статья "Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО"
статья на тему

Борихина (Пидшморга) Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы организации социального партнерство с семьями воспитанников в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pidshmorga_e.s.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных  и образовательных возможностей ДОО

Е.С. Пидшморга,

Киселевский городской округ, Кемеровская обл.

В современных условиях развития  образования перед дошкольными образовательными организациями (далее – ДОО) встает одна из главных задач – поиск таких форм взаимодействия с семьей, которые позволили бы родителям воспитанников стать полноправными участниками образовательного процесса.

Закон РФ «Об образовании в РФ» в ст.44 п.1 определяет преимущественное право родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Таким образом, признание приоритета семейного воспитания требует иного, нового взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, которое определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «доверительность». Именно такой вид взаимодействия субъектов образовательного процесса, как социальное партнерство, на наш взгляд, является наиболее перспективным и эффективным.

Социальное партнерство - это взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Главное для партнёрства - понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены. Основными партнерами ДОО в реализации задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста выступают родители. Положительного результата в условиях стандартизации дошкольного образования, прежде всего, повышения его качества, можно добиться только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Сегодня «учить семью» является не актуальной задачей для детского сада. На первый план выдвигаются задачи, определяемые ФГОС ДО, такие как:  

- информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

 - обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией.

Партнерский уровень взаимоотношений с семьями воспитанников подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий - от планирования до оценки результата и координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников ДОО, так и семей дошкольников. Таким образом, семьи воспитанников должны стать полноправными участниками, а не созерцателями, образовательного процесса, включенными в единое образовательное пространство «детский сад – семья».

Проблема вовлечения родителей в единое образовательное пространство может решаться в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОО по организации социального партнерства  с семьями дошкольников, ознакомление педагогов с новыми формами организации работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей посредством вовлечения их в совместную деятельность с использованием активных форм взаимодействия.
  3. Создание условий для обмена опытом педагогов и родителей по вопросам воспитания, развития и обучения детей.

В нашем детском саду эти направления стали основой для разработки Программы организации социального партнерства с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО (далее – Программа).

Целью Программы стало объединение усилий педагогов и семей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников, создание условий для открытого взаимного  общения. Сроки ее реализации – 5 лет (2013-2018 г.г.).

Первый год реализации Программы (2013-2014 г.г.), согласно перспективному плану, предполагает изучение готовности (когнитивной, мотивационной и организационной) педагогов ДОО к партнерским взаимоотношениям, а также исследование образовательного запроса и потенциала семей, их готовности к социальному партнерству с организаций.

На данном этапе реализации Программы в ДОО проводится:

- оценка имеющихся ресурсов для организации партнерства с семьей (кадровых, информационных, организационных, материально-технических);

- анализ уже имеющегося опыта социального партнерства на предмет установления новых партнерских отношений;

- осуществление перспективного проектирования инновационной и образовательной деятельности с учетом запроса и потенциала семей, ресурсного обеспечения ДОО.

Качественный анализ готовности ДОО к переходу на партнерские отношения с семьей позволяет спрогнозировать возможные риски и проблемы, с которыми может столкнуться образовательная организация, оценить свои возможности, спланировать индивидуальную траекторию развития партнерских отношений с семьями с учетом их особенностей и образовательного запроса.

Следующий этап реализации Программы (2014-2017 г.г.) заключается в осуществлении совместной деятельности педагогов и семей воспитанников с использованием новых форм партнерского взаимодействия. Для этого в нашем детском саду были организованы следующие сообщества: педагогическая мастерская «Содружество», творческая семейная мастерская «Развитие» и семейный клуб «Растишка».

Основным направлением деятельности педагогической мастерской «Содружество» является повышение компетентности педагогов в организации партнерского взаимодействия с семьями. Заседания организуются в форме  проблемно-ориентированных семинаров и мастер-классов, где каждый педагог может поделиться своим позитивным опытом работы с родителями, а также обсудить трудности, возникающие в процессе взаимодействия с семьей. Перспективный план работы педагогической мастерской включает заседания по актуальным вопросам взаимодействия педагога с родителями, такие как «Трое в одной лодке, или как найти общий язык с родителями», «Культура взаимоотношений в современной семье», «Поддержка образовательных инициатив семьи: проблемы и перспективы ДОО» и т.д.  

Для установления партнерских отношений с семьями воспитанников была организована работа творческой семейной        мастерской «Развитие». Встречи в семейной мастерской запланированы один раз в месяц и предполагают вовлечение родителей в совместные с детьми виды деятельности. Например, на встрече «Мои фантазии»  дети старших групп совместно с родителями обучались приемам нетрадиционной техники изо-деятельности и лепки, на встречах «Чудеса мультипликации» воспитанники старших групп совместно с родителями учились создавать собственные мультфильмы, а в подготовительных группах родителям и детям было предложено стать создателями собственного театра теней «Театр доброй сказки».

Встречи в семейной творческой мастерской позволяют посредством совместной творческой деятельности установить партнерские отношения с семьями, при котором родители от позиции наблюдателей смогут перейти к позиции инициаторов и активных участников.

Для оказания психолого-педагогической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей в детском саду в 2014 году начал свою работу семейный клуб «Растишка». К участию в мероприятиях клуба приглашаются все желающие родители. В рамках работы клуба воспитатели совместно со специалистами (музыкальные руководители, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, учитель-дефектолог и педагог-психолог) организуют мастер-классы, тренинги, практикумы и открытые просмотры образовательной деятельности. Так, родителям совместно с детьми предлагается поучаствовать в интегрированных занятиях учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре «Я здоровым быть хочу» или стать участниками совместного детско – родительского тренинга «Профилактика детских страхов методами арт- и изо-терапии», организуемого педагогом-психологом совместно с педагогом дополнительного образования.

На практических занятиях семейного клуба родителям предлагается на какое-то время занять позицию воспитателя и самостоятельно спланировать один день из жизни группы или провести образовательную деятельность, поучаствовать в разработке познавательного или творческого проекта. Так, например, в нашем детском саду образовательную деятельность, посвященную празднику День защитника Отечества, разработали и провели папы воспитанников. Мамы и бабушки дошкольников приняли участие в разработке и реализации проекта «Бабушкин сундучок», в рамках которого они познакомили детей с  различного рода рукоделием. Родители старших и подготовительных групп воплотили в жизнь индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо моей семьи» и «Наши семейные традиции».

Функционирование семейного клуба призвано сблизить детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей.

Таким образом, основную часть в реализации Программы организации социального партнерства с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО занимает апробация современных активных форм работы с семьями воспитанников, направленных на включение родителей в образовательный процесс в качестве участников, а не созерцателей.

Заключительный этап реализации Программы (2017-2018 г.г.) предполагает качественный анализ результатов совместной деятельности педагогов ДОО и семей воспитанников с целью проектирования дальнейшей траектории развития партнерских отношений.  

На данный момент в нашем детском саду Программа реализуется третий год. Предварительный анализ результатов совместной деятельности показывает эффективность организованной работы. Педагоги смелее идут на контакт с родителями, привлекая их к сотрудничеству, а родители, в свою очередь, активно включаются в жизнь детского сада, становясь все чаще инициаторами совместных мероприятий. Разработанная Программа позволила смоделировать процесс перехода на новый вид взаимоотношений с семьями -  социальное партнерство, объединив педагогические, культурные и образовательные возможности детского сада и семей воспитанников. Однако говорить о конечном результате еще рано, так как организация работы с семьей - это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, профессионализмом педагогов и их умением неуклонно следовать выбранной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

Формирование культуры здоровья воспитанников через интеграцию деятельности педагогов ДОУ и партнерства с семьей в физкультурно-досуговом движении

В настоящее время в системе образования РФ происходят глобальные изменения: меняются приоритеты, ставятся новые цели и задачи. Приоритетными направлениями современного дошколь...

Инновационные формы социального партнерства с семьей. Презентация для родителей "Наш денек"

Презентация отражает дин день из жизни ребят в детском саду. Как часто наши мамы и папы не знают, чем же занят их ребенок в детском саду. Данная форма работы с родителми позволяет наглядно представить...

Опыт интеграции детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей

Новые варианты организации коррекционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные организации....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО, КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Статья в рамках научно-практической конференции с международным участием "Парадигмальный подход в отечественном педагогическом знании"...

Особенности образовательного процесса в ДОУ. Эффективные формы партнерства с семьей.

Материалы к выступлению на родительском собрании "Наши дети-наше будущее. Начало нового 2018-2019 учебного года"...

Выступление на педагогическом часе «Образовательные возможности современных дошкольников»

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. А современные дети, - какие они? ...