Методическая разработка "Народная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре."
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Оганнисян Елена Олеговна

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства.

Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Данный материал будет полезен прежде всего родителям, так же будет интересен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razr_.docx2.65 МБ
Файл pelenashka.docx518.7 КБ
Файл kukla_bereginya.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Лоскутные куклы» в подготовительной группе

Подготовила: воспитатель Оганнисян Елена Олеговна

Цель: Познакомить детей с историей лоскутных куколок,показать их разнообразие, помочь освоить доступные способы изготовления.

Задачи: Пояснить названия,связанные с особенностями внешнего вида:тряпичная (или лоскутная,текстильная,безлицевая (не изображены черты лица,бесшовная (изготавливается без иглы)

Материалы:прямоугольные лоскутки для скрутки туловища куклы,по два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки,прочные нити для фиксации скрутки,тесьма или узкие ленточки для обвязывания пеленашки.

Ход занятия

Ребята,сегодня я хотела бы познакомить вас с историей и портретом лоскутной куклы.

Раньше маленьких детей туго-туго,крепко-крепко укутывали в пелёночку-пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка».Как вы думаете,для чего ребёнка пеленали?Аещё считалось,что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи,которые могли бы обидеть малютку,навредить ему. Малыша называли пеленашкой,и тряпичную куколку,которую клали в колыбель или люльку,где он спал,тоже называли пеленашкой. Уже в 3-4 года дети учились мастерить куклу-пеленашку из старых тряпочек,полотенец,платков или пелёночек. Причём это с равным успехом и интересом делали и мальчики и девочки. Маленькие дети изготавливали локтевых кукол,более старшие и умелые-пальчиковых.

Сегодня я предлагаю вам попробывать сделать куколку-пеленашку. Первое что мы свами сделаем это скрутим туловище-основу. Для этого берём прямоугольный лоскут светлой (или любой другой)ткани,туго сворачиваем трубочкой и связываем в двух местах как сноп (или обматываем по всей длине).Стараемся с помощью перевязки передать условные пропорции «голова-туловище»Посмотрете,у нас получилось туловище пеленашки.

Следующие,что мы с вами сделаем это платочек нашей пеленашки. Берём цветной лоскут (красный,пёстрый или любой другой) треугольной формы и надеваем на голову куклы:надвигаем на лоб,симметрично закладываем по бокам и фиксируем на шее узлом-спереди или сзади.

Ребята,а чего не хватает нашей куколки?Правильно,пелёнки. Расстилаем на столе квадратный лоскут-это пелёнка. Сверху лицом вверх укладываем куклу-основу. Внимание:голова куклы должна находиться выше пелёнки (лицо открыто,пеленаем только тело). Итак начинаем пеленать нашу куклу:сначала берём пелёнку с одной стороны и укутываем один бочок куклы,направляя лоскут вниз;затем захватываем пелёнку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя,укутываем второй бочок куклы,также направляя лоскут вниз;затем аккуратно расправляем пелёнку и поднимаем её вверх-укутываем ноги. Закрепяем концы пелёнки (сзади крест-накрест) и подтыкаем или же перевязываем красивой лентой (тесьмой,прочной ниткой.

Молодцы,посмотрите какие красивые куклы-пеленашки у вас получились.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Лоскутные куклы» в подготовительной группеhttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865254.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865378.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865468.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865546.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865621.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865690.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865803.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865872.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455865974.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455866059.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-459114-1455866238.jpg



Предварительный просмотр:

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ « БЕРЕГИНЯ»

Цель занятия: познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы-оберега, изготовить куклу- «Берегиню».

Задачи:

Образовательные:

  • формировать практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественное изделие в традициях народного искусства;
  • познакомить с куклой-оберегом, техникой ее изготовления;
  • обогащать словарный запас;

Развивающие:

  • развивать эстетический и художественный вкус;
  • развивать индивидуальные задатки и творческие способности;
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус, живой интерес детей к северной народной культуре.
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность;

Тип занятия: практическое.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, практические - самостоятельная работа.

Ожидаемые результаты:

  • Умение изготавливать куклу «Берегиня»;
  • Усвоение знаний о традициях русского народа.

Оборудование и материалы:  

1. Семь лоскутков разноцветной ткани прямоугольной формы размером 18 х 6 см.

2.  Лоскуток белой ткани размером 18 х 6 см для рук.

3. Лоскуток красный треугольной формы для платка 16 х 16 см.

4.  Нитки.

5. Ножницы

6.  Народные тряпичные куклы.

Конспект занятия

1. Организационный момент и готовность к занятию.

Педагог: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть вас на занятии. Давайте улыбнемся друг другу. Мне снова приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

2. Постановка темы и цели занятия

Ребята, наше занятие я хочу начать со стихотворения.

Сядем рядом с бабушкой

И сошьем мне Ладушку.

Куколку тряпичную

С русою косой.

Личико как солнышко,

Назову Аленушкой.

Буду я любить ее,

Как родную дочь.

Милая хорошая

На меня похожая.

В танце мы покружимся,

С нею мы подружимся.

И шагать по жизни нам

Вместе веселей.

Будут зимы с веснами.

Скоро стану взрослой я.

Подарю Аленушку

Доченьке своей. ( Т.Новик)

Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать из ткани куколку  «Берегиню».

Существовал в старые времена обычай: каждый год женщина-хозяйка изготавливала с любовью куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя. Куклу так и называли БЕРЕГИНЯ.

Вопрос к учащимся: Ребята, а что значит берегиня? Как понимаете это слово?

Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Кукла была бережнёй, берегиней , хранительницей доброго духа, домашнего очага. Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки  и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Вопрос к детям: - Что такое оберег?

Оберег - это предмет, обладающий волшебной силой. Который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Так и появились куколки-обереги. Тряпичные куклы –обереги могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой: берегла от болезней, защищала от завистников и недоброжелателей.

О куклах – оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Сейчас предлагаю прочитать отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». (Отрывок читают дети).

Куколка давала Василисе хорошие советы, делала за нее трудную работу, спасала от Бабы-Яги… «Ах, ты , избавительница моя! – говорила Василиса куколке. Ты от беды меня спасла. Вот и мы с вами сделаем такую куклу, помощницу в трудную минуту.

Ребята, посмотрите, какая красивая и нарядная куколка. Какое у нее яркое платье. А какого цвета больше в ее наряде? (Красный).

- В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

- Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Вопрос: Посмотрите внимательно на кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет? (Нет лица).

- Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица. Нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы на месте засиделись

Да на кукол засмотрелись.

Надо нам скорей размяться

И со стульчиков подняться.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх- вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

А теперь на стульчик сели.

Вопрос: Ребята, кто-то из вас уже делал куклу своими руками?

Раньше малышей  с пяти лет учили самих делать кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. Кукол делала из того что было под рукой (солома, лен, мочало, лоскутки ткани). Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Поэтому тряпочки рвали, а не резали. Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей. Все их размеры определялись величиной ладони, пальцев.

Прежде чем пройти в нашу мастерскую, подумайте, какие материалы и инструменты используются для изготовления куклы

СЛАЙД

Мы с вами при изготовлении куклы воспользуемся ножницами. Прежде чем мы приступим к работе, хочу еще раз обратить ваше внимание на памятки по правилам труда и работе с ножницами.

Работа с памяткой.

1. Не держи ножницы острыми концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

3. Передавай ножницы кольцами вперед.

4. Не маши ножницами.

5. После окончания работы убери ножницы на место.

Воспитатель: предлагаю вам пройти в нашу мастерскую. И из приготовленных материалов попробовать самим смастерить куклу. Заняли свои рабочие места.

Но прежде чем приступим к изготовлению куклы, предлагаю подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Поработать захотели»

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими) 

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками). 

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (Стучим по столу)

Повертели (Круговые вращения кистью)

Поработать захотели. (Потираем руками)

Ну что ж, немного отдохнули, теперь приступим к работе.

Я для вас подготовила карту –инструкцию последовательного изготовления куколки. Она поможет в её изготовлении.

На доске этапы изготовления. Ребята, да здесь кто-то побывал и перепутал всю последовательность. Мне нужна ваша помощь. Распределите что за чем будем делать.

Карта готова, мы можем приступать.

Мастер-класс

Итак, с добрыми мыслями и любовью - за работу!

(Работать можно в парах. Помогать друг другу. ).

1.Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани. На каждом кусочке ткани находим середину, заворачиваем к середине края и складываем пополам.

2. Все полученные детали собираем вместе.

3. Находим середину и перегибаем. Далее перевязываем нитками, формируя голову куклы.

4. Приступаем к изготовлению рук. У белого лоскутка уголки перевязываем нитками – это будут руки куколки.

5. На голову куколке повязываем красный платок.

( Постарайтесь вжиться в материал, с которым работаете, полюбить его. Не огорчайтесь, если ваши куколки пока не совершенны. Они все равно заговорят на узнаваемом родном языке ).

Наша куколка готова!

Вы настоящие мастера! Какие замечательные, красивые куклы у вас получились. Они мне кажутся добрыми и теплыми, и это не случайно. Куклы хранят в себе теплоту ваших рук, изготавливая их, вы подарили им частичку доброты своих сердец.

5. Итог занятия. Рефлексия.

1. Вспомните, чему мы хотели научиться ? (смастерить куклу). А у вас получились такие куколки?

2.Как называется кукла, которую мы научились изготавливать?

3.Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?

4.Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?

Я предлагаю нарядить ваших куколок, повязать им нарядные ленточки.  Ленточку вы выберете того цвета, которая соответствует вашему настроению. (Дети оценивают свою работу на занятии).

Красная ленточка – мне понравилось, у меня все получилось.

Зеленая ленточка – было трудно, но интересно.

Желтая ленточка – пока получилось не все.

Ребята, возьмите своих кукол в руки. Давайте трижды повернемся, приговаривая «Отвернись злом, повернись добром». Теперь эти куколки будут вас оберегать. А если вы их подарите своим близким, они будут оберегать и их.
Наше занятие подошло к концу. Мне было приятно с вами заниматься. Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"

•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...

Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа

Опыт работы в подготовительной группе. Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа.Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные т...

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Выступление на тему:«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к традиционной народной культуре»

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, иск...

«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».

laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...

Методическая разработка "Народная игра как средство приобщения дошкольников к национальной русской культуре"

Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают опреде...