Семинар для педагогов ДОУ "Технологии социализации"
учебно-методический материал на тему

Ведренцева Татьяна Юрьевна

В представленной методической разработке рассказывается о современных технологиях социализации в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_sotsializatsii.docx24.27 КБ
Файл tehnologii_sotsializatsii.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Введение новых нормативных документов (ФГОС ДО)  предполагает пересмотреть работу дошкольного образовательного учреждения. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)

 «3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей... предполагают:

2)        поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

3)        установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, добро желательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья...»

«3.2.1.... психолого-педагогические условия:

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

б)        возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения...».

Перед нашим дошкольным образовательным учреждением стало ряд задач, требующих изменений в организации своей работы. Право детей участвовать в планировании своей деятельности, развивать их любознательность, поддерживать инициативность мы решили эти задачи, создав в каждой возрастной группе, так называемый совет .   На детских советах группы ребята выражают свое мнение по поводу происходящего, делятся своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим жизнь группы, совместно находят решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.

Дети учатся и имеют   право   выражать свое  мнение по всем вопросам в соответствии с уровнем своего развития. В то же время у них есть  право не выражать свое мнение, т.е. право на неучастие. В этом, на наш взгляд,  заключается свобода выбора.

Свободе выбора детей противостоит обязанность взрослых привлекать детей к участию (соучастию) и пробуждать в них интерес к этому процессу.

Участие проявляется в ситуациях с неопределенным открытым исходом, в ситуациях, которые могут  способствовать формированию воли и решение  которых может не соответствовать ожиданиям. Участие включает в себя умение как совместно, так  и самостоятельно принимать решения. При этом взрослые относятся к воспитанникам как к «экспертам в своем деле» и регулярно привлекают их к совместному планированию, обсуждению и принятию решений, позволяя реально влиять на содержание и формы образовательной деятельности. В ситуации, когда взрослые и дети совместно планируют и принимают решения, возникают конфликты. Например, из-за того, что поделиться новостями, высказать свои идеи хотят сразу несколько детей; разные дети   одновременно   предлагают   несколько  тем для будущих общих проектов; кого-то из участников детского совета не устраивает соседство или поведение соседа и тому подобные «бытовые и производственные ситуации». Возникающие конфликты мы  рассматриваем  как возможности развития, а не признаки недееспособности методики участия; возможности для социально-эмоционального, коммуникативного и любого иного направления личностного развития и совершенствования.

В процессе обсуждения могут быть найдены решения, которые устраивают если не всех, то большинство детей. Сущность организации жизнедеятельности детей в группе такова, что за ребенком остается право НЕ принимать участие в тех делах и действиях, которые ему не по душе.

Постепенно дети учатся принимать на себя ответственность, и им передается все больше прав в принятии решений за себя и за свое маленькое детское сообщество.

 Участие возможно для детей любого возраста. Возраст ребенка играет роль только для формы участия, но не для участия как такового.

Дети в группах детского сада раннего и младшего дошкольного возраста имеют разные способности, уровень развития этих способностей. Если в группе есть ребенок, способный высказать свои суждения и идеи, то не предоставить ему эту возможность означает встать на пути его развития, совершить профессиональное преступление.

Детский совет группы – место и время, когда дети в действии учатся общению, пониманию, проявлению инициативы, ответственности.

Успех взрослых в предоставлении детям возможностей участия зависит от того, насколько открытый диалог они ведут с детьми, какой мерой свободы и ответственности обладают дети и какое содействие оказывается со стороны взрослых (педагогов и родителей) для развития компетентностей, необходимых в процессе разговора, выбора и принятия решения, преодоления конфликта.

В ежедневных, спонтанно возникающих разговорах может происходить обсуждение случайных тем и тем, намеченных взрослыми. Это могут быть темы, важные для формирования мировоззрения всех детей, и индивидуально значимые темы. Это может быть обмен опытом, разбор конфликтов или планирование текущих дел и дел на перспективу. Тематический принцип планирования деятельности в детском саду  - необходимое  условие каждого учреждения. Используя такую форму организации как  детский совет, тема предстоящей работы определяется детьми, а не воспитателями, активность участия детей в различных мероприятиях высока. Ребята сами планируют, формируют творческие группы, учатся добывать информацию и делиться ею со сверстниками.

Если дети чувствуют себя собственниками своего учения, они будут успешными, т.к. у них появляется множество возможностей для осознания собственных интересов, для обнаружения своих сильных и слабых сторон, для свободных действий, приводящих порой к самым неожиданным результатам.

Привычка к самостоятельному выбору позволяет детям в дальнейшем принимать  решения и успешно решать проблемы, становиться творческими и мыслящими личностями.

Ежедневно у детей должна быть возможность выбора. Предоставление право выбора – не единичные акции, мероприятия, не специально запрограммированные взрослыми ситуации. Право выбора – естественное ежедневное состояние ребенка в процессе образовательной деятельности. Взрослый направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые условия, своевременно обновляет развивающую предметно – пространственную среду группы, иногда, побуждая ребят, на определенную тему разговора.

Взрослые должны удерживать в своем профессиональном сознании: право выбора – это ценность, это основа организации образовательного процесса. Обязанность взрослых показывать детям, что их выбор очень ценен, что работа, выбираемая ими самостоятельно, так же важна, как и та работа, которую предлагает им выполнить взрослый.

  Важно помогать детям демонстрировать результаты их самостоятельно выбранной работы. Вместе с тем у детей должна быть возможность включиться в деятельность под руководством воспитателя.

Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя создание условий, наблюдение за детьми и общение с детьми, оказание помощи и поддержки, если ребенок просит об этом, но не в организации предстоящих действий.

Дети никогда не научатся делать выбор, если взрослые не предоставляют им возможности делать это.

Создать условия: начать ежедневную практику обсуждения с детьми их собственных планов и предоставить им право действовать.

Когда ребенок сам планирует свою деятельность, заинтересован в конечном результате, о своих планах он сообщает не только педагогу, но и родителям. Малыш спрашивает совет, просит помощи у своих близких,  тем самым вовлекая их в совместную работу. Воспитатели организуют воспитательно – образовательный процесс в группе совместно с родителями своих воспитанников. Результаты промежуточной и итоговой работы размещают в общедоступном для всех месте – приемной, на рабочей панели.

Применяя такую форму организации  как детский совет группы, мы, педагоги, решаем много задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, развиваем личность дошкольника, формируем ключевые компетенции.

Т.Ю.Ведренцева, старший воспитатель

 



Предварительный просмотр:

Введение новых нормативных документов (ФГОС ДО)  предполагает пересмотреть работу дошкольного образовательного учреждения. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)

 «3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей... предполагают:

2)        поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

3)        установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, добро желательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья...»

«3.2.1.... психолого-педагогические условия:

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

б)        возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения...».

Перед нашим дошкольным образовательным учреждением стало ряд задач, требующих изменений в организации своей работы. Право детей участвовать в планировании своей деятельности, развивать их любознательность, поддерживать инициативность мы решили эти задачи, создав в каждой возрастной группе, так называемый совет .   На детских советах группы ребята выражают свое мнение по поводу происходящего, делятся своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим жизнь группы, совместно находят решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.

Дети учатся и имеют   право   выражать свое  мнение по всем вопросам в соответствии с уровнем своего развития. В то же время у них есть  право не выражать свое мнение, т.е. право на неучастие. В этом, на наш взгляд,  заключается свобода выбора.

Свободе выбора детей противостоит обязанность взрослых привлекать детей к участию (соучастию) и пробуждать в них интерес к этому процессу.

Участие проявляется в ситуациях с неопределенным открытым исходом, в ситуациях, которые могут  способствовать формированию воли и решение  которых может не соответствовать ожиданиям. Участие включает в себя умение как совместно, так  и самостоятельно принимать решения. При этом взрослые относятся к воспитанникам как к «экспертам в своем деле» и регулярно привлекают их к совместному планированию, обсуждению и принятию решений, позволяя реально влиять на содержание и формы образовательной деятельности. В ситуации, когда взрослые и дети совместно планируют и принимают решения, возникают конфликты. Например, из-за того, что поделиться новостями, высказать свои идеи хотят сразу несколько детей; разные дети   одновременно   предлагают   несколько  тем для будущих общих проектов; кого-то из участников детского совета не устраивает соседство или поведение соседа и тому подобные «бытовые и производственные ситуации». Возникающие конфликты мы  рассматриваем  как возможности развития, а не признаки недееспособности методики участия; возможности для социально-эмоционального, коммуникативного и любого иного направления личностного развития и совершенствования.

В процессе обсуждения могут быть найдены решения, которые устраивают если не всех, то большинство детей. Сущность организации жизнедеятельности детей в группе такова, что за ребенком остается право НЕ принимать участие в тех делах и действиях, которые ему не по душе.

Постепенно дети учатся принимать на себя ответственность, и им передается все больше прав в принятии решений за себя и за свое маленькое детское сообщество.

 Участие возможно для детей любого возраста. Возраст ребенка играет роль только для формы участия, но не для участия как такового.

Дети в группах детского сада раннего и младшего дошкольного возраста имеют разные способности, уровень развития этих способностей. Если в группе есть ребенок, способный высказать свои суждения и идеи, то не предоставить ему эту возможность означает встать на пути его развития, совершить профессиональное преступление.

Детский совет группы – место и время, когда дети в действии учатся общению, пониманию, проявлению инициативы, ответственности.

Успех взрослых в предоставлении детям возможностей участия зависит от того, насколько открытый диалог они ведут с детьми, какой мерой свободы и ответственности обладают дети и какое содействие оказывается со стороны взрослых (педагогов и родителей) для развития компетентностей, необходимых в процессе разговора, выбора и принятия решения, преодоления конфликта.

В ежедневных, спонтанно возникающих разговорах может происходить обсуждение случайных тем и тем, намеченных взрослыми. Это могут быть темы, важные для формирования мировоззрения всех детей, и индивидуально значимые темы. Это может быть обмен опытом, разбор конфликтов или планирование текущих дел и дел на перспективу. Тематический принцип планирования деятельности в детском саду  - необходимое  условие каждого учреждения. Используя такую форму организации как  детский совет, тема предстоящей работы определяется детьми, а не воспитателями, активность участия детей в различных мероприятиях высока. Ребята сами планируют, формируют творческие группы, учатся добывать информацию и делиться ею со сверстниками.

Если дети чувствуют себя собственниками своего учения, они будут успешными, т.к. у них появляется множество возможностей для осознания собственных интересов, для обнаружения своих сильных и слабых сторон, для свободных действий, приводящих порой к самым неожиданным результатам.

Привычка к самостоятельному выбору позволяет детям в дальнейшем принимать  решения и успешно решать проблемы, становиться творческими и мыслящими личностями.

Ежедневно у детей должна быть возможность выбора. Предоставление право выбора – не единичные акции, мероприятия, не специально запрограммированные взрослыми ситуации. Право выбора – естественное ежедневное состояние ребенка в процессе образовательной деятельности. Взрослый направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые условия, своевременно обновляет развивающую предметно – пространственную среду группы, иногда, побуждая ребят, на определенную тему разговора.

Взрослые должны удерживать в своем профессиональном сознании: право выбора – это ценность, это основа организации образовательного процесса. Обязанность взрослых показывать детям, что их выбор очень ценен, что работа, выбираемая ими самостоятельно, так же важна, как и та работа, которую предлагает им выполнить взрослый.

  Важно помогать детям демонстрировать результаты их самостоятельно выбранной работы. Вместе с тем у детей должна быть возможность включиться в деятельность под руководством воспитателя.

Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя создание условий, наблюдение за детьми и общение с детьми, оказание помощи и поддержки, если ребенок просит об этом, но не в организации предстоящих действий.

Дети никогда не научатся делать выбор, если взрослые не предоставляют им возможности делать это.

Создать условия: начать ежедневную практику обсуждения с детьми их собственных планов и предоставить им право действовать.

Когда ребенок сам планирует свою деятельность, заинтересован в конечном результате, о своих планах он сообщает не только педагогу, но и родителям. Малыш спрашивает совет, просит помощи у своих близких,  тем самым вовлекая их в совместную работу. Воспитатели организуют воспитательно – образовательный процесс в группе совместно с родителями своих воспитанников. Результаты промежуточной и итоговой работы размещают в общедоступном для всех месте – приемной, на рабочей панели.

Применяя такую форму организации  как детский совет группы, мы, педагоги, решаем много задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, развиваем личность дошкольника, формируем ключевые компетенции.

Т.Ю.Ведренцева, старший воспитатель

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Формирование успешной социализации в игровой деятельности воспитанников"

        Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка.....

Консультация для педагогов на тему "Совместная работа родителей и педагогов по социализации детей с ЗПР в процессе развития речи с использованием пособия "Разрешите представиться".

Степень социализации личности является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Л.С.Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, огран...

Семинар - практикум тема: «От социализации к саморегуляции»

laquo;Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной лично...

Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной д...

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников».

ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАРДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «Системообразующий подход к решению задач внедрения ФГОС ДО: современные технологии позитивной социализации дошкольников»....