Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
статья на тему

   Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

(выступление на городском методическом объединении

педагогов-психологов ДОУ г. Пятигорска")

Выполнил:

Командин Евгений Николаевич,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада № 24 "Звездочка"

г. Пятигорска

        Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

        Хотелось бы немного подробнее остановиться на вопросе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, на примере МБДОУ детского сада № 24 "Звездочка" города Пятигорска.

        Наш детский сад с ласковым названием «Звездочка» расположен в центре Кавказских Минеральных Вод, в приветливом городе Пятигорске.

        По описанию М.Ю. Лермонтова, в том краю, «где по кремням Подкумок мчится, где за Машуком день встает, а за крутым Бештау садится».

        Введение ФГОС  дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении.

        В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

        Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

        Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

        Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

        Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

        Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в детском саду реализуется по следующим направлениям:

        - обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

        -  развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

        -  коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

        -  обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

        - расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

        -  повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

        - информационно-аналитическое обеспечение;

        - оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

        Отсюда вытекает модель психолого-педагогического сопровождения детей в нашем детском саду:

        -  организация работы ПМП(к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);

        -  систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

        - осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

        Последовательность работы  имеет следующий алгоритм:

        - Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

        - Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

        - Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

        -  Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

        -  Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

        Данный алгоритм требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности.

        Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?

        Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?

        Таким образом выделяют основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

        Первый диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

        В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни ребенка в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

        Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения мы выяснили, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Мы понимаем, что работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.

        С целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания уже много лет на базе нашего детского сада функционирует Консультативный пункт для родителей (законных представителей) воспитанников, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Задачей которого является:

Оказание консультативной и практической помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) возраста.

Специалисты консультативного пункта проводят лекции, теоретические и практические семинары для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.  

        Продолжением идеи психолого-педагогического сопровождения стало создание  два года назад на базе детского сада № 24 "Звездочка" адаптационной группы детей ясельного возраста “Ступени”. Эта группа, работающая в течение года, необычна тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.

        Комнаты сенсорного развития и дидактическая комнаты представлены и оборудованы с помощью Монтессори - материалов и игровыми материалами Воскобовича, для комплексного оснащения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

        На коррекционно – развивающем этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями.         Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

        В проводимых нами тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение.

        Ежегодно на базе нашего детского сада проводится городской родительский университет, на котором рассматриваются различные вопросы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях семьи.

        На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

        На слайде представлены сравнительные результаты за два года работы МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка» в рамках психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а именно работа адаптационной группы «Ступени», Консультативного пункта, а также результаты развития уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с ДОУ.

        Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.

        Итогом психолого-педагогического сопровождения ребёнка является:

        - сформированность у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

        - разработка карт индивидуального развития дошкольников;

        - разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

        - разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;

        - организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.         

        Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ

Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, кото...

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

"Психолого-педагогическая поддержка детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов"

Материалы статьи полезны для ознакомления педогогами дошкольных образовательных учреждений....

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и раз...

Тренинг «Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель: способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».За...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технолог...