«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
статья на тему

Губренко Жанна Анатольевна

 

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

на примере опыта работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 10 «Радуга» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей

 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

на примере опыта работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 10 «Радуга» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей

 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных, нравственных и физических способностей в их самом полном объеме, сочетание именно этих компонентов является гармоничным развитием личности.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве в сфере образования и международном праве, отвечает Доктрине национальной безопасности (сохранение национальной идентичности и территориальной целостности России) и Национальной доктрине образования в РФ (историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры). А также реализует задачу Федеральной программы «Патриотическое воспитание» (Воспитание граждан на традициях духовно-нравственных ценностей российской культуры…)  и основополагающих документах приоритетного национального проекта "Образование"

Сегодня государство четко и ясно поставило задачу совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях всех типов, видов и уровней. 

В концепции ФГОС «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России» говорится о:

  • Национальном идеале;
  • Базовых ценностях;
  • Дано определение духовно-нравственного воспитания;
  • Определены задачи.

Начали свою работу с проблемного анализа. Основываясь на данных мониторинга работы детского сада, определили ключевых факторы успеха (КФУ) и потребностей  социума  к деятельности  дошкольного  учреждения:

Ключевые факторы успеха учреждения

Потребности социума к деятельности ДОУ

• высокий уровень профессионализма педагогических кадров

•  стабильность и развитие

•  внедряются инновации

•  имидж ДОУ,   как учреждения реализующего  единые для всех базисные приоритеты, с опорой на социально – личностное развитие дошкольников;

• современная  полифункциональная развивающая среда с учетом национального и регионального компонентов;

   • работа всего ДОУ в  соответствии с требованием  ФГОС дошкольного образования по всем направлениям деятельности (ДОУ является базовым по введению  ФГОС на территории Верхнебуреинского района).

Повышенные   требования   родителей воспитанников к качеству образовательных услуг.

Потребность в воспитании духовно – нравственной и граждански активной личности ребёнка.

Сегментирование групп участников образовательного процесса позволит выявить основные характеристики ценностей: 

Участники образовательного процесса

Описание и характеристика

Основные характеристики ценностей

Воспитанники ДОУ

Данные участники имеют большие перспективы.

Для участников важно обучение в интересной для них игровой форме, создание психологически здорового климата, атмосферы заботы и любви.

Родители воспитанников (лица их заменяющие)

Участники имеют большое влияние на работу детского сада непосредственно и через органы общественного управления (Управляющий совет),  являются главным заказчиком образовательных услуг.

Наиболее важную роль играют доверительные отношения, имидж д/с основанного на общих ценностях, качества услуг, поиск дополнительных нестандартных (современных) услуг и форм сотрудничества, эффективное обучение детей по программам, сохраняющим здоровье (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности успешного обучения в школе.

Педагоги и персонал ДОУ

Этот сегмент является связующим звеном для всех сегментов, реализует весь спектр услуг, внедряет и разрабатывает инновации, обусловливает  эффективное функционирование образовательного учреждения.

Сплоченная работа персонала – ключ к началу сотрудничества.

Успешные результаты обучения и воспитания, здоровье и индивидуальный прогресс, высокий духовно-нравственный потенциал личности их воспитанников; положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями;

Повышение социального статуса, повышение квалификации, саморазвитие и самореализация.

Государство

Сегмент, законодательно регламентирующий  деятельность ДОУ, осуществляет образовательную политику.

Качественное выполнение стандарта дошкольного образования

Социум

Данный сегмент - устанавливает взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования, науки, культуры, общественными организациями.

Обогащение  содержания деятельности: обмен опытом, повышение профессиональной компетенции, апробация инноваций, оказание дополнительных услуг по различным направлениям развития воспитанию дошкольников.

Вывод: для реализации ФГОС дошкольного образования, необходимо внедрять активные методы работы с воспитанниками и их родителями для достижения оптимального взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Работу по инновационной деятельности начали с организации анкетирования родителей, с целью выявления их отношения к созданию инновационной площадки на базе ДОУ по духовно – нравственному воспитанию, по результатам анкетирования 85% респондентов высказали положительное отношение по данному вопросу.

Затем вопрос организации площадки был рассмотрен на Педагогическом совете и на заседании Управляющего совета ДОУ.

После обсуждения вопроса открытия площадки со всеми участниками образовательных отношений руководством ДОУ была подана заявка в РИМЦ.

На основании приказа Управления образования учреждению присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка».

На сегодняшний день площадка функционирует 2 года. Свою работу мы начали с создания нормативно – правовой базы, регламентирующей работу инновационной площадки. На основании приказа заведующего ДОУ по созданию инновационной площадки была создана рабочая (творческая).

Разработаны:

  1. Положение об инновационной площадке.
  2. Положение о рабочей (творческой группе).
  3. Этапы инновационной деятельности.
  4. Организационное обеспечение инновационной деятельности  
  5. Маркетинговый план реализации эксперимента.
  6. Карта содержания экспериментальной (инновационной)  работы
  7. Информационно-методическое обеспечение по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
  8. Модель педагога ДОУ, работающего в режиме инноваций.
  9. Модель выпускника.
  10.  Ожидаемые результаты и критерии их оценки.

Взяв за основу позицию св. Тихона Задонского: «Образование как «образ» включает развитие трех человеческих составляющих: ума, воли и сердца», авторскую программу В.И. Савченко «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников мы определили следующие задачи по реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников:

Воспитание ума – это значит учить различать добро и зло; формировать представления о ценностях: доброта, любовь, щедрость, дружба, родина, семья, человек; учить видеть возможные варианты решения проблемы, стоящие перед человеком, предвидеть результаты своего выбора; понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей; учить трудолюбию, созиданию, приумножению доброго и красивого в жизни.

Воспитание сердца через воспитание чувств: любви к людям и окружающему миру; совестливости, ответственности, порядочности, самоотверженности; умения прощать, сопереживать, сочувствовать; патриотизма.

Воспитание воли, как способности к управлению поведением – это значит прежде всего послушание, уважение старших, почитание родителей, смирение, терпение; стойкость против зависти, уныния и соблазнов; мужество; формирование способности подчинять свои действия в достижении позитивной цели, преодолевая возникающие трудности.

Традиционных форм работы для реализации этих задач недостаточно. Поэтому, реализуя Программу развития, образовательную программу ДОУ педагогами разрабатывается образовательная система на основе метода педагогического проекта. Метод педагогических проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников, узких специалистов, социум и т.д. Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и их родителей.

Работа со всеми участниками инновационной деятельности разделена на несколько направлений (блоков), реализующихся с 1 младшей группы до подготовительной к школе группы:

  1. Ознакомление с отечественным литературным наследием.
  2. Фольклор;
  3. Азбука нравственного воспитания;
  4. Декоративно – прикладное искусство;
  5. Патриотическое воспитание;
  6. Краеведение;
  7. Семья

Блок «Ознакомление с отечественным литературным наследием» построен на ознакомлении детей с творчеством русских писателей. В этом блоке раскрывается два направления:

- Первое направление – это художественное наследие, которое проходит через произведения Л.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Есенина, А.С.Пушкина и других русских писателей и поэтов.

- Второе направление – художественная литература современных авторов проходит через знакомство детей с творчеством А.Барто, К.И.Чуковского, Е.Чарушина, С.Я.Маршака, С.Михалкова. Через произведение этих авторов дети учатся добру, гуманному отношению к природе, близким людям; в их души закладываются первые родные слова, хорошие мысли.

Блок «Фольклор». Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям  фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Данный блок позволяет через малые фольклорные жанры познакомить детей со средствами выразительности родного языка, обогатить познавательный и нравственный опыт детей; учат видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, знакомит с народными праздниками.

В первой младшей группе этот блок раскрывается через знакомство детей с потешками, во 2 младшей через русские народные сказки, в средней группе мы знакомим детей с пословицами, загадками, дразнилками, в старшей с русскими сказаниями и волшебными сказками, а в подготовительной с былинами.

Блок «Декоративно-прикладное искусство» призван знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями, народными праздниками, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех других блоков.

Блок «Семья» служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания. Работа по этому блоку опирается  на важнейшую, объединяющую людей духовную ценность-гармонию семейных взаимоотношений. Содержание блока опирается на семейные православные ценности.

Блок «Азбука нравственного образования и духовного становления» служит для воспитания мотивов бескорыстного отношения друг к другу; способствует формированию  личного отношения ребёнка к соблюдениям (нарушениям) моральных норм; учит детей правилам общения и культуре поведения. Всё это служит ориентирами при моральной оценке собственного поведения детей. Содержание блока опирается на православную этику.

Блок «Краеведение» призван познакомить детей с жилищем русского человека, предметами русского народного быта, красотой национального костюма; развить интерес к старинным играм и забавам

В этом блоке мы начинаем знакомить детей с русскими народными игрушками-забавами, во второй младшей группе мы знакомим детей с русским национальным костюмом, в средней группе с жилищем русского человека, с предметами быта, в старшей группе – с промыслами и ремеслами народов Дальнего Востока, а в подготовительной группе – мы воспитываем интерес к истории земли Дальневосточной на примере исторических событий и личностей.

Блок «Патриотическое воспитание» призван воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе, своему дому, детскому саду, городу, стране. С ранних лет формируется представление об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной   среды- местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Все материалы инновационной площадки представлены на сайте детского сада, можете с ними ознакомиться, ссылка: http://10sad.ucoz.ru/index/municipalnaja_innovacionnaja_ploshhadka/0-228


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Детская заболеваемость с каждым годом растет. Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку и нарушения опорно — двигательного аппа...

Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования/

В данной презентации представлена концепция работы детского сада по физическому развитию и формированию правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного ...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....

Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Проблема. Наши дети стали меньше играть  Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.)  привести к кризису игровой культуры. ...