Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.
статья на тему

Тимошенкова Людмила Ивановна

Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на РМО28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Слайд 1

        Добрый день, уважаемые коллеги и все присутствующие на нашем заседании гости!

         Сегодня проводим очередное заседание МО специалистов дошкольного образования. С планом проведения заседания, выступлением коллег, вы можете ознакомиться в буклетах, лежащих перед вами на столиках.

        На заседании МО сегодня присутствуют 12 человек. Необходимо выбрать секретаря для регистрации записей в протоколе сегодняшнего заседания.

        Коллеги! Приступаем к рассмотрению вопросов, стоящих в планировании проведения нашего очередного заседания МО.

Слайд 2

        В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Сейчас основная тема – внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику работы образовательных учреждений.

        С сентября 2015 учебного года наше методическое объединение специалистов дошкольного образования работает в экспериментальном режиме по введению ФГОС ДО. С принятием нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования, возрастает значимость дошкольного образования, оно становится неотъемлемой частью, первой ступенью российской образовательной системы.

        Сегодня наше заседание посвящено актуальной теме: «Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе»

        Цель: обеспечить качественный уровень образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

        Работая по вопросу внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, можно выделить основные перспективные задачи:

  • Разработка и использование в работе специалистов ДО современных педагогических технологий (проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, социоигровые технологии (театрализованная деятельность), ИКТ – технологии, авторские программы) с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Обеспечение полноценного развития дошкольников в соответствии с образовательными областями (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
  • Включение специалистов  в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.
  • Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянный рост профессиональной компетентности коллектива специалистов ДО в сфере ФГОС ДО.
  • Разработать модель воспитательно-образовательного процесса по использованию инновационных педагогических технологий.
  • Определить необходимые изменения в модели организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах.
  • Повышение качества работы с родителями воспитанников путем установления партнерских отношений, объединение усилий для развития дошкольников.

Слайд 3

        Напоминаю, в рамках этой деятельности перед вами, специалистами поставлена главная задача методической работы на предстоящий год – педагогическое и методическое сопровождение при переходе ДОУ на Федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечение условий для перехода ДОУ к реализации ФГОС ДО, разработке адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с НИ, ЗПР, ТНР (3 программы).

Слайд 4

         Основополагающим   принципом развития современного дошкольного образования, предложенным ФГОС ДО, является принцип интеграции образовательных областей.  Поэтому в планирование МО взято за основу обеспечение полноценного развития дошкольников в соответствии с образовательными областями (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

        Адаптированные образовательные программы обеспечивают разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным 5 образовательным областям.        Разработанные вами адаптированные образовательные программы были рассмотрены на предыдущем заседании МО и утверждены на педагогическом совете (август 2016 года).

        В связи с этим был разработан и утверждён план методического объединения на 2016-2017 учебный год. Разработка плана перехода на ФГОС ДО ориентирована на изменение профессиональной позиции каждого специалиста и совершенствование опыта практической деятельности, на повышение качества и эффективности воспитательно - образовательного процесса.

Слайд 5

        Концепция модернизации российского образования требует от специалистов повышения уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

        Методическая работа специалистов нашего образовательного учреждения на этом этапе приобрела особую значимость. В соответствии с требованиями новых нормативных документов в области дошкольного образования каждый специалист ОУ обладает теоретическими психолого-педагогическими знаниями, умеет организовать и осуществлять образовательный процесс, реализуя принцип интеграции образовательных областей, а также систематически повышать свой профессиональный уровень. То есть, созданы условия, в которых каждый специалист и коллектив специалистов дошкольного образования в целом просто не мог бы работать некачественно.

Слайд 6,7,8,9

        Переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Поэтому, в поддержке инновационной деятельности специалистов ДО новшеством стало внедрение и применение современных педагогических технологий в реализации образовательных областей (по блокам):

  1. Социально-коммуникативное развитие

Учебные курсы:

- Социальное развитие

- Обучение игре

- Воспитание культурно-гигиенических навыков

- Хозяйственно-бытовой труд

Выступает: Попова Т.В. (Игровые технологии, применяемые с дощкольниками с ЗПР на прогулках,  занятиях, свободной деятельности)

Целевой ориентир: Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

  1. Речевое развитие

Учебный курс:

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Выступает: Константинова Л.В. (ИКТ – технологии, наглядный материал, применяемый на логопедических занятиях с дошкольниками с ОВЗ )

Целевые ориентиры: Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

  1. Физическое развитие

Учебные курсы:

- Здоровье

- Физкультура

- Физическое развитие и физическое воспитание

Выступает: Киреева Г.М. (Здоровьесберегающие технологии, применяемые на подгрупповых и индивидуальных занятиях с дошкольниками с ОВЗ)

Целевые ориентиры: У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

  1. Познавательное развитие

Учебные курсы:

- Сенсорное воспитание

- Формирование мышления

- Формирование элементарных математических представлений

- Ознакомление с окружающим миром

- Конструирование

Выступает: Шишкина М.Ю. (Использование наглядного материала, применяемым дефектологом на занятиях с дошкольниками с ОВЗ)

Целевые ориентиры: Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, развивается мелкая моторика пальцев рук.

  1. Художественно-эстетическое развитие

Учебные курсы:

- Лепка

- Рисование

- Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

- Ручной труд

- Ознакомление с художественной литературой

- Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства

Выступают:

  1. Малышева И.В., Мухина О Н. (Применение нетрадиционных технологий на занятиях художественно-эстетического цикла с дошкольниками с ТНР)
  2. Шевченко О.Л. (Социоигровая технология  в работе с дошкольниками с ТНР)

Целевой ориентир: Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты.

Слайд 10

Общий вывод: применяемые специалистами ДО современные педагогические технологии в интеграции образовательных областей, способствуют эффективному формированию образовательного и воспитательного процесса, повышению уровня качества образования дошкольников с ОВЗ в коррекционном образовательном процессе (создание модуля применяемых педагогических технологий)

Слайд 11,12,13,14,15

Методические находки

        В течении года велась методическая работа по повышению профессиональной квалификации каждого специалиста МО, профессионального уровня, мотивации к творческому подходу в профессиональной образовательной деятельности, к дальнейшему профессиональному развитию и участию в профессиональных конкурсах:

- С целью содействия повышению мотивации обучения дошкольников, эффективному формированию качественных знаний, умений и навыков воспитанников с ограниченными возможностями здоровья посредством применения ИКТ технологий,  Парыгина В.И., воспитатель дошкольной группы детей с ЗПР в Открытом Всероссийском профессиональном конкурсе педагогов "ИКТ в коррекционной педагогике" с конкурсным материалом «Снеговик» (нетрадиционное рисование) и приложением мультимедийного компонента с анимационными эффектами.  Конкурс проводился Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», образовательным порталом «Мой университет», факультетом коррекционной педагогики. (Сертификат и экспертное заключение конкурсной работы – 48,17 баллов)

- Разработка технологических карт занятий, построенных с учетом требований ФГОС дошкольного образования. С целью выявления, обобщения и распространения успешных образцов образовательной практики по введению и реализации ФГОС ДО, Малышева И В., воспитатель дошкольной группы детей с нарушением речи приняла участие во Втором Всероссийском открытом профессиональном конкурсе педагогов "Мой ФГОС - урок" с конкурсным материалом «Зимние забавы» (окружающий мир), с целью содействия эффективного обмена опытом использования различных методик и педагогических технологий в   образовательном пространстве занятия, соответствующего ФГОС второго поколения. Составление технологической карты занятия,  построенной с учетом требований  ФГОС. Конкурсный материал разместила на сайте АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет", Образовательный портал "Мой университет", Центр подготовки педагогов к аттестации. (Сертификат участия и официальное экспертное заключение конкурсной работы)

- Участие руководителя МО, Тимошенкоой Л.И. в инновационной и научно-методической деятельности. Делилась педагогическим опытом на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современный детский сад – 2016», в номинации «Лучший воспитатель современного детского сада». Конкурсный материал разместила в редакции журнала «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников» совместно с редакцией научно-методического журнала «Концепт» и с кафедрой креативной педагогики АНО ДПО "МЦИТО" в рамках проекта по популяризации творческого подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения ( Диплом победителя,  вручение авторского учебно-методическое пособия по развитию творческого мышления детей дошкольного возраста «Увлекательные игры с Совёнком»

- Одной из форм повышения профессионального мастерства педагогов является обмен педагогического опыта. С целью представления и популяризации опыта педагогов, содействия развитию их профессиональной компетентности, специалисты приняли участие в Областном заочном конкурсе «Открытое занятие» среди педагогов образовательных учреждений, работающих с детьми особой заботы, который проводился БОУ ДПО «Институтом развития образования Омской области», воспитатели  Тимошенкова Л.И., Попова Т.В., Мухина О.Н., Кузнецова Н.В., Малышева И.В. и специалисты Константинова Л.В., Шишкина М.Ю  подготовили пакеты конкурсных материалов в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» на конкурс «Открытое занятие» (Константинова Л.В, логопед и Малышева И.В., воспитатель получили Сертификаты и экспертные заключения)

- Разработка и проведение открытых занятий с дошкольниками с ОВЗ по технологии развития и использования активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательном процессе с участием Парыгиной В.И., Поповой Т.В., Шишкиной М.Ю., Константиновой Л.В.

- Проводился школьный профессиональный конкурс открытого занятия «Воспитатель года - 2016» с целью демонстрации способности специалистов к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО, повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса.  Активно приняли участие все специалисты МО:

1.        Шевченко О.Л. «Австралия», природное окружение и экологическое воспитание (подготовительная дошкольная группа с тяжёлым речевым нарушением) – Грамота I место;

2.        Парыгина В.И. «Зимний лес», нетрадиционное рисование (старшая дошкольная группа детей компенсирующей направленности - ЗПР) – Грамота II место;

3.         Малышева И.В. «Зимние забавы», ребёнок и окружающий мир (младшая дошкольная группа с нарушением речи) – Грамота II место;

4.        Мухина О.Н. «Картина весны!», ребёнок и окружающий мир (младшая дошкольная группа с нарушением речи) – Грамота Ш место;

5.        Кузнецова Н.В. «Цветок для мамы», аппликация (подготовительная дошкольная группа с тяжёлым речевым нарушением) – Благодарность за участие;

6.        Петухова С.А «Ёжик из пластилина», лепка (младшая дошкольная группа детей с нарушением интеллекта) - Благодарность за участие;

7.        Попова Т.В. «Азбука витаминов», социальное развитие (старшая дошкольная группа детей компенсирующей направленности - ЗПР) - Грамота Ш место;

8.        Тимошенкова Л.И. «Утёнок из пластилина», лепка (младшая дошкольная группа         Через проведение открытых занятий специалисты предоставили возможность подхода грамотного выбора методов, приемов, средств и форм организации эффективной работы детей на ФГОС – занятиях.

 - Разработка авторских методических разработок -  занятий, применение современных педагогических технологий.  Проведение открытых занятий в рамках школьного конкурса «Воспитатель года – 2016» дало возможность специалистам не только показать свой профессионализм, но прежде всего разработать авторские методические разработки занятий по технологии активных методов обучения по ФГОС ДО. Было общее решение - принять активное участие во Всероссийском конкурсе «Реализация ФГОС ДО в моей работе» на сайте Информационно-образовательного ресурса «Шаг вперёд» (распространение опыта через авторские методические разработки, составленные по ФГОС ДО). Приняли участие воспитатели дошкольных групп:

  1. Шевченко О.Л. «Австралия», природное окружение и экологическое воспитание (подготовительная дошкольная группа с тяжёлым речевым нарушением) – Диплом I место (март, 2016 года);
  2.   Парыгина В.И. «Зимний лес», нетрадиционное рисование (старшая дошкольная группа детей компенсирующей направленности - ЗПР) - Диплом I место (март, 2016 года);
  3.  Мухина О.Н. «Картина весны», ребёнок и окружающий мир (младшая дошкольная группа с нарушением речи) -  Диплом I место (март, 2016 года);
  4. Кузнецова Н.В. «Цветок для мамы», аппликация (подготовительная дошкольная группа с тяжёлым речевым нарушением) - Диплом I место (март, 2016 года);
  5. Петухова С.А «Ёжик из пластилина», лепка (младшая дошкольная группа детей с нарушением интеллекта)   Диплом I место (март, 2016 года);
  6. Попова Т.В. «Азбука витаминов», социальное развитие (старшая дошкольная группа детей компенсирующей направленности - ЗПР) - Диплом II место (март, 2016 года).

- Содействие повышению уровня учебно-воспитательного процесса в свете ФГОС ДО. Специалисты участвовали во Всероссийской научно-методической конференции "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в коррекционной педагогике" посредством размещения методических разработок по организации учебно-воспитательного процесса. Конференция проводится АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», образовательным порталом «Мой университет», Факультетом коррекционной педагогики

- Константинова Л.В., учитель – логопед, представила разработку «Автоматизация звука (л) в слогах, в словах и предложениях» (логопедическое занятие),  

- Тимошенкова Л.И., воспитатель дошкольной группы детей нарушением интеллекта представила материал «Черепаха из пластилина» (занятие по лепке),

- Шишкина М.Ю., учитель-дефектолог, представила занятие «Игрушки» (занятие по познавательному развитию,

- Попова Т.В., воспитатель дошкольной группы детей с ЗПР «В гостях у сказки» (социально-коммуникативное развитие) – Сертификаты участия (январь, 2016 год).

Кроме того, методические материалы опубликованы в Сборнике лучших разработок участников конференции (получили все Свидетельства)

Слайд 16

Переходим к заключительной части заседания МО. Все предстоящие вопросы темы заседания рассмотрены. Я предлагаю вынести решение сегодняшнего заседания

Решение нашего заседания:

  1. Продолжать осуществлять реализацию интегративного подхода в образовательном процессе.
  2. Повышать качество воспитательно–образовательного процесса на основе внедрения инновационных педагогических технологий (ИКТ-технологии, метод проекта, авторские программы, здоровьесберегающие, социоигровые и игровые технологии).
  3. Пополнять методическое обеспечение адаптированных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в каждой дошкольной группе.

Спасибо коллеги за плодотворную работу в проведении заседания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ».

Обновление содержания образования требует от педагогов таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями . А значит, использовать в своей раб...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала детей.

С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является раз...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...