Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
консультация на тему

Осипенко Наталья Станиславовна

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образовательного процесса с учетом системно-деятельностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,          - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны,  её социально - экономическое процветание».

Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь – дай ему удочку».

Поэтому, смело можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу».  В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

        Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности и становятся одним из значимых ожидаемых результатов дошкольного  образования, отмеченными в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. 

 Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е, активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

Ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);

решать задачи (как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне);

отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д).

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.

        При осуществлении системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы:

принцип субъектности воспитания: каждый ребенок – участник образовательных отношений - способный планировать, выстраивать, предполагать ( кто-то предлагает цветы посадить, кто-то создать знаки и т.п.),  может оценивать свои действия и поступки (если я посажу цветы, они могут не приняться, так как я не смогу ходить в лес каждый день, чтобы поливать их. Лучше расставить в лесу запрещающие знаки);

принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены: учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребёнка как основания периодизации детского развития (если в раннем детстве – это манипуляция с предметами (катится – не катится, звенит – не звенит и т.д.), то в дошкольном возрасте – игра. Дети в игре становятся спасателями, строителями, путешественниками и т.д., которым приходится решать возникающие проблемы (Из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т.п..);

Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. То есть, вместе со взрослым, ребенок узнает что-то новое, еще неизведанное – проводя совместные эксперименты, ребенок узнает, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п.;

принцип обязательной результативности каждого вида деятельности: ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь полученные знания применять в повседневной жизни (бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит – он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит я их не буду рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали);

принцип высокой мотивированности любых видов деятельности: у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает: отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор – не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею Сказок, или вернуть утят маме-утке, или построить заборчик, чтобы волк не смог попасть к зайчатам во двор;

 принцип обязательной рефлективности всякой деятельности:        при подведении итогов, рефлексии, вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д. Вопросы должны быть  проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

Ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому;

принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности, оказывая кому – то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность, это  социально-комуникативное развитие – умение договариваться, работая в парах и микроогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, уметь слушать высказывания товарищей и т.д.;

принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности: педагог умело, ненавязчиво, организует и руководит деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве», «Хотите  проверить, будет ли прочным домик, построенный из бумаги и т.п. Как мы это сделаем?»), находится не «над детьми», а рядом, ведь как говорил Лев Семенович Выготский «То что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно.»;

        принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Для того, чтобы активизировать детей, педагог может задать вопросы: «А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше перебраться на другой берег", «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался во двор к зайчатам?» и т.д.  Замечайте конкретные заслуги каждого ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перебраться на другой берег», «Марина замечательно выполнила трудное задание ….» и т.д.

        Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

 Структура образовательной деятельности с применением системно-деятельностного подхода такова:

введение в игровую ситуацию - создание проблемной ситуации, целевая установка – мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) -  проектирование решения проблемной ситуации – выполнение действий – анализ результата деятельности, подведение итогов

Рассмотрим подробнее каждую из частей:

1.      Введение в игровую ситуацию (организация детей).

-  Создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог выбирает те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной группы детей. (Кто-то приходит в гости; звучит аудиозапись птичьих голосов, звука леса, вносится в группу что-то новое:  Красная книга, энциклопедия,  игра, игрушка).

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу).

Чтобы тема образовательной деятельности (ситуации) не была навязана воспитателем, он дает ребенку подействовать в хорошо знакомой ситуации, а потом создать затруднение, которое, активизируя мыслительные процессы воспитанника, вызовет интерес к теме. Ребенку будет интересно выявить причины затруднения. (Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их.  А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов, подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? А хотите, узнать куда исчезли цветы?)

3.      Проектирование решения проблемной ситуации. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.

Педагог с помощью подводящего диалога помогает детям самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. (Где мы это можем узнать? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с книгой, куда занесены эти цветы?)

4.Выполнение действий. (Составление нового алгоритма на основе старого, фиксация его в речи и возвращение в игровую ситуацию).

-      Работа над решением проблемы с использованием дидактического материала (работа в микрогруппах: обсуждение проблемы: что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать? Дети выбирают из предложенных воспитателем, знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что обозначают эти знаки: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не стреляйте в животных», «Не разоряйте птичьи гнезда», «Не стреляйте по птицам из рогатки»)

 -   Нахождение места «нового» в системе представлений ребенка (Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя.)

 -   Возможность применения «нового» в повседневной жизни (Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы  нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относиться к природе).

-      Самопроверка и коррекция (Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?)  

5.      Итог занятия. Анализ проделанной работы.

-  Фиксация движения по содержанию. Вам понравилось? Что мы сделали? Как мы это сделали?  Зачем? (Например:  «Как вы думаете, мы смогли помочь Лунтику, нашли ответ на его вопрос? «Где мы нашли ответ?»,  «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что вы расскажете родителем о нашем сегодняшнем путешествии?».

-  Выяснение практического применения нового содержательного шага. «Важно ли то, что вы сегодня узнали?»,  «Для чего это пригодиться вам в жизни?» («Мы можем знаки расставить на экологической тропе, познакомить с правилами поведения в лесу друзей, родителей, соседей».)

-  Эмоциональная оценка деятельности: «У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»  («Нам очень хотелось помочь Лунтику, и очень жалко, что многие цветы, птицы, животные исчезают».)

- Рефлексия групповой деятельности: «Что вам удалось сделать вместе, в командах? У вас все получилось?» («Мы вместе подбирали  запрещающие знаки, решали, как сохранить животных, птиц и растения».)

-    Рефлексия собственной деятельности ребенка: «А у кого что-то не получилось? Что именно? Почему?» (У меня не получился ландыш, я попробую его нарисовать вечером). 

Одним из основных методов системно-деятельностного подхода является решение ситуационных задач (образовательная ситуация).

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Ядром задачи становится проблемный вопрос.  Например: «Ребята, посмотрите, какая грязная вода в луже. А как мы узнаем, глубокая лужа или нет?»,   «Хотите узнать, чистый или грязный снег на нашей площадке, что нам для этого надо сделать?»

Действенным является и метод проектов .

Позиция воспитателя в проектной деятельности: от транслятора готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. (Бывают ли мыльные пузыри квадратной формы? Минута – это много или мало?» и т.д.

Для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество- необходима соответствующая развивающая среда.

Все, что окружает ребенка должно быть направлено на его развитие. В детском саду, во всех группах оборудованы зоны экспериментальной деятельности. Все в них доступно детям. Ребенок любого возраста может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики, взвесив, определить, что тяжелее: деревынный брусок или камень такого же размера и т.д.  Разработаны схемы – алгоритмы для проведения опытов («Как сделать, чтобы грязная вода в стакане стала чистой?», «Что быстрее осядет в воде: песок, глина или земля?»,  «Как самому сделать раствор для мыльных пузырей?» и т.п.)

В зоне художественного творчества также имеются модельные схемы, способствующие развитию мышления: как получить оранжевую, фиолетовую, коричневую, зеленую краски, имея краски только четырех цветов?  Сначала ребенок, экспериментируя, получает заданный цвет, затем может закрепить свои знания, используя цветовую арифметику: чтобы получить оранжевый кружок, нужно к красному кружочку прибавить желтый и т.п.

Также продуманы схематические задания: как из двух кругов получить цыпленка, страуса, фламинго, зайца и т.д.

Воспитателями подобраны предметные картинки на закрепление жанров живописи: составь пейзаж, натюрморт, портрет (в портрете можно передать настроение человека, подставляя различные карточки).

В уголке природы – карточки с алгоритмом ухода за определенными растениями. Предметные картинки для составления алгоритма: семечка – растение, где ребенок заполняет недостающие этапы, подбирая карточки.

В игровой зоне – мягкие модули, игровые экраны, которые ребенок может использовать в соответствии с задуманным сюжетом. Также, хорошо всем знакомая игра «Одень куклу», где дети подбирают одежду для куклы в соответствии с заданным сезоном, погодными условиями.

В познавательном уголке различные игры – лабиринты, предметные картинки для составления логической цепочки «Как хлеб на стол пришел», «Как рубашка в поле выросла?», «Как тарелка появилась на столе?» и т.д.

Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать. Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

 Задача педагога - делать обучение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Конечно, не все воспитатели сразу же, после утверждения ФГОС ДО перестроились, ушли от традиционных занятий. Была проведена большая методическая работа. Прежде всего, было проведено анкетирование педагогов «Готов ли я работать по новым стандартам?»  Проведя анализ анкет, мы увидели, что педагоги с опаской относятся к нововведениям; узнали, в чем именно у педагогов возникают затруднения. В первую очередь – способность поддержать инициативу и индивидуальность детей, а не работать по определенному плану, не отступая от него; боязнь неудачи при применении новых подходов к образовательной деятельности.  Методической службой дошкольного учреждения был намечен план работы по преодолению выявленных трудностей. Прежде всего, был проведен педагогический час «Знаю ли я ФГОС ДО?», где в форме деловой игры педагоги старались систематизировать знания о новых принципах и подходах к воспитательно-образовательному процессу. Здесь же была проведена деловая игра «Типичные ошибки педагогов», где педагоги посмотрели на себя со стороны, и сделали выводы, что методы, ранее используемые в работе с детьми, уже устарели и выглядят нелепо.

Решено было продолжить работу в данном направлении и в текущем учебном году. Одна из годовых задач на 2014-2015 уч. год звучит так: «Способствовать развитию мыслительных операций дошкольников посредством реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании».  В рамках реализации данной задачи были проведены следующие мероприятия: консультации для воспитателей «Проектирование образовательного процесса в свете современных требований», «Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре». Старшим воспитателем и заместителем по воспитательно-методической работе был подготовлен семинар «Системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками», где педагоги познакомились с принципами построения образовательных ситуаций с применением системно-деятельностного подхода. Также был проведен семинар-практикум «Использование проблемно-поисковых ситуаций при формировании элементарных математических представлений». В годовой план были включены коллективные просмотры совместной деятельности педагога с детьми с применением системно-деятельностного подхода. Воспитатели, готовясь к открытым мероприятиям, глубже вникли в данную проблему, изучили модель построения деятельности с детьми. К открытому просмотру готовились основательно: прежде всего, с каждым воспитателем выбрали тему образовательной ситуации, определили, какую проблему предстоит решать детям, каким образом построить практическую часть образовательной ситуации, как провести рефлексию.

Для того, чтобы в соответствии с годовой задачей, пополнить развивающую среду, способствующую реализации системно-деятельностного подхода как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной, решено было провести «Аукцион педагогических идей». Воспитателям было заранее объявлено, в какое время будет проходить «аукцион», чтобы они пришли с готовыми идеями. Во время «аукциона» педагоги представляли свои идеи по пополнению развивающей среды. Остальные воспитатели, использовав метод шести шляп, анализировали эту идею: что в ней хорошего, что плохого, что можно изменить. Затем решали, принимают они эту идею или нет. Так и появились различные карточки-схемы, алгоритмы, дидактические игры, о которых было упомянуто ранее.

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знания, которые ребенок может применить  в действии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...

Доклад: «Современные технологии в организации образовательного процесса на этапе реализации ФГОС дошкольного образования».

Доклад: «Современные технологии в организации    образовательного процесса на этапе реализации ФГОС дошкольного образования»....

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...