Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Демонова Светлана Александровна

Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_s_ovz.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

                  Система коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья может быть реализована в дошкольном образовательном учреждении при наличии специально подготовленных кадров, наличии комплекса здоровьесберегающих условий и активном включении в работу всех участников образовательного процесса.

                Коррекционная работа в условиях детского сада будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей. Следует отметить, что создание такой целостной педагогической системы – сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных дошкольных учреждениях.

               Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. В то же время педагогическая наука разработала и внедрила в практику методы комплексной помощи детям дошкольного возраста с  нарушениями в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого). Такие дети нуждаются в комплексном медико – психолого - педагогическом воздействии.

           В детском саду функционирует  специализированная группа для детей с нарушением зрения. Дети зачисляются в специализированную группу на основании направления врача (офтальмолога),  направления ПМПК, направления УО.

Категория детей, зачисленных в специализированную группу неоднородна: воспитанники с сенсорными нарушениями (косоглазие, амблиопия, артифакия, астигматизм), с  неврологическим статусом (ЗПР, ММД, ПЦНС), речевыми нарушениями.

Коррекционная работа строится по принципу комплексного подхода: специалистами медицинского  и педагогического  блока.  Врач  - офтальмолог проводит осмотр   2 раза в месяц,  назначает лечение, определяет рекомендации для родителей и педагогов.  

                Для оказания лечебной помощи оборудован кабинет охраны зрения, который оснащен аппаратами для коррекции остроты зрения: синоптофор, минобиоскоп, амблиотренер – для тренировки зрения при косоглазии, имеется таблица Зайцевой для определения остроты зрения у детей – дошкольников. Медсестра – ортоптистка ежедневно проводит лечение: коррекция зрения очками, окклюзия, занятия на аппаратах по назначению врача, гимнастика для глаз.

Организовано взаимодействие  с родителями воспитанников на предмет выполнения назначений врача, а именно своевременном выполнении физиотерапевтических процедур и соблюдение медикаментозного сопровождения.

Для эффективной медицинской помощи детям медицинские работники постоянно повышают квалификацию в РГМУ - факультет усовершенствования врачей. Также в Аттестационной комиссии при Ростовском областном училище повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

                 Специалисты педагогического блока: старший воспитатель, учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель также  повышают квалификацию на курсах ИПК и ПРО города Ростова на  Дону, дистанционно по проблеме  оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ.  Педагоги оказывают консультативную помощь родителям по вопросам лечения, обучения и воспитания детей с нарушением зрения. В специализированной группе при проведении  НОД педагоги используют дидактический материал крупный, яркий. Рассаживают детей в соответствии с окклюзией правого или левого глаза по отношению к дневному свету, если дневного света недостаточно, используются ламы дневного освещения. Обязательно проводится гимнастика для глаз. Педагог – психолог активизирует различные функции ЦНС, стимулирует все сенсорные процессы, повышает мотивацию к деятельности.  Создавая  положительный эмоциональный фон дети преодолевают нарушения эмоционально - волевой сферы. Приемами являются сказкотерапия,  сюжетно ролевые игры, разыгрывание проблемных, жизненных ситуаций. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.  Учитель  - дефектолог проводит  коррекционно – развивающие занятия, направленные на развитие зрительного восприятия, ориентировку в пространстве, развитие осязания и мелкой моторики, социально  - бытовой ориентации. Использует пальчиковые игры, игры с прищепками, ниткографию, выкладывание узоров из бросового материала, плетение резинками, аппликацию из лоскутов. Так же используются  в практике эффективные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.

                Специалистами ДОУ  были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие лингвистических и паралингвистических компонентов речи. Все предложенные игры и упражнения были реализованы на коррекционных занятиях. После проведения коррекционно -  развивающей работы, были обследованы дети для определения  динамики после коррекционного воздействия, проектирования  эффективных направлений   в индивидуальном образовательном маршруте.

             Сотрудничество с родителями воспитанников строится в соответствии с принципами ФГОС ДО. С целью вовлечения родителей воспитанников  в коррекционно – развивающий процесс, для положительных результатов коррекционной работы  с детьми разработан план сотрудничества с родителями.  Организованы встречи с родителями, где специалистами использовались традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.    

             Наиболее эффективной формой  сотрудничества стал  Клуб заботливых родителей , где родителям воспитанников с нарушением зрения  было предложено посмотреть на мир глазами ребенка, побывать в условиях имитации нарушенного зрения. Родителей с оклюдером рассаживали с правильным направлением света или солнечных лучей, проводили гимнастику для глаз, рассказывали и показывали здоровьесберегающие технлогии, применяемые в работе с детьми для снятия психоэмоционального состояния, повышения остроты зрения. Такой прием способствует пониманию зрительного дефекта и адекватному отношению к охране зрения, пониманию необходимой правильной организации рабочего места ребенка и его деятельности, выполнению лечебно-восстановительных назначений, необходимости их соблюдения вне детского сада.

          Еще одна их форм сотрудничества – это переписка педагогов и родителей. Родители задают интересующий вопрос специалисту, ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращён к конкретной семье. Также на сайте ДОУ для родителей размещаются консультации специалистов по проблемам.

         С целью эффективного сотрудничества, достижения общих целей     специалистами организован мини – центр.  Учитель-дефектолог,  учитель - логопед, педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре знают общепедагогические и коррекционные принципы работы, обеспечивают индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учётом рекомендаций координатора и других специалистов. Взаимодействуя между собой, специалисты обмениваются опытом, а не замыкаются в собственной скорлупе, как часто бывает, происходит их интеллектуальное единение, развивается совместное творчество, растёт профессиональное мастерство.

Также  для оказания детям психолого – медико – педагогической помощи в ДОУ  организован ПМП консилиум, куда входят: педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, организована работа ПМПК города, ППМС – центра, специалисты создают специальные образовательные условия для воспитанников с нарушениями развития, организовывают их обучение и воспитание .

На основе рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк образовательной организации разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу. После разработки индивидуального образовательного маршрута или адаптированной образовательной программы, педагоги и специалисты осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это помогает ориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

           Организация комплексной помощи детям с множественными нарушениями эффективна при соблюдении следующих условий:

- тесное взаимодействие специалистов: окулиста, невролога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога – психолога, воспитателя;

- повышение профессиональной компетентности узких специалистов по проблеме оказания специальной помощи детям с множественными нарушениями;

- создание индивидуального образовательного маршрута ребенка с множественными нарушениями;

          Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между участниками образовательного процесса детского сада, тем большую поддержку и коррекционную помощь  получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, ребенок успешно подготовлен к социуму.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 г.
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М., 2007 г.
  3.  Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.- М., 2006 г.
  4.  Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия / Сост. Л.В. Калинникова, Н.Д. Соколова.- М.,2005 г.
  5.  Добряков И.В. Заширинская О.В., Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия – СПб.: Речь, 2007г.
  6.  Ежанова Е.А., Стребелева Е.А., Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста, 2008г.
  7.  Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение – М.: Национальный книжный центр, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаю Вашему вниманию статью, в которой рассматриваются формы и методы работы с детьми с ОВЗ, применяемые в нашем дошкольном учреждении....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования. Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ...