Деловая игра для педагогов ДОУ "Знаем ли мы права ребенка?"
учебно-методический материал на тему

Бабакова Евгения Юрьевна
ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?" ЦЕЛЬ: повышение уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также пропаганды правового воспитания детей в педагогическом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"

ЦЕЛЬ: повышение уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также пропаганды правового воспитания детей в педагогическом коллективе.

ЗАДАЧИ: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ. Педагогический коллектив ДОУ

ХОД ИГРЫ.

В игре участвуют две команды. Ведущий делает сообщение по проблемам правового воспитания детей в дошкольном учреждении, затем проводит викторину.

Теоретическая часть:

Правовое образование дошкольников.

Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Какие задачи ставят педагоги?

•  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

•  Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

•  Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

•  Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется проводить:

•  ролевые, театрализованные и дидактические игры;

•  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Организовывать:

•  проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.);

•  продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).

Информация для воспитателя.

•  В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.

Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

•  Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

•  Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

Форма занятий должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

1 РАУНД

1.Какие законодательные акты были приняты для создания декларации прав ребенка на защиту?

(Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Был принят ряд законодательных актов - Семейный кодекс РФ, Закон "Об образовании", Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ")

2.Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

•  У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.

В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав).

•  Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. ( В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими).

3.Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет +

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

4.Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители +

(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)

в) члены правительства

5.На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство +

(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

6.Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью +

(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

7.ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет

б) 18 лет +

(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

в) 19 лет

2 РАУНД « Решение ситуаций»

Ситуация № 1

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Вопросы:

- Считаете ли Вы, что в данной ситуации, было нарушено право ребенка? Какое?

- Покажите последовательность этапов Вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.

Ситуация № 2

Средняя группа. Завтрак. Воспитатель повязывает « слюнявчик» девочке, родители которой, забирая девочку вечером, постоянно делают воспитателю замечания по поводу неопрятной одежды ребенка. Девочка наотрез протестует против этого.

Вопросы:

- Нарушает ли воспитатель права ребенка в данной ситуации?

Если да, то какие?

- Реальна такая ситуация в Вашей группе?

Если да, то как Вы находите из нее выход?

Ситуация №3

Ваш ребенок принес из дома в детский сад большую яркую игрушку, которая стала предметом общей забавы и мешала педагогу проводить занятия. Воспитатель решилаизбавиться от игрушки, но ребенок закапризничал. Тогда ему предложили посидеть до конца занятия в раздевалке.

Вопросы:

- Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка?

- Ваш выход из подобной ситуации?

Ситуация №4

В группу пришел новенький. Он плохо говорит по-русски. Чтобы не тратить на него время, воспитатель игнорирует его на занятии, занимаясь только с теми детьми, которые говорят хорошо.

Вопросы:

- Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка? Если да, то какие?

-Как Вы бы действовали в подобной ситуации?

3 РАУНД

А теперь предлагаю Вам обратиться к художественным произведениям.

1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д.

2.Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? "Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д.

3.В какой известной сказке С.Я.Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? «12 месяцев»

4.В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? «Золушка»

4 РАУНД

Я предлагаю вам картинки, можно фотографии или рисунки. Ваша задача: изобразить с помощью пантомимы данную на картинке ситуацию. А уважаемые зрители постараются отгадать: о каком праве идет речь? (никто не имеет права обижать другого, жестоко наказывать; никто не может стать рабом другого)

5 РАУНД

Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.

  1. Отрывок из м/ф «Чиполлино», где Тыкву вытаскивают из его домика.

Вопрос: Какое право Тыквы нарушено?

Ответ: Право на неприкосновенность жилища.

  1. Отрывок из м/ф «Попугай Кеша», где Кеша в клетке кричит «Свободу попугаям!»

Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?

Ответ: Право на свободу.

  1. Отрывок из фильма «Доктор Айболит», где звери болеют и просят Айболита их вылечить.

Вопрос: Каким правом воспользовались звери в Африке?

 Ответ: Право на бесплатную медицинскую помощь.

6 РАУНД

 Вы слушаете 3 хорошо известные вам детские песни и песни героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.

(право на отдых, право на обучение, право на лечение, право на жилище, на равноправие, на жизнь и воспитание в семье)

7 РАУНД

«Волшебный мешочек»

Чтобы подвести итог нашего мероприятия вам предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.

  1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (о праве на имя). 
  2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (о праве на заботу и любовь). 
  3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (о праве на имущество). 
  4. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (о праве на образование).
  5. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой).

На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разрешается или запрещается». Сейчас мы проверим, вашу внимательность. Вы должны дать верный ответ словами: «разрешается» или «запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго… запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это… разрешается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел - лечиться.

Это… разрешается.

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…запрещается.

Дома маме помогать,

Старших уважать,

Малышей не обижать …разрешается.

Если что-нибудь не так

В делах получается

Слушать мнение ребенка ….разрешается.

Слово предоставляется экспертной группе, которая подводит итог игры и объявляет победителей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

ДЕЛОВАЯ ИГРА 

"ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"

Подготовила:

воспитатель

Е.Ю.Бабакова

г.Волгодонск, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная деловая игра для педагогов и родителей «Большие права маленького ребёнка»

Права ребёнка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Именно поэтому проведение просв...

Деловая игра с педагогами "Знаем ли мы права ребенка?"

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их пр...

Деловая игра для педагогов "Знаем ли мы права своих детей"

Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов....

Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?»

Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?»   Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов.Задачи:1...