Мастер - класс «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развитие ребенка»
статья по теме

Левочкина Светлана Алексеевна

Выступление на ГОО в рамках юбилея МАДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл workshop_1904.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Workshop «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развитие ребенка»

Цель: развитие компетенций педагогов в вопросах проектирования и организации развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях индивидуализации дошкольного образования.

Задачи:

  1. Раскрыть актуальность индивидуализации предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие ребенка, как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
  2. Проанализировать организацию РППС с учетом принципа индивидуализации и выявить имеющиеся проблемы.  
  3. Изучить и способствовать внедрению в практику новых подходов к организации РППС, обеспечивающих развитие ребенка.
  4. Разработать компоненты РППС, отражающие принцип индивидуализации.

Форма проведения: workshop.

Ожидаемый конечный результат: разработаны компоненты развивающей предметно – пространственной среды, отражающие принцип индивидуализации.

Продолжительность:30-40 минут.

Целевая аудитория: воспитатели, старшие воспитатели ДОУ.

Оборудование:

Ход

  1.  Знакомство "Поиск сокровищ".

Цель: создание обстановки эмоционального комфорта; чтобы педагоги, почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю и темпу.

Методика проведения.

Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ". Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждому пункту списка человека. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

1.  чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;

2.  с необычным хобби или увлечением;

3.  который любит ту же еду, что и вы;

4.  который родился в этом городе;

5.  который родился дальше всех от этих мест;

6.  у которого столько же колец на руках, сколько и вас.

7.  Кто нашел человека который живет ближе всех к детскому саду №15?

8.  у кого трое детей

9.  у кого самое необычное имя  

10. кто родился летом

11. кто работает в детском саду до 5 лет

12.  у кого есть домашние животные  

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы по списку.

2. Выяснение ожиданий и потребностей группы

Рефлексия «Ожидание».

Цель: выявить ожидания и потребности педагогов по теме workshop.

Участникам педагогического взаимодействия предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать то, что ожидает каждый участник от мероприятия. Далее листочки помещаются на большой лист. Ведущий просит запомнить свой листочек (по окончании workshop – листочки будут забираться).  Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты.

3. Сообщение целей семинара.

«Предварительная мозговая атака».

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (гл.7) определяет направление образовательной программы дошкольного образования на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

 С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вводится понятие индивидуализации дошкольного образования.

Если внимательно читать текст документа, то заметим, как много раз повторяются фразы о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации. Рппс является не только одним из таких условий, но и средством развития ребенка, обеспечивая разные виды активности дошкольников (физической, познавательной, игровой и т.д), и позволяет направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее.

 1.3.

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья…..

1.4.

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

1.6.

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями….

2.1. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей

     2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,

2.4.

- направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.11.2. б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

3.2.1. 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей:

 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. 

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка и проявить свою индивидуальность, можно отнести:

- изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка, которые заключаются в практико-ориентированном подходе, в результате которой, в группе появляются компоненты детской субкультуры (коллекционирование, газеты, мини-выставки, зарисовки «говорят дети, детские вопросы»)  

- реструктуризацию содержания образовательной деятельности (доска выбора, утренний/ вечерний сбор, рефлексивная деятельность, кружковая деятельность, шефство, клубный час и т.д);

- рациональную организацию предметно-пространственной среды;

- эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Тема нашего практического семинара «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как средство развития ребенка».  

Как вы понимаете, что такое «Индивидуализация». (ответы фиксируются на флипчате).

Вывод. Индивидуализация – выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия.  (Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон Энциклопедический словарь)

Если говорить об индивидуализации как процессе то,

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Что же такое предметно – развивающая среда?

Предметно – развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (Новоселова С.Л)

В течение длительного времени понятие «предметная среда в ДОУ» трактовалось просто: чем больше разных игрушек, тем лучше. Однако современные подходы ориентируют нас не на количество, а на качество развивающей предметно-пространственной среды.

4. Определение и ранжирование задач.

«Сужение».

- индивидуальная работа

Предлагаю вам, исходя из своего имеющегося опыта организации среды группы и объединив два понятия: «Индивидуализация» и « Предметно – развивающая среда» обозначить свои проблемы в данном направлении

(2 проблемы)

          - работа в микрогруппе (3 микрогруппы* 4 человека)

Объединится в микрогруппы по 4 человека и выбрать из обозначенных проблем 2 наиболее важные.        

          - работа в группе

Выбор 1-2 важных проблем и их представление. Группа представляет общую проблему.

6. Определение имеющихся ресурсов.

«Портрет ресурсов»

Главный критерий организации среды – содержательная насыщенность для специфических видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и т.д). Содержательное насыщение пространства РППС должно обеспечивать   развитие ребенка по 5 линиям его развития: познавательном, социально-коммуникативном, речевом, физическом, художественно-эстетическом.

Какие же основные компоненты в оформлении предметно-пространственной среды можно использовать, чтобы отразить принцип индивидуализации? Чтобы решить проблему, необходимо подумать, что необходимо сделать воспитателям при организации РППС, чтобы отразить принцип индивидуальности

 Прошу Вас объединится в группы по 4 человека.

1 группа – разрабатывает компоненты среды в социально-коммуникативном и физическом развитии;

2 группа – познавательное развитие;

3 группа – речевое, художественно-эстетическое.

Каждый круг – работа 2-3 минуты, далее группа переходит к другому листу, но 1 человек остается.

Представление результатов.

7. Описание ситуации

Упражнение “Шесть шляп”

Педагоги делятся на шесть групп. Каждая группа представляет свои выводы в соответствии с задачей.

«Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос.

«Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно.

«Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса.

«Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей.

«Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество.

«Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагога?»

8. Подведение итогов

Индивидуализированная среда служит не только условием развития ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

"Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативности и самостоятельности"

Детский сад является первым институтом социализации ребенка  и представляет мини-социум, который  становится основой для построения его отношений с социальным окружением.  Здесь ...

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития индивидуальных способностей детей средней группы"

Данная презентация рассказывает об  элементах среды в группе, которые влияют на индивидуальные способности детей....

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОССеменоваИ.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды как ус...