«Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий»
материал по теме

Избасарова Наталья Ивановна

В докладе уделяется внимание различным формам методической рабоы с педагогами в ДОУ с целью повышения их педмастерства,  и как следствие качества образования в  ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_razlichnyh_form_metodicheskoy_raboty-1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование  различных форм  методической работы

с педагогами для повышения  эффективности

внедрения  современных  педагогических  технологий»

Повышение качества дошкольного образования, использование современных инновационных технологий,  возможно только при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы в  ДО, использования различных форм, активных методов обучения, направленных на формирование творческого мышления.  

В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы  методической работы с кадрами: семинары,  советы педагогов, практикумы, открытые  просмотры, смотры-конкурсы, педагогические часы,  творческие группы, «Образовательный салон» и  др.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов   в   творческую   деятельность, являются консультации. Содержание консультации зависит от годовых задач, интересов педагогов, указанных ими проблем в анкете, а также индивидуальных особенностей педагогов.

В  нашем дошкольном учреждении проводятся консультации не  только  старшим воспитателем, заведующим, но и воспитателями. Выбор педагога для проведения консультации  может  производиться по  двум вариантам:

наиболее опытный и компетентный в данном вопросе воспитатель;

воспитатель, испытывающий трудности  именно  по данному  вопросу.

Во втором  варианте в процессе подготовки педагогом  изучается подобранная старшим воспитателем литература,  выясняются  трудные вопросы темы. Педагог начинает апробировать рекомендации на практике, и, потом с уверенностью проводит консультацию для  коллег. Таким образом, решая свою собственную профессиональную проблему, данный  педагог консультирует других педагогов.

Консультации, в традиционном их виде, для которых характерна монологическая форма преподнесения новой информации, нами используется редко. Мы считаем, что необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение, изучение, закрепление материала. Для этой цели мы используем различные виды консультаций, описанных в современной литературе и свои собственные виды, рождённые практикой.

 Примеры:

Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе. Результат  консультации может быть неожиданным: новое – очень хорошо, но  тоже имеет  свои недостатки, поэтому новое  не должно отрицать  проверенное многолетней практикой, а лишь дополнять и обогащать его. Можно сделать вывод о том, что проведение такого вида консультаций возможно в разных условиях, педагогами с разным уровнем подготовки и опыта, по различным проблемам дошкольного образования.

Консультация-парадокс с запланированными ошибками. Цель такой консультации - обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Особенно эффективен это прием в работе с опытными педагогами, которые хорошо знают вопрос в целом, но зачастую ошибаются в нюансах.  Старший  воспитатель  называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где  надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:

-обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы.

-ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае методист разъясняет и уточняет эти положения).

-отмечены не все ошибки, тогда методист повторно объясняет суть вопроса.

Особенностью консультаций такого типа является обязательное  предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.  

Консультация  по опорным словам с элементами изложения.  

Данный вид  консультаций целесообразнее применять в случаях  рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много  терминов, определений, понятий и т.д

Слушателям излагают  материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или  сочетания слов. По окончании, слушателям  предлагается написать мини-изложение по данным  опорным  словам.  Через определённое  заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои  мини-изложения. Все слушают, уточняют  понимание того или иного  утверждения, задают вопросы и т.п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант  изложения.   В  процессе  участия слуховых, зрительных, тактильных  анализаторов  в восприятии материала активизируется память, мышление, монологическая речь, теоретические  основы  новой технологии  становятся более понятными,  и материал переходит в долгосрочную память.

Консультация –  практикум  предполагает устное изложение материала для слушателей по  освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить  методическую  разработку).

Консультация – тренинг -  устное изложение материала сочетается с выполнением  упражнений, направленных на развитие, формирование,  коррекцию у человека необходимых  профессиональных  качеств.

Консультация – инструктаж.  Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему, нами как всегда, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший  воспитатель зачитывает поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом. Такую же работу с перфокартами можно проводить на педсовете и семинарах-практикумах.

Описанные виды консультаций проводятся со всем педагогическим составом одновременно, или с определённой категорией педагогов ( молодыми-специалистами, или  группой  педагогов, заявивших о проблемах по данному  вопросу). Кроме групповых  консультаций в нашем ДО пользуется огромной популярностью индивидуальное консультирование.

В нашем ДО используются открытые (коллективные) просмотры с последующим анализом по специально разработанной памятке

Для освоения новых  технологий и последующего их  внедрения в  практику детского сада   для нас   стало необходимым  создание  творческой группы.  В нашем саду их две: по экологическому воспитанию и духовно-нравственному.

Кроме перечисленных форм работы с педагогами, для повышения  эффективности внедрения  современных  педагогических  технологий  в нашем ДО  используются и различные методы активного  обучения, такие как: педагогический ринг, педагогический пробег, педагогический диктант,  кроссворд ,деловые игры,которые     могут использоваться как на семинарах, так и на педагогических часах и заседаниях педсоветов.

Экспресс – опрос.

Цель его проведения – быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом, при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. В ходе экспресс – опроса педагогам предлагаются вопросы, задания, которые они выполняют письменно или устно.

 Аукцион.  

Его использование позволяет за короткий срок активизировать мышление педагогов и вспомнить в зависимости от задачи большее количество загадок, считалок, пословиц, скороговорок, дидактических игр. Воспитатели, разбившись на команды, поочередно дают свои варианты ответов. Команда, давшая наибольшее количество ответов, побеждает.

 Дискуссия.  

Одним из важных умений для педагога является умение достаточно обоснованно, аргументировано выразить свою точку зрения, отстоять ее в споре с оппонентами.

Дискуссия – это один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения.

Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Дадим несколько общих советов по организации дискуссии и перечислим навыки и умения, которым целесообразно научить педагогов для ведения профессионального спора.

 Педсовет решает и обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения.

Это может быть педагогический совет – дискуссия или диспут, круглый стол, творческий отчет методических объединений или инициативной группы педагогов, деловая игра, фестиваль и т.д.

  Семинары,в которых используются такие формы организации, как открытые занятия, видео-материалы ,анализ результатов детской деятельности и продуктов детского творчества и др.

На семинарах-практикумах, состоящих из теоретической (семинар) и практической (практикум) частях, воспитатели обобщают и систематизируют передовой опыт, показывают в действии нужные приемы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются. Эта форма предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей. Например, в детском саду старший воспитатель или воспитатель показывает приемы, руководя действиями воспитателей – участников семинара-практикума.

Семинар-брифинг отличается тем, что позволяет максимально активизировать участников как в процессе подготовки к семинару, так и на самом занятии: группа разделяется на подгруппы в соответствии с количеством предлагаемых вопросов на обсуждения. При этом количество участников в подгруппах может быть произвольным. Так как отвечает на вопрос вся подгруппа, а повторения не допускаются, то, естественно, участник оказывается в такой ситуации, что необходимо отвечать основательно и по существу. После того, как каждый член подгруппы выступил, начинается обсуждение; при этом возможны дополнения, уточнения, вопросы друг другу.

 Тренинг предполагает предварительную и итоговую диагностику, хотя бы с помощью метода анкетирования и экспертных оценок, профессиональных умений и навыков педагогов в определенной сфере их педагогической деятельности, подбор практических заданий и игровых упражнений, направленных на формирование недостающих или недостаточно сформированных навыков профессиональной деятельности, которые выполняются в ситуациях программируемой успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической деятельности педагогов образовательного учреждения.

Деловые игры.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решению сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.  

1.Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т е как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого- либо процесса, вида детской деятельности.

2. Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя знание педагогики, психологии и методики, т е весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т д.

Устный журнал.

Устный журнал может быть использован как форма проведения педсовета или семинара. Предполагается, что на его страницах воспитатели могут познакомиться или оживить в памяти наиболее значимые вопросы, уточнить некоторые аспекты, расставить акценты.

«Образовательный салон»

Эту форму работы можно назвать и «Педагогической гостиной». Ее цель: повышение социально-психологической культуры воспитателя, знакомство с общечеловеческой и национальной культурой и личностное развитие педагогов. Тема встреч в «Образовательном салоне» определяется результатами анкетирования педагогов в конце учебного года. Каждый педагог в анкете указывает тему своего выступления в «салоне». 

Педагогические часы

Педагогический час — одна из форм повышения квалификации педагогов. Педчасы бывают информационные и тематические.

Информационный педчас

«Информация» — от лат. «разъяснение, изложение», первоначально — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений. Информация всегда играла в жизни человека очень важную роль.

В связи с развитием науки и техники роль информации в XXI в. возросла. Информация обрушивается на современного человека подобно лавине, это явление получило название «информационного взрыва». Информация помогает человеку ориентироваться в быстро изменяющемся окружающем мире. Информация помогает педагогу выбрать нужную программу и технологию, следить за новинками педагогического рынка.

На информационных педчасах педагогам сообщается информация или идет обмен информацией между педагогами по какому-то возникшему вопросу, требующему немедленного решения.

Тематический педчас

Посвящается какой-то определенной теме. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование разнообразных форм методической работы  значительно повышает  эффективность внедрения  современных  педагогических  технологий.

Подготовила ст. воспитатель Избасарова Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Арт-терапия как психолого-социальная технология по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности ...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Планирование коррекционно-педагогической работыс воспитанником подготовительной группы на 2017г.-2018г.

Планирование коррекционно-педагогической работыс воспитанником подготовительной группына 2017г.-2018г....

Перспективный план работыс родителями

Содержание работы учителя - логопеда с родителями детей подготовительной группы компенсирующей направленности по речи....

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...