Консультации
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Мосиенко Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

С какими видами искусства знакомим детей первой младшей группы

Занятия рисованием, лепкой — одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Детей раннего возраста знакомим с графикой в виде иллюстраций в детской книге и скульптурой в виде скульптур малых форм, изображающих животных.

1. Иллюстрация — вид книжной графики, её основа. Рисунки в книге — иллюстрации — являются одним из первых произведений искусства, с которыми встречаются дети в дошкольном детстве, а также важным средством эстетического воспитания и эмоционального развития. Иллюстрация не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Она первая формирует эстетический вкус ребёнка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры. Процесс рассматривания книги можно определить как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики.

Рассматривание книжных иллюстраций — широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.

Рассматривая иллюстрации к произведениям малого фольклора Ю. Васнецова, В. Сутеева к его сказкам, Е. Чарушина и других. Обращаем внимание на то, как художники изображают персонажей: цыплята жёлтые, пушистые, цыплёнок бежит, клюёт (что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучек и т. п.

Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой приём, развивающий наблюдательность и речь: путём вопросов вовлекаем детей в соревнование - «Кто больше увидит на картинке?», побуждая их к наблюдательности и высказываниям. Поддерживаем разговор, учим детей правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

В рисовании основной приём для детей — показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный приём — пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «топ-топ», «кап-кап», «сверху- вниз» и т. д. Такой приём даёт возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический приём. Ещё один приём работы в первой младшей группе — сотворчество воспитателя с детьми.

Игровые приёмы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования и лепке. Образ для них становится живым. Например: пришёл в гости грустный гномик — мы для него нарисовали солнышко, в конце он стал очень весёлым и водит с нами хоровод; дедушка и бабушка обнаружили пропажу колобка, они попросили детей слепить им колобка. Колобки получились красивые.

В конце занятия рассматриваем выполненные работы с целью привлечения внимания детей к результатам их деятельности. Положительная оценка способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.

2. Детей этого возраста знакомим с народной игрушкой, игрушкой забавой из дерева (пирамидки, матрёшки, мисочки, семёновская, богородская, загорская игрушки), даём малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать). 

Семёновская игрушка

Семёновская игрушка

http://vseotzyvy.ru/media/review_images/1370339501.gif

Загорская игрушка

Загорская игрушка

http://900igr.net/datai/geografija/TSentralnyj-rajon/0008-018-TSentralnyj-rajon-Rossii.png

 

Богородская игрушка

Богородская игрушка

http://sovmestno58.ru/files/160/16082919d74114e10514e0054b5585b1-swm-500x500.jpg

Скульптура малых форм

Скульптура малых форм

http://art.sovfarfor.com/images/stories/thumbnails/images-stories-Journal-00000225-250x142.jpg

Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых спрашиваем детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагаем расставить игрушки в определённом порядке, построить для матрёшек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрёшки и гладкие точёные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанном из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнавать и называть форму частей. Особенно нравится детям, когда на столе много игрушек. Играя они говорят, что матрёшек много, они большие и маленькие, у матрёшек есть глаза, нос, красивые платки, а, рассматривая точёных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный. Дети проявляют интерес к народным игрушкам, с удовольствием играют с ними.

Декоративной лепки в данной группе ещё нет, но склонность у детей к украшению своих изделий наблюдается. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Например: лепим для мамочки прянички. Предварительно рассматриваем иллюстрации, читаем стихи о маме, бабушке. Готовые формы можно украсить точками (дети отщипывают от большого куска пластилина маленький, скатывают в шарик и кладут в серединку надавливая указательным пальцем).

В группе устраиваем выставки репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, дети подготовительной группы показывают малышам спектакли, то есть готовим детей к посещению выставок, музеев, театров.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Красноармейский район

ст. Полтавская

МДБОУ «Центр развития ребёнка – детский  сад №6»

старший воспитатель Мосиенко Е.А.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по изобразительной деятельности
«Мини - раскраски, как средство развития творческих способностей детей»

 

Одним из самых простых доступных способов приобретения новых знаний, развития воображения, логики, зрительной памяти, мелкой моторики – является развивающая раскраска. Можно отнести раскраски содержащие задания на письмо – прописи, счет – цифры, «обводилки», для мальчиков и девочек, по тематическим неделям и т.д.

Я хочу вам предложить новую, набирающую популярность раскраску – мини раскраска, для развития воображения стимулирования фантазии и творческих способностей ребенка. Раскрашивая такие мини – раскраски у ребёнка есть возможность отступать от заученных алгоритмов. У нас в каждой группе уже есть алгоритмы действий: в режимных моментах и правилах поведения, так же в центре детского центра алгоритмы рисования предметов.

Так же необходимо развивать творчество на свободную тему, самостоятельность, фантазию у детей с помощью мини - раскрасок. Рисунок состоит из простых из простых фигур и картинок (солнце, радуга, много других элементов, которые хорошо узнают дети в возрасте от 3 – 7 лет. Это дополнительное пособие для развития мелкой моторики рук, ведь раскраска - это первое пособие для обучения письму в дошкольном возрасте. Кроме развития рук ребенку раскраски помогают развивать художественное воображение, развитие творческих способностей, фантазию.

Есть еще один вариант раскрасок обои-раскраски в большом формате, раскрашивают дети уже не на столах, а на стене. Уже используется такая раскраска в 6-ой группе нашего детского сада, хотелось, чтобы такие раскраски-обои появились и в других группах.

Для таких раскрасок необходимо брать несколько цветов 2-4 цвета, чтобы прослеживалась композиция и задумка автора картины. Постепенно увеличивать количество оттенков. Раскрашивать мини-раскраски рекомендую фломастерами, гелиевыми ручками и цветными карандашами.

Полученный продукт можно использовать для оформления детской, центра творчества,  поздравительных открыток, приглашений, наносить такой рисунок можно на объемные предметы (слепленные фигурки, коробочки рамочки, камни и т.д.).

Краснодарский край

Красноармейский район

ст. Полтавская

МДБОУ «Центр развития ребёнка – детский  сад №6»

старший воспитатель Мосиенко Е.А.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Работа по развитию связанной речи проводится с младшей группы. Предусматривается обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно с воспитателем, а потом самостоятельно.

Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекла внимание детей к особенностям объекта (т.е. учили детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе проводились следующие игры:

 «Про кого я говорю»; «Угадай, что за зверь»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.

Воспитатель описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь.

Затем дети сами выделяли характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа:

«Скажи какой»

Цель: учить выделять признаки предметов

Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак, например: «Это груша. Она желтая».

 «Кто, что умеет делать»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 «Кто больше действий назовет»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия

Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов, Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?

 «Исправь художника»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображенных художником признаков знакомых объектов и назвать их.

 «Что напутал Буратино»

Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их

 «Кто больше увидит и назовет»

Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, мы перешли на следующий этап обучения. На 2 этапе стали подводить детей к целостному описанию, т.е описанию содержащему все структурные части:

начало – называние объекта,

середина – перечисление признаков и действий,

конец – отношение к нему (понравился? Чем?)

Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе был использован такой как совместное рассказывание. Начинали мы со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой.

Виды описания:

1) Пофразное параллельное описание. Воспитатель задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения сначала брались очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.

2) Сопряженное описание. Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика….Зайка любит … Он живет …

3) Коллективное описание несколькими детьми.

 Игра «Встань в круг»

Цель: учить составлять коллективное описание игрушки.

Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

При проведении занятий по развитию описательной речи с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их.

На занятиях по обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание.

Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания.

Красноармейский район

ст. Полтавская

МДБОУ «Центр развития ребёнка – детский  сад №6»

старший воспитатель Мосиенко Е.А.



Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Сколько создано развивающих игр и игрушек для наших детей! Глядя на такое разнообразие, хочется порадоваться за малышей, их родителей и педагогов.

Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.

Я, работая в детском саду, столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками.

С помощью этих тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.

Представлю некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

 Сенсорная стена

Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:

  • Сенсорные куклы.
  • Сухой дождь.
  • Геометрические кубы.
  • Сенсорные домики.

Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.

Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.

Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.

пособие

Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.

пособие

 Дидактическая игра «Ежи и мышата»

Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.

пособие

Задание:

  • Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.
  • На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.
  • Найди маму мышонку.
  • Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.

 пособие

 

Рыбки (вязаные)

1. «Рыбки ходят в гости».

Цель. Учить различать основные цвета.

- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих домиках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном домике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указывает на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут... красные рыбки. (И т. д.)

Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в красный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый домик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ребенку в разнообразных комбинациях.)

В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, скучают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенного цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадовались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок раскладывает рыбок других цветов.)

2. «Рыбки потерялись».

Цель. Учить различать основные цвета.

- Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять.
Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог перемешивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали.

А домики-кармашки с мамами найти не могут. Опечалились рыбки-малыши, заплакали. Давай найдем их мам.

(Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Красный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси
малыша в его домик к маме. (И т. д.)

пособие

 

Рыбки (из ткани)

Описание: Рыбки сделаны из разноцветных хлопчатобумажных детских носков основных цветов. Из одного носочка получаются две рыбки: большая и маленькая. Носочек разрезается по пятке. Из носовой части получается большая рыбка, из верхней части — маленькая. Для глаз используются пуговки. Каждая пара рыбок наполняется ватой (мягкие рыбки), целлофаном (шуршащие рыбки), мелкими шариками (жесткие рыбки), синтепоном и бубенчиками (звонкие рыбки). К каждой рыбке пришивается липучка, которая позволяет крепко удерживать ее на основе — листе ковролина размером 45 х 45 см.

пособие

Варианты игровых заданий

  • Рассматривание рыбок, выделение деталей (глазки,
    хвостик).
  • Закрепление названий основных цветов (по аналогии с
    заданиями к предыдущему пособию).
  • Закрепление понятия величины: большой — маленький (по аналогии с заданиями к предыдущему пособию).
  • Знакомство с понятиями «один — много» и их за
    крепление.

Для развития тактильного и слухового восприятия можно предложить игровое задание «Найди по звуку».

1-й вариант (для детей от 2 до 3 лет).

Рыбки гуляли целый день. Наступил вечер. Стало темно. Большие мамы-рыбки стали звать своих малышей. (Далее работа проводится с каждой цветовой парой отдельно.) Красная рыбка позвала своего малыша так. (Взрослый сжимает рыбку в руках, ребенок слушает характерный звук.) Найди малыша, который отвечает (звучит) так же (например, шуршит). (Ребенок находит нужную рыбку, сравнивая звуки. Затем берет рыбок одного цвета в разные руки и сжимает их.)

Примечание. Рыбок, наполненных ватой, желательно сжимать последними. Они не издают звуков. Педагог говорит: «Все рыбки уплыли. Остались только самые тихие рыбки. Потрогай их. (Ребенок сжимает рыбок.) Рыбки мягкие».

2-й вариант (для детей от 3 до 4 лет).

С детьми более старшего возраста игра проводится по принципу игры с чудесным мешочком. Для этого большие (или маленькие) рыбки укладываются в мешочек. Остальных рыбок ребенок берет по одной,

извлекает звук, на ощупь в мешочке находит другую рыбку с аналогичным звуком. Игровые задания можно сопровождать стихотворением Е. И. Тихеевой.

В речке - чистая вода,

Пустим рыбок мы туда,

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

 

Гусеница

Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений.

Задания:

  • Пройди по гусенице, наступая на каждый круг, соблюдая равновесие.
  • Наступая на каждый круг, отгадай, чем он наполнен.
  • Найди по ощущениям, в каком круге наполнитель горох (вата, песок, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька).
  • В двигательной активности: перепрыгни через ручей; прыжки змейкой; прыжки со стороны в сторону).

 пособие

Тактильные ладошки

Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 - 7 лет.

пособие

Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка; 
- развитие тонкой пальцевой моторики; 
- развитие внимания, наблюдательности, памяти; 
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи; 
- развитие пространственных представлений; 
- развитие математических представлений и счетных умений; 
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно. 
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие

будет являться стимулятором развития сенсомоторики.

Красноармейский район

ст. Полтавская

МДБОУ «Центр развития ребёнка – детский  сад №6»

старший воспитатель Мосиенко Е.А.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

«Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - чтоб видеть свойства русского языка».

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни

Разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.

Этому вопросу и посвятим наш сегодняшний разговор.

Чрезвычайно важный момент методики - это подготовка детей к полноценному восприятию литературного произведения. Она проводится по двум линиям, тесно связанных между собой:

  • организация и методические приёмы проведения речевой деятельности;
  • подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов. - Как вы думаете, что значит для маленького слушателя, это понятие, «осмыслить содержание текста»? Например, для малышей?

- Это умение детей подхватывать слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышать сказку, т.е. понимать её, представлять все образы. С большой любовью, бережно следует относиться к искусству слова русского народа, к языку сказки.

Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», и многие др., рассказчик- воспитатель должен знать наизусть.

Большие по объёму сказки, как например, «Царевна- лягушка», лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность.

Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге.

- Давайте вспомним, какие? («Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой» и др.)

Изложение повествования во многих сказках ритмично. Приём троекратного, а иногда и многократного повторения уже придаёт ритмичность развитию действия.

- Какие сказки на ваш взгляд ритмичны? («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др

Итак, внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ему понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций (т.е. речевых умений и навыков).

Проведение речевой деятельности.

Специфика данного вида занятий требует создания особо спокойной обстановки. Важно, чтобы ничто не отвлекало детей от слушания.

Нужно быстро организовать занятие, провести его в бодром, жизнерадостном тоне.

Приветливо и спокойно предложив детям сесть, воспитатель проверяет, как они расположились, и начинает занятие. Воспитатель это делает не замечаниями, не угрозами, а показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки, присказки.

Конец занятия.

Концовка занятия, так же как и его начало, может носить самый разнообразный характер, в зависимости от содержания литературного материала. Следует напомнить об обязательном использовании паузы.

После исполнения художественных произведений, сильно воздействующих на эмоции детей, например русской народной сказки «Снегурочка», вопросы воспитателя будут неуместны; они разрушат созданное сказкой впечатление. Иногда дети сами задают вопросы. В таком случае на них следует ответить, используя по возможности текст сказки.

Не следует морализовать по поводу содержания литературно- художественного материала, говорить о том, хорошо или дурно поступил тот или иной герой.

Например, если после чтения сказки «Гуси-лебеди» воспитатель говорит детям: «Как плохо поступила девочка, что не послушалась родителей, и оставила братца одного. И случилась беда. Вы всегда слушаетесь маму и папу?»

Это не что иное, как открытая мораль, назидание, стирающее впечатление от слушания литературного произведения.

Показ иллюстраций.

В сказках всегда есть иллюстрации, и чем меньше ребенок, которому предназначается книга, тем большее место в ней отводится иллюстрациям: они облегчают детям усвоение содержания прочитанного. Иллюстрации воспитатель показывает детям во время чтения. Сначала рассматривается картинка, а затем читается соответствующий текст; после чтения картинку рассматривают ещё раз.

Часто возникает вопрос о целесообразности объяснения большого количества незнакомых слов, связанных с прошлой исторической эпохой.

Например: «У лисы была избушка ледяная , а у зайчика лубяная». Здесь понятие «лубяная» поясняется рядом стоящим словом «деревянная». Но такой приём возможен только в прозе. Многие незнакомые слова в народных сказках не мешают детям понять содержание произведения, поэтому их можно не объяснять.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, к языку литературного произведения. Творчески активен. Замечает речевые ошибки, исправляет их. Пользуется обобщающими словами и понятиями. Умеет употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные,

Сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.

Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.

- Вспомним их:

  • Эпитет.
  • Метафора.
  • Олицетворение.
  • Гипербола.

Вспомним определение эпитета. (слайд) «Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. (напр., в народной поэзии- синее море)» (С.И. Ожегов., Словарь русского языка., Москва., Русский язык., 1987).

Например, хмурое лицо- хмурое утро.

- Какое словосочетание здесь будет являться эпитетом? (Хмурое утро.)

- Совершенно верно. Мы создаём образ серого, дождливого, бессолнечного утра или передаём своё отношение к тому, что нам неприятно утро без солнца.

Так как русские народные сказки- фольклорный жанр, то употребляемые в них эпитеты, давно стали устойчивыми выражениями. Так что, читая сказку, мы воспринимаем их как самостоятельные образы. (Слайд синего моря.)

Например, «сине море», «добрый молодец», «красна девица», «злато солнышко», «мать сыра земля», «конь мой вороной», «сизый голубь», «чёрная тоска», «живая вода». Важно объяснить детям значение этих эпитетов. (Через визуальный ряд - иллюстрации.)

- Почему девица красная? Лицо красное? Сарафан красный? Давайте подумаем! (Красивая.)

- Молодец добрый почему? Плюшками одарил? Богатствами? (Нет. Потому что добрые дела делает. Смелый и сильный. Не боится Кащея и т.д.)

Вывод.

- Что развивает подобная работа? (Развивает образное мышление, понятие цвета и прямого и переносного значения слова.) (Слайд.)

Метафора- это употребление слова в переносном значении на основе какой- нибудь аналогии, сходства, сравнения. (глаз-алмаз, «Финист-ясный сокол»). Метафора использует сравнительное сходство для переноса значения. Вывод.

Следовательно, метафоры тоже позволяют создать в воображении ребёнка сказочные образы. Мы понимаем, что мыслительный процесс напрямую связан с речевой деятельностью. Учёными установлено, что когда человек думает – у него колеблются голосовые связки. И мы можем проследить следующую закономерность. (Слайд.)

Воображение-колебание голосовых связок - речь.

Олицетворение - это воплощение чего-нибудь в образе живого существа. Это весьма распространённый стилистический приём, состоящий в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Вспомним хорошо известную сказку «Колобок». Приведем примеры олицетворения из этой сказки. (Сам Колобок - говорящий шарик теста.)

-Сказка «Гуси- лебеди»? (Говорящая печка, яблоня, речка и т.д.)

Итак, почему важно понимать природу олицетворения? Чему это может способствовать при развитии речевой компетенции? (Слайд.) (Формированию речевых навыков.)

Олицетворение- образ, в который вживается ребёнок- слова персонажа-формирование речевых навыков. (Вместо дефиса следует понимать стрелку)

Гипербола- это преувеличение. Например, «бился Иван-царевич со Змеем- Горынычем три дня и три ночи». Мы же понимаем, что живой человек не может сражаться так долго. Сила героя преувеличена.

- Для чего это понадобилось рассказчику? (Чтобы показать силу Ивана- царевича, добра молодца.)

Вывод.

Таким образом, гипербола выполняет ту же функцию, что и эпитет, метафора, олицетворение при развитии речевых умений и навыков дошкольников.

После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1.Дидактическая игра «Шляпа фокусника».

Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).

Взрослый показывает шляпу и платок.

- Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра- упражнение. «Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст.

  • Мышка…(норушка)
  • Лягушка…(квакушка)
  • Зайчик…(побегайчик)
  • Лисичка (сестричка)
  • Волчок…(серый бочок)
  • Баба…(Яга, костяная нога)
  • Коза…(Дереза)

Медведь …(косолапый)

Петушок…(золотой гребешок)

Гуси… (лебеди)

Сестрица…(Алёнушка)

Братец… (Иванушка

Курочка …(Ряба)

Серый... (волк)

Старший дошкольный возраст.

Крошечка…(Хаврошечка)

Никита… (Кожемяка)

Добрыня… (Никитич)

Иван… (Царевич)

Сивка… (бурка)

Финист… (Ясный Сокол)

Василиса…(Прекрасная)

Мальчик…(с пальчик)

3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

4. «Собери и расскажи сказку». (Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

5. «Маски». (Маски сказочных персонажей.) Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего одевают маску сказочного героя знакомой сказки, но он не видит какого (у него закрыты глаза). Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому- либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

6. «Что изменилось». (Игрушки из настольного театра.) На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и взрослый убирает одну фигурку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес?» Дети говорят что изменилось.

7. «Кто лишний». На столе или на фланелеграфе, или магнитной доске помещаются герои одной из сказок и один лишний персонаж. Детям до 5 лет взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился. Дети после 5 лет должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

8. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу. Можно включить фоном русскую народную мелодию.)

Ок-ок-ок- стоит в поле…(теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).

9.Речевая игра «Если бы я был(а)…? (Богатырём, Красной шапочкой, Василисой Премудрой, и т.д.) (Игру можно провести с мячом или дети могут передавать по кругу мягкую игрушку, клубок ниток, шляпу- шапку- невидимку.)

10. «Живые картинки». Стакан обернуть детским рисунком, а внутрь стакана вставить свечу. Взрослый предлагает ребёнку придумать сказку об оживших человечках.

11. «Волшебный сказочный салат». На столе стоят фигурки настольного театра, герои из разных сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить новую сказку. (С элементами ТРИЗ.)

 Литература:

1.М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко «Художественное чтение и рассказывание в детском саду» , М., Просвещение., 1966.,стр. 91.,стр.119- 127.)

2. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».(М., Детская литература., 1985., стр. 201-203.)

3. «Дошкольное воспитание»., № 9., 2005., стр. 18- 67. Статья « Игра в сказку.»; №1., 2005.

4.С. И. Ожегов «Словарь русского языка». ( М., Русский язык.,1987).

5. Е. В. Субботский « Ребёнок объясняет мир».(М., « Знание»., 1985).

Приложение: В.И.Даль «Присказки».

  1. В некотором царстве, в некотором государстве.
  2. Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные!
  3. В чистом поле, в широком раздолье, за тёмными лесами, за зелёными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
  4. Вот тебе сказка, а мне бубликов связка.
  5. Вправо поедешь- коня потеряешь, влево поедешь - самому живу не быть.
  6. Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается.
  7. Жил был царь овёс. Он все сказки унёс.
  8. Конь лежит, земля дрожит, из ноздрей дым столбом валит.
  9. Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  10. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  11. Растёт не по дням, по часам.

Красноармейский район

ст. Полтавская

МДБОУ «Центр развития ребёнка – детский  сад №6»

старший воспитатель Мосиенко Е.А.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Работа по развитию связанной речи проводится с младшей группы. Предусматривается обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно с воспитателем, а потом самостоятельно.

Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекла внимание детей к особенностям объекта (т.е. учили детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе проводились следующие игры:

 «Про кого я говорю»; «Угадай, что за зверь»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.

Воспитатель описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь.

Затем дети сами выделяли характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа:

«Скажи какой»

Цель: учить выделять признаки предметов

Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак, например: «Это груша. Она желтая».

 «Кто, что умеет делать»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 «Кто больше действий назовет»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия

Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов, Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?

 «Исправь художника»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображенных художником признаков знакомых объектов и назвать их.

 «Что напутал Буратино»

Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их

 «Кто больше увидит и назовет»

Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, мы перешли на следующий этап обучения. На 2 этапе стали подводить детей к целостному описанию, т.е описанию содержащему все структурные части:

начало – называние объекта,

середина – перечисление признаков и действий,

конец – отношение к нему (понравился? Чем?)

Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе был использован такой как совместное рассказывание. Начинали мы со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой.

Виды описания:

1) Пофразное параллельное описание. Воспитатель задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения сначала брались очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.

2) Сопряженное описание. Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика….Зайка любит … Он живет …

3) Коллективное описание несколькими детьми.

 Игра «Встань в круг»

Цель: учить составлять коллективное описание игрушки.

Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

При проведении занятий по развитию описательной речи с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их.

На занятиях по обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание.

Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания.

Красноармейский район

ст. Полтавская

МДБОУ «Центр развития ребёнка – детский  сад №6»

старший воспитатель Мосиенко Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....