"Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Методическая разработка: Консультация для педагогов: "Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике"
 
 

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заведующий: И.Е.Писаренко 2017 год ГБДОУ детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района г. Санкт - Петербурга Консультация ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике»

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), ориентирует дошкольные образовательные организации на гуманистический характер взаимодействия воспитателей и родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

Слайд 3

Противоречия взаимодействия воспитателей с родителями Взаимодействия воспитателей и родителей дошкольников чрезвычайно парадоксальны и содержат в себе целый ряд противоречий. Поэтому скорее стоит ценить и выделять как профессиональное достижение ситуации бесконфликтного, продуктивного общения педагога с семьями воспитанников .

Слайд 4

В ситуации конфликта воспитателя с родителями у педагогов есть два пути. Один — отгородиться, выстроить буфер в общении и делать вид, что у вас нет поводов для отношений. Формализм, жесткость, равнодушие окажут существенную помощь в построении такого барьера. Другой путь — построить личностные отношения сотрудничества. В развитых эффективных системах дошкольного развития взаимодействие воспитателей с родителями всегда обозначается в качестве ведущей педагогической задачи. Так, в требованиях американской психологической ассоциации к хорошему детскому саду среди разных пунктов указано: в детском саду должны быть сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели; необходимо обеспечивать участие родителей в жизни детского сада; обязательно регулярное проведение родительских конференций с привлечением персонала детского сада.

Слайд 5

Формы конфликтов воспитателя и родителей Конфликт «Я» — каждая из сторон (или один из участников общения) переживает обесценивание своего «Я», сомневается в собственной оценке, переживает уязвимость «Я» и пытается восстановить собственный образ за счет другого. Конфликт воспитателя с родителями может возникнуть на почве различных эмоциональных состояний, в т. ч. плохо контролируемых, разнонаправленных. Часто в общении проявляются эмоции, не связанные с конкретной ситуацией, но возникшие в силу предыдущих обстоятельств.. Меняется общество, меняется социальная ситуация развития и не всегда отец с матерью и педагог синхронизированы в восприятии этих изменений. Напряженность во взаимодействиях воспитателей с родителями нередко возникает в связи с занижением статуса педагога, который воспринимается как обслуживающий персонал, не обладающий особой квалификацией. Завышение требований в отношении достижений дошкольника, связанное, с одной стороны, с незнанием нормативных показателей развития детей, а с другой — с по-прежнему доминирующей ориентацией на показатели и опережающее развитие, также является скрытым содержанием конфликтов воспитателей с родителями.

Слайд 6

Конфликт — это всегда эмоциональная включенность в ситуацию. Как только вам удастся переключиться на деловое взаимодействие — вы встали на путь разрешения конфликта. Поэтому важно уметь договариваться, находить способы выхода из трудной ситуации. Главное — помните, что не вы отец с матерью дошкольника и не вы принимаете решения в его жизни. И даже если вам кажется, что вы любите своего воспитанника и заботитесь о нем больше, чем его семья, профессиональная задача педагога — транслировать эти отношения родителям и научить их делать также.

Слайд 7

Рекомендации для педагогов по разрешению и предотвращению конфликтов воспитателей с родителями детей

Слайд 8

Открытость коммуникации — первое правило профессионала системы образования. Именно открытое, содержательное общение является эффективной профилактикой конфликтов воспитателей с родителями . Поэтому нужно давать маме с папой максимум информации как текущего, так и общего характера. Необходимо общаться: объяснять, обсуждать, рассказывать. Другого варианта нет! Само содержание профессиональной деятельности педагога требует непрерывного, содержательного взаимодействия, а в ситуации осознанного движения навстречу родным дошкольника это взаимодействие будет позитивным. Оптимально, если взаимодействие воспитателя с родителями носит не спонтанный, а системный характер: есть выделенные часы для конфиденциального общения (чтобы не отнимать время от работы с детьми), проводятся групповые мероприятия, организуются традиционные формы взаимодействия. Но и спонтанная краткая беседа «здесь и сейчас» иногда бывает чрезвычайно важна, т. к. позволяет определить потенциальные источники конфликта.

Слайд 9

Общение воспитателя с родителями должно быть честным и искренним. Стоит стремиться к непротиворечивости коммуникации, т. е. согласованности вербальных и невербальных посланий. Важным является формирование системы «МЫ» как ориентации на совместные цели в развитии и воспитании детей, восприятие взаимодействия не с позиции смены присматривающего за ребенком или реализации сферы платных услуг, а с точки зрения «Как мы можем вместе сделать детство полноценным?». Очевидно, что и с формальных позиций обращение к категории «мы» позволяет находить точки соприкосновения, подчеркивать сходство, а не фиксироваться на различиях, подпитывая конфликт. Поэтому важно вербально обозначать общие задачи и интересы.

Слайд 10

Используйте техники активного слушания2 и «Я»-высказывания , которые являются универсальными стратегиями эффективного общения. Активное слушание состоит в повторении высказываний собеседника в утвердительной форме, направленном на понимание, подтверждение и принятие слов партнера. Тем самым партнеру подается надежный сигнал признания важности его слов и его авторитета как личности в целом. «Я»-высказывания (сообщения от первого лица) позволяют обозначить собственный взгляд на ситуацию, не оказывая давления на партнера по общению

Слайд 11

Информируйте родителей о возрастных нормах и закономерностях развития детей, а также о возрастных рисках и кризисах развития. Постоянно обновляйте свои знания и анализируйте имеющийся опыт. Не останавливайтесь на достигнутом уровне профессионализма! Каждый конкретный воспитанник предложит вам свою задачку, требующую оригинальных решений, что позволит вам сделать удивительные профессиональные открытия. Откажитесь от попыток установить справедливость и определить, кто прав, а кто виноват. В межличностных отношениях, особенно эмоционально насыщенных, каковыми и являются взаимодействия воспитателя с родителями, у каждого своя правда. Универсальных законов справедливости пока не изобрели. Важнее попытаться преодолеть эгоцентризм и встать на позицию партнера по общению, понять, что стоит за его «правдой».

Слайд 12

Не становитесь «мамочкой», не пытайтесь буквально учить даже молодых мам и пап, давать им указания, что правильно или неправильно. По законам межличностных отношений, тот, кто занимает позицию родителя, всегда получает в партнеры дошкольника, а воспитанник может быть непослушным. Важно строить взаимодействия воспитателя с родителями на равных , признавая право последнего принимать решения и даже ошибаться, и при этом верить в его позитивную направленность и стремление заботиться о своем ребенке. Обсуждение эффективности разных воспитательных стратегий, примеры использования различных поощрений будут продуктивнее. Вооружите матерей и отцов компетентностями в системе поощрений и наказаний3, покажите, как можно влиять на дошкольника или мотивировать его, как помочь ему справиться с сильными чувствами или выйти с достоинством из трудной ситуации.

Слайд 13

Попробуйте отгадать потребности, которые мотивируют поведение партнера по общению в данной конкретной (возможно, конфликтной) ситуации . Психология человека настолько сложна, что в каждый момент времени активны не менее трех потребностей, а значит, сегодняшняя стычка с родителем может быть направлена не только на защиту им интересов своего чада («не уделили достаточно внимания»), но и на самоутверждение или даже поиск информации. Причиной конфликта воспитателя с родителями может стать также предшествующая неприятная ситуация на работе, выплеск раздражения голодного человека, неосознанное желание продлить общение, пусть и конфликтное, потому что не хочется забирать ребенка (дома его контролировать сложнее) и т. д. Потребности и мотивы могут быть самыми разными: от простых и понятных, до скрытых и замысловатых. А теперь проделайте то же самое упражнение в отношении себя и ответьте на следующие вопросы: «Почему вы продолжаете спорить и отстаивать какую-то точку зрения?», «Почему очень эмоционально реагируете на конкретного человека?», «Почему стремитесь доказать свою правоту?», «Какие мотивы (не менее трех) стоят за вашим поведением?».

Слайд 14

Переключайте собеседника на информационные сообщения. Конфликт всегда связан с эмоциями, а обсуждение конкретной информации позволяет снизить эмоциональную напряженность ситуации и перейти в деловое обсуждение вопроса. Информируйте родителей о событиях в детском саду, о достижениях и успехах их ребенка, интересных данных, касающихся детства.

Слайд 15

Формулируйте правила взаимодействия воспитателя с родителями. Предложите им совместно составить эти правила (или кодекс общения). Пусть они озвучат свои ожидания, свои «нельзя», которые неукоснительно должны соблюдаться в группе, приведут примеры допустимого поведения в конкретных ситуациях. В свою очередь вы тоже можете перечислить простые, подкрепленные примерами из жизни правила общения для детей и взрослых. Проведите это обсуждение в форме деловой игры, возможно, с участием воспитанников, мнение которых о «сложных ситуациях общения» будет не только забавным, но и полезным. Умейте выгадать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать свое мнение . Скорость мышления и принятия решений у всех разная и отнюдь не связана с их эффективностью или гибкостью. Часто необходимо небольшое дополнительное время, чтобы обдумать вопрос или проанализировать ситуацию. В непосредственном общении выгадать такую паузу бывает сложно. Педагогическая деятельность является достаточно непредсказуемой. Непостоянство образовательной среды, значительное присутствие элемента неопределенности также сказывается на позиции педагога. Для него всегда есть риск принятия неоптимального решения, т. к. ситуации общения, а особенно педагогического общения, чрезвычайно сложны, и нет готовых рецептов, шаблонных вариантов действия. В трудных ситуациях принятия решения или поиска способа реагирования стоит научиться брать паузу, которая позволит выиграть чуть больше времени на адекватную реакцию. Например, потренируйтесь «нечаянно» ронять предметы — пока вы поднимаете какую-то вещь, у вас есть несколько лишних секунд, чтобы выключиться из непосредственного контакта, обдумать свою реакцию, альтернативные решения. Кроме того, такой выход из ситуации непосредственного взаимодействия позволит снизить эмоциональную напряженность.

Слайд 16

Используйте технику созидательного альтруизма — политика добрых дел заразительна. Даже закоренелый прагматик в ответ на ваши «добрые дела» в соответствии с социально-психологическим законом социального одобрения вынужден будет ответить любезностью. Шаг за шагом формальные любезности будут приближать вас к истинному сотрудничеству. Кроме того, существует феномен « самоисполняющегося пророчества», когда уверенность в позитивном разрешении событий ведет к ожидаемому результату. И дело здесь не в мистике, а в том, что наша психика откликается на те установки, которые мы ей задаем. Установка «Я найду точки соприкосновения с этой мамой» активизирует заинтересованность, позитивные невербальные сигналы и стремление понять друг друга. Установка «С этим отцом невозможно общаться» даст сигнал психике обнаруживать все больше негативных качеств, выделять только отрицательные характеристики и посылать невербальные сигналы отвержения, которые сразу распознает партнер по общению Включайте родных дошкольника в совместное творчество. Любая творческая деятельность способствует развитию и позволяет изменить в положительную сторону характер взаимодействия воспитателей и родителей. Творчество открывает в людях лучшие стороны личности, а совместное творчество всегда сближает.

Слайд 17

Проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных матерей и отцов, возможно, вам действительно стоит изменить какие-то моменты в своем отношении к родителям или общении с детьми. Важно сохранять открытость к критике и готовность меняться.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"

Консультация проводилась в рамках педагогического совета. Воспитатели ознакомились с понятием "конфликт", его последствиями и функциями. Выполнили упражнение и определили стратегию, которую они выбира...

«Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике»

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы чтобы родители стали нашими активными п...

Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике

Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. Довольно часто кон­фликтные ситуации возникают и в процессе общения педагогов с родителями воспитанников. Не всегда их причиной становятся разн...

Консультация. Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими...

"Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"

quot;Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"...