"Совершенствование педагогического мастерства работников ДОУ"
статья на тему

Тарабарова Наталья Борисовна

Психологические основы педагогического мастерства и деятельность, направленная на совершенствоваеие  знаний, уменйя, навыков современного педагога дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

                                              Государственное образовательное учреждение

   дополнительного профессионального образования,

повышения квалификации специалистов

Московской области,

Педагогическая академия последипломного образования.

Кафедра дошкольного образования

Реферат

«Совершенствование педагогического мастерства работников ДОУ»

Выполнила слушательница курса

«Деятельность старшего воспитателя по усовершенствованию работы ДОУ»

Тарабарова Наталья Борисовна

г. Москва

Содержание.

Введение_____________________________________________________3 стр.

Глава 1. Психологические основы педагогического мастерства_______ 5 стр.

Глава 2. Совершенствование педагогического мастерства: знания, умения, навыки______________________________________________________11 стр.

Заключение__________________________________________________18 стр.

Список литературы____________________________________________20 стр.

Введение.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Время, в которое мы живем, требует глубоких, разносторонних и прочных знаний, высоких темпов их обновления, непрерывности освоения. С учетом требований сегодняшнего дня главными задачами стали: обеспечение более высокого уровня профессионализма и педагогической компетентности, на этой основе достижение высокого уровня организации  воспитательного процесса, активизации всех видов деятельности детей. Так, в новой редакции Закона РК об образовании от 09.07.04., в Государственной программе развития образования РК до 2010 года подчеркивается, что образование, как важное средство общественного развития, актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности педагогов, выделяя их способность к самоорганизации, к самоуправлению, самопознанию и саморазвитию. Педагог новой формации и стиля профессиональной деятельности должен обладать личностно-гуманной ориентацией (по идеям Амонашвили Ш.А., Кашуба В.Г., Караковского В.А.), способностями системного восприятия образовательной реальности и системного действия в ней и владеть современными образовательными технологиями (по Селевко Г.К., Третьякову П.И., Ямбургу Е.Н., Раченко И.П.)

Однако острая нехватка квалифицированных педагогических кадров является одной из основных проблем современного дошкольного учреждения, особенно в регионах. Низкая заработная плата, высокая эмоциональная нагрузка, к тому же работа с большим количеством маленьких детей требует от человека совсем особых личностных характеристик, которые все реже встречаются в нашем «прогрессивном» обществе: терпеливость, альтруизм, умение любить и уважать детей (чужих!) в широком смысле слова. Именно в детском саду, как ни в каком другом образовательном учреждении, важна именно Личность педагога, именно она является основой его педагогического мастерства.

Исходя из сложившегося противоречия между высокими требованиями к педагогическим кадрам ДОУ и отсутствием необходимого количества  воспитателей с профессиональным образованием и необходимыми личностными характеристиками остро встает вопрос о совершенствовании педагогического мастерства имеющихся в наличии кадров, хотя зачастую речь идет еще только о формировании  мастерства, о переподготовке людей с другим образованием, и только потом о совершенствовании. В связи с этим основными задачами данного реферата являются:

  • раскрыть психологические основы педагогического мастерства с учетом корректировок, которые накладывает современное общество на это понятие; ответить на вопрос: «Какие личностные характеристики  лежат в основе педагогического мастерства воспитателя?»;
  • рассмотреть основные компоненты педагогического мастерства воспитателя, определить, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать современный педагог ДОУ, рассмотреть методы формирования и совершенствования педагогического мастерства воспитателей.

         В первой главе рассмотрим качества личности педагога, которые лежат в основе его мастерства, без которых человек просто не может быть хорошим педагогом и те, которые возможно и нужно развивать и совершенствовать. Во второй главе рассмотрим, как и чем  может помочь система образования, опираясь на психологические предпосылки успешной реализации педагогической деятельности,  потенциальному воспитателю.

Глава 1. Психологические основы педагогического мастерства.

«Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.» «Только личность может воспитать личность». Так или иначе, вслед за А.С. Макаренко об этом говорили многие практики и теоретики педагогической науки. Педагог не может научить тому, чем не владеет, воспитать то, чего нет в структуре Его личности. И, наоборот, ценности, жизненные принципы, привычки воспитателя, порой безо всяких специальных педагогических воздействий (путем подражания, как влияние значимой для ребенка личности), становятся жизненными ориентирами растущего малыша.  Именно поэтому так важно, какими будут первые педагоги ребенка, каким членом общества он вырастет, будет ли адаптирован к жизни в социуме? «Учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» У. Черчиль.

Давайте посмотрим, какие же требования предъявляет современное общество к взрослому человеку, стремящемуся быть успешным и благополучным (иметь стабильный доход, жилье, статус, признание и пр.). Это то, что должен педагог воспитывать в детях, а, следственно, то, чем должен обладать сам:

  • иметь независимую позицию;
  • уметь принимать собственные решения и нести за них ответственность;
  • обладать качествами лидера;
  • самому быть законодателем чего-то нового, первооткрывателем в своем деле, профессии;
  • быть максимально креативным как в собственной профессии, так и в жизни;
  • быть упорным и настойчивым в достижении собственных целей;
  • иметь значительную устойчивость к стрессам и способность быстро восстанавливаться после полученного негативного опыта;
  • Быть уверенным в себе, осознавать собственные таланты и способности и умело реализовывать их в своей жизни.

В трех словах, воспитатель должен быть активным, плодотворным, независимым. Это качества, противоположные тому, что задавала (и, к сожалению, продолжает задавать в большинстве образовательных учреждений) авторитарная педагогика: быть пассивным, исполнительным (реализовывать чужие идеи, а не генерировать собственные), зависимым подчиненным. Транслирование педагогами этих ценностей, преимущественно воспроизводящее образование, готовит людей, не приспособленных к успешной жизни в современном обществе.

Казалось бы, почему о таких «взрослых» характеристиках, как ответственность, целеустремленность и т.д.  мы говорим в детском саду? Многие родители думают, что педагогическое мастерство воспитателя детского сада заключается в том, что бы  осуществить присмотр за ребенком, охранять его жизнь и здоровье, познакомить с буквами, цифрами и пр.

Тем не менее Л.С. Выготский доказал, что «чем раньше какая-либо психическая функция включена в использование, тем более высокого уровня можно достичь в ее развитии.» Как следствие из этого можно утверждать, что и качества личности успешного и эффективного человека при раннем включении имеют больший потенциал.

И трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя, чем педагогическая. Требования к педагогу определяются не только большой важностью (от того, какая Личность воспитывает ребенка зависит будущая картина всей нации), но и редким своеобразием педагогической деятельности (индивидуальный подход, постоянно изменяющиеся условия, высокие требования к креативности педагога и пр.).

Очень точно и красочно рисует портрет педагога начального обучения (дошкольный и младший школьный возраст) И.Ю. Млодик, который «должен обладать совершенно незаурядными способностями:

  • Терпением ангела;
  • Харизмой президента развивающего африканского государства;
  • Стратегическими способностями великого полководца;
  • Обаянием популярного телеведущего;
  • Добротой и вниманием Матери Терезы;
  • Мудростью и справедливостью царя Соломона.»

Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какие факторы прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? При этом исследовалась природа (особенности, характер, направленность) и структура профессиональной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности.

Проблему профессионального призвания, профессиональной пригодности исследовали ученые Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин, Л.П. Доблаев, Н.В. Кузьмина, Р.И. Хмелюк, А.И. Щербаков. Еще тогда встал вопрос об определенном отборе потенциальных «творцов будущего» для обучения в педагогических вузах.

Говорилось о необходимости иметь психологический профиль педагога и на стадии профориентации подсказывать юношам и девушкам, насколько они по своей психологической природе соответствуют выбранной профессии, а там уж пускай они сами решают на свой страх и риск. Примером может служить диагностика психодинамических свойств личности. Желательными для педагогической деятельности являются следующие   психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков, экстравертированность, пластичность.

Но однозначно (если осветить такую грань психологической основы педагогического мастерства как особенности темперамента) к педагогической деятельности нельзя допускать акцентуированные личности, нежелательно допускать меланхоликов или смесь холерик-меланхолик. Конечно, речь не идёт о запрете на профессию. Стандартный психологический профиль педагога не должен быть прокрустовым ложем, но если у кандидата есть минусы - они должны уравновешиваться дополнительными плюсами. Однако есть параметры, без которых человек не может быть воспитателем.

Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Педагог не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость. И обязательным должно быть чувство юмора. Юмор помогает человеку не относиться к себе слишком уж серьёзно, помогает легче пережить всяческие неурядицы, трудные, нестандартные ситуации, которых в жизни педагога - пруд пруди, и без чувства юмора очень трудно наладить с детьми доверительные, естественные отношения, стать «своим» взрослым.

Эти параметры не нуждаются в  совершенствовании: они либо есть, либо их нет. А далее речь пойдет о характеристиках, которые развивать, совершенствовать и можно, и нужно (опираясь на уже имеющиеся способности, предпосылки успешной реализации педагогической деятельности).

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

         Так же авторы выделяют совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая  ответственность и социальная активность; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

К профессионально-важным качествам личности относят: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности.

Если  педагог обладает вышеизложенными характеристиками (в разной степени, с учетом индивидуальности  и прочими ограничениями) в его педагогической деятельности естественным путем реализуется один из основополагающих принципов современной педагогики- личностный подход в воспитании и обучении.

Личностный подход - не просто учет индивидуальных особенностей детей, отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ребенку как к личности, как к полноценному субъекту деятельности. Об этом пишется и говорится давно и повсеместно, но на практике, к сожалению, часто все упирается в отсутствии психологических характеристик, позволяющих взрослому уважать личность ребенка.

«Настоящим искусством является умение так разделить пирог, чтобы каждый думал, что ему достался самый большой кусок» Носсрат Пезешкиан (основатель позитивной психотерапии).

Как совершенствовать вышеизложенные  характеристики в условиях детского сада? В помощь методистам, старшим воспитателям, заведующим, всем, кто стремится самосовершенствоваться, в настоящее  предложен большой выбор средств. Главное: мотивация, желание самосовершенствоваться, потребность в развитии.   Перечислим некоторые : тренинги личностного роста, коммуникативные тренинги, организация психологического сопровождения педагогического процесса, аутотренинги, тренинги и программы по приобретению навыков рефлексии, тайм-менеджмент и многое другое – нет предела совершенству. Сейчас столько доступной, в том числе бесплатной информации и литературы, что весь процесс упирается только в Личность, личность того, кто возьмется внедрять прогрессивные идеи в ряды воспитателей, чье педагогическое мастерство находится и на стадии формирования и помогать и сотрудничать с теми, кто совершенствует свое мастерство.

Сейчас очень много не столь фундаментальных исследований, как труды Л.С. Выготского, А.С. Макаренко и пр., но отражающие сущность педагогического мастерства на практике, и что немаловажно, в современных условиях, на современных детях. Некоторые из них написаны для родителей, что не уменьшает их педагогической ценности для работников ДОУ, а даже наоборот, ведь недаром говорят, что воспитательница – это вторая мама. Вот некоторые из них: Е.Л. Мерзлякова «Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства», К.Кволс «Как воспитывать детей без наказания», Р. Кашапов «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности», Ю.В. Гиппенрейтер «Общаться с реенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и многие другие.

Глава 2. Совершенствование  педагогического мастерства: знания, умения, навыки.

«Научиться можно только тому, что любишь» Иоганн Вольфганг Гете.

Все составляющие педагогического мастерства, о которых пойдет речь во второй главе должны опираться на совокупность психологических свойств и качеств личности педагога, речь о которых велась в первой главе.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество, как основной показатель мастерства воспитателя,  рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в  организации учебно-воспитательного процесса, в решении практических проблем.

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания педагога формируются на всех уровнях (методологическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы педагога.

На этапе становления педагогического мастерства будущего воспитателя необходимо сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогическими технологиями.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень. Следовательно, организация различных видов педагогической деятельности предполагает использование вариативных технологий на уровне творчества и мастерства.  Именно технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность – мастерство владения, например, педагогическими, диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., а не методической передачи информации.

Уровень педагогического мастерства напрямую зависит от уровня технологической компетенции и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности), 2) творчества (по содержанию деятельности), 3) технологичности (по уровню педагогической техники), 4) оптимальности (по выбору эффективных средств), 5) продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.

Владение педагогическими технологиями несомненно совершенствует педагогическое мастерство. Даже имея средние способности, воспитатель может стать педагогом-мастером.

Тем не менее нельзя и уменьшать роль профессиональных способностей воспитателя в его успешной деятельности. Некоторые из них не удается развить и в течении всей жизни: так, к примеру, А.Дистервег говорил: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.»

 Ученые-исследователи выделяют ведущие из профессиональных способностей педагога: дидактические (учебные), коммуникативные (способность общаться), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).

Совокупность вышеизложенных характеристик складываются в общую педагогическую компетентность. Собственное понимание  этого понятия есть у многих исследователей, определений ему дано множество. Но есть одна общая черта, или вывод, который отражает сущность компетенции в широком смысле слова.

Компетентность – это не некая точка в развитии профессионала или человека, наоборот, - это в большей мере процесс: процесс роста, постоянного обучения, расширения, углубления, систематизации собственных знаний и умений. Если педагог останавливается в своем личностном и профессиональном развитии, «все знает» и «все умеет», не стремится совершенствовать свое мастерство  - тут же встает вопрос о его компетентности.

Какими принципами, лежащими в основе педагогического мастерства, должен руководствоваться воспитатель для совершенствования всех видов деятельности, которые он осуществляет по роду своей профессии? Остановимся на этом подробнее.

Диагностическая деятельность педагога направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка и группы детей, результаты диагностирования которой используются для корректировки учебно-воспитательного процесса. Принцип: «Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, мы сначала должны узнать его во всех отношениях» К.Д. Ушинский.

Проектировочная и конструктивная деятельность предусматривает прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности). Принцип: «Многие люди строят слишком много стен и слишком мало мостов» Исаак Ньютон.

Организаторская деятельность предусматривает систему действий педагога и воспитанников по выполнению разнообразных видов воспитания и обучения. Принцип: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Это высказывание А.Дистервега можно смело отнести и к системе дошкольного образования.

Коммуникативная деятельность – это организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми. Предполагает наличие также таких коммуникативно-речевых умений, как умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения; оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета; использовать средства невербального общения; корректировать собственное речевое поведение в зависимости от ситуации. «Словом можно возвысить, а можно и убить».

Коррекционная деятельность – это поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям, внесение изменений в воспитательный процесс с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития личности ребенка. Принцип: «Истинная цена помощи всегда находится в прямой зависимости от того, каким способом ее оказывают» Сэмюэл Джонсон.

Аналитическая деятельность – это анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в воспитательный процесс. Принцип: «Нужно хорошо представлять, что хочется иметь, тогда случиться так, что ты это получишь» Густав Флобер.

Организация методической работы по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей ДОУ.

В каждом дошкольном учреждении складывается своя система работы с педагогическими кадрами. Одна из наиболее популярных моделей организации методической работы с педагогическими кадрами  составлена  для разрешения главного противоречия в работе современного детского сада — между потребностью воспитателей и администрации развивать инновационную деятельность дошкольного учреждения и разным уровнем профессиональной компетентности участников педагогического процесса, являющимся сдерживающим фактором в развитии детского сада.

Согласно этой модели методическая работа должна быть направлена:

  • На достижение единства педагогического коллектива в деятельности и общении при условии реализации индивидуальных профессиональных резервов педагогов;
  • На формирование и проявление у педагогов устойчивой мотивации к активному участию в процессе профессионального общения;
  • На развитие у педагогов способности к толерантности (педагогически просвещенной, культурной терпимости и уважения к ребенку и коллеге);
  • На совершенствование профессиональных компетенций педагогов, инновационного стиля мышления и деятельности.

В целом эта модель освещает процесс совершенствования педагогического мастерства воспитателей ДОУ с разных сторон и позволяет использовать максимальное количество методов.

Важнейшем этапом методической работы, особенно при начале внедрения инновационных методов работы с педагогическими кадрами, считается изучение личности педагога, отличительных сторон его профессиональной деятельности, результатов труда  для построения индивидуального плана развития его мастерства. Для этого можно использовать:

  • Метод наблюдения и анализа педагогического процесса, организованного педагогом;
  • Мониторинг результативности педагогической деятельности;
  • Метод анкетирования;
  • Тестирование;
  • Метод экспертной оценки.

С помощью этих методов можно диагностировать и проанализировать такие стороны профессиональной деятельности и личности педагогов, как:

  • Уровень знаний педагогов;
  • Гностические умения;
  • Профессиональные умения;
  • Конструктивные умения;
  • Организаторские умения;
  • Коммуникативные умения;
  • Направленность личности;
  • Характер;
  • Способности.

Одними из самых эффективных в плане профессиональной активизации воспитателей, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышения компетентности педагогов являются интерактивные методы обучения взрослых: разной направленности «круглые столы», «мастер-классы», организованные диспуты и дискуссии, педагогические «ринги» и «гостиные», конкурсы, семинары и пр. Разработки, сценарии, планы таких мероприятий сейчас доступны широкому читателю.

В целом, возможностей для совершенствования своего педагогического мастерства в настоящее время очень много. Однако, в массовом порядке, который необходим для реальных сдвигов в сторону гуманизации, оптимизации и т.д. дошкольного образования, без  государственной поддержки обойтись трудно.


Заключение.

«Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем педагоге именно его творческой основы.  Для педагогики так же важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума.»

Писать о педагогическом мастерстве и путях его совершенствовании, реформах современной системы образования и т.д. можно долго и обширно, написаны тома дипломов, диссертаций, рекомендации печатаются из журнала в журнал… Но на практике все выводы, рассуждения, исследования, планирование, все упирается в одно – в Личность. Личность каждого конкретного воспитателя и Личность того, кто отвечает за организацию процесса совершенствования мастерства педагогов в каждом конкретном детском саду. А кто эти люди? В какой воспитательно-образовательной системе они росли? Почему пошли учится в педагогический (если пошли)? Ведь сложив в единый образ педагога все вышеизложенные «пожелания» к его личности и  его деятельности – мы видим просто идеального, универсального человека. Насколько это далеко от реальности?

За последние 20 лет изменилась вся страна! Кроме образовательной системы. За редкими исключениями она по-прежнему консервативна, особенно в регионах,  особенно в ДОУ. Если бы в детских садах и школах были только те педагоги, кто выбрал профессию, исходя из своего предназначения, у нас вырастали бы дети, чьи человеческие и профессиональные качества были бы удивительны, неповторимы и сверхвостребованы  обществом. И тогда наступило бы новое время, способное дать миру не только гениев, но и просто счастливых людей.

Многие педагоги изучают, читают, обсуждают нововведения, меньшее количество понимают необходимость преобразований, хотят изменить систему, но совсем немногие делают это, ведь начинать-то нужно с себя и со своего ежедневного труда!!! «Недостаточно только знать, нужно и применять. Недостаточно только хотеть, нужно еще и делать» Иоганн Вольфганг Гете. Где взять внутреннюю силу, поддержку для свершений?

 «Без воодушевления не свершилось еще ничего великого» Ральф Эмерсон. Для педагогов ДОУ, «воодушевителем», толкающим воспитателей на дальнейшее развитие, совершенствование своего педагогического мастерства, помимо внутренней позиции и непосредственного руководителя, который является законодателем конформизма или инноваций в своем «маленьком мире», является методист (старший воспитатель, заместитель по учебно-воспитательной работе), который, в идеале должен быть носителем всех вышеперечисленных качеств, знаний, умений и навыков: хотеть, знать как и мочь вести педагогов по тернистому пути адаптации их педагогического мастерства к требованиям современного мира.

В заключение можно сказать красивые слова, не теряющие своей актуальности в наше противоречивое и нелегкое время:   «Воспитатель, учитель - это призвание, служение, а не работа. Потому педагог должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле. Потому идеальный педагог - это такой, для которого воспитание детей - смысл жизни. Его высшая корысть - быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении… Потому  опустим в  рассуждениях  необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит - министерство образования, его низшие подразделения, в том числе гороно и заведущие. Дело воспитателя – воспитывать и обучать, а дело общества - дать педагогу достойные средства к существованию.»

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-64 с.
  2. Дошкольное воспитание. №1, 2008 г.
  3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990.-119с.
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 176 с.
  5. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ: методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  6. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога.- М.: Генезис, 2008.- 184 с.
  7. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 96 с.
  8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
  9. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
  10. Станкин М.И. Слагаемые педагогического мастерства.\СПО №9,1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование педагогического мастерства через экспериментирование с песком.

Знакомство с техникой арт-терапии  в качестве одного из средств развития здоровой личности....

Совершенствование педагогического мастерства через экспериментирование с песком.

Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, ...

План работы Школы совершенствования педагогического мастерства воспитателей

В данной работе представлен План повышение профессионального мастерства педагогов, оказание помощи в разработке индивидуального стиля педагогической деятельности....

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...

Отчёт акции " Совершенствования педагогического мастерства по развитию интеллектуально- творческих способностей детей" .Открытое занятие

В рамках акции «Совершенствования педагогического мастерства по развитию интеллектуально - творческих способностей детей» Гаврилова Тамара Альбертовна в младшей группе провела открытое занятие «Гости ...

Совершенствование педагогического мастерства педагогов во взаимодействии с родителями

В презентации представлен мой опыт работы с родителями воспитанников дошкольного учреждения....