Проектный метод в образовательной деятельности ДОУ, доклад
методическая разработка на тему

САФРОНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА

Доклад с презентацией к районному методическому объеденению на тему "Проектный метод в образовательной деятельности ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад к РМО64.74 КБ
Файл презентация1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

ДОКЛАД

«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовила:

Воспитатель

МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

Сафронова Е.В.

Сухиничи, 2016

«Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим перед

ними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин

В связи с введением ФГОС ДО, возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, в соответствии, со стандартом дошкольного образования стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Добиться таких результатов возможно при помощи различных методов, но один из действенных, на наш взгляд, инновационная деятельность – проектирование.

Рассмотрим подробнее некоторые пункты стандарта дошкольного образования, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.

Часть 1. Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОУ с семьёй;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Часть 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Часть 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

И, наконец, п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Для того, чтобы следовать принципам стандарта, строить образовательный процесс в соответствии с требованиями стандарта, коллектив МКДОУ «Детский сад «Солнышко» решил активно использовать в воспитательно-образовательном процессе инновационную технологию проектирование. Одной из главных задач работы в прошедшем учебном году была сформулирована следующим образом: направить работу педагогического коллектива на развитие проектной деятельности с детьми дошкольного возраста, с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы.

Педагогами углубленно изучалась эта тема через консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, путем самообразования, проводились конкурсы разного характера. Таким образом, в нашем ДОУ обобщен опыт работы по использованию технологии проектирования в образовательном процессе, оснащена развивающая предметно-пространственная среда, собрана методическая копилка. Мы хотели бы поделиться с вами нашими наработками.

Что же такое проект?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Используемая технология «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от одного вида деятельности к другой, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Проекты делятся по разным критериям:

  • по доминирующей деятельности (игровые, исследовательские, информационные, творческие, приключенческие, практико-ориентированные);
  • по характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями);
  • по характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности);
  • по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный);
  • по характеру участия ребенка в проекте (заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов);
  • по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Педагог вправе использовать проекты любого типа, на свое усмотрение, но существуют основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.

Для себя мы определили еще одно требование:

проектная деятельность - треугольник взаимодействия: педагог-воспитанник-родители.

Деятельность воспитателя.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Деятельность воспитанников.

Деятельность дошкольников в проектной деятельности можно разделить на три этапа:

  1. «Учимся задавать вопросы»

Дети от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

  1. «Учимся решать проблему»

Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

  1. «Учимся делать выводы, обобщать полученные данные»

Основная задача – помочь детям в ходе несложных собственных рассуждений сделать вывод.

Для решения всех этих вопросов используются различные дидактические игры, которые способствуют приобретению необходимых знаний, умений и навыков.

Деятельность родителей.

Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и применима помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Родители, так же как и педагоги выступают как источники информации, консультанты, партнеры ребенка и помощники в его саморазвитии.

Следуя всем требованиям, можно надеяться на то, что проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными события из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научит работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе.

Вся выше изложенная информация является теоретическим аспектом изучаемой нами проблемы. На практике же у коллектива возникло множество вопросов по использованию технологии проектирования в образовательном процессе. Большинство вопросов возникало при разработке самого проекта. Есть алгоритмы планирования проектов, определены этапы работы над проектом, но все - равно были сложности при определении цели и задач на первых этап проектирования.

И вот недавно мы ознакомились с методикой, которая называется «Зеркало инновационных преобразований в практике». Изучив данную методику, было принято решение использовать именно ее при разработке и внедрении проектов в образовательный процесс.

Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н.Яковлевой. Она может применяться для решения любых, даже бытовых проблем. Эта методика позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате вашего проекта.

Рассмотрим более подробно, как именно работать по данной методике.

Общий план.

1. Постановка проблемы

2. Причины (формулировки с «не», с «нет»)

3. Цель

4. Задачи

5. Мероприятия

6. Ресурс

7. Продукт

8. Критерии эффективности

Теперь разберем по пунктам каждый этап на примере, разработанного нами проекта экологического направления для детей среднего дошкольного возраста «На скотном дворе».

1. Постановка проблемы

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. На этом этапе необходимо конкретно сформулировать суть проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос «Что меня волнует?». Главное, чтобы проблема была обозначена четко, по возможности коротко и ясно.

Пример из проекта

Проблема. Дети среднего дошкольного возраста не имеют представление о многообразии домашних животных и птиц.

2. Причина

Вспомогательным вопросом здесь будет: «Что является причинами существования этой проблемы?». 

Проблема и причины формулируются через «не» и «нет». Причин может быть несколько.

При формулировании причин рекомендуется оставлять только те причины, на которые сам участник проектной группы может повлиять в ограниченное время и с ограниченными ресурсами. Не имеет смысла формулировать те причины, на которые невозможно повлиять вообще (например, это не находится в вашей компетенции), либо в период времени, предполагающий работу по проекту.

Пример из проекта

Причины.

1.В силу того, что дети нашего ДОУ являются городскими жителями, они думают, что домашние животные - это кошки и собаки, которые живут в доме.

2. Дети не умеют группировать животных и птиц в разряд домашних.

3. У детей не развит познавательный интерес по этому вопросу.

4. Родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию детей.

5. В ДОУ не созданы условия для расширения представлений детей о домашних животных и птицах.

При работе с причинами важно не путать причину со следствием или вторичной причиной, вытекающей из первой. Как отличить причину от следствия и как узнать, что является первопричиной? Нужно задать вопрос: «А что стоит за этим?», то есть, какая причина стоит за этой и что стоит за следующей - и так до логического завершения цепочки причин и следствий.

Пример из проекта

Педагогом были определены причины поставленной проблемы:

Дети не знают о пользе домашних животных и птиц, приносимой людям.

Дети не знают правила ухода за домашними животными и птицами.

Эти причины не являются первостепенными. Они вытекают из ряда других причин, поэтому, в большей степени, являются следствием определенной нами проблемы.

3. Цель

Цель - это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - это ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель.

Пример из проекта

Была определена проблема: 

дети среднего возраста не имеют представление о многообразии домашних животных и птиц. 

Формулируем ее в цель: 

формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о многообразии домашних животных и птиц.

4. Задачи

Задачи «отражаются» от причин, другими словами задачи - зеркальное отражение причин. Сколько было причин - столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуация - минус) отражается своя задача (ситуация - плюс).

Пример из проекта

1. Причина: в силу того, что дети нашего ДОУ являются городскими жителями, они думают, что домашние животные – это кошки и собаки, которые живут в доме, в большинстве, не знают домашних птиц.

Задача: расширить представление детей о домашних животных и птицах, их внешнем виде и образе жизни.

2. Причина: дети не умеют группировать животных и птиц в разряд домашних.

Задача: формировать умение детей группировать животных и птиц по определенным признакам.

3. Причина: у детей не развит познавательный интерес по этому вопросу.

Задача: содействовать развитию у детей познавательного интереса и познавательной деятельности, расширять кругозор дошкольников.

4. Причина: родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию детей.

Задача: активизировать и обогащать знания, умения родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Причина: в ДОУ не созданы условия для расширения представлений детей о домашних животных и птицах.

Задача: создать в ДОУ условия, способствующие расширению знаний дошкольников о домашних животных и птиц (создание скотного двора на участке ДОУ).

5. Мероприятия

Чтобы понять, какие нужно запланировать мероприятия, нужно задать себе вопрос: как решить поставленную задачу, какие нужны действия? Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть вполне конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задач. При этом необходимо ответить на вопрос: «сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?» Но придумать мероприятия - это не так сложно. Сложнее взять на себя ответственность за их исполнение, четко обозначить, что именно будет сделано и кем. Есть такое выражение: «с какого спросить?» Именно для этого в методике есть пометка «ответственные».

Пример из проекта

6. Ресурс

Ресурс это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. Ошибка педагогов при разработке проекта – перечисление ресурсов, которые были бы нужны для решения проблемы, но к которым нет доступа. Ресурсы могут быть как внутренние: желание, время, связи и т.д., так и внешние: к которым относится вся литература, бумажная и электронная, презентации, видеофильмы, дидактические материалы, учебные пособия, разработки конспектов, журнальные статьи, книги.

Пример из проекта

Методическая и художественная литература, интернет-ресурсы, наглядные пособия, материальные ресурсы.

7. Продукт

Продуктом можно считать то, что я получу в результате решения моей проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос: что нового появится в моей профессиональной практике или в моей жизни в целом, когда моя проблема решится? Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопросы «Кто? Что?»

Помимо основного продукта мы получим несколько дополнительных продуктов: обученного педагога, компетентных в изучаемом вопросе родителей, система мероприятий, по которой педагог сможет работать, дидактические материалы и пособия, мультимедийные средства, которые он будет использовать в образовательном процессе. По сути, каждое запланированное мероприятие может быть отражено в некотором продукте: программе, сценарий, план, видеофильм и т.д. Поэтому часто говорят, что данная методика позволяет быстро наполнить часть педагогического портфолио, при чем, представив результат структурированным, в определенной системе.

Пример из проекта

Продукт проекта

  • Скотный двор на участке ДОУ.
  • Театрализованное представление с участием детей «Вкусное молоко».
  • Система работы по ознакомлению дошкольников среднего возраста с домашними животными.

Но как узнать, хороший ли продукт мы получили? Вдруг это не такой продукт, на который мы рассчитывали? Для этого нужен следующий пункт: критерии эффективности.

8. Критерии эффективности

Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать себе вопрос: «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что мой продукт - хороший, что он удовлетворяет меня?» Здесь также важно подобрать материалов для мониторинга результатов. Только оценив полученный результат, можно понять тот ли это результат, который был нужен и не нуждается ли цель в корректировке.

Пример из проекта

Ожидаемые результаты

  • Расширение детских представлений о домашних животных и птицах.
  • Активизация познавательной активности.
  • Активное участие родителей в проектной творческой деятельности.

В заключении хочется сказать, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко » Сафронова Е.В.

Слайд 2

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин

Слайд 3

ЗАДАЧА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД: направить работу педагогического коллектива на развитие проектной деятельности с детьми дошкольного возраста, с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы .

Слайд 4

ПРОЕКТ – ЭТО 5 «П» ПРОБЛЕМА ПЛАНИРОВАНИЕ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО

Слайд 5

«ЗЕРКАЛО ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПРАКТИКЕ» 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 2. ПРИЧИНЫ 3. ЦЕЛЬ 4. ЗАДАЧИ 5. МЕРОПРИЯТИЯ 6. РЕСУРС 7. ПРОДУКТ 8. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Слайд 6

ПРОБЛЕМА : д ети среднего возраста не имеют представление о многообразии домашних животных и птиц. «-» «+» ЦЕЛЬ: формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о многообразии домашних животных и птиц .

Слайд 7

ПРИЧИНА: в силу того, что дети нашего ДОУ являются городскими жителями, они, в большинстве, не знают домашних птиц . «-» «+» ЗАДАЧА: расширить представление детей о домашних животных и птицах, их внешнем виде и образе жизни .

Слайд 9

РЕСУРС Методическая и художественная литература, интернет-ресурсы , наглядные пособия, материальные ресурсы.

Слайд 10

ПРОДУКТ Скотный двор на участке ДОУ Театрализованное представление с участием детей «Вкусное молоко » Система работы по ознакомлению дошкольников среднего возраста с домашними животными

Слайд 11

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Расширение детских представлений о домашних животных и птицах . Активизация познавательной активности . Активное участие родителей в проектной творческой деятельности.

Слайд 12

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Использование проектного метода в образовательной деятельности ДОУ

      Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникатив...

"Использование проектного метода в образовательной деятельности"

Этапы проведения педагогического проекта....

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ...

«Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада» (из опыта работы)

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.  ...

презентация «Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада»

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...