Семинар практикум для воспитателей "Ролево-игровые проекты в работе с дошкольниками"
консультация на тему

Семинар-практикум для воспитателей поможет в работе по реализации ролево-игрового проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл в помощь воспитателям38.7 КБ
Файл sem-prak_rolevo-igrovoy_proekt.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»

Семинар-практикум

«Ролево-игровые проекты в работе с дошкольниками»

Подготовила

старший воспитатель

Тянгаева Е.В.

г. Саров

2017

2 слайд

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где и как я могу эти знания применить» 

вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе.

        Решению этой задачи может способствовать проектная деятельность, т.к.  при реализации проекта  предполагается, что  каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности.  Поэтому именно в  проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

3 слайд

Ролево-игровой проект – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. 


4 слайд

С содержательной точки зрения ролево-игровые проекты могут быть следующих типов: 

  • Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний; 

  • Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;

(Имитационная игра - это работа участников в условном, вымышленном пространстве)

  • Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети; 

  • Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.). 

Задания №1:  Приведите примеры   разных типов проектов.

(воображаемые путешествия: «Морское путешествие»-  игра по освоению дошкольниками валеологических знаний, умений и навыков; «Невероятные приключения на необитаемом острове» -  игра-знакомство со способами выживания  в трудных условиях, вне человеческой цивилизации)

Имитационно-деловые – «Стройка», «Ремонтная мастерская», «Швейная мастерская»

Драматизированные -  "Маленькие артисты" - драматизация басни Крылова "Стрекоза и муравей"

Имитационно-социальные  - «Ветеринарная клиника», «Редакция газеты», «Больница»

 5 слайд

Отличие ролево-игрового проекта от сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: 

Ролево-игровой проект

Сюжетно-ролевая игра


В основе проекта - проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.


В основе - деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.


Исследовательское содержание проекта: дети самостоятельно (при поддержке взрослого) через исследования находят пути решения проблемы. 


Социальное содержание игры: ребенок, выбирая определенную роль, имеет соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя и др. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. 


Реализация проекта не ограничена условным пространством. 


Действие игры происходит в некотором условном пространстве. 


Существует как отдельная категория. 


Существует как отдельная категория, а может быть составной частью ролево-игрового проекта. 

6 слайд

Работа над ролево-игровым проектом  предполагает   совместную деятельность педагога и детей.
 Этапы деятельности по реализации ролево-игрового проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап –

подготовительный

Формулирует проблему (цель) 
(При постановке цели определяется и продукт проекта)
 

Вхождение в проблему. 

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию 

Вживание в игровую ситуацию 

Формулирует задачу (не жестко) 

Принятие задачи 

II этап - основной

Помогает в решении задачи 

Дополнение задач проекта 

Помогает спланировать деятельность 

Объединение детей в рабочие группы 

Организует деятельность 

Распределение амплуа 

Оказывает практическую помощь (по необходимости) 

Формирование специфических знаний, умений, навыков 

Направляет и контролирует осуществление проекта 

Продукт деятельности готовят к презентации 

IV этап - заключительный

Подготавливает презентацию. Проводит презентацию 

Представляют продукт деятельности 

I этап –подготовительный. Педагог  формулирует проблему, т.е.  цель проекта.

Проблема  - это затруднение, неопределённость, чтобы её устранить, требуется исследование.

Например, по наблюдениям воспитателя дети в игре «Салон красоты» совершают однообразные игровые действия,  эта игра  мало интересна детям. Дети не владеют знаниями   о  профессиях: визажист, мастер маникюра, массажист.

Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Меня пригласили на праздник. Мне нужно быть красивой.  Я пришла в салон  красоты и попросила парикмахера сделать мне причёску, макияж, маникюр, но она сказала, что умеет делать только прически.  Что же мне делать?».

 7 слайд

Чтобы дети поняли свои затруднения (проблему) можно использовать метод «Трёх вопросов»:  Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?

Первый вопрос «Что я знаю?» поможет детям осознать проблему. Второй  - спланировать деятельность, а третий – наметить пути  поиска информации.

Затем воспитатель должен озвучить  задачи: нам нужно с вами узнать, что делает визажист и какие инструменты ему нужны, что делает массажист и что ему нужно для работы.

 Для того чтобы дети наглядно видели  проблему, план дальнейших действий  можно  зарисовывать  их гипотезы, высказывания или привлекать детей  к зарисовке условными знаками.

 При  вхождении в проблему   можно использовать и  метод «Семь  мы».  Формулировки  представлены на слайде. При обсуждении взрослый может задавать дополнительные вопросы:

  • Дети, чем вы озабочены?
  • Как мы можем об этом узнать?
  • Как вы думаете, предполагаете,   как называются профессии людей и что им нужно для работы?
  • Что вы будете делать, чтобы узнать о профессиях этих людей?
  • Какая помощь вам будет нужна и от кого?

Задание № 2.   Давайте попробуем войти в проблему от лица детей  на примере игры «Салон красоты»

Мы озабочены...(формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

 «Мы хотим сделать Вас красивой,  но мы не знаем,   кто и как делает маникюр, макияж»

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

 Примерный ответ ребенка: «Мы понимаем, что в салоне красоты работают  люди, которые умеют делать маникюр, массаж, макияж. Если мы узнаем про их профессии, то сможем поиграть в игру «Салон красоты»

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Примерный ответ ребенка: «Мы ожидаем, что если  мы спросим у взрослых, то мы узнаем  о профессиях людей,  которые делают макияж, маникюр, массаж»

Мы предполагаем...(представляются  идеи, гипотезы).

Примерный ответ ребенка: «Я предполагаю, что массаж делает массажист (медсестра) и ей нужен крем»

Примерный ответ ребенка: «Я предполагаю,  что маникюр делает тётя и ей нужен лак, ножницы»

Примерный ответ ребенка: «Я не знаю что такое макияж».

Мы намереваемся... ( намечается план действий).

Примерный ответ ребенка: «Я спрошу у мамы, попрошу её показать мне картинки в интернете, схожу с ней в салон красоты»

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Примерный ответ ребенка: «Я попрошу маму включить компьютер и найти   «Кто такой визажист? Что ему нужно для работы?,  потому что я пока не умею читать, работать на компьютере и т.п.»

«Мы попросим Вас (воспитателя) сходить на экскурсию в «Салон красоты, потому что одним нельзя уходить из детского сада»

 Эти методы  можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

8  слайд

 В младшем дошкольном возрасте формирование проектных навыков осуществляется по следующему алгоритму:

Игровая ситуация: Медвежонок упал и поранил лапу. У него течет кровь. Он громко плачет. Что же делать?

  1. осознание поставленной цели (ребёнок должен понять,  что нужно делать, например, вылечить лапу медвежонку);
  2. овладение различными способами решения поставленных задач

( например, помазать лапу, забинтовать, заклеить пластырем);

  1. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте (например,  Если лапу вылечить, то медвежонок будет веселый и сможет с нами поиграть.

Если   не лечить  лапку, он будет капризничать и плакать, не захочет не с кем играть. У него может подняться температура, его положат в больницу и будут делать уколы, давать таблетки);

  1. поиск различных средств достижения цели (рассмотрим картинки, сходим в медицинский кабинет и посмотрим,  как лечат, посмотрим мультфильм и т.п. ; подбор атрибутов , предметов-заместителей)

 9  слайд

При постановке цели определяется и продукт проекта.  Продуктами ролево-игрового проекта могут быть – альбом (предметные картинки, например: магазине, поликлиники и т.п.)  профессий людей, которые работают в данном учреждении),   элементы костюма,  атрибуты,   афиша, сказка, сценарий праздника и т.п.  

 Формами презентации продуктов проекта,   как правило, является сюжетно-ролевая игра или театрализованная игра.

Таким образом, в завершении  подготовительного этапа педагог разрабатывает паспорт проекта с «системной паутиной».

Как правильно сформулировать задачи проекта  для  младшего и старшего дошкольного возраста подскажут вам памятки. (раздаются памятки)

Задание №3:   Предложить разделиться на две команды. Придумайте игровую ситуацию  введения в  ролево-игровой  проект  «Детское кафе», «Спасатели».

На втором этапе   проекта осуществляется  запланированная с детьми деятельность, т е. ведётся работа по «системной паутине», разработанной педагогом.  В работе могут быть задействованы разные образовательные области, но не обязательно все.

Деятельность  должна начаться со сбора  и  обсуждения информации по выявленной проблеме, которую дети  получили с помощью взрослых. Это может быть рассматривание картинок и беседа по ним; рассказы детей;  просмотр познавательных презентаций, чтение рассказов, книг принесенных из дома, библиотеки; проведение  экскурсии  и др.

Будет полезен опыт  воспитателя  Дементьевой Л.М. по ознакомлению детей с трудом взрослых. При  проведении экскурсий, занятий Людмила Михайловна предлагала фиксировать, что дети  уже знали, что узнали нового. Для этого использовались условные карточки (действия, инструменты,  место работы)  и соше с карманами.

Для развития умения  у детей применять эти знания  в игровой практике могут быть организованы речевые тренинги, обучающие игры, игры-драматизации.

Недостающие атрибуты могут быть изготовлены в ходе НОД по изодеятельности или ручному труду, подбираться из бросового материала как предметы-заместители; изготавливаться дома с родителями и презентоваться детьми в группе. Так же необходимо проводить обсуждение их назначения и использования.

 11 Слайд

 На третьем заключительном этапе  проводиться презентация продукта проекта, т. е.  организуется сюжетно-ролевая или театрализованная  игра.

12 слайд

Обсудим примерную структуру  оформления  паспорта  проекта

1 . Титульный лист  (наименование учреждения, название проекта, возрастная группа,  авторы, год разработки)

2. Тип проекта, временные рамки, участники.

3.  Актуальность выбранной темы с обозначенной проблемой.

4. Цель и задачи проекта.

5. Ожидаемые результаты.

6. Краткое содержание проекта:

  • Подготовительный этап
  • Основной этап («Системная паутина» - работа  с воспитанниками по образовательным областям, взаимодействие с родителями)
  • Заключительный

( на каждом этапе кратко описать  деятельность  педагогов, детей,  при необходимости родителей. В подготовительном этапе описать способ постановки проблемы или игровую ситуацию вхождения в проект)

7. Продукты проекта.

8. Презентация продукта проекта (здесь уместно разместить фотографии)

В ходе проекта рекомендуется  оформлять проектную  папку, в которой собраны все рабочие материалы, использованные в ходе проектной деятельности: зарисованные схемы хода реализации проекта,  проведенные исследования или найденная информация, конспекты занятий,  содержание дидактических игр, тренингов, тексты рассказов (при необходимости); фотографии, работы детей и пр.)

Задание №4:  Рефлексия – Чем отличается   ролево-игровой проект от  сюжетно-ролевой игры?

Памятка для педагогов  по формулировке задач к  проектной деятельности

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. Приобщать детей к процессу познания;
  3. Формировать различные представления;
  4. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. Формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. Знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. Развитие мышления и воображения;
  4. Речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. Осознание поставленной цели;
  2. Овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. Поиск различных средств достижения цели.

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. Потребности в создании собственной картины мира;
  3. Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. Выявить проблему;
  2. Самостоятельно искать нужное решение;
  3. Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»

Семинар-практикум

«Ролево-игровые проекты в работе с дошкольниками»

Подготовила

старший воспитатель

Тянгаева Е.В.

г. Саров

2017

2 слайд

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где и как я могу эти знания применить» 

вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе.

        Решению этой задачи может способствовать проектная деятельность, т.к.  при реализации проекта  предполагается, что  каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности.  Поэтому именно в  проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

3 слайд

Ролево-игровой проект – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. 


4 слайд

С содержательной точки зрения ролево-игровые проекты могут быть следующих типов: 

  • Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний; 

  • Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;

(Имитационная игра - это работа участников в условном, вымышленном пространстве)

  • Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети; 

  • Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.). 

Задания №1:  Приведите примеры   разных типов проектов.

(воображаемые путешествия: «Морское путешествие»-  игра по освоению дошкольниками валеологических знаний, умений и навыков; «Невероятные приключения на необитаемом острове» -  игра-знакомство со способами выживания  в трудных условиях, вне человеческой цивилизации)

Имитационно-деловые – «Стройка», «Ремонтная мастерская», «Швейная мастерская»

Драматизированные -  "Маленькие артисты" - драматизация басни Крылова "Стрекоза и муравей"

Имитационно-социальные  - «Ветеринарная клиника», «Редакция газеты», «Больница»

 5 слайд

Отличие ролево-игрового проекта от сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: 

Ролево-игровой проект

Сюжетно-ролевая игра


В основе проекта - проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.


В основе - деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.


Исследовательское содержание проекта: дети самостоятельно (при поддержке взрослого) через исследования находят пути решения проблемы. 


Социальное содержание игры: ребенок, выбирая определенную роль, имеет соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя и др. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. 


Реализация проекта не ограничена условным пространством. 


Действие игры происходит в некотором условном пространстве. 


Существует как отдельная категория. 


Существует как отдельная категория, а может быть составной частью ролево-игрового проекта. 

6 слайд

Работа над ролево-игровым проектом  предполагает   совместную деятельность педагога и детей.
 Этапы деятельности по реализации ролево-игрового проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап –

подготовительный

Формулирует проблему (цель) 
(При постановке цели определяется и продукт проекта)
 

Вхождение в проблему. 

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию 

Вживание в игровую ситуацию 

Формулирует задачу (не жестко) 

Принятие задачи 

II этап - основной

Помогает в решении задачи 

Дополнение задач проекта 

Помогает спланировать деятельность 

Объединение детей в рабочие группы 

Организует деятельность 

Распределение амплуа 

Оказывает практическую помощь (по необходимости) 

Формирование специфических знаний, умений, навыков 

Направляет и контролирует осуществление проекта 

Продукт деятельности готовят к презентации 

IV этап - заключительный

Подготавливает презентацию. Проводит презентацию 

Представляют продукт деятельности 

I этап –подготовительный. Педагог  формулирует проблему, т.е.  цель проекта.

Проблема  - это затруднение, неопределённость, чтобы её устранить, требуется исследование.

Например, по наблюдениям воспитателя дети в игре «Салон красоты» совершают однообразные игровые действия,  эта игра  мало интересна детям. Дети не владеют знаниями   о  профессиях: визажист, мастер маникюра, массажист.

Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Меня пригласили на праздник. Мне нужно быть красивой.  Я пришла в салон  красоты и попросила парикмахера сделать мне причёску, макияж, маникюр, но она сказала, что умеет делать только прически.  Что же мне делать?».

 7 слайд

Чтобы дети поняли свои затруднения (проблему) можно использовать метод «Трёх вопросов»:  Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?

Первый вопрос «Что я знаю?» поможет детям осознать проблему. Второй  - спланировать деятельность, а третий – наметить пути  поиска информации.

Затем воспитатель должен озвучить  задачи: нам нужно с вами узнать, что делает визажист и какие инструменты ему нужны, что делает массажист и что ему нужно для работы.

 Для того чтобы дети наглядно видели  проблему, план дальнейших действий  можно  зарисовывать  их гипотезы, высказывания или привлекать детей  к зарисовке условными знаками.

 При  вхождении в проблему   можно использовать и  метод «Семь  мы».  Формулировки  представлены на слайде. При обсуждении взрослый может задавать дополнительные вопросы:

  • Дети, чем вы озабочены?
  • Как мы можем об этом узнать?
  • Как вы думаете, предполагаете,   как называются профессии людей и что им нужно для работы?
  • Что вы будете делать, чтобы узнать о профессиях этих людей?
  • Какая помощь вам будет нужна и от кого?

Задание № 2.   Давайте попробуем войти в проблему от лица детей  на примере игры «Салон красоты»

Мы озабочены...(формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

 «Мы хотим сделать Вас красивой,  но мы не знаем,   кто и как делает маникюр, макияж»

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

 Примерный ответ ребенка: «Мы понимаем, что в салоне красоты работают  люди, которые умеют делать маникюр, массаж, макияж. Если мы узнаем про их профессии, то сможем поиграть в игру «Салон красоты»

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Примерный ответ ребенка: «Мы ожидаем, что если  мы спросим у взрослых, то мы узнаем  о профессиях людей,  которые делают макияж, маникюр, массаж»

Мы предполагаем...(представляются  идеи, гипотезы).

Примерный ответ ребенка: «Я предполагаю, что массаж делает массажист (медсестра) и ей нужен крем»

Примерный ответ ребенка: «Я предполагаю,  что маникюр делает тётя и ей нужен лак, ножницы»

Примерный ответ ребенка: «Я не знаю что такое макияж».

Мы намереваемся... ( намечается план действий).

Примерный ответ ребенка: «Я спрошу у мамы, попрошу её показать мне картинки в интернете, схожу с ней в салон красоты»

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Примерный ответ ребенка: «Я попрошу маму включить компьютер и найти   «Кто такой визажист? Что ему нужно для работы?,  потому что я пока не умею читать, работать на компьютере и т.п.»

«Мы попросим Вас (воспитателя) сходить на экскурсию в «Салон красоты, потому что одним нельзя уходить из детского сада»

 Эти методы  можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

8  слайд

 В младшем дошкольном возрасте формирование проектных навыков осуществляется по следующему алгоритму:

Игровая ситуация: Медвежонок упал и поранил лапу. У него течет кровь. Он громко плачет. Что же делать?

  1. осознание поставленной цели (ребёнок должен понять,  что нужно делать, например, вылечить лапу медвежонку);
  2. овладение различными способами решения поставленных задач

( например, помазать лапу, забинтовать, заклеить пластырем);

  1. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте (например,  Если лапу вылечить, то медвежонок будет веселый и сможет с нами поиграть.

Если   не лечить  лапку, он будет капризничать и плакать, не захочет не с кем играть. У него может подняться температура, его положат в больницу и будут делать уколы, давать таблетки);

  1. поиск различных средств достижения цели (рассмотрим картинки, сходим в медицинский кабинет и посмотрим,  как лечат, посмотрим мультфильм и т.п. ; подбор атрибутов , предметов-заместителей)

 9  слайд

При постановке цели определяется и продукт проекта.  Продуктами ролево-игрового проекта могут быть – альбом (предметные картинки, например: магазине, поликлиники и т.п.)  профессий людей, которые работают в данном учреждении),   элементы костюма,  атрибуты,   афиша, сказка, сценарий праздника и т.п.  

 Формами презентации продуктов проекта,   как правило, является сюжетно-ролевая игра или театрализованная игра.

Таким образом, в завершении  подготовительного этапа педагог разрабатывает паспорт проекта с «системной паутиной».

Как правильно сформулировать задачи проекта  для  младшего и старшего дошкольного возраста подскажут вам памятки. (раздаются памятки)

Задание №3:   Предложить разделиться на две команды. Придумайте игровую ситуацию  введения в  ролево-игровой  проект  «Детское кафе», «Спасатели».

На втором этапе   проекта осуществляется  запланированная с детьми деятельность, т е. ведётся работа по «системной паутине», разработанной педагогом.  В работе могут быть задействованы разные образовательные области, но не обязательно все.

Деятельность  должна начаться со сбора  и  обсуждения информации по выявленной проблеме, которую дети  получили с помощью взрослых. Это может быть рассматривание картинок и беседа по ним; рассказы детей;  просмотр познавательных презентаций, чтение рассказов, книг принесенных из дома, библиотеки; проведение  экскурсии  и др.

Будет полезен опыт  воспитателя  Дементьевой Л.М. по ознакомлению детей с трудом взрослых. При  проведении экскурсий, занятий Людмила Михайловна предлагала фиксировать, что дети  уже знали, что узнали нового. Для этого использовались условные карточки (действия, инструменты,  место работы)  и соше с карманами.

Для развития умения  у детей применять эти знания  в игровой практике могут быть организованы речевые тренинги, обучающие игры, игры-драматизации.

Недостающие атрибуты могут быть изготовлены в ходе НОД по изодеятельности или ручному труду, подбираться из бросового материала как предметы-заместители; изготавливаться дома с родителями и презентоваться детьми в группе. Так же необходимо проводить обсуждение их назначения и использования.

 11 Слайд

 На третьем заключительном этапе  проводиться презентация продукта проекта, т. е.  организуется сюжетно-ролевая или театрализованная  игра.

12 слайд

Обсудим примерную структуру  оформления  паспорта  проекта

1 . Титульный лист  (наименование учреждения, название проекта, возрастная группа,  авторы, год разработки)

2. Тип проекта, временные рамки, участники.

3.  Актуальность выбранной темы с обозначенной проблемой.

4. Цель и задачи проекта.

5. Ожидаемые результаты.

6. Краткое содержание проекта:

  • Подготовительный этап
  • Основной этап («Системная паутина» - работа  с воспитанниками по образовательным областям, взаимодействие с родителями)
  • Заключительный

( на каждом этапе кратко описать  деятельность  педагогов, детей,  при необходимости родителей. В подготовительном этапе описать способ постановки проблемы или игровую ситуацию вхождения в проект)

7. Продукты проекта.

8. Презентация продукта проекта (здесь уместно разместить фотографии)

В ходе проекта рекомендуется  оформлять проектную  папку, в которой собраны все рабочие материалы, использованные в ходе проектной деятельности: зарисованные схемы хода реализации проекта,  проведенные исследования или найденная информация, конспекты занятий,  содержание дидактических игр, тренингов, тексты рассказов (при необходимости); фотографии, работы детей и пр.)

Задание №4:  Рефлексия – Чем отличается   ролево-игровой проект от  сюжетно-ролевой игры?

Памятка для педагогов  по формулировке задач к  проектной деятельности

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. Приобщать детей к процессу познания;
  3. Формировать различные представления;
  4. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. Формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. Знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. Развитие мышления и воображения;
  4. Речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. Осознание поставленной цели;
  2. Овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. Поиск различных средств достижения цели.

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. Потребности в создании собственной картины мира;
  3. Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. Выявить проблему;
  2. Самостоятельно искать нужное решение;
  3. Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Использование интерактивного стола ActivTable в работе с дошкольниками".

Мы живем в эпоху информационных технологий. Сейчас компьютер есть практически в каждом доме. И уже в прошлом те времена, когда за ним можно было лишь работать и играть в незамысловатые игры. Теп...

Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"

В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патриотического потенциала детей».

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патрио...

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для педагогов«Песочная терапия в работе с дошкольниками» Цель семинара:приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых ...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

 Песок — это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей....

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Песок- это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»...