Анкетирование "Возможности и затруднения молодых педагогов"
тест на тему

Фирсунина Галина Сергеевна

Изучение особенностей процесса адаптации молодых педагогов в дошкольном образовательном учреждении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика адаптации молодых воспитателей к профессиональной деятельности в детском саду

Деятельность современного детского сада сопряжена с большим количеством проблем и трудностей. Это проблемы:

ü сохранения и поддержания здоровья воспитанников детского сада, и, как следствие, готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений внедрять новые здоровьесберегающие технологии;

ü осуществления преемственности между дошкольной и начальной ступенью непрерывного образования, подготовка воспитанников детского сада к успешному поступлению в школу;

ü готовности образовательного учреждения соответствовать образовательным запросам родителей, быть привлекательными для потенциальных потребителей услуг;

ü выбора наиболее адекватного виду и специфике работы детского сада программно-методического обеспечения;

Решение этих проблем напрямую зависит от готовности педагогического коллектива детского сада осуществлять образовательную деятельность в условиях многовариантности, гибкости, изменчивости современного образовательного пространства. В наиболее тяжелых условиях в настоящее время оказались молодые педагоги, имеющие небольшой педагогический опыт и адаптирующиеся к новым профессиональным условиям. Очевидно, что современные средние и высшие профессиональные учебные заведения не в состоянии полностью подготовить молодого педагога к деятельности в детском саду. Поскольку деятельность каждого образовательного учреждения в настоящее время отличает своя специфика и направленность. В первую очередь это выражено в особенностях программно-методического обеспечения, потребностях и образовательных запросах конкретных родителей, пользующихся услугами данного учреждения, возможностях детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение. Успешность деятельности молодого педагога будет зависеть от особенностей его адаптации в конкретном детском саду. На процесс адаптации особое влияние оказывают условия, созданные для молодых воспитателей в дошкольном образовательном учреждении и позволяющие быстро и легко пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности. В первую очередь это возможность познакомиться с деятельностью детского сада, получить как можно больше информации о его специфике и особенностях работы, оказание оперативной помощи и поддержки молодым воспитателям со стороны всего педагогического коллектива в решении возникающих профессиональных трудностей и проблем, возможность повышения уровня совей профессиональной компетентности. При разработке диагностики особый акцент был сделан на исследования, показывающие, что

– на успешную адаптацию молодого педагога могут влиять объективные и субъективные факторы, при этом особая роль отводится объективным факторам, раскрывающимся через условия, созданные в детском саду для более успешной адаптации педагога; Субъективные факторы раскрывают социально-психологические особенности самого педагога (его возможности адаптироваться в новых условиях) и особенности его профессиональной компететности (С.Г. Вершловский, Т.В. Щербова и др.);

– трудности, возникающие у молодого педагога в профессиональной деятельности могут зависеть от уровня его образования, стажа работы, возраста педагога (В.Н Кузьмина);

– готовность к педагогической деятельности молодого педагога может рассматриваться с позиции компетентностного подхода как готовность решать профессионально-педагогические задачи в условиях реальной профессиональной деятельности (Н.Ф.Радионова, А.П. Тряпицына и др.).

Цель диагностики -изучение особенностей процесса адаптации молодых педагогов в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет диагностики – процесс адаптации молодых педагогов к условиям дошкольного образовательного учреждения

Задачи диагностики:

1. Изучить особенности адаптации молодых педагогов в детском саду: их трудности, профессиональные проблемы, степень удовлетворенности условиями, созданными в учреждении для их более успешной адаптации.

3. Изучить особенности методической работы в детском саду, направленной на успешную адаптацию молодых педагогов к профессиональной деятельности.

Для реализации поставленных задач исследование проводится в двух направлениях: изучение особенностей молодых педагогов, работающих в детском саду и изучение специфики методической работы по адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении.

Методика диагностики

Для решения первой задачи диагностики важно получить информацию по следующим направлениям:

1. Особенности профессиональной компетентности молодых педагогов, работающих в дошкольном учреждении.

2. Типы проблем и трудностей, возникающие у молодых педагогов в процессе их адаптации к условиям детского сада.

3. Удовлетворенность молодых педагогов созданными в детском саду условиями для их более успешной адаптации.

4. Степень информированности молодых педагогов о деятельности ДОУ.

Для выявления степени готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности использовались такие методы как анкетирование педагогов (Анкета № 1, № 2); анализ нормативной документации (по личному составу), содержащую информацию о профессиональной подготовке молодых педагогов (уровень образования по диплому, квалификацию и специализацию по диплому, наличие дополнительных документов, раскрывающих особенности профессиональной компетентности педагога: свидетельства, справки, удостоверения, сертификаты и т.д.); анализ плановой документации, оформляемой на группе; наблюдение за деятельностью педагогов, беседа с педагогами об особенностях его педагогической деятельности, анализ образовательного пространства группы. Полученная информация анализиртся по следующим критериям:

Способность воспитателя получить информацию:

  • об особенностях детей, посещающих его возрастную группу;
  • об особенностях и типах семей, пользующихся услугами данной группы;
  •  о результативности педагогического процесса в конкретной возрастной группе: оценке эффективности поставленной цели педагогического процесса, созданных условий для решения поставленной цели.

Способность проектировать и организовывать педагогический процесс в условиях своей группе:

  • грамотно формулировать цель педагогического процесса, опираясь на особенности программно-методического обеспечения своей группы, на особенности детей, посещающих возрастную группу
  • отобрать содержание педагогического процесса в соответствии с поставленной целью;
  • при проектировании педагогического процесса учитывать следующие данные: программно-методическое обеспечение деятельности детского сада, содержание работы специалистов детского сада и учет данного содержания в своей работе, возможности и интересы потребности детей группы, ожидания родителей, свои возможности и особенности профессиональной компетентности;

Умение организовать взаимодействие с субъектами образовательного процесса:

соответствие содержания и выбранных форм взаимодействия:

  • потребностям детей группы;
  • ожиданиям родителей, пользующихся услугами данной групп;
  • компетентности самого педагога;
  • выбранному содержанию педагогического процесса;
  • возможностям образовательного пространства группы;
  • особенностям работы специалистов детского сада и педагогов дополнительного образования;

Умение организовывать образовательное пространство в конкретной возрастной группе:

Соответствие образовательного пространства:

  • Цели педагогического процесса;
  • Программно-методическому обеспечению группы;
  • Санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к развивающей среде детского сада,
  • Возможностям, потребностям и интересам детей в группе
  • Особенностям работы специалистов в ДОУ

Умение организовать процесс самообразования:

  • Определение своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, пути самосовершенствования
  • Представление о себе и о своей работе в будущем
  • Регулярность повышения своей профессиональной компетентности
  • Соответствие содержания и форм процесса самообразования возможностям и потребностям воспитателя
  • Определение сформированности умений осуществлять процесс самообразования
  • Использование результатов самообразования в своей профессиональной деятельности
  • Определение источников самообразования

Анкета № 1

 

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1. Нравится ли Вам работать в детском саду? Почему?

2. Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу? Почему?

· Хорошее

· Доброжелательное

· Удовлетворительное

· Плохое

· Безразличное

3. На Ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему?

4. Оцените уровень Вашей подготовки к профессиональной деятельности по пяти бальной системе.

5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?

6. В каком направлении профессиональной деятельности Вы испытываете затруднения?

· изучение возможностей, потребностей, интересов субъектов образовательного процесса;

· проектирование и организация условий для развития детей и повышения информированности родителей о деятельности группы;

· организация взаимодействия с детьми и родителями в педагогическом процессе детского сада;

· организация образовательного пространства для детей и родителей;

· организация процесса самообразования;

7. Какие условия созданы в саду педагогическим коллективом и администрацией, для того чтобы чувствовать себя на работе комфортно:

· выделена рабочая зона

· своевременное методическое информирование

· удобное время работы методического кабинета

· помощь опытных педагогов

· гибкий режим работы

· четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей

· доброжелательная атмосфера в коллективе

8. Как складываются Ваши отношения с коллективом?

· с первого дня не обращают внимание

· настроены не дружелюбно

· не хотят помогать

· приняли доброжелательно

· оказывают моральную поддержку

· нашли общий язык

· понимаете друг друга

· оказывают практическую помощь:

· приглашают на занятия

· помогают решать педагогические задачи

· рекомендуют методы и приемы

· делитесь опытом друг с другом

· ждут от Вас практических советов

· не нуждаетесь в помощи коллег

 

Анкета № 2

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1. Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период:

· первый месяц

· первые 3 месяца

· первые полгода

· первый год

· нужна до сих пор

2. Кто помогает Вам в решении профессиональных трудностей и проблем?

· -заведующая

· -старший воспитатель

· -педагоги

· специалисты научно-методического центра

· коллеги по обучению в колледже, вузе

· никто не помогает

3. Кто, когда и какую помощь оказывает Вам в процессе становления профессиональной деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу.

Кто

Как часто

Какая помощь оказана

Первый месяц

Первые 3 месяца

Первый год

Нужна до сих пор

Опытные педагоги

Старший воспитатель

Коллеги

Заведующая

Специалисты детского сада

Другие специалисты

 

4. Чаще всего заведующая и старший воспитатель приходят к Вам в группу чтобы:

· отметить положительные результаты, похвалить

· найти недостатки в работе

· помогают разобраться в неудачах

5. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности, каким образом?

рассчитываете на свой опыт и знания

консультируетесь с коллегами

обращаетесь к старшему воспитателю

ваш вариант_______________________

 

В ходе решения первой задачи диагностики необходимо выявить особенности удовлетворенности молодых педагогов взаимодействием с субъектами образовательного процесса, а именно, специалистами, работающими в детском саду, администрацией дошкольного учреждения и т.д., особенности удовлетворенности условиями, созданными в детском саду для более успешной адаптации молодых педагогов: комфортная обстановка, четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей, гибкий режим работы, доброжелательная атмосфера в педагогическом коллективе и т.д. С этой целью предлагается использовать модифицированный тест Е.И. Рогова «Удовлетворенность работой» Содержание данного теста адаптировано для работников детского сада. Молодым педагогам предлагалось ознакомиться с содержанием теста и определить степень своей удовлетворенности высказываниями по пяти бальной системе, аргументировать свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений молодого педагога

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устр...

Анкета «Выявление затруднений молодого специалиста»

Наставничество - это взаимодействие в передаче знаний, опыта и ценностей от наставника к наставляемому. Но для передачи своего опыта наставнику необходимо выявить  имеющиеся у   молодог...