Методическая находка "Исследовательская деятельность в дошкольном образовании"
методическая разработка на тему

Тарасенко Валентина Владимировна

Применение исследовательской технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_nahodka_tarasenko_v.v.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Шумский детский сад – структурное подразделение

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

 «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»

«Методическая находка»

 «Исследовательская технология в ДОУ»

Тарасенко Валентина

  Владимировна, воспитатель

1й квалификационной категории

Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью моей педагогической работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательской деятельности, с помощью применения исследовательской технологии.

Практическая значимость исследовательской технологии представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Я считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования, одна из самых актуальных.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. В исследовательской деятельности  использую разнообразные методы и приемы: наблюдение, исследование, коллекционирование, моделирование ситуаций, беседы, рассматривание презентаций и иллюстраций и др. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Исследовательская деятельность дает детям возможность вырабатывать умение  поставить  проблему, которую необходимо разрешить, определить целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы), умение выдвигать  гипотезы (поиск возможных путей решения) и проверять их. Важным в экспериментировании является этап  проверка гипотезы (сбор данных, реализация в действиях) и анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось). Дети учатся  формулировать выводы.

Так  как метод экспериментирования занимает одно из главных мест в работе с детьми, я пришла к выводу, что необходимо в центре «Науки»  создать «мини-лабораторию» для экспериментирования, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего возраста. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования.

Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Применяя исследовательскую технологию  уже сейчас видны результаты моей работы, свидетельствующие о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений, используя материалы и оборудования из центра «Науки». У детей возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Дети стали яснее выражать свои мысли, правильно строить  предположения, составлять связные творческие рассказы. У детей складываются предпосылки для дальнейшего обучения.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития  исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Использование исследовательской технологии в непосредственной работе с детьми  обогащает  память ребенка, активизирует его мыслительные операции. Развивается речь ребенка. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие -либо предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Из моей практики можно сделать вывод, что  использование исследовательской технологии способствует развитию у детей поисково-исследовательской  активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная  технология позволяет детям применять знания и навыки в домашних условиях. Родители знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Дети часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Мне  удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров в вопросах воспитания любознательных детей!


Технологическая карта образовательной ситуации

(Технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г)

Познавательно-исследовательская деятельность    в старшей группе

Тема: «Дикие животные зимой»

Цель: Создать условия для формирования представления о жизни диких животных  зимой.

Задачи: 

Организовать исследовательскую  деятельность по формированию у детей представлений о разновидности меха животных, о способах питания.

Организовать игровую деятельность детей  по закреплению  представлений о жизни животных.

Организовать рефлексивную деятельность.

Методы и приемы: Игровые, словесные, практические.

Материалы  и оборудование:  видеописьмо,  иллюстрации «Зимняя природа», животные леса; виды меха, разновидности питания животных,

Предварительная работа: Беседы о диких животных, о признаках зимы,  рассматривание иллюстраций.

Физкультминутка «Не боимся мы мороза».

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Ребята, сегодня на мой ноутбук   пришло видеописьмо по электронной почте, вы хотите посмотреть?

Тогда проходите, давайте послушаем.

Видеозапись:

Медведь: «Здравствуйте, ребята. Отправляю вам видеописьмо, т.к я очень переживаю, как же зимуют в лесу животные, я ведь зимой крепко сплю в теплой берлоге и ничего не знаю, но говорят звери, что им очень тяжело зимой. Помогите мне, пожалуйста, расскажите  о жизни животных зимой. И отправьте мне видеописьмо, а я весной посмотрю.

Ребята, вы хотите помочь медведю?  А чем мы можем помочь?

-Конечно, нам нужно  рассказать  медведю, как же зимой  выживают животные? Я сейчас включу  камеру, она будет вас снимать.

Дети просматривают видеописьмо. Высказывают свои  предложения.

Проявление любознательности,  умения взаимодействовать друг с другом.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Мы много знаем с вами  о зиме, какая же у нас зима.

- Наступила зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму..

 Игра «Какая?» Рассматривание иллюстраций о зиме

- Какие  же слова мы можем сказать о зиме?

Если зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима …(холодная).

Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима …(снежная).

Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что зима …(морозная).

Что- то мне от ваших слов стало очень холодно, давайте немного погреемся (физминутка)

Дети рассматривают иллюстрации, работают над словообразованием

Умение  участвовать в беседе.

Активизация  и обогащение  словарного запаса.

Умеет подбирать к существительному прилагательные

3. Затруднение в ситуации

    Исследовательская   технология

Проблемный вопрос? Ребята, а что же помогает животным выжить  зимой?

 Кто хочет помочь мне провести исследование?

 Мы должны  разделиться на две группы ученых. Одна группа  должна выбрать  виды  меха для животных, которые помогают животным зимой, а другая, должна   выбрать ту пищу, которой питаются животные зимой, чтобы  выжить.

А потом мы с вами встретимся за круглым столом и обсудим.

Чтобы разделиться на группы у меня для вас есть снежинки белые и голубые, выберите себе снежинку.

 Кто выбрал белые снежинки, это одна группа, а кто выбрал голубые снежинки, другая группа.

  Когда зазвонит колокольчик, вы должны  будете собраться за одним круглым столом и обсудить то, что вы исследовали.

Дети делают заключение, что они не знают, что дает установку на проведение открытие нового материала через исследование.

Дети  дают предположение.

Умение делать умозаключение перед постановкой проблемы, делиться на группы по социо-игровой технологии, договариваться

Способен договариваться.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Ребятам предлагается набор оборудования и материалов для исследовательского открытия.

-Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать  в своих домиках? (Медведь и ёж, енот, барсук). Они  накопили  много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Покажите, кокой мех  похож на мех животных, которые спят зимой.(короткошерстный)

- Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).  

Покажите мех, который похож на мех зайца? Какой он?(мягкий, пушистый, теплый.)

- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.) -  Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого) - Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников

   - Белочка не боится зимы. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? (В дупле.) - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)  - Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

   -Ребята, как у лисицы называется дом? (нора) - Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово). У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). – Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей). –Да, волки охотятся на  зайцев, оленей, лосей    

дополняют.

За круглым столом дети рассказывают о своих исследованиях

Проявление интереса к  окружающим предметами и активное  действуе с ними, владение  активной речью, включенной в общение, формирование умения выражать свои мысли

Проявление любознательности, владение  элементарными представлениями из области живой природы.

Формирование  умения проводить исследовательскую работу, делать открытия, доказывать свой выбор.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Ребята, вы такие молодцы! Собрали очень много информации. Я постараюсь сейчас рассказать медведю то, что вы исследовали, а вы меня проверяйте.

Если  буду правильно называть, то хлопайте в ладоши, а если неправильно, то топайте ногами.

Дети внимательно  слушают, если правильно, то хлопают, а если неправильно, топают

Обладает элементарными представлениями из области живой природы

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Итог. Ребята, давайте уточним из нашего исследования, как же зимой выживают животные. Что нового вы узнали, что раньше не знали?

Рефлексия. Ребята, наш медведь спит в берлоге, там тепло, но зима у нас лютая. Кто хочет укрыть медведя еще мягким пушистым снегом? Укрывать мы будем  снежинками:

 Если вы сегодня узнали много нового, интересного, то возьмите большую снежинку,  подуйте на нее, чтобы она упала на берлогу медведя, а если вы считаете, что еще нужно познакомиться с жизнью животных зимой, то возьмите и сдуйте  маленькую снежинку.

Ребята оценивают свою работу,

Высказываются по поводу качества работы, своего эмоционального состояния.

Формирование  умения оценивать свою работу, состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: "Использование исследовательской деятельности в дошкольном образовании"

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ. Содержат особенности организации педагогического процесса, критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов, упражнения для развития и...

Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности...

Методическая работа с педагогами дошкольного образования по патриотическому воспитанию детей по теме «День Победы»

Описание: данная разработка предназначена для старших воспитателей, воспитателей  детского сада....

методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"

Методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС ТЕМА: «ФГОС дошкольного образования: основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАСТЕМА: «ФГОС дошкольного образования: основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения» Дата проведения:  _______________________Цель: Со...

Свидетельство за участие в научно-методической конференции по теме: "Дошкольное образование во взаимодействии с обновленными ФГОС начального и общего образования"

Свидетельство за участие в научно-методической конференции по теме: "Дошкольное образование во взаимодействии с обновленными ФГОС начального и общего образования"...