Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
методическая разработка на тему

Дейнеко Ольга Викторовна

В условиях реализации ФГОС ДО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка становится необходимым элементом образовательного процесса. В целях обеспечения требований ФГОС ДО необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogcheskie_usloviya.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Цель проведения педсовета: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросу создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников.

Задачи: рассмотреть некоторые психолого-педагогические условия, выделенные в ФГОС ДО; показать необходимость их обеспечения со стороны всех взрослых, окружающих ребёнка.

В условиях реализации ФГОС ДО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка становится необходимым элементом образовательного процесса. В целях обеспечения требований ФГОС ДО необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.

Стандарт ДО включает в себя разделы

  • Требования к структуре Программы и ее объему;
  • Требования к условиям реализации Программы;
  • Требования к результатам освоения Программы.

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности - и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области 

(пункт 2.6. ФГОС ДО)

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие. 

«Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)»

(пункт 2.7. ФГОС ДО)

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  •  самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  •  конструирование из разного материала,
  • изобразительная,
  •  музыкальная,
  •  двигательная.

Требования к условиям реализации Программы

  • требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП;
  • требования к развивающей предметно-пространственной среде;
  • требования кадровым условиям реализации ООП;
  • требования материально-техническим условиям реализации ООП;
  • требования финансовым условиям реализации Программы.

(пункт 3.1. ФГОС ДО)

Кто же должен обеспечить соблюдение вышеперечисленных условий? Если кадровые, материально-технические и финансовые условия создаёт в основном руководитель детского сада, предметно-развивающую среду – педагоги, то психолого-педагогические условия создают все взрослые, которые окружают ребёнка – в первую очередь это родители, воспитатели, специалисты, администрация и  младшие воспитатели.

        

Для успешной реализации Программы в ДОО должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1)  уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

        Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

        Организация ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Методы работы взрослых по отношению к детям должны соответствовать уважению человеческого достоинства ребёнка. Взрослые, работающие с детьми в ДОО, должны соблюдать педагогическую этику. Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения, обеспечивающая нравственный характер деятельности и взаимоотношений. Если говорим о педагогической этике, то не забываем о таких качествах как справедливость, доброта, человечность, понимание, принятие, уважение, требовательность к себе, сдержанность и пр. Взрослые в детском саду (особенно те, кто постоянно находится рядом с детьми) должны олицетворять собой образец высоконравственной личности.

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Деятельность педагогических работников в ДОУ должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные, индивидуальные возможности и склонности.

Создать необходимые условия для овладения умениями, находящимися в зоне ближайшего развития детей:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах компенсирующей направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

        Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Здесь необходимо помнить о том, что важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослых к малышам. Если взрослый постоянно разговаривает с ребёнком на повышенных тонах, грубо одёргивает, даёт обидные прозвища и т.д., такой стиль поведения  будет невольно перениматься ребёнком по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, взрослые собственным примером демонстрируют образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.

Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Взрослый побуждает детей к проявлению радости успехам сверстника, проявлению сочувствия и жалости.

Любой детский коллектив (особенно в детском саду) не обходится без конфликтов. При разрешении детских конфликтов взрослый должен придерживаться следующих правил:

- не унижать ребёнка (злюка, жадина и пр.),

- избегать директивных высказываний, требующих от ребёнка действий по прямому указанию («отдай», «не обижай», «играйте вместе» и т.д.), помочь детям лучше понять состояния друг друга и договориться (например, «Вы оба хотите играть одной игрушкой. Как же нам быть?»),

- использовать запрет лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта, при этом запрет должен быть сформулирован так, чтобы дать детям возможность договориться самим (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Педагог должен создать условия для:

  • свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • развивать следующие сферы детских инициатив – творческую (как включённость в игру, где развиваются воображение, образное мышление), в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании),  коммуникативные инициативы (включенность во взаимодействие с окружающими людьми и проявлении чувств к ним), познавательную инициативу (любознательность, интерес к экспериментированию и познавательно-исследовательской деятельности).

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;        Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом.

        Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

        К этой форме насилия относится:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка,

- оскорбление или унижение его человеческого достоинства,

- угрозы в адрес ребёнка,

- предъявление к ребёнку требований, не соответствующих возрасту или возможностям,

- ложь и невыполнение взрослым обещаний,

- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму (появление страха, нарушение речи – например, заикание и пр.).

Необходимо обеспечить е эмоциональное благополучие воспитанников через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Таким образом, создание психолого-педагогических условий для комфортного пребывания воспитанников в детском саду и успешного освоения Образовательной программы дошкольного образования целиком зависит от правильных действий педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в условиях реализации основных образовательных программ дошкольного образования.

Выступление на районном методическом объединении воспитателей детских садов....

"ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "

Требование к психолого-педагогическим  условиям реализации основной образовательной программы основного образования, требования к развивающей предметно-пространственной среде....

Памятка для педагогов. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Современные требования к созданию психолого – педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель сопровождения развития ребенка в ДОО - создать психолого- педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей....