ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
методическая разработка на тему

Шпилевая Ирина Евгеньевна

В условиях радикальных изменений во всех отраслях российской экономики, общественных отношениях, парадигмальные изменения в управлении образовательной организацией неизбежны. Меняются цели, задачи, способы организации процессов в образовательной организации. Система образования переходит от однообразия к созданию брендов образовательных организаций, разработке новых услуг, обеспечивающих конкурентоспособность организации, развитие творческой инициативы, формированию морально – этических основ взаимодействия в организации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил автономность образовательных организаций, что обеспечивает переход к рыночным отношениям в образовании и детерминирует необходимость соответствовать конкурентным требованиям потребителей образовательных услуг.

Достижение успешности в модернизации образования возможно при изменениях в управляемости образовательной организацией, положительной динамике развития корпоративной культуры. Корпоративная культура может воздействовать на потенциал развития образовательной организации, влиять на качество образовательных услуг, повышать конкурентоспособность организации на рынке услуг и труда.

Влияние на успешное развитие корпоративной культуры образовательной организации может оказать управление образовательной организацией при учете не только особенностей управляемых объектов, но и одновременно формирование их корпоративной культуры в соответствии с предполагаемым «будущим результатом», то есть на основе модели или прогноза развития образовательной организации. Рынок диктует необходимость инновационного производства образовательных услуг, подчинения законам экономического хозяйствования, использования всех ресурсных возможностей. Одним из главных ресурсов выступают отношения, позволяющие выработать такие законы организации, которые при минимальных затратах обеспечат достижение поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoreferat_-_kopiya.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

На правах рукописи

Шпилевая Ирина Евгеньевна

ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

44. 04. 01 - педагогическое образование

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

Славянск-на-Кубани – 2015

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет», филиал в г. Славянске-на-Кубани, на кафедре общей и профессиональной педагогики.

Научный руководитель:

                                    доктор исторических наук, профессор

                                    Анисимова Татьяна Семеновна

Рецензенты:

                                    доцент, кандидат технических наук, доцент

Зиновьев Александр Иванович

                                    И

                                    Рецензент 2

Защита состоится «14» июля 2015 г. в 9 час. 00 мин. на заседании государственной аттестационной комиссии в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. Славянске-на-Кубани по адресу:  353560, г. Славянск-на-Кубани, ул. Троицкая, д. 4.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Кубанского государственного университета», филиала в г. Славянске-на-Кубани (353560, г. Славянск-на-Кубани, ул. Троицкая, д. 4.).

Автореферат подготовлен  10 июня 2015 г.

Секретарь ГАК                                                       _______________________

                                                                                                ( Ф. И. О.)

  1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования: В условиях радикальных изменений во всех отраслях российской экономики, общественных отношениях, парадигмальные изменения в управлении образовательной организацией неизбежны. Меняются цели, задачи, способы организации процессов в образовательной организации. Система образования переходит от однообразия к созданию брендов образовательных организаций, разработке новых услуг, обеспечивающих конкурентоспособность организации, развитие творческой инициативы, формированию морально – этических основ взаимодействия в организации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил автономность образовательных организаций, что обеспечивает переход к рыночным отношениям в образовании и детерминирует необходимость соответствовать конкурентным требованиям потребителей образовательных услуг.

Достижение успешности в модернизации образования возможно при изменениях в управляемости образовательной организацией, положительной динамике развития корпоративной культуры. Корпоративная культура может воздействовать на потенциал развития образовательной организации, влиять на качество образовательных услуг, повышать конкурентоспособность организации на рынке услуг и труда.

Влияние на успешное развитие корпоративной культуры образовательной организации может оказать управление образовательной организацией при учете не только особенностей управляемых объектов, но и одновременно формирование их корпоративной культуры в соответствии с предполагаемым «будущим результатом», то есть на основе модели или прогноза развития образовательной организации. Рынок диктует необходимость инновационного производства образовательных услуг, подчинения законам экономического хозяйствования, использования всех ресурсных возможностей. Одним из главных ресурсов выступают отношения, позволяющие выработать такие законы организации, которые при минимальных затратах обеспечат достижение поставленных целей.

Вопросы формирования корпоративной культуры в управлении образовательной организацией рассматривались  в работах В. Н. Аверкина, А. И. Адамского, О. Н. Арзяковой, Е. Н. Богачева, Г. А. Бордовского, И. В. Ишиной, Е. А. Карпухиной, А. К. Клюева, Е. А. Князева, М. М. Кудинова, В. Ж. Куклина, Б. Л. Рудкина, Е. Н. Соболевой, Н. Г. Типенко, Н. Л. Титовой  [11].

В педагогической науке и практике управления сложились предпосылки для научного обоснования разработки модели формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации. Такой вывод позволяют нам сделать работы зарубежных ученых А. Демодорана, Дж. Неймана, Л. Планкетта, Г. Хейла, О. Моргентейна, П. Скотта, М. Эддоуса, Р. Стэнсфилда, К. Г. Корли, С. Уолли и Дж. Р. Баума. Из отечественных специалистов, занимавшихся изучением  моделирования в управлении можно отметить работы К. А. Багриновского, Е. В. Бережной, В. И. Бережного, В. Г. Болтянского, А. С. Большакова, В. П. Бусыгина, Г. К.Ждановой, Я. Г. Неуймина, А. И. Орлова, Г. П.Фомина и др.

Такие классики менеджмента, как М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури внесли весомый вклад в исследование вопросов формирования корпоративной культуры. Разработке различных аспектов корпоративной культуры  посвятили свои труды Т. Парсонс, Д. Хэмптон, Х. Хофстед, М. Шериф, Д. Мак-Грегор; впервые эмпирическое изучение культуры организации провел американский ученый М. Далтон в 50-х гг. ХХ века. Ряд исследований Т. Питерса и Р. Уотермена-мл в начале 80-х гг. показали преимущества организаций с сильной идеологией. В 1982 г. американские исследователи Т. Дил и А. Кеннеди обосновали роль корпоративной культуры  как важнейшего фактора, влияющего на организационное поведение и корпоративное развитие. К. Камерон, Р. Куинн, Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли, Р. Х. Холл, Р. Керт, Дж. Марч, Р. В. Гриффин, П. Р. Харрис, Р. Т. Моран, П. Тернер, А. Петтигру, К. Гертц, Т. Парсонс, Э. Шейн, Р. Н. Льюис и др. предлагали различные типологии,  модели, структуру  корпоративной   культуры. Существует немало теоретических исследований посвященных вопросам  формирования  культуры организации в России. Такие авторы как А.Л. Слободской, В.А. Спивак, О. А. Родин, Т. Ю. Базаров, С.В. Иванова, П. Н. Шихирев, Е. Черных внесли свой вклад в развитие теории культуры организации.  Так в частности, ими были исследованы элементы корпоративной культуры, роль  корпоративной   культуры  в развитии организации, взаимозависимость организационной культуры и организационных преобразований. Несмотря на значительный объем исследований, проблемам теории формирования корпоративной культуры образовательной организации и измерения отношения к ней не нашли должного отражения в научных публикациях. Не разработаны: концепция развития корпоративной культуры, модель ее формирования и инструментарий измерения отношения к корпоративной культуре в образовательной организации.

Завершающаяся реформа в социальной сфере, переход образовательных организаций к новым – рыночным – отношениям, к оказанию услуг еще более усиливают роль субъективного фактора, и эта роль должна найти отражение в самом понятии корпоративная культура.

Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического обоснования повышения управляемости, эффективного использования человеческого ресурса и создания комфортных условий в образовательной организации, что можно обеспечить путем создания модели формирования и развития корпоративной культуры в образовательной организации.

Образовательные организации решают проблемы автономного развития через создание системы внутриорганизационного развития, что обусловлено ценностно-рациональным единством и рядом противоречий:

- между необходимостью развития проблемы формирования и измерения корпоративной культуры образовательной организации и дефицитом теоретико-практических знаний в данной области;

-  между необходимостью формирования корпоративной культуры образовательной организации и отсутствием её научно - обоснованного определения;

- между необходимостью измерения уровня сформированности корпоративной культуры в образовательной организации и отсутствием измерительного  инструмента для этих целей;

- между необходимостью усовершенствования теории и перестройки практики управления образовательной организацией и отсутствием модели формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации современного типа.

- между необходимостью внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов и организации работы в нестандартных условиях.

Обозначенные противоречия связаны с несформированностью корпоративной культуры  и ее влияние на результаты управления в системе образования.

Объект исследования. Образовательная организация, как совокупность ценностей и норм, закрепленных в корпоративной культуре.

Предмет исследования. Процесс формирования и измерения корпоративной культуры образовательной организации.

Цель исследования. Гносеологическое и эмпирическое обоснование понятия «корпоративная культура образовательной организации», разработка модели и концепции формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации.

Задачи  исследования:

  1. Обобщить теоретические представления отечественных и зарубежных ученых о понятии корпоративной культуры в организации.
  2. Выявить различные теоретико-методологические подходы к определению корпоративной культуры образовательной организации и созданию педагогических условий для ее эффективного формирования и развития.
  3. Разработать модель формирования корпоративной культуры образовательной организации.
  4. Составить концепцию формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации.
  5. Разработать инструментарий для измерения уровня сформированности корпоративной культуры  в образовательной организации.

Гипотеза исследования. Если выявить педагогические условия для формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации; разработать модель для обеспечения системной работы по изменению корпоративной культуры в образовательной организации, создать инструментарий для измерения отношения к уровню сформированности  корпоративной культуры, то в образовательной организации будет сформирована корпоративная культура, обеспечивающая маркетинговые и конкурентные преимущества образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Методы исследования:

- теоретические: изучение литературы, анализ, проектирование, моделирование;

- эмпирические: эксперимент; опрос; статистические  методы.

При выборе методов были учтены их необходимость и достаточность для выполнения исследовательских задач.

        Этапы исследования:

I этап (сентябрь 2013г. – апрель 2014г.) – констатирующий (поисковый), в процессе которого осуществлен анализ отечественного и зарубежного опыта по вопросам формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации; проанализированы различные подходы к проблеме моделирования формирования и развития корпоративной культуры в образовательной организации;  проведены исследования  по выявлению социально-психологических характеристик коллектива; проведен сравнительный анализ результатов исследования коллектива, с целью выявления состояния развития корпоративной культуры в образовательной организации; выявлены и обоснованы педагогические условия формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации; организована дискуссия по рассматриваемой проблеме.

II этап (апрель 2014г. – май 2015г.) – формирующий (опытно-экспериментальный), в ходе данного этапа выявлены различные теоретико-методологические подходы к созданию педагогических условий для эффективного формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации; разработана модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации; разработан кодекс корпоративной культуры образовательной организации; составлена концепция формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации; создан инструментарий для измерения уровня сформированности корпоративной культуры  в образовательной организации.

Положения выносимые на защиту.

  1. Существует закономерность между развитием корпоративной культуры образовательной организации и личностью и стилем управления ее руководителя.
  2. Выявление различных теоретико-методологические подходов к определению корпоративной культуры образовательной организации и создание педагогических условий для ее эффективного формирования и развития, обеспечат маркетенговые и конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг.
  3. Внедрение модели формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации  будет способствовать положительной динамике развития корпоративной культуры.
  4. Внедрение концепции формирования и развития корпоративной культуры обеспечит эффективную работу сотрудников в образовательной организации.
  5. Использование опросника «Корпоративная культура образовательной организации» позволит дифференцировать сотрудников по уровню требований к сформированности корпоративной культуры в образовательной организации.

Научная новизна и основные результаты. Исследовано понятие «корпоративная культура образовательной организации» и адаптировано к образовательной организации;  разработана модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации и обоснованы педагогические условия для её реализации; разработан измерительный инструмент для исследования отношения к уровню сформированности корпоративной культуры в образовательной организации. Представлена  концепция формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации.

Практическая ценность. Все результаты диссертации относятся к области управления в сфере образования. Они носят теоретико-практический характер и дополняют немногочисленные исследования корпоративной культуры в условиях образовательной организации. Выдвинутые нами положения могут способствовать дальнейшей разработке проблемы в целом и её отдельных составляющих; в измерении и сравнении отношения к уровню сформированности корпоративной культуры образовательной организации на линейной шкале.

Апробация работы.  Полученные результаты обсуждались на круглых столах «Корпоративная культура образовательной организации» (октябрь 2013 г.) и «Организация работы с одаренными детьми в образовательной организации» (декабрь 2013 г.) в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. Славянске-на-Кубани, на международных научно-практических конференциях: «Перспективы развития науки и образования» (Москва, ноябрь 2013 г.); «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте» (Украина, Одесса, декабрь 2013 г.); «Инновационные технологии в производстве, науке и образовании» (Грозный, декабрь 2013 г.); «Современная наука. Новые перспективы» (Польша, Быдгощ, январь 2014 г.); «Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса» (Казань, декабрь 2014 г.), на всероссийских научно-практических конференциях: «Теория и практика измерения мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании» (Славянск-на-Кубани, июнь 2014 г.); «Ресурсы региона: культурно-историческое развитие в контексте науки и образования» (Славянск-на-Кубани, сентябрь 2014 г.),  во время фестиваля «Дни молодежной науки – 2015» (апрель 2015 г.); представлены на  I  и II конкурсе научных докладов «Интеллектуальный потенциал КубГУ» (декабрь 2013 г.; январь 2015 г.), на всероссийском конкурсе «Лучшая научная статья -2014».  

Публикации.  Всего по теме диссертации опубликовано 11 работ. Основные результаты первой главы опубликованы в [1], [2], [3], [5], [6], [7], второй главы [4], [8], [9], [10], [11].Статья [1] опубликована в коллективной монографии.  

Краткое содержание работы.

Диссертационная работа изложена на 174 страницах и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников, содержащих 146 наименований, и трех приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются проблема, научная идея, гипотеза, этапы, основная цель и задачи исследования. Показана степень разработанности проблемы.

Первая глава «Сущность и эмпирическое содержание процесса управления формированием и развитием корпоративной культуры в образовательной организации в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» посвящена раскрытию теоретических положений процесса управления формированием и развитием корпоративной культуры в образовательной организации в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Дана характеристика предмета исследования основные понятия, обоснованы педагогические условия формирования корпоративной культуры, представлена модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации.

В параграфе 1.1 «Концептуальные взгляды в теории и практике формирования и развития корпоративной  культуры образовательной организации» изложены взгляды Р. Л. Кричевского, С. З.  Гончаровой, О. С. Виханского,  А. И. Наумова,  В. А. Спивака,  Д. Ньюстрома, К. Дэвиса, Н. Лемэтра, Б. Фегана, Х. Шварца, П. Добсона, А. Уильямса, М. Уолтерса, Э. Брауна, В. Сате на сущность корпоративной культуры  организации; основные направления развития теории корпоративной культуры в образовательной организации:

  1. Культурно-функциональный;
  2. Ценностно-смысловой.

Анализ педагогической практики показывает, что на развитие корпоративной культуры образовательной организации, в первую очередь, влияют ценности, которые присущи руководителю и индивидуальный опыт педагогических работников. В связи с этим имеет смысл в структуре корпоративной культуры выделить две составляющие: сложившийся коллективный и индивидуальный опыт. В виду этого, мы предлагаем расширить понятие корпоративной культуры образовательной организации. Причем, такие факторы как индивидуальный опыт и ценности руководителя в современной образовательной организации иногда могут быть доминирующими и подавлять другие составляющие корпоративной культуры в зависимости от стиля управления.

Оценка практики управления образованием показала, что корпоративная культура в современных образовательных организациях нацелена на приспособление к условиям.  Это связано с подавляющим влиянием вертикали власти. В связи с этим особое значение имеет соотношение между корпоративной культурой и личностью руководителя.

Научная идея работы заключается в доказательстве закономерности развития корпоративной культуры образовательной организации от личности руководителя и стиля руководства. Многочисленные исследования, тесты и опросы показали, что такое влияние закономерно в образовательной организации и адекватно ценностным ориентациям и стилю управления руководителя. Придя к выводу, о такой закономерности мы посчитали необходимым дополнить само определение «корпоративная культура образовательной организации».

Понятие «корпоративная культура образовательной организации» можно определить как конструкт ценностей, убеждений, ожиданий, верований, традиций, установок, идей, интересов,  норм разделяемых всеми членами организации, сложившуюся атмосферу или климат рабочего пространства, менталитет сотрудников, формируемый под влиянием индивидуального опыта каждого члена организации и личностных ориентаций и качеств руководителя, зависящих от выдвигаемых условий вертикали власти. Причем мы не утверждаем, что такова будет сущность корпоративной культуры в любых условиях, она справедлива для современного этапа российского образования, находящегося в стадии модернизации.

Для подтверждения точности выдвинутого нами определения «корпоративной культуры образовательной организации» мы провели исследование, в котором предположили, что уровень развития педагогических и социально-психологических характеристик коллектива, ориентация на цели или условия макросреды, зависит от создания педагогических условий для формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации, от ценностных ориентаций руководителя, работающих в режиме изменений и развития.

Введенные нами дополнения к понятию «корпоративная культура образовательной организации» нашли полное подтверждение в проявившихся в нашем исследовании закономерностях.

В параграфе 1.2 «Педагогические условия внедрения и механизмы формирования модели корпоративной культуры образовательной организации» обоснованы педагогические условия внедрения и механизмы формирования модели корпоративной культуры образовательной организации. В этом же параграфе выделены критерии эффективности, принципы, обоснованы этапы и методы формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации в условиях рынка.

Формируя в рамках корпоративной культуры определенные установки, систему ценностей или «мировоззренческую модель» у персонала образовательной организации, руководитель может прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое их поведение. Однако, при этом необходимо определить ряд педагогических условий и механизмов, способствующих эффективному формированию корпоративной культуры образовательной организации.

В качестве педагогических  условий формирования корпоративной культуры  образовательной организации  выступают:

 использование совокупности культурно-антропологического, личностно-деятельностного и аксиологического подходов в качестве первоначальной базы исследования для формирования корпоративной культуры персонала образовательной организации;

 поэтапное формирование корпоративной культуры и повышение профессионального синергизма и ценностно-ориентированного единства персонала образовательной организации;

 обеспечение мотивационной готовности сотрудников к включению в жизнедеятельность образовательной организации и в ее корпоративную культуру;

 гармонизация субкультур подразделений, факультетов, кафедр, библиотек и общей корпоративной культуры образовательной организации. Обеспечение этого условия положительно сказывается на социально-психологическом климате в организации, лояльности к ней и успешности ее функционирования;

 педагогическое сопровождение сотрудников, обеспечивающее их включение в корпоративную культуру образовательной организации на различных этапах. Данное условие решает скорее воспитательные задачи, способствует более быстрой адаптации сотрудников к корпоративной культуре, формированию лояльности к образовательной организации и идентификации с ним, а также развитию социальной компетентности за счет развития таких личностных качеств сотрудников, как адаптивность, социальная активность и социальная ответственность, обеспечивает мотивационную готовность к интеграции в корпоративную культуру образовательной организации и готовность участвовать в ее жизни;

 осуществление сознательной и целенаправленной поддержки корпоративной культуры руководством образовательной организации, что обеспечивает осознание значимости корпоративной культуры как ресурса организационного развития образовательной организации и средства социального воспитания ее сотрудников;

 систематический мониторинг уровня сформированности корпоративной  культуры в образовательной организации по адаптированным критериям и показателям, при помощи диагностического инструментария, учитывающего особенности именно этой образовательной организации.

В процессе исследовательской работы нам удалось выделить несколько срезов корпоративной культуры образовательной организации:

 культура пространства образовательной организации;

 содержательный и методический срезы;

 коммуникации и организация рабочего процесса.

Кроме того, важным условием эффективного и устойчивого развития корпоративной культуры образовательной организации является научно обоснованная разработка основных принципов, которые определяют ее базовые основы.

В параграфе 1.3 «Модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации» представлена модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации.

Предложенная нами модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации состоит из трех основных блоков:

– блок 1 – источники формирования корпоративной культуры образовательной организации;

– блок 2 – последовательность формирования корпоративной культуры образовательной организации;

– блок 3 – механизмы изменения корпоративной культуры образовательной организации.

Блок 1: «Источники формирования корпоративной культуры образовательной организации» включает в себя несколько элементов: социально-экономические условия; тенденции в образовании (индивидуализация, сотрудничество, творчество, культура); коллективный опыт образовательной организации в ходе ее развития; информационные идеи и ценности новых членов коллектива; ценности руководителей образовательной организации; ценности членов коллектива; традиции образовательной организации.

Блок 2: «Последовательность формирования корпоративной культуры образовательной организации» включает в себя три этапа: аналитический, организационный и внедренческий. На каждом из рассмотренных этапов сформулированы и обоснованы основные задачи, последовательное и целенаправленное выполнение которых обеспечивает формирование и развитие желаемой корпоративной культуры на базе образовательной организации.

В блоке 3 – «Механизмы изменения корпоративной культуры образовательной организации» – представлены и обоснованы основные направления развития корпоративной культуры образовательной организации.

Итогом реализации предложенной нами модели является переход к новой модели корпоративной культуры образовательной организации. Переход к новой модели корпоративной культуры будет способствовать эффективному выполнению требований потребителей образовательных услуг, что, в свою очередь, обеспечит успех образовательной организации в условиях рыночных отношений в сфере образования, т.е. обеспечит ее конкурентноспособность на рынке образовательных услуг.

Содержание второй главы диссертационной работы «Практика измерения и формирования корпоративной культуры образовательной организации» представлено концепцией формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации и инструментарием для измерения отношения к уровню сформированности корпоративной культуры образовательной организации.

В параграфе 2.1 «Концепция формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации» определена на основе анализа работ А. Л. Слободской, О. А. Родина, Е. Черных Р. Н. Льюиса, Дж. Марча, Э. Шейна в области формирования культуры организации, концепция, на основе которой может быть разработана программа для конкретной образовательной организации.

В условиях обязательного выполнения предъявляемых государством требований к образованию, у современной образовательной организации появилась необходимость перехода от однообразия к созданию брендов образовательной организации, разработке новых услуг, обеспечивающих конкурентоспособность организации, развитию творческой инициативы, формированию морально – этических основ взаимодействия в организации. Такая постановка данной проблемы связана с тем, что на сегодняшний день содержание образовательных программ каждой образовательной организации является неповторимой системой образовательных процессов, направленных, в первую очередь, на предоставление качественного образования. Обеспечить эффективную работу сотрудников в образовательной организации на сегодняшний день можно посредством внедрения программы формирования и развития корпоративной культуры в организации. В основу концепции положены теоретические выводы в работах А. Л. Слободской, О. А. Родина, Е. Черных Р. Н. Льюиса, Дж. Марча, Э. Шейна в области формирования культуры организации. Кроме того, к условиям конкретной образовательной организации адаптированы основные элементы предложенной нами концепции: модель формирования и развития корпоративной культуры; нормативно-правовая база реализации, в том числе разработанный нами Кодекс корпоративной культуры; дано обоснование эффективного использования ресурсов образовательной организации в интересах повышения качества образования; прописаны организационные механизмы, обеспечивающие самооценку деятельности структурных подразделений на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и принципов Всеобщего менеджмента качества; представлена система корпоративных коммуникаций; требования к фирменному стилю и имиджу образовательной организации; создание бренда образовательных услуг; формированию команды сотрудников организации.

Предлагаемая нами концепция формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации содержит 6 основных блоков:

- блок 1: общие положения концепции: цель, задачи, индикаторы оценки результатов реализации концепции;

- блок 2: характеристика проблем, на решение которых направлена концепция: внешняя и внутренняя стратегии формирования и развития корпоративной культуры, показатели корпоративного поведения, стиль управления (иерархия, тимбилдинг);

- блок 3: реализация основных цели и задач  концепции: модель, кодекс корпоративной культуры, система управления качеством подготовки выпускников внутри образовательной организации, положение о мониторинге и оценке кадрового потенциала, публичный рейтинг педагогов, мониторинг конкурентоспособности выпускников, Воспитание учащихся в традициях корпоративной культуры образовательной организации, проектирование системы корпоративных коммуникаций, фирменный стиль;

- блок 4: механизмы обеспечения реализации концепции: проектно-программный подход;

- блок 5: оценка социальной и экономической эффективности концепции: повышение общего уровня качества образования, минимизация затрат на осуществление Миссии образовательной организации;

- блок 6: основные направления реализации  концепции: основные направления реализации концепции.

Результатом реализации составленной нами концепции в условиях образовательной организации является повышение уровня сформированности корпоративной культуры, что обеспечивает  повышение:

- эффективности преподавательской деятельности;

- качества образовательных услуг;

- конкурентноспособности организации на рынке образовательных услуг;

- качества управления образовательной организацией.

В параграфе 2.2 «Измерение отношения к уровню сформированности корпоративной культуры образовательной организации» предложен опросник для измерения отношения к уровню сформированности корпоративной культуры образовательной организации.

Нами был составлен опросник, отражающий сущность корпоративной культуры в образовательной организации. Оценка уровня сформированности корпоративной культуры образовательной организации формировалась в рамках теории измерения латентных переменных. В качестве программного средства использовалась диалоговая система измерения латентных переменных RUMM (Rasch Unidimensional Measurement Models), разработанная под руководством  профессора Д. Эндрича.

Цель данной экспериментальной работы заключалась в разработке и анализе качества опросника «Корпоративная культура образовательной организации», как измерительного инструмента. Эти измерения могут быть использованы для решения многих задач, прежде всего для:

- коррекции набора индикаторных переменных, характеризующих уровень  сформированности корпоративной культуры образовательной организации;

- сравнения коллективов различных образовательных организаций по уровню отношения к сформированности корпоративной культуры в учреждении;

- мониторинга уровня притязаний коллективов различных образовательных организаций к сформированности корпоративной культуры в учреждении;

- уточнения самого понятия «корпоративная культура образовательной организации». «Корпоративная культура образовательной организации» определялась операционально – с помощью набора индикаторных переменных.

Предложенный нами опросник составлен на основе анализа тестов, методик и опросников ряда авторов:  А. Камерон, Р. Куин, Л. Г. Почебут, О. И. Комиссарова, А. Н. Лутошкин, Л. М. Фридман, А. Ф. Фидлер, К. Э. Сишор, Т. Дембо, С. Я.  Рубинштейн, А. М. Прихожан, И. А. Баева, Н. Демиденко.  

Оценка адекватности собранных данных модели измерения осуществлялась на основе критерия Хи2. Значение статистики Хи2 оказалось равным 55, 565 при числе степеней свободы 80. Эмпирический уровень значимости равен 0,983 (Индекс сепарабельности – 0,769; Альфа Кронбаха – 0,769), что свидетельствует высокой степени совместимости набора индикаторных переменных и пригодности данных для измерения.

В этом же параграфе дана обобщенная характеристика соответствия между отношением к уровню сформированности корпоративной культуры образовательной организации и индикаторными переменными, характеризующими эти латентные переменные; оценена значимость влияния на результаты измерения таких факторов как «образовательная организация», «статус сотрудника», «возраст» и «пол».

Результаты проведенного исследования подтвердили эффективность использования теории измерения латентных переменных для формирования интегральных показателей. Процедура измерения обладает высокой разрешающей способностью – сотрудники исследуемых нами образовательных организаций дифференцируются по уровню требований к сформированности корпоративной культуры в образовательной организации.

В заключении диссертационной работы изложены основные результаты выполненного исследования: проведено исследование теоретических основ и практики формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации; исследовано понятие «корпоративная культура образовательной организации» и на основе проведенной нами исследовательской работы выведено новое определение;  разработана модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации и обоснованы педагогические условия для её реализации; представлена концепция формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации; разработан измерительный инструмент для оценки уровня сформированности корпоративной культуры образовательной организации.

  1. Публикации автора по теме диссертации.

Первая статья опубликована в коллективной монографии.

  1. Шпилевая, И. Е., Модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации [Текст] / Коллективная монография : Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики  // Под ред. И. В. Андулян.  – Уфа : АЭТЕРНА. – 2014. – С. 187-201.

  1. Шпилевая, И. Е. Корпоративная культура образовательной организации как фактор коммуникативных предпочтений персонала [Текст] // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции – Ч. 3 – М. : АР-Консалт, 2013. – С. 149-151.

  1. Шпилевая, И. Е. Особенности развития корпоративной культуры образовательной организации дошкольного типа [Текст] // Инновационные технологии в производстве, науке и образовании : материалы III Международной научно-практической конференции – Грозный, 2013. – С. 445-451.

  1. Шпилевая, И. Е. Почему «team – building», а не коллектив [Текст] // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте : сборник научных трудов Международной научно-практической интернет - конференции  SWorld  – Одесса, 2013. – С. 67-71.

  1. Шпилевая, И. Е. Развитие корпоративной культуры образовательной организации как детерминанта повышения качества деятельности образовательной организации [Текст] // Современная наука. Новые перспективы : сборник научных докладов Международной научно-практической конференции  – Варшава, 2014. – С. 59-61.

  1. Шпилевая, И. Е. Роль компетентности руководителя в формировании корпоративной культуры образовательной организации  [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», - 2014 -  № 4. – Режим доступа : www.apriori-journal.ru /serial.ru/4-2014/Shpilevaya.pdf

  1. Шпилевая, И. Е. Оценка развития корпоративной культуры в образовательной организации [Текст] // Современные научные исследования. Выпуск 2 / под ред. П.М. Горева, В. В. Утёмова – Концепт. – 2014. – Приложение №20. – Режим доступа : URL:http//e-koncept.ru/ext/61.- Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.-ISSN 2304-120X

  1. Шпилевая, И. Е. Измерение сформированности корпоративной культуры образовательной организации [Текст] // Теория и практика измерения мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании : сборник научных трудов XXI и XXII Всероссийских научно-практических конференций – Славянск-на-Кубани, 2014. – С. 198-213.

  1. Шпилевая, И. Е. Тимбилдинг как важная составляющая корпоративной культуры образовательной организации [Текст] // Ресурсы региона: культурно-историческое развитие в контексте науки и образования : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции – Славянск-на-Кубани, 2014. – С. 310-313.

  1.   Шпилевая, И. Е. Бизнес-технологии в образовании: тимбилдинг [Текст] // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса : материалы  Международных научно-практических конференций. – Вып. 20, Ч. 1 – Казань, 2014. – С. 310-313.

  1.  Анисимова Т. С., Шпилевая И. Е. Бизнес-технологии в образовании [Текст] // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск №7. – ART 75128/ - 0,5 п. л. - Режим доступа : URL:http//e-koncept.ru/2015/75128/htm/ – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.-ISSN 2304-120X

Шпилевая Ирина Евгеньевна

ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Автореферат диссертации на соискание степени магистра

Подписано в печать 15.05.2014 г. Усл. п. л. 1

Формат бумаги 60х84 1/16 Тираж 20 экз.

Отпечатано в Издательском центре филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани

353563, г. Славянск-на-Кубани, ул. Коммунистическая, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Предложенная нами модель формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации состоит из трех основных блоков:– блок 1 – источники формирования корпоративной культуры...

КОДЕКС КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ)

Кодекс корпоративной культуры является нормативным документом, устанавливающим обязательные правила взаимоотношений   персонала образовательной организации.Соблюдение правил  учитываетс...

Организационная культура образовательной организации

Организационная культура может быть определена как совокупность коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграц...

Корпоративная культура образовательной организации на примере ГБОУ Школа №1015 ДО 2

Корпоративная культура является основой норм поведения, принятых в каждой организации. У каждой организации этот свод правил свой, он управляет повседневным поведением сотрудников на своем рабоче...

Ценности современной корпоративной культуры образовательной организации

В статье расмотрены цености современой корпоративной культуры образовательной организации.выделены уровни корпоративной культуры.просмотрены формальные и неформальные ценности....