(Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) учить детей выражать чувство радости в рисунке.

Магнитофон, аудиозаписи К. Орф «Осень. Гномы», Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», «Грусть», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных цветные карандаши

2

Гнев

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 38

Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, большая картонная труба наполненная поролоном для погашения звука, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребёнка), набор цветных карандашей

3

Удивление

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»   стр. 42

Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство удивления на рисунке.

аудиозапись музыки из серии «наедине с природой», сюжетная картина «Удивление», коробочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом, цветные карандаши персонаж Удивлинка.

4

Испуг

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 48

Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Магнитофон, аудиозапись музыки Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Глосса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия.», картина «страх», набор цветных карандашей и рабочие тетради, персонаж Пуглинка.

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Спокойствие

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3.

2

«Страх»

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

занятие №11.

Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе.

Пиктограмма страх, аудиозапись веселой музыки. Кукла, платок для завязывания глаз, лист бумаги, цветные карандаши.

3

Горе

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 144

Расширять представления детей об эмоции горе, учить их понимать свои чувства и чувства других. Учить передавать это эмоциональное состояние. Используя различные эмоциональные средства. Помогать преодолевать негативное настроение.

Пиктограмма горе, аудиозапись грустной мелодии, лист бумаги, цветные карандаши.

4

Интерес

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 147

Расширять представления детей об эмоции интерес учить их понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние интерес, используя различные эмоциональные средства.

Пиктограмма интерес, альбом и цветные карандаши.

Декабрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Спокойствие

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 52

Познакомить детей с чувством спокойствия. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Снятие эмоционального напряжения.

Магнитофон, аудиозапись музыки П. Чайковского «Сладкая греза №21», сюжетная картина отдых, пиктограмма «Спокойствие», цветные карандаши, игрушки из кукольного театра или из «киндер-сюрпризов».

Словарик эмоции

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 56

Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

сюжетная картина «Беспорядок», карточки с изображением пиктограмм, «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Спокойствие» для каждого участника, «кубик настроения», цветные карандаши, пиктограммы эмоциональных состояний, диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик».

3

Страна Вообразилия

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 60

Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм.

Зашифрованное послание, игрушка-кукла жителя Вообразилкина, камешки различной формы и цвета, карандаши, мелки, фломастеры, пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга», карточки с изображением «несуществующих» животных,

4

В гостях у сказки

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65

Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление.

Иллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», карандаши,  мячик, магнитофон.

Январь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Этикет. Внешний вид

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 76

Познакомить детей с правилами личной гигиены. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.

Игрушка кот, картонные ботинки для шнуровки, раздаточный материал для каждого ребёнка, наложенные контуры одежды, тени одежды и обуви, магнитофон, цветные карандаши, рабочие тетради.

2

Общественный этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82

Познакомить детей с общественным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное  внимание(устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развитие самосознания и навыков саморегуляции.

Игрушки для сценок, лото «Пассажирский транспорт», простые и цветные карандаши, рабочие тетради, памятки.

3

Столовый этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87

Познакомить детей со столовым этикетом. Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения:. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного, набор пластиковой посуды для каждого ребёнка, цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение.

4

Подарочный этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99

Познакомить детей с подарочным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета, музыка с разными настроениями, рабочие тетради, цветные карандаши, задание «Разложи подарки».

Февраль

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Гостевой этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 98

Познакомить детей с гостевым этикетом. Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, картинки с изображением времени дня, цветные карандаши, рабочие тетради, памятки с правилами.

2

Правила домашнего этикета

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 170

Продолжать учить детей ценить хорошее отношение близких и отвечать им виманием, заботой, добротой; учить детей оценивать свои поступки  других, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Две маски – белого и чёрного барашков; различные игрушки в большой сумке; альбомы и цветные карандаши.

3

Защитники отечества

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108

Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии».

Фотографии пап, картинки с изображением транспорта, геометрические фигуры, цветные карточки, обруч, мяч, музыкальное сопровождение, цветные карандаши,  рабочие тетради.

4

С кем я живу

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 167

Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Сюжетная картинка «Семья»; раздаточные карточки с изображением отдельных членов семьи; мяч; альбомы, цветные карандаши.

Март

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Любовь. Я люблю – маму/папу

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

занятие №14

Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

 Альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинка с изображением членов семьи, мяч, цветные карандаши, рабочие тетради, рисунки с изображением заячьей семьи, заготовки бланков для родителей, «строительный» материал.

2

Я люблю своих друзей

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

занятие №15

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза.

3

Волшебные средства понимания

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 105

Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Магнитофон, разрезанные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши, графическое задание «Волшебная страна».

4

Язык жестов и движений

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 120

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

Магнитофон и кассета с записью музыки; маски героев из сказки «Колобок»; карточки к игре «Говорящая рука».

Апрель

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53

Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов.

Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, пособие «Поле Чудес», карточки «Найди пару», бланки с заданиями, цветные карандаши, кукла Незнайка.

2

Восприятие свойств предметов.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57

Развитие восприятия свойств предметов. Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). Развитие внимания (зрительное, слуховое). Развитие воображения и логического мышления.

Игрушка «филин», схема «свойств предметов», бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний», коврики-фигуры, музыкальное сопровождение.

3

Мой внутренний мир

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 108

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Магнитофон и кассета со спокойной музыкой; альбомы и цветные карандаши на каждого ребёнка.

4

Мы так похожи

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 114

Формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Май

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Мы такие разные

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117

Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Набор изображений разных игрушек (например, машинка, кукла, мяч. Мишка, паровозик, кубики, самолёт, домик, шарик, зайчик и.т.д.) и макет башенки с пятью окошками.

2

Какие мальчики, какие девочки?

И.Н. Агафонова «Я и Мы»

занятие №4

Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивать навыки общения мальчиков с девочками.

Любой предмет, проходящий для «распиливания» (например, стул); магнитофон и кассета с записью польки; альбомы и цветные карандаши.

3

Давайте жить дружно

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 125

Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

Магнитофон и кассета с записью лёгкой, весёлой музыки; 6 дощечек для игры «Не намочи ноги».

4

Я знаю, я умею, я могу

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 184

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Мяч, большой лист бумаги и цветные карандаши.

Просвещение и профилактика

Название работы

Условие проведения

Сроки

Предполагаемые результаты

1

«Как помочь малышу адаптироваться к новым условиям» (стендовая информация)

I младшая группа

сентябрь

Адаптация детей к детскому саду

2

Учимся сотрудничать с воспитателями (практикум для родителей)

I младшая группа

в течение года

Ознакомление родителей с возрастными особенностями развития детей I младшей группы

3

«Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка» (стендовая информация)

старшая группа

в течение года

Ознакомить с играми, способствующими развитию творческих способностей детей

4

Папка передвижка: «Жизнь начинается»

работа родителей с воспитателями

март

Ознакомление родителей с папкой

5

Индивидуальная консультация для родителей

родители

в течение года

Оказание помощи по вопросам воспитания и развития

6

«Один на улице или безопасная прогулка» (стендовая информация)

все группы

в течение года

Ознакомление родителей с правилами поведения на улице в разное время года

7

Драчуны. Как исправить ситуацию (стендовая информация)

средняя группа

в течение года

Помочь родителям в преодолении конфликтных ситуаций с детьми

8

«Научите ребенка быть добрым» (стендовая информация)

старшая группа

в течение года

Оказание помощи по вопросам воспитания

9

Что такое «школьная готовность» (родительское собрание)

подготовительная группа

апрель

Вооружить родителей старших дошкольников психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «школьная готовность»

10

«Учимся, играя» (стендовая информация)

все группы

в течение года

Ознакомление родителей с играми

                                   

 

      Список литературы

1. Агафонова И.Н. Программа  «Я и Мы» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.

2. Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. –М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 2004.

4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Психологические занятия с дошкольниками  Программа «Цветик-Семицветик»».СПб.: Речь, - 2005.

5. Осипова А.А., Малашинская Л. И Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет. М., - 2002.

6. Пазухина И.А. Программа «Давай познакомимся» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – 2010.

7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999

Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

               Гуманистическая цель современного  дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.

     Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка.

Нормативно правовое обеспечение деятельности педагога – психолога.

  • Международные акты в области  охраны прав и законных интересов ребенка.
  • Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12 ФЗ.
  • Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).
  • Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999.
  • Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».
  • Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
  • Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
  • Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Педагога-психолога службы практической психологии 
образования России

Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования,

проходившем в мае 2003 г. в г. Москве.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.        

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

        2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента

о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. 

Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

               

 Цель : психолого-педагогического сопровождения в Мадоу д/с №14 «Мечта» обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и потребностями всех субъектов учебно - образовательного - процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;  
  • Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

       Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

        Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

     Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.

     Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.

      Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

       Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

       Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне детского сада.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение;

Направления деятельности психолога:

  1. Психологическое просвещение.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.    В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр.    Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

  1. Психологическая профилактика.

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

3.Психологическая диагностика.

        Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

  1. выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
  2. определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  3. раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
  4. определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

        Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу... администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета...

        Психологическая диагностика профессионального поведения... осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу... и выполняется в форме многопозиционного анализа... на основании наблюдений, видеосъёмки или иной записи...

4.Коррекционная работа.

Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
  • Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
  • Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.
  • Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.
  • Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.
  • Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим  нагрузок на детей);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно – образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

     Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами дети, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию детей в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация детского сада.

Заведующий детского сада осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют социальный педагог, педагог-психолог.

Старший воспитатель:

  • руководство  психолого-медико-педагогическим консилиумом;
  • организация условий образовательного процесса (распределение нагрузки, составление регламента образовательной деятельности и т.д.);
  • осуществление контроля за УВП (посещение занятий, индивидуальные консультации с педагогами, мониторинг развития и т.д.);
  • организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет  в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

1. Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста.

  • Определение степени адаптации детей.

Инструментарий:

Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада -  М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко А.И. Баркан.

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение», 1986г. К.Л.Печёра, Л.Г.Голубева, Г.В. Пантюхина

Лист адаптации (Приложение №1)

  • Проведение диагностики – определение уровня нервно – психического развития детей.

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение»,1986г. К.Л.Печёра,

Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина

Диагностика нервно-психического развития - К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина карта развития ребёнка по эпикризным срокам (Приложение №2)

  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Представление результатов на  педагогических советах, совещаниях.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

2. Психолого – педагогическое обследование уровня умственного развития детей.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.

«Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003.

«Диагностика развития понятийных форм мышления»/В.М.Астапов – М.: АРКТИ, 2000.

Протокол обследование ребёнка «Тест детской тревожности»  (Приложение №3)

Протокол обследования ребёнка к Методике «Цветовая социометрия»

 (Приложение №4)

(Приложение №5) Заключение по результатам психологического обследования

  • Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

3.Психолого – педагогическое обследование личностной и эмоционально – волевой сферы детей.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:

Методика “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.

“Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

     Методика “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)

Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд

Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

      Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная   диагностика) (Приложение №4)

  • Изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

4. Психолого – педагогическое обследование школьной зрелости.

  • Проведение диагностики.  

«Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.

Психодиагностического обследования (Методика Л.А.Ясюковой)

Методика самооценки «Дерево» (Дж. и   Д.  Лампен, модификация Л.П. Пономаренко)

Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)

Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер (Приложение №5)

  • Исследование особенностей познавательной деятельности.
  • Диагностика школьной мотивации.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

5.  Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

  • Организация «Клуб для родителей».
  • Организация постоянно действующего семинара для педагогов по вопросам современной педагогической психологии.
  • Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.

                                       

 5.1.Психопрофилактическая работа

 Направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.

Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.

Групповые психопрофилактические занятия:

Младшие группы:

  • адаптация детей;
  • осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средние группы:

  • развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

Старшие группы:

  • коммуникативные навыки;
  • творческие и познавательные способности;
  • эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительные группы:

  • готовность к школе (личностная и мотивационная);
  • коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний;
  • творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.

Психологическое просвещение

педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.

 Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.

 В течение учебного года психо -просветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков. 

Экспертная работа 

1. Исследовать характер влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.

2. Участвовать в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

3. Участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.

4. Исследовать эффективность усвоения образовательной программы детьми. Сделать анализ в соответствии с психологическими характеристиками ребенка, дать рекомендации по оптимизации педагогического процесса.

5. Участвовать в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).

6. Следить за соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция бытовых процессов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).

7. Участвовать совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях реализации ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

  • активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;
  • бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;
  • отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

  • субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;
  • адекватная самооценка;
  • сформированность Я – концепции личности;
  • оптимальное развитием его способностей.

                                   

                                                                     

Содержание коррекционной работы

Перечень программ, технологий, пособий.

Программы

технологии

пособия

Специальные программы

«От рождения до школы».Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

«Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003

Основные методические пособия

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.

«Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.

«Практический психолог в детском саду»/ А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова.-М.:,2011

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.–М., 2005

«Специальная психология»/под.ред.В.И.Лубовского.М.2005.

Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Психокоррекционная работа».М.2000.

Ильина М.Н. «Подготовка к школе».Питер,2007.

«Диагностика в детском саду».Ростов н/Д: «Феникс»,2004.

Дробинская А.О. «Ребёнок с задержкой психического развития».М.:Школьная пресса,2005.

Панфилова М.А. «Игротерапия общения».М.2000.

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».М.:ТЦ Сфера,2003.

Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем».СПб.2008

Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е «Тропинка к своему Я»М.2005

«Психолог вдошкольномучреждении»/подред.Т.В.Лаврентьевой.М.

Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей»М.2005

Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми»

Катаева Л.И. «работа психолога с застенчивыми детьми»М.2005

ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в младшей группе»М.2007

ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в средней группе» М.2004

Шарохина «К/Р занятия в старшей группе» М.2005

Катаев Л.И. «К/Р занятия в подготовительной группе» М.2005

ПгудкинаИ.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками»М.2007

ИльинаМ.В. «Развитие вербального воображения»М.2005

ГалановА.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет»М.2006

Галанов А.С. «психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»М.2006

Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»М.2006

Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога» Ростов н/Д: «Феникс»,2006

Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду»М.2010

Белова Е.С. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать»М.2004

 Дидактические материалы

Технический материал

Картотека игр для гиперактивных детей.

Картотека игр на сплочение детского коллектива.

Картотека игр – приветствий для хорошего настроения.

Картотека игр на развитие уверенности в себе.

Азбука развития эмоций ребёнка.

Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок

Настольные игры на развитие познавательных процессов.

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.

Технические средства

Магнитофон

Компьютер

принтер

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей,  ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.

3. Журнал консультаций психолога.

4. Журнал учета групповых форм работы.

5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.

6. Программа работы педагога - психолога с группой.

7. Коррекционная работа.

8. Программа коррекционно-развивающих занятий.

9. Требования к авторским программам.

10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.

Участие педагога-психолога в образовательном процессе

формы, приёмы коррекционной работы

Дети

Педагоги

Родители

-Наблюдение и анализ адаптационных возможностей

-проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

-диагностика возрастных и индивид.особенностей по запросам родителей, воспитателей

-организация коррекционно-развивающей работы

-проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению

-проведение развивающих занятий

- организация интеллектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН»

-Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды

-участие в работе проблемных микрогрупп «За год до школы», «Ступеньки развития»

-участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагогических совещаниях

-оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования

-разработка и участие в интегрированных занятиях

- оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.

- Организация и участие в работе клубов «Скоро в школу», «Школа молодых родителей»

-участие в тематических встречах в Родительских гостиных

-оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии

-консультирование

- изучение стиля семейного воспитания

-организация совместных детско-родительских занятий, праздников.

Перечень коррекционных мероприятий:

  • обследование воспитанников;
  • изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
  • заполнение речевых карт и карт обследования;
  • анкетирование родителей;
  • диагностика детей;
  • выбор образовательного маршрута;
  • подгрупповая и индивидуальная работа;
  • консультирование родителей, индивидуальные беседы;
  • консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
  • заседание коррекционной службы ДОУ;
  • заседание ПМПк;

   Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад  прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с мамой  ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.

Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:

-         наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития

-         проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей

-         включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности

-         формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

  В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1.  Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих  силах.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

     В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.

Мониторинг динамики развития

Цель обследования

Название, автор диагностики

Сроки

Итог обследования

Ответственный

.

.

Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития

Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение

октябрь

ноябрь

Заполнение индивидуальных карт

Педагог-психолог

Обследование детей при переходе на новый возрастной этап

Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.

А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Цветовой тест Люшера

Тест Тулуз-Пьерона.

Сентябрь

Май

Заполнение протоколов ПМПк

Педагог-психолог

Определение уровня адаптивностираннего и младшего возраста к условиям ДОУ

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003.

Ноябрь

Протокол наблюдений. Заполнение справки. Рекомендации

Педагог-психолог

Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников

Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002.

«Лесенка» В.Г.Щур.

Февраль

Мониторинг психологического здоровья

Педагог-психолог

Изучение компонентов учебной деятельности подготовительных групп

Н.Е.Веракса

Диагностика готовности детей к школе-М.2007

Сентябрь

Октябрь

Рекомендации. Составление планов коррекционной работы

Педагог-психолог

Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций

Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.

А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Цветные матрицы Ровена.

Тест Тулуз-Пьерона.

Май

Учёт в перспективном планировании на следующий учебный год

Педагог-психолог

Выявление универсальных учебной деятельности (УУД)

Комплект диагностических методик направленных на диагностику УУД

Апрель

Заполнение карты дошкольника

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога на 2015-2016 учебный год

Создание рабочей программы психологического сопровождения личности дошкольника детерминировано внедрением  в деятельность МБДОУ  д/с №4 «Солнышко» города Пятигорска Федеральных государственн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога в контексте ФГОС на 2015 - 2016 уч. год

Содержание.  1.Целевой раздел.1.1 Пояснительная записка.1.1.1 Цели Программы.1.1.2 Принципы  и подходы  к  реализации рабочей  программы1.1.3 Значимые для разработки и ре...

Рабочая программа педагога-психолога на 2015-2016 учебный год

Данная программа позволяет создать условия для естественного психологического развития ребенка, создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации,...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА В средней гРУППЕ «Облачко» ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатель:  Белянина  Екатерина  ВладимировнаМБДОУ д/с №17«Рождественский» г. ПетровскРаботали по программе «От рождения до школы» в средней группе детского сада.В средней групп...

Рабочая программа педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 уч.г.

Рабочая программа педагога - психолога ГБДОУ № 32 Пушкинского района СПб Рябченко Е.А. на 2015 - 2016 уч.г....

Рабочая Программа педагога-психолога на 2015-2016 учебный год

Рабочая Программапедагога-психологана 2015-2016 учебный год...

Проект педагог – психолога «Песочная страна- страна полна чудес» 2015 -2016 год.

Цель проекта: обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии....