Консультация для воспитателей Условия становления, развития и организация процесса занятий по изобразительной деятельности в ДОУ
консультация на тему

Бренёва Ольга Олеговна

 Изобразительная деятельность — это образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без познавательных способностей и  без развития  целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности. Изобразительная деятельность  играет огромное значение  для познавательного  развития и всестороннего воспитания  детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия становления, развития и организация процесса занятий по изобразительной деятельности в ДОУ

 Изобразительная деятельность — это образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без познавательных способностей и  без развития  целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности. Изобразительная деятельность  играет огромное значение  для познавательного  развития и всестороннего воспитания  детей дошкольного возраста. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Занятия изобразительной деятельностью  должны быть построены таким образом, чтобы дети, постепенно погружаясь в этот мир, легко и с удовольствием проявили художественные способности, творческое воображение, образное и пространственное мышление, комбинаторные, сенсорные и интеллектуальные возможности.

Изобразительная деятельность детей от 2-3 лет

В рисовании

Задачи: Вызвать интерес к действиям с кистью, карандашами, красками, глиной. Дать детям  элементарное представление о действиях с ними (карандашами, красками рисуют, из глины, пластилина лепят)

У детей: Развивается восприятие, обогащается сенсорный опыт. Стремятся   к изображению знакомых предметов. Обводят по контуру поочередно правой и левой рукой. Радуются штрихам и линиям, которые нарисовали сами. Пытаются  дополнить изображение характерными деталями, осознанно повторить ранее полученные штрихи, линии, пятна и формы. Начинают эстетически воспринимать окружающие предметы. Различают  цвета карандашей. Рисуют  разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные) пересекать их уподобляя предметам (ленточки, платочки, дорожки, ручейки, сосульки, заборчик и др.)

Педагог: Представляет свободу выбора и содержания рисунка. Обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)  оставляет след на бумаге, дети начинают следить за движением  карандаша (ворса) по бумаге. Обращает  внимание  детей к изображенным на бумаге линиям и формам. (малыши начинают задумываться, над тем, что они нарисовали, на что это похоже.) Подводит  к рисованию предметов округлой формы. Формирует правильную  позу при рисовании (сидят свободно, не наклоняясь сильно над листом бумаги). При планировании тем по рисованию подбирает темы  с учетом навыков детей.  Представляет свободу выбора и содержания рисунка. Обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)  оставляет след на бумаге, дети начинают следить за движением  карандаша (ворса) по бумаге. Обращает  внимание  детей к изображенным на бумаге линиям и формам. (малыши начинают задумываться, над тем, что они нарисовали, на что это похоже.) Подводит  к рисованию предметов округлой формы. Формирует правильную  позу при рисовании (сидят свободно, не наклоняясь сильно над листом бумаги) При планировании тем по рисованию подбирает темы  с учетом навыков детей

Первые организационные навыки в рисовании  (2-3 года) :

Бережно относятся к материалам, правильно их используют. По окончании кладут их на место, кисточку предварительно хорошо промывают в воде. Учатся держать карандаш и кисть свободно (Карандаш тремя пальцами, выше отточенного конца, кисть чуть выше железного наконечника) Учатся набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. В  Лепке (2-3 года) Задачи: Вызвать интерес к лепке Дать детям  элементарное представление о пластических материалах  (глине, пластической массе) Формировать умение аккуратно пользоваться материалами.  У детей: Формируется умение  отламывать кусочки глины от большего куска. Раскатывают комочек  между ладонями. (Лепят палочки, колбаски, соединяют концы палочки, плотно прижимая друг к другу (колечко, баранки, колесо и др. ) Раскатывают комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов округлой формы (шарик, яблочко, ягода и др.) Сплющивают комочек между ладонями (лепешки,  печенье, пряники) Делают пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце) Соединяют две вылепленные формы в один предмет (палочки и шарик – это погремушка или грибок, два шарика (неваляшка)  и т.п.  Первые организационные навыки:  Кладут вылепленные предметы на дощечку и специальную клеенку.

В  Лепке (2-3 года)

Задачи:  Вызвать интерес к лепке. Дать детям  элементарное представление о пластических материалах  (глине, пластической массе). Формировать умение аккуратно пользоваться материалами.  

У детей: Формируется умение  отламывать кусочки глины от большего куска. Раскатывают комочек  между ладонями. (Лепят палочки, колбаски, соединяют концы палочки, плотно прижимая друг к другу (колечко, баранки, колесо и др.). Раскатывают комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов округлой формы (шарик, яблочко, ягода и др.). Сплющивают комочек между ладонями (лепешки,  печенье, пряники). Делают пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Соединяют две вылепленные формы в один предмет (палочки и шарик – это погремушка или грибок, два шарика (неваляшка)  и т.п.

Первые организационные навыки: Кладут вылепленные предметы на дощечку и специальную клеенку.

Целевые ориентиры к концу года

Знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различают красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета. Радуются своим рисункам; называют то, что на них изображено. Знают, что из глины можно лепить, что она мягкая. Раскатывают  комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывают от большого комка маленькие комочки, сплющивают их ладонями; соединяют концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Лепят несложные предметы; аккуратно пользуются глиной.

Изобразительная деятельность детей 3-4 лет

Задачи: Развитие эстетического восприятия: обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы (растения, животные); вызывать чувство радости. Формирование интереса к занятиям изобразительной деятельностью. Развитие умения  в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Развитие  умения замечать красоту основной формы предмета, его частей, цвета. Включение в процесс обследования движений обеих рук по предмету, охватывание его руками. Развитие  умения видеть красоту цвета в объектах природы, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки), одежде детей. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Развитие умения создавать  как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование (3-4 года)

Педагог: Предлагает  детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т. п.). Формирует умение  правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добивается свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Развивает умение  набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучает осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закрепляет знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), знакомит  с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращает внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщает  детей к декоративной деятельности: учит украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички («Листочки падают с дерева»,  «Снежинки кружатся», «Дождик, дождик кап, кап, кап…») Развивает умение изображать  простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).  Подводит детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формирует  умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учит располагать изображения по всему листу.

Лепка  (3-4 года)

Педагог: Формирует интерес к лепке.  Закрепляет  представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.  Формирует умение  раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждает детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом (палочку, спичку); учит создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закрепляет умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Формирует умение лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).  Предлагает  объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).Способствует выражению  у детей  радости от восприятия результата общей работы.

Целевые ориентиры к концу 4-го года

Дети: Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; Радуются созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

В рисовании: Знают и называют материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; Знают названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка). Изображают  отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; Подбирают  цвета, соответствующие изображаемым предметам; Правильно пользуются карандашами, фломастерами, кистью и красками.

В лепке: Дети знают  свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы), понимают, какие предметы можно из них вылепить. Умеют  отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывают их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепят различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Изобразительная деятельность детей с 4-5 лет

Педагог: Развивает  интерес детей к изобразительной деятельности. Стремиться  вызвать  положительный, эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Продолжает  развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук; формирует  образные представления. Развивает  самостоятельность, активность, творчество. Обогащает  представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.  Продолжает  формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Подводит детей к оценке созданных товарищами работ.  Способствует проявлению дружелюбия при оценке работ других детей. Развивает умение  выделять средства выразительности.

Рисование (4-5 лет)

Педагог: Продолжает  формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формирует и закрепляет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогает детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направляет  внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Продолжает  закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.  Добавляет к  известным цветам и оттенкам новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); Формирует представление о том, как можно получить эти цвета (смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков) Развивает  желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращает внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формирует  умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш (при слабом нажиме на карандаш получается светлый тон, а при более сильном – темный или более насыщенный). Закрепляет  умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Формирует умение  закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти.  Формирует навык чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Развивает  умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование (4-5 лет)

Педагог: Продолжает формировать  умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Знакомит  детей с городецкими изделиями. Учит выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. Закрепляет умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.  Приучает  детей  к аккуратности: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Лепка  (4-5 лет)

Педагог: Продолжает развивать интерес к лепке; совершенствует  умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закрепляет  приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учит прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учит сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Закрепляет приемы  вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Знакомит  с приемами использования стеки. Поощряет  стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закрепляет  приемы аккуратной лепки.

Целевые ориентиры к концу 5-го года жизни

Дети: Выделяют выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании: Изображают  предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.  Передают несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием. Украшает  силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В лепке: Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

Изобразительная деятельность (5-6 лет)

Педагог: Продолжает развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащает сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивает  эстетическое восприятие, учит созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивает  мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Формирует умение  передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивает способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). Совершенствует изобразительные навыки и умения, формирует  художественно-творческие способности. Развивает   чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус. Продолжает  знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская). Знакомит с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивает  декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Формирует  умение организовывать свое рабочее место, готовит все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Продолжает  совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.

Рисование (5-6 лет )

Предметное рисование (5-6 лет)

Педагог: Совершенствует  умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращает внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Формирует умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращает внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день – наклоняться и т. д.).  Развивает умение передавать движения фигур. Способствует  овладению композиционными умениями: учит располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закрепляет  способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п). Вырабатывает  у детей навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Развивает умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Формирует умение рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Сюжетное рисование (5-6 лет).

Педагог:  Формирует умение  создавать сюжетные композиции: на темы окружающей жизни; на темы литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения, потешки) Например: «Два жадных медвежонка», «Кого встретил колобок» Развивает  композиционные умения, учит располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращает  внимание детей на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).  Формирует умение  располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга (стоящий впереди предмет, частично загораживает предмет, стоящий сзади).

Декоративное рисование (5-6  лет).

Педагог: Продолжает  знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепляет  и углубляет знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи; Предлагает создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомит с ее цветовым строем и элементами композиции, добивается большего разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения. Продолжает  знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), Знакомит  с полховской росписью. Включает  городецкую и полховскую роспись в творческую работу детей, помогает осваивать специфику этих видов росписи. Формирует умение составлять узоры по мотивам городецкой, полховской, гжельской росписи: знакомит с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки), учит создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).  Предоставляет детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).  Формирует умение  ритмично располагать узор.  Предлагает расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Целевые ориентиры к концу 6-го года жизни

Дети: Проявляют  интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знают особенности изобразительных материалов.

В рисовании: Создают  изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений и т. д.);  Используют различные цвета и оттенки для создания образов. Выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;  Используют  разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирают цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства. Изображают  предметы и создают несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, а также обрывание.

Изобразительная деятельность (6-7 лет)

Педагог: Формирует  устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Продолжает  развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формирует эстетические суждения; учит аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формирует эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывает самостоятельность; учит активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжает развивать умения  рисовать с натуры; Развивает аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствует умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжает развивать коллективное творчество.  Воспитывает стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формирует  умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Предметное рисование (6-7 лет)

Педагог:  Совершенствует умение изображать предметы по памяти и с натуры; Совершенствует технику изображения.  Продолжает  развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.  Расширяет  набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагает  соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.  Учит   плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении Развивает способность замечать  и  видеть красоту созданного изображения. Постепенно подводит детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый) Обращает внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные).

Сюжетное рисование (6-7 лет)

Педагог: Продолжает учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.).  Формирует  умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных.

Декоративное рисование (6-7 лет)

Педагог: Продолжает развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).  Формирует умение  выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.  Закрепляет  умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закрепляет умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Целевые ориентиры к концу 7-го года жизни

Дети: Знают разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Называют основные выразительные средства.  Высказывают эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.

В рисовании: Создают  индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Используют  в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Выводы

1.  Интеграция Образовательных  областей незаменима на протяжении  всего процесса обучения дошкольников.

2. Интегрируя изобразительную с другими видами деятельности, педагог способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков дошкольников в различных областях.

3. Повторение одного и того же материала посредством итеграции его в различной непосредственной образовательной деятельности, ведет к его лучшему запоминанию. Ребенок учится применять одни и те же навыки и знания в различных областях повседневной жизни и образовательной  деятельности.

4. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством на различных занятиях (художественная литература, музыка, труд) в сочетании с широким использованием в оформлении детского сада создают  условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров.

5. Начальное приобщение детей к искусству происходит в дошкольном возрасте.

С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями, приобщаются к социальной среде, в которой они живут.

6. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования  таких мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей,  обогащается  словарь что, положительно влияет на формирование связной речи.

7. Развитию  всех  видов деятельности  у  детей дошкольного возраста  несомненно способствуют занятия изобразительным искусством,  которые успешно интегрируются с другими образовательными областями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Содержание и методика подготовительной работы к занятию по изобразительной деятельности»

Консультация   для воспитателей  " Содержание и методика подготовительной работы к занятию по изобразительной деятельности"...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У НЕСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В материале изложена информация по формированию  словаря у неслышащих дошкольников в процессе занятий по изодеятельности....

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности.»

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности....

Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений»

Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений» (в контексте ФГОС ДО)....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»...

Консультация для педагогов по теме: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Консультация для педагогов по теме: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личн...

Роль наглядности в организации проведения занятия по изобразительной деятельности.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности является наглядность....