Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование мини-музеев
проект на тему

Захарова Елена Владимировна

Создание и деятельность мини-музея в образовательном учреждении способствует развитию

личности детей, интересов и познавательной мотивации, формированию познавательных действий,

представлений о социокультурных ценностях нашего народа и, как следствие, совершенствованию

речевого развития детей, что особенно важно в дошкольном детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    dep_logo 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 933

117546, Москва, ул. Медынская, д. 9А

факс/тел. (495) 383-32-29

Сайт: http://sch933u.mskobr.ru/report/

E-mail: 933@edu.mos.ru 

Выступление на педагогическом совете:

Тема: «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование мини-музеев».

Составила и провела:

Старший воспитатель

высшей квалификационной категории

 дошкольного отделения «Улыбка»

Захарова Е.В.

Москва

2016 г


     

«Человек способен сохранить лишь

                                                        то, что растёт в нём самом…»

Эрих Мария Ремарк

        Ориентируясь на стандарт образования, учитывая достижения современной педагогической науки, в поисках интересных решений всестороннего развития личности ребёнка  мы обратили своё внимание на музейную педагогику.

 И  в  2015 -2016 учебном году поставили задачу: «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения». В результате в структурных подразделениях ДО  были созданы новые  и трансформированы  имеющиеся мини-музеи.

      Для того чтобы наш мини-музей не стал простым собранием экспонатов, а явился интерактивной средой всестороннего развития личности мы определили позицию ребёнка в музейно-образовательном проекте:

  • позиция созидания;
  • не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
  • личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
  • бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
  • ребёнок нацеливается не на запоминание, а на понимание и эмоционально-нравственную оценку.

       В нашей работе  мы особое внимание уделяли вариативности и доступности развивающей среды мини-музея.

      Под вариативностью мы определили:

  • периодичность и сменяемость музейного оборудования;
  • появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную, речевую, двигательную и исследовательскую деятельность;
  • возможность временного экспонирования личных деревянных игрушек детей.

    Под понятием доступности среды мы подразумеваем:

  • доступность для воспитанников
  • возможность использования музейных экспонатов педагогами всего учреждения для проведения игровых занятий, бесед, игр и т.д.

 А сейчас несколько слов об опыте работы наших педагогов  в рамках реализации годовой задачи и  проекта  «Дети в музее». Мы можем представить нашу практическую работу поэтапно:

       

          I этап работы. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ.

          II этап работы. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

          III этап работы. ОСНОВНОЙ.

          IV этап работы. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. 

 

 Ознакомительный этап

  1. Выбор темы и названия
  2. Разработка модели организации музея
  3. Выбор места (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)

 Подготовительный этап

1.Определение содержания экспозиции: оборудование, материалы, предметы

2. Рассмотрение вариантов участия в   создании музея детей и родителей

3. Определение перспектив развития

ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА

1)определение темы и содержания экскурсии

2) составление плана экскурсии

3) целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия

4) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы

Заключительный этап

  • Что было сделано?
  • Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
  • Что нового узнали?
  • Что хотели бы еще узнать?
  • С кем можем поделиться полученными знаниями?
  • Анкетирование

        Мы предлагаем вам познакомиться с направлениями и многообразием мини-музеев нашего дошкольного отделения.      

       Все мини-музеи структурных подразделений  можно представить в виде музеев, отражающих разнообразие мира природы, и музеев, знакомящих с миром людей.

         При этом музеи, знакомящие с миром людей, мы разделили на 4 группы:

  • историко-патриотические и краеведческие музеи
  • музеи быта людей
  • музеи народно-художественного промысла
  • музеи произведений искусства и их создателей

Последнюю группу музеев мы представляем в 3-х направлениях:

  • музеи музыкального и театрального искусства
  • художественные музеи
  • литературные музеи

     Историко-патриотические и краеведческие музеи направлены на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, воспитание любви к истории своей страны, формирование историко-географических знаний о своем городе, своем крае. Развитие отношения к пониманию прошлого, настоящего и будущего. Совершенствование познавательно-речевого развития детей, формирование элементарных знаний об истории Отечества.

      Музеи данного направления представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Березка»,»Радуга» в виде:

  • мини-музея воинской славы и доблести
  • мини-музея «Моя столица, моя Москва»
  • мини-музея «Город чудный, город древний»

     Музеи быта людей  способствуют детализации и систематизации знаний детей об окружающем их бытовом мире. Углублению представлений о свойствах и качествах различных материалов. Воспитанию ценностного отношения к труду людей и его результатам. Развитию созидательной активности детей.

       Такие музеи представлены в дошкольных отделениях «Солнышко», «Березка», «Сказка» в виде:

  • мини-музея «В гостях у бабушки»
  • мини-музея «Часы»
  • мини-музея «Кружевные сказки»
  • мини-музея хлеба
  • мини-музея мяча

      Музеи народно-художественного промысла направлены на знакомство с предметами народно-художественного промысла. Введение детей в мир подлинного народно-художественного искусства на примерах доступных экспозиций. Сохранение национальных традиций. Приобщение детей к искусству через знакомство с экспозициями художественных музеев, отражающих многообразие национальной культуры России. Воспитание интереса к народным промыслам.

           Музеи народно-художественного промысла представлены в     дошкольных отделениях «Улыбка», «Березка»,»Сказка», «Радуга» в виде:

  • мини-музея декоративно-прикладного искусства ложек
  • мини-музея «Народные промыслы»
  • мини-музея «Деревянная игрушка»
  • мини-музея «Куклы из глубины веков»
  • мини-музея «Русская матрешка»
  • мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
  • мини-музея «Игрушки-забавы»
  • мини-музея «Веселая хохлома»
  • мини-музея «Народные мастера»
  • мини-музея «Куклы народов России»
  • мини-музея «Русский сувенир»

        Музеи музыкального и театрального искусства способствуют  приобщению детей к миру музыкальных инструментов и музыкальным традициям России. Развитию музыкальности детей в лучших традициях музыкального воспитания. Знакомству детей с театральными жанрами в искусстве. Формированию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.

       Музеи данного направления представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Березка», «Радуга», «Сказка», «Солнышко» в виде:

  • мини-музея «Свирелька»
  • мини-музея Шаинского
  • мини-музея музыкальных инструментов и симфонического оркестра
  • мини-музея «Дом музыки»
  • мини-экспозиции музыкальных инструментов и атрибутов

        Художественные музеи направлены на введение детей в мир подлинного художественного искусства, освоение духовной культуры России и сохранение национальных традиций. Знакомство с творчеством художников. Развитие умения детей отражать в художественной деятельности свои представления, эмоции, чувства.

       Художественный музей представлен в дошкольном отделении «Солнышко» в виде:

  • мини-музея «Вернисаж дошколят»

     Литературные музеи способствуют развитию интереса к произведениям художественной литературы. Приобщению детей к словесному искусству, развитию художественного восприятия и эстетического чувства. Воспитанию в ребенке читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Совершенствованию у детей художественно-речевых, исполнительских навыков.

       Музеи данного направления представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Березка», «Солнышко» в виде:

  • мини-музея детской книги
  • мини-музея курочки Рябы
  • мини-музея «В гостях у сказки»
  • мини-музея волшебных вещей

      Музеи мира природы направлены на развивающее обучение, в частности на развитие правильной и грамотной речи, и формирование основ отношения к природе, ко всему живому по законам природы. Формирование поисково-исследовательских навыков и умений, расширение представлений о том, что в природе все взаимосвязано. Музеи мира природы представлены в дошкольных отделениях «Улыбка», «Радуга», «Сказка», «Солнышко» в виде:

  • мини-музея птиц
  • мини-музея «Лучший друг»
  • мини-музея «Дерево»
  • мини-музея «Вода»

     Созданная в дошкольных отделениях эффективная речевая среда, разнообразное, периодически обновляющееся предметное окружение способствует приобщению детей к сферам человеческой деятельности и культуры и развивает желание проявлять любознательность, инициативу в получении новых знаний, что ведёт к активному познавательно-речевому развитию дошкольника через взаимодействие педагога с ребёнком.

        Используемые в образовательном процессе технологии взаимодействия педагога с детьми в мини-музее можно представить в виде 3-х моделей:

  • учебная образно-игровая модель
  • коммуникативно-диалоговая модель
  • поисково-исследовательская модель

       Посредством данных моделей взаимодействия педагог развивает познавательно-речевую активность детей через следующие формы работы:

  • тематические игровые занятия;
  •  занятия-посиделки;
  •  экскурсии;
  •  беседы;
  •  викторины;
  •  конкурсы загадок;
  •  выездные экспозиции;
  •  мастер-классы;
  •  совместные игры;
  •  отмечание календарных дат (обряды и традиции русского  народа);
  •  экологические праздники;
  •  семейные путешествия.

          Таким образом, мы видим, что создание и деятельность мини-музея в образовательном учреждении способствует развитию личности детей, интересов и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и, как следствие, совершенствованию речевого развития детей, что особенно важно в дошкольном детстве.

            Потребность в систематическом посещении музея, интерес к истории не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Поэтому наша работа на этом не заканчивается. Впереди много новых идей и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация годовой задачи "Совершенствование позновательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"

2014-2015 учебном году структурное подразделение «Солнышко» решало годовую задачу: «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отд...

Реализация годовой задачи "Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"

Реализация годовой задачи "Совершенствование позновательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"2014-2015 учебном году структурное подразделение «...

Реализация годовой задачи "Совершенствование позновательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев дошкольного отделения"

2014-2015 учебном году структурное подразделение «Солнышко» решало годовую задачу: «Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музе...

Реализация годовой задачи "Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создания и использования музеев дошкольного отделения"

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной активности дошкольников,а именно создание разноообразн...

Опыт работы «Создание и использование мини-музея в детском саду» (подготовительная группа).

Материал поможет педагогам создать свой мини-музей в детском саду и  организовать систему работы с родителями и детьми....

Консультация для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада"

      В материале консультации для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада" даны рекомендации по организации мини-музея посвященному о...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...