Доклад к Педсовету по теме: "Формы работы для организации совместной двигательно-игровой и творческой деятельности взрослых и детей"
материал на тему

Здесь вы можете познакомиться с выступлением на Педагогическом Совете по теме: "Формы работы для организации совместной двигательно-игровой и творческой деятельности взрослых и детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_dlya_organizatsii_sovmestnoy_dvigateln1.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Майнский детский сад № 5 «Теремок»

Доклад к педсовету по теме:

Формы работы для организации совместной двигательно-игровой и творческой деятельности взрослых и детей

Подготовила: Иванова Е.Н. – воспитатель старшей группы

         В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования каждая дошкольная организация ищет возможность создания «условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».

         Говоря иными словами, педагогические коллективы активно работают над созданием модели образовательного процесса, с использованием новых форм его организации, которые способствовали формированию целевых ориентиров:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

         С учетом ФГОС ДО модель организации образовательного процесса включает в себясовместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов.

          Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

          Чтобы организовать современную непрерывную непосредственно-образовательную деятельность, педагогу необходимо перестроит стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

           В программе формирования игровых навыков в игре основывается на концепции поэтапного формирования способов игры, разработанной Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Суть этой методики заключается в том, что в процессе происходит обобщение игрового опыта у ребенка, воспитатель создает в игре такие условия, при которых на соответствующем возрастном этапе ребенок становится перед необходимостью использовать в игре новый, более сложный способ построения игры.

Игра включает два основных вида совместной деятельности:

•Сюжетная игра

•Игра с правилами

Сюжетная игра

          В сюжетной игре основным является наличие воображаемой ситуации, создаваемой в игре, и ее поступательное развитие.

          В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение.  Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре с взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

            Процесс игры не представляет собой непрерывное движение ребенка в условном плане. Построение сюжета игры представляет собой постоянный переход из совершения условных игровых действий к обозначению смысла этих действий и обратно.

            Важной организацией игры во второй младшей группе является изначальная ориентация ребенка в игре.

1. Начиная игру с ребенком, воспитатель выделяет для него роль в игре через цыпочку соответствующих ей игровых действий, обозначая свою роль простым и лаконичным ролевым атрибутом. При этом взрослый втягивает ребенка или подгруппу детей в игру для взаимодополнительных ролей.

2. Воспитатель подключается к уже играющему ребенку, берет на себя дополнительную роль, а затем переориентирует на нее другого ребенка, тем самым переводя игру в плоскость ролевого диалога.

3. Создает «разговорные» ситуации для подгруппы детей (игра в телефонный разговор)

         В средней группе взрослый в совместной игре демонстрирует расширенные возможности построения игры на основе ролевого поведения.

1. Развертывает в игре с подгруппой детей многоперсонажные сюжеты, где очевидных персонажей больше, чем участников.

2. Демонстрирует ребенку возможность смены роли в процессе игры.

3. Создает условия для того, чтобы ребенок сам менял роли в процссе игры.

ПРИМЕР

          В старшем возрасте у детей уже сформировались игровые навыки, и следующим этапом развития будет умение выстраивать сюжет.

         Характер совместного сюжетосложения в совместной деятельности воспитателя и детей изменяется в определенной последовательности.

1. Совместное пересказывание знакомой детям сказки, при котором все участники рассказывают поочередно.

2. Частичное преобразование знакомой детям сказки путем замены аналогичных фрагментов.

3. Придумывание новой сказки или истории на основании реалистичных событий.

Принципы организации сюжетной игры в детском саду

 (по Михайленко Н. Я.)

           Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, при организации игры должны соблюдаться следующие принципы.

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важный момент – характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре педагог занимает позицию «играющего партнера», который ненавязчиво втягивает ребенка в игру.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитатель не ждет, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строит игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Иными словами, взрослый должен как можно раньше ориентировать ребенка на сверстника.

            Данные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

            В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства

     Этапы формирования игровых умений. Возраст ребенка. Умения ребенка. Строение сюжета игры. Действия воспитателя в совместной игре.

1 этапформирование условных игровых действий 1,5 – 3 года. Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. «Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий. Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.

2 этапформирование ролевого поведения 3 – 4 года Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими. Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.

         4 – 5 лет. Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. «Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей:

Пассажир Шофёр

Механик Бензозаправщик

3 этапформирование умений строить новые сюжеты 5 – 7 лет. Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия «Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов. Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением.

        Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).

         В настоящее время, сюжетная игра для полноценного развития нуждается в формирующих воздействиях со стороны взрослого. Являясь особой субкультурой детства, образцы способов построения сюжета передавались от старших поколений детей к младшим в естественном процессе их совместной игры.

Игра с правилами

          Также как и сюжетная игра, игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. Здесь воспитатель может высказывать неудовольствие от несоблюдения правил игры, выступить с предложением о новом правиле и т. д. В возрасте 2-4 лет ребенок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4-5 лет у него появляются представления о выигрыше в рамках игры, построенной на готовых правилах, и в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договоренности с другими играющими. Реализация всех указанных этапов возможна только в том случае, если взрослый своевременно будет знакомить ребенка с характерными для дошкольного детства культурными формами игр с правилами. Сначала это должны быть простейшие подвижные игры и игры на ловкость, затем игры на удачу, способствующие ориентации ребенка на выигрыш, и, в завершении дошкольного детства – игры на умственную компетенцию.

        Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

        Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и совместную деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

Творческие проекты как форма организации совместной деятельности взрослых и детей

Проект, предлагаемый вашему вниманию,- это комплекс разных по содержанию и форме организации совместных дел педагога и детей. Работа проводилась на протяжении двух недель. Участвовали в ней и родители...

Открытый просмотр совместной творческой деятельности взрослых и детей

Развивать творческую способность детей в совместной деятельности с взрослыми. Воспитывать любовь к художественно- творческой деятельности, аккуратность, трудолюбие, желание  доставить радость от ...