Программа «СОДРУЖЕСТВО» по формированию и развитию партнёрских отношений ДОУ и семьи на 2016 -2020 годы
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Коробова Ирина Анатольевна

Программа разработана для наиболее эффективного развития партнерских отношений ДОУ и семьи. В нее включены цели, задачи, направления работы, песрспективный план мероприятий, а также система оценки достижения планируемых результатов.Материал размещен на 31 странице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принят на                                                                                                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО:

педагогическом совете                                                                                                                                                                                         заведующая

Протокол №  _____                                                                                                                                                                     МБДОУ «Детский сад №8»                                                                            

от __________________                                                                                                                                                             Е.В. Головина ___________                          

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

 

Программа

«СОДРУЖЕСТВО»

 по формированию и развитию

партнёрских отношений ДОУ и семьи

на 2016 -2020 годы

 

 

 

г. Гусь-Хрустальный

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3 - 9

2.

Содержание деятельности по реализации программы

10 - 15

2.1.

Этапы реализации программы

10 - 12

2.2.

Направления и формы партнерских отношений

13-15

3.

Система оценки достижения планируемых результатов

16 - 17

4.

Список источников

18

5.

Приложение

19 - 32

5.1.

План партнерских отношений ДОУ и семьи

20 - 26

5.2.

Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи

27 - 30

5.3.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

31 - 32

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «СОДРУЖЕСТВО» по формированию и развитию партнёрских отношений ДОУ и семьи

на 2016 -2020 годы

Основание для разработки программы

Завершение реализации Программы формирования и развития партнерских отношений ДОУ и семьи на 2011-2015 гг., утвержденной приказом департамента образования администрации Владимирской области от 12 мая 2011 г. № 518

Актуальность программы

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен – это изменения в законе “Об образовании в Российской Федерации” и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения  с родителями, с целью создания единого образовательного пространства “семья – детский сад” для их равноправного и заинтересованного партнерства 
         Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Проблема

- проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только образовательным учреждением и педагогами,

- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй,

- родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП,

- нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения.

Разработчик программы

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад№ 8Коробова Ирина Анатольевна

Цель

Установление партнерских отношений с родителями для совместного поиска положительных опор в качествах личности ребенка, обеспечивающих каждому ребенку получение качественного образования

Задачи

  1. Совершенствование нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения развития системы партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  2. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  3. Объединение усилия для развития и воспитания детей.
  4. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.

Принципы

  1. Преемственность согласованных действий
  2. Гуманный подход
  3. Доброжелательный стиль общения
  4. Индивидуальный подход
  5. Сотрудничество, а не наставничество
  6. Творческий подход и тщательная подготовка к каждому мероприятию
  7. Динамичность

Направления

  1. Педагогический мониторинг
  2. Педагогическая поддержка родителей
  3. Педагогическое образование родителей
  4. Педагогическое партнёрство

Функции работы ДОУ с семьей

-  ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;

-  психолого-педагогическое просвещение родителей;

-  вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
- помощь отдельным семьям в воспитании детей;

- взаимодействие родителей с общественными организациями города;

Сроки реализации программы

2016 – 2020 гг.

Этапы реализации программы

  1. Организационный
  2. Основной
  3. Аналитический

Нормативно-правовая база реализации программы

Федеральный уровень:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  2. Семейный кодекс РФ (ФЗ от 29.12.1995 № 223-ФЗ в ред. от 13.07.2015).
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. от 13.07.2015).
  4. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ в ред. от 13.07.2015).
  5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761).
  6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 в ред. от 01.07.2014).
  7. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р).
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р).
  9. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666).
  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., 2009).
  11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 № Пр-271).
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155).
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 373).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897).
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413).
  16. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09).

Региональный уровень:

  1. Закон "Об образовании во Владимирской области" (Закон Владимирской области от 12.08.2013 № 86-ОЗ).
  2. Стратегия действий в интересах детей Владимирской области на 2012 - 2017 годы (Постановление Губернатора Владимирской обл. от 09.10.2012 № 1146).
  3. Государственная программа Владимирской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 гг. (Постановление Губернатора Владимирской обл. от 04.02.2014 № 59).
  4. Комплекс мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних во Владимирской области на 2015 - 2017 годы (Постановление администрации Владимирской обл. от 13.02.2015 № 93).

Условия реализации программы

1.

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей участие семьи в воспитательной деятельности образовательной организации

2.

Разработка модели участия семьи в воспитательной деятельности ДОУ.

3.

Соответствие требованиям программного обеспечения деятельности ДОУ по укреплению ресурсов семьи как социального института воспитания.

4.

Обновление содержания, форм и современных технологий, используемых при реализации программы партнерства ДОУ и семьи.

5.

Совершенствование деятельности социально-психолого-педагогической службы работы с семьей

6.

Совершенствование системы консультирования родителей специалистами различного профиля по решению проблем семьи и детства.

7.

Проведение научно-практических мероприятий по освещению актуальных проблем семейного воспитания и обмену опытом их решения.

8.

Применение различных форм распространения позитивных практик семейного воспитания

9.

Реализация инновационных программы по развитию педагогического сопровождения семейного воспитания.

10

Повышение уровня квалификации специалистов, осуществляющих взаимодействие с семьей, в соответствии с требованиями

Показатели

качества

результатов

реализации

программы

Родители:  

- осознание потребности во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования целостной картины мира дошкольников;

- знание психофизиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста;  

- знание приемов и методов взаимодействия с педагогами;

- активное взаимодействие с педагогами ДОУ по реализации ООП;

- самостоятельное обдумывание ситуации, конфликта;

- самостоятельное решение проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;

- удовлетворенность работой педагогов ДОУ.

Педагоги:

- осознание необходимости взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);

- обладание устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников;

- владение знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

- умение ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.;

 - учет социального запроса родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

 - умение планирования предстоящего общения, подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

 - признание ведущей роли родителей в воспитании детей и роли педагога как «помощника»;

 - стремление к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

 - владение самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;

- осознание   собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное без оценочное взаимодействие с ними.

Преимущества новой системы партнерства ДОУ и семьи

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;

- учет индивидуальности каждого обучающегося;

- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка

- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;

- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений

- открытость детского сада для семьи;

- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка

Исполнители основных мероприятий программы

Администрация ДОУ

Педагоги ДОУ

Родители

Воспитанники ДОУ

2.СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы

Период

Цель

Организация и проведение мероприятий

Ожидаемые результаты

Организационный

23.09.2016г.

-

19.12.2016г.

- создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

• издание приказа по ДОУ о необходимости разработки программы;

• изучение нормативно-правовой и подбор методической литературы по теме;

• планирование и подбор тематики мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;

• разработка конспектов мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;

• подбор видеоматериалов, презентаций, фотоматериалов;

• определение места проведения мероприятий;

• обеспечение техническим оснащением мероприятий;

• изготовление наглядного и раздаточного материала информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты)

Для родителей

• повышение степени участия родителей в разработке плана мероприятий и отборе информации;

Для педагогов:

• понимание необходимости активизации традиционных и новых форм сотрудничества ДОУ и семьи;

Основной

декабрь 2016г.

-

октябрь 2020г.

- реализация программных мероприятий

• разработка конспектов и проведение мероприятий по плану программы;

• подбор видеоматериалов, презентаций, фотоматериалов;

• изготовление наглядного и раздаточного материала для проведения мероприятий;

• подготовка и реализация стихийно организованных мероприятий

Для родителей:

• участие в проведении традиционных и новых форм сотрудничества ДОУ и семьи;

• повышение уровня включения в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;

• стремление к повышению педагогической компетенции по вопросам воспитания детей.

Для педагогов:

• умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы;

• понимание необходимости активизации традиционных и внедрение новых форм сотрудничества ДОУ и семьи;

Аналитический

ноябрь 2020г.

-

декабрь 2020г.

- анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий;

 - определение эффективности реализации программы посредством анализа;

- планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

Для родителей:

• повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;

• повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.

Для педагогов:

• обобщение и распространение опыта работы с семьей;

• умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы

2.2.НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Направления

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Сроки проведения

Ответственные за проведение мероприятий

Педагогический мониторинг

- Изучение своеобразие семей, их потребностей, запросов, проблем воспитания.

- Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ.

-социологические срезы

-изучение медицинских карт

-посещение на дому

-анкетирование

 -опрос

- беседы

- шкатулки и сундучки вопросов и пожеланий родителей

- почтовый ящик

- «Не жалобная» книга

-блиц-опрос

- тестирование

-наблюдение

-собеседования

-вопросы

-письменный опрос

 

сентябрь

май

в течении года

 по плану ДОУ

воспитатели

старший воспитатель

администратор

 

Педагогическая поддержка родителей

- Создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки в решении проблем воспитания детей.

- Организация совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания дошкольников.

- Проявление уверенности в успешности воспитательной деятельности.

- наглядно-текстовая информация:

-памятки

-стенды

-папки-передвижки

-выставки

-беседы

-информационный стенд.  – консультации

-выпуск газет, буклетов

- библиотека художественной литературы, игр

-родительские собрания

- консультативный пункт

-день открытых дверей

 -вечера вопросов и ответов

-обсуждение

-вопросы

- подбор материала

-показ дея-ти

-просмотр дея-ти

-презентации

- видео ролики

- интервью

- диалог

-обсуждение ситуации

в течении года по плану ДОУ

по запросам родителей

старший воспитатель

 

заведующий

воспитатель

Педагогическое образование родителей

- Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков. 

- Индивидуальная адресная помощь в воспитании детей.

- тренинги

- семинары

- мастер-класс

-открытая НОД

- практические занятия

- родительские собрания

- информация на сайте ДОУ

- информационные уголки в группах и холле ДОУ

-круглый стол

-деловые игры

-участие в педсовете

-обмен идеями

- подбор материала

-показ дея-ти

-просмотр дея-ти

-презентации

- видео ролики

- интервью

-игровое моделирование

-обсуждение ситуации

в течении года по плану ДОУ

по запросам родителей

стихийно организованные

воспитатели

специалисты ДОУ

Педагогическое партнёрство

- Обмен информацией о развитии ребенка, его особенностях.

- Объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщение родителей к педагогическому процессу.

- Создание условий для творческой самореализации родителей и детей.

- встречи с интересными людьми

 -участие в педсовете – создание альбомов

-акция

- трудовые десанты

- создание предметно-развивающей среды

- совместные проекты – совместные праздники, концерты, фестивали, экскурсии и поездки

- творческий отчет

-проектная деятельность

-обмен идеями

-совместное творчество

-составление сценариев

- подбор материала

в течении года по плану ДОУ

по запросам родителей

стихийно организованные

зам зав. По АХЧ

 

воспитатели

 

 

старший воспитатель

специалисты ДОУ

3.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

компонент

показатель

метод исследования

периодичность

проведения

ответственный

Мотивационно-ценностный компонент

- Осознание потребности во взаимодействии с педагогами с целью воспитания детей, формирования целостной картины мира дошкольников.

- Проявление         высокой         степени включенности в реализации задач ООП ДОУ.

- выявление интересов, основных ценностей семьи через

анкетирование, беседы, наблюдение;

- выяснения установок семьи на общение с ребёнком;

-  оформление «Социального паспорта».

- при поступлении в детский сад

- по плану воспитателей

старший воспитатель

 

воспитатели

 специалисты ДОУ

Когнитивный компонент

- Знание психофизиологических

особенностей детей дошкольного возраста.

-  Знание приемов и методов взаимодействия с педагогами.

- тестирование с целью изучения

родительского мнения по различным вопроса;

- посещение на дому.            

- по плану

воспитателей и специалистов ДОУ

старший воспитатель

воспитатели

Деятельностно- поведенческий

компонент

 

- Реализация методов, приемов родительской поддержки детей в дошкольный период.  

- Взаимодействие с педагогами ДОУ по реализации ООП.

- сравнительная оценка уровня

родительской активности

- в течении года

воспитатели

 

старший воспитатель

Рефлексивный  

 

 -  Самостоятельное обдумывание ситуации, конфликта.

- Самостоятельное решение проблемы родительской поддержки.

- Испытание на себе правильности своего выбора.

- «Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой ДОУ» Степанов Е.Н.;  

- «Подготовка детей к школе»;

- «Оценка взаимодействия ДОУ и семьи»

(Кротова Т.В.).

ежегодно в мае

 

ежегодно в апреле

 

май

воспитатели

воспитатели

подготовительной

группы

старший воспитатель

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005

2.Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой (ВИРО). РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ на 2016 – 2020 гг. проект. (интернет-ресурсы)

3. Давыдова О. И., Богословец Л. Г. Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический поход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Дронова Т. Н., вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. /Г.В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005.

5. Елжова Н. В Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елякова. – Ростов н\ Д: Феникс, 2008.

6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.

7. Зверева О. Л. Кротова Т. В. Общение педагога с родителями ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Копытова Н. Н. Правовое воспитание в ДОУ. – ТЦ Сфера, 2006.

9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера. 2004.

10.Луневская Н. А., социальный педагог:Авторская программа:Семь-Я. (интернет-ресурсы)

11. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия \ Художник А. А. Селиванов, - Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг: 2002.

12. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под. Ред. Е. А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

13. Научно практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». № 8, № 6, 2005; № 4. 2006.

14. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 200 15.Трофимова Л. Программа взаимодействия с родителями (интернет-ресурсы)

ПРИЛОЖЕНИЕ

5.1.ПЛАН РАБОТЫ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДОУ И СЕМЬИ

 на 2016 - 2017 учебный год

                                                            1.Школа молодой матери

Содержание

Срок

Ответственные

1.

Формирование группы родителей в ШММ

Сентябрь

Зав. Е.В. Головина

2.

«Единство требований к ребенку-залог успешной адаптации» - консультация

Декабрь

Вос-ль

Тимошина О.В.

3.

«Игра в жизни ребенка» - консультация

Февраль

Ст. вос-ль

И.А. Коробова

4.

«Права и обязанности родителей и детей» - консультация

Апрель

Зав. Е.В. Головина

6.

«Здоровый образ жизни» - беседа

Май

Администратор Седова А.Ю.

                         2. Школа молодой матери для родителей неорганизованных детей

Содержание

Срок

Ответственные

1.

Выявление детей, не посещающих ДОУ. Составление списков очередников. Формирование группы родителей в «Школе молодой матери».

Август, Сентябрь

Зав. Е.В. Головина

2.

«Адаптация ребёнка в условиях ДОУ»  Презентация опыта работы

Декабрь

Вос-л Т.А. Ситова

3.

«Права и обязанности родителей и детей» - консультация

Апрель

Зав. Е.В. Головина

4.

«Как правильно выбрать игрушку в магазине» - рекомендации и выставка игрушек

Май

Ст. вос-ль

И.А. Коробова

Педагоги

                                                             3.  День открытых дверей

Содержание

Срок

Ответственные

Участники мероприятия

1.

«В гости на блины!»

Февраль

Ст. вос-ль

И.А. Коробова

Педагоги, воспитанники, родители

              4.   Папки – передвижки. Стенды. Памятки. Буклеты  

Содержание

Срок

Ответственные

1

П-п «Наша история: празднование Никиты-Гусятника»

Сентябрь

Вос-ль

Федосеева Е.Е.

2

Стенд №1 «Призвание - любить детей» (ко Дню дошкольного работника»

Сентябрь

Вос-ль

Марфина М.А.

3

Стенд №2 «Я вырасту здоровым»

Сентябрь

Вос-ль Зуйкова В.В.

4

Буклет «Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса»

Октябрь

Вос-ль Березкина С.В.

5

П-п «Человек и его безопасность».

Ноябрь

Вос-ль

О.В. Тимошина

6

Стенд № 2 «Птицы Мещеры» (информационно-наглядная информация)

Ноябрь

Вос-ль

 Федосеева Е.Е.

7

Стенд № 1 «Воспитание грамотного пешехода»

Декабрь

Ст.вос-ль

Коробова И.А.

8

П-п «Знакомим детей со сказками»

Январь

Вос-ль М.А. Марфина

9

Стенд №1 «Путешествие в мир мужественных профессий»

Февраль

Вос-ль

 Суворова О.Г.

10

Стенд № 2 «Мой папа самый смелый!»

Февраль

Вос-ль  

Федосеева Е.Е.

11

П-п «Сотрудничество с родителями воспитанников в современных условиях»

Март

Вос-ль Суворова О.Г.

12

Стенд № 2 «Моя мама самая красивая!»

Март

Вос-ль  

Федосеева Е.Е.

13

Стенд № 1 «Зеленая планета - 2017»

Март

Ст.вос-ль

Коробова И.А.

14

П-п «Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей»

Апрель

Вос-ль

Березкина С.В.

15

Стенд № 1 «Моя малая Родина – Гусь-Хрустальный»

Апрель

Вос-ль

О.В. Тимошина

16

Стенд №2 «Моя семья»

Апрель

Вос-ль

Федосеева Е.Е.

17

Памятка родителям будущих первоклассников

Май

Вос-ль

Суворова О.Г.

                                               5.Анкетирование

Содержание

Срок

1

 «Давайте познакомимся!» (группы раннего возраста)

Сентябрь

2

«Игра в жизни вашего ребенка»

(ранний и младший дошкольный возраст)

Октябрь

3

«Чтобы не было беды» (ОБЖ)

(средний и старший дошкольный возраст)

Ноябрь

4

«Готовность родителей первоклассников к школе» (подгот.гр.)

Март

5

« Моя малая Родина» (все возрастные группы)

Апрель

6

«Удовлетворённость работой ДОУ» (все возрастные группы)

Май

6.Родительские собрания

Содержание

Срок

Ответственные

1

Общее родительское собрание «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в новом учебном году».

Сентябрь

Зав. Е.В. Головина

Ст. вос-ль  

И.А. Коробова

2

«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»».

Ноябрь

Педагоги раннего и младшего дошкольного возраста

3

«Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни»

Ноябрь

Педагоги старшего и среднего дошкольного возраста

3

«Роль взрослых в познователно-речевом развитии ребенка»

февраль

Педагоги всех групп

5

«Нравственно-волевая подготовка детей к школе».

апрель

Педагоги старшего дошкольного возраста

6

Общее собрание «Подведение итогов. Подготовка к летне-оздоровительному сезону».

май

Зав. Е.В. Головина

Ст. вос-ль И.А. Коробова

7.Родительский всеобуч

 «Создание благоприятных условий для позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Содержание

Срок

Ответственные

1

Мастер-класс для родителей  «Речевое общение через игру»

сентябрь

Вос-ль Зуйкова В.В.

2

Памятка «Игра –одно из  условий  позитивной социализации дошкольников»

октябрь

Ст. вос-ль

 Коробова И.А.

3

Родительский час «Все об игрушках»

Январь

Вос-ль Ситова Т.А.

4.

Обмен опытом родителей «Игры на досуге или как развлечь детей дома и на улице»

Май

Вос-ль Марфина М.А.  

  1. Работа с родителями будущих первоклассников

Содержание

Срок

Ответственные

1

Семинар-практикум с участием педагогов ДОУ, учителями школ № 13 и №16 «Здравствуйте, я Ваш учитель!» (Практические рекомендации родителям будущих первоклассников)

Ноябрь

Ст.вос-ль Коробова И.А.

Вос-ль Суворова О.Г.

Учителя школ

2

Открытое занятие совместно с учителем «Путешествие в страну знаний» в подг. группе

Ноябрь

Вос-ль Суворова О.Г.

Учитель ООШ № 16

3

Папка-передвижка «Скоро в школу».

Февраль

Ст.вос-ль Коробова

Круглый стол «Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе»

Февраль

Вос-ль Березкина С.В.

(Суворова О.Г.)

4

Анкетирование «Готовность к школе»

Апрель

Вос-ль Суворова О.Г.

  1. Беседы и консультации

Содержание

Срок

Ответственные

1

2

Консультация «Виды изобразительной деятельности в ДОУ»

Октябрь

Вос-ль О.В. Тимошина

3

Консультация

«Как снять напряжение у ребенка после детского сада».

Ноябрь

Вос-ль Зуйкова В.В.

4

Консультация   « Прогулки зимой»

Декабрь

Вос-ль О.В.Тимошина

5

Консультация с презентацией «Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка»

Январь

Ст.вос-ль

Коробова И.А.

4

Консультация (Буклет) «Советы родителям : Как преодолеть капризы ».

Март

Вос-ль Ситова Т.А.

5

Консультация «Формирование у детей  здорового и безопасного образа жизни, развитие представлений о себе, овладение культурно-гигиеническими навыками»

Апрель

Вос-ль Е.Е. Федосеева

6

Беседа « Готовы ли родители к школе?»

Май

Вос-ль Суворова О.Г.

10.Конкурсы и выставки, акции

Содержание

Срок

Ответственные

1

Конкурс поделок «Природа и фантазия»

(ДОУ-ОУ. Проводится в рамках городского праздника «День Никиты – Гусятника»)

До 15.09.

Ст. вос-ль

И.А. Коробова

Педагоги ДОУ

2

Выставка детских рисунков ко Дню дошкольного работника «Мой любимый воспитатель!»

До 27.09

Ст. вос-ль

И.А. Коробова

Педагоги ДОУ

3

Конкурс рисунков «Осень в гости к нам пришла» (ДОУ-УО)

До 10.10.

Ст. вос-ль

И.А. Коробова

Педагоги ДОУ

4

Выставка фото и фотоколлажей, рисунков «Человек и его безопасность» (ДОУ)

Ноябрь

Педагоги

5

Конкурс инновационных проектов и методических разработок «Пчелка-2017» на тему «Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Декабрь

-

Январь

Ст. вос-ль

И.А. Коробова

Педагоги

6

Выставка работ «Мой папа самый смелый!» (ДОУ)

Февраль

Педагоги

7

Выставка детских рисунков и аппликаций «Моя мама самая красивая!» (ДОУ)

Март

Ст. вос-ль

И.А. Коробова

Педагоги

8

11-ый конкурс чтецов «Природа родного края» (УО)

Март

Ст. вос-ль И.А. Коробова

9

Акция «Вырасти свой цветок ко Дню Победы»

Март

-

Май

Педагоги

10

Фестиваль детского музыкального творчества «Мама, папа, я – музыкальная семья!» (УО)

Апрель

Муз. рук-ль

11

Конкурс художественного творчества

«К истокам своим возвращаясь» (ОУ)

Апрель

Педагоги

12

 

3.1.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

 (Кротова Т.В.)

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.  

Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).

Критерии анализа годового плана:  

  1. планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;  
  2. учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;  
  3. планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;  
  4. разнообразие планируемых форм работы;  
  5. планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);  
  6. выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;  
  7. выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.  

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:  

  1. планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;  
  2. разнообразие планируемых форм работы с семьей;  
  3. наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Критерии анализа протоколов родительских собраний:  

  1. разнообразие тематики и форм проведенных собраний;  
  2. отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);  
  3. учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОУ их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.  

Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода.

 Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:  

  1. проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;  
  2. изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;  
  3. использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы  
  4. изучение запросов, нужд, интересов родителей;  
  5. выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;  
  6. изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.  

Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОУ, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.  

По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Мы предлагаем следующие параметры.  

Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:  

  1. отсутствие формализма в организации работы с семьей;  
  2. учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;  
  3. социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;  
  4. использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;  
  5. систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

6) стремление к диалогу при организации работы с родителями;  

  1. выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;  
  2. «открытость» ДОУ для родителей;  
  3. осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.  

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:  

  1. стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;  
  2. минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;  
  3. изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);  
  4. сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;  
  5. нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;  
  6. организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;  
  7. отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;  
  8. использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.  

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:  

  1. формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;  
  2. отсутствие учета в работе интересов и потребностей, и запросов родителей;  
  3. изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);  
  4. бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;  
  5. организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников  
  6. отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;  
  7. отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;  
  8. неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.  

Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.  

 

 

3.2.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(Е.Н. Степанов)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Дата проведения:

Кто провел:

от1 до 5 баллов

1

Группу, в которой находится наш ребенок, можно назвать дружной

2

В среде своих сверстников наш ребенок чувствует себя комфортно

3

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку

4

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и воспитателями

5

В группе хорошие воспитатели

6

Педагоги справедливо оценивают достижения нашего ребенка

7

Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями

8

Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка

9

В ДОУ проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку

 10

В ДОУ работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок

 11

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания

12

В ДОУ заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка

13

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка

14

Администрация и воспитатели создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка –

15

Детский сад готовит нашего ребенка к школьной жизни

Общее количество баллов:

Средний показатель:

Выводы:

Если почти по всем показателям коэффициент больше 3 баллов, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости родителей работой детского сада.

По показателю работы в ДОУ кружков (пункт № 10), коэффициент 2.9 балла, потому что в ДОУ отсутствуют специалисты и нет помещений для дополнительных занятий детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План повышения педагогического мастерства за 2016-2020 годы воспитателя Сабирзяновой Лилии Фаритовны

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»Цель:1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.2. Сов...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межатестационный период с 2016 - 2020 годы

quot;Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохнов...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы

Здесь представлен индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы

Здесь представлен индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НАСЫРОВОЙ СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2016-2020 ГОДА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НАСЫРОВОЙ СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2016-2020 ГОДА...

План повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы

"Нетрадиционная форма работы с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ЗАРИПОВОЙ ГУЛЬНАРЫ ХУББУЛЛОВНЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2016-2020 ГОДА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ЗАРИПОВОЙ ГУЛЬНАРЫ ХУББУЛЛОВНЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2016-2020 ГОДА...