Сетевой проект «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»
статья на тему

Левочкина Светлана Алексеевна

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГОВ ДОО Г. КАНСКА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_proekt_setevoy_20_dekabrya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГОВ ДОО Г. КАНСКА

 «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»

Актуальность 

Согласно п. 3.3.1. ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также – участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. С введением ФГОС ДО, а также в меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социальных условиях, образовательная организация должна произвести реформу собственных условий.

Местом изменений мы видим развивающую предметно-пространственную среду (далее РППС) ДОУ, поскольку новые требования обязывают обеспечить образовательную, воспитывающую, развивающую и стимулирующую функцию. Нужно так же учитывать и то, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Направление деятельности проектной группы было определено, исходя из затруднений педагогов, выявленных на семинаре по РППС и в ходе проверки НОКО. На практике в полной мере решить задачу формирования РППС в условиях дошкольных образовательных учреждений весьма затруднительно, по ряду общих проблем для большинства учреждений города, выявленных в результате анализа условий в ДОО г. Канска в 2016 г.:

- несовершенство оценочной карты РППС: отсутствие в оценочной карте РППС критериев по раннему и младшему возрасту, для детей с ОВЗ.

- неосознанное культивирование педагогами несамостоятельности детей (гиперопека, излишняя регламентированность детской деятельности в предметно-пространственной среде (можно, нельзя), в связи с чем может гаситься инициатива ребенка. Ребенок не изменяет, не трансформирует среду в соответствии со своими интересами и потребностями;

  • недостаточность предметно-развивающей среды детского сада (демонстрационные и наглядные пособия, образцы художественной литературы, живописи, дидактические средства: игры, пособия и т.д.);

-трудности педагогов в создании под запрос и потребности ребенка изменяющейся и развивающейся предметно-пространственной среды, также и с включением в неё атрибутов для игр регионального компонента;

- недостаточное умение воспитателей работать в команде;

-   недостаточность в реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе (ознакомление с родным городом и краем), в том числе через преобразование предметно-пространственной среды при непосредственном участии детей и родителей.

-  недостаточность условий РППС для детей с ОВЗ в данных группах с учетом специфики индивидуального развития и реализации адаптированных и индивидуальных образовательных программ.

-  макросреда ДОУ в целом недостаточно динамична, мало знаково-символических элементов, мест проявления активности, предъявления достижений.

  • недостаточность взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами в направлении решения задач формирования РППС.

Цель проекта: формирование развивающей предметно - пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в соответствии с современными требованиями.

Задачи:

  1. Организовать систему профессионального взаимодействия и расширить социальное партнёрство в рамках достижения поставленной цели.
  2. Внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.
  3. Преобразовать современную развивающую предметно-пространственную среду (микро- и макро) ДОО для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), способствующую полноценному развитию дошкольников с учетом их потребностей и интересов.
  4. Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в формировании РППС.

Образ конечного результата, критерии его оценки:

Создана модель предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как системы центров детской активности

  1. Доработана карта оценки РППС (включены критерии по раннему и младшему возрасту, по детям с ОВЗ, микросреды и макросреды).
  2. Педагоги овладели основными знаниями и представлениями в построении РППС
  3. Центры наполнены игровым и дидактическим материалом в соответствии с ООП программой  
  4. Усовершенствована макросреда и ее оценочная карта
  5. Установлены и поддерживаются партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, направленные на преобразование развивающей предметно-пространственной среды.

Возможные риски:

  • нестабильность нормативно-правовой базы;
  • отсутствие или недостаточность финансирования игрового и дидактического оборудования;
  • нестабильность кадрового ресурса.

Средства достижения результата: компенсация рисков -  за счёт сетевого взаимодействия с социальными партнёрами.

Информационные ресурсы:

  • справочно-методический ресурс – вебинары, семинары, архивы (Библиотечная система города, Канский краеведческий музей, ЦДиК, краевой филиал ПМСС), Канский педагогический колледж, ИПК РО.

Методический ресурс:

  •  работа творческих групп по направлениям (сеть дошкольных образовательных учреждений г.Канска)
  • педагогический опыт сети дошкольных образовательных учреждений г. Канска (семинары, презентационная площадка, проблемный круглый стол, ГОО, конференции)
  • Канский педагогический колледж, ИПК г.Красноярск.

Кадровые ресурсы:

  • заведующие учреждениями;
  • ст. воспитатели;
  • воспитатели;
  • специалисты ДОУ;

Кураторство и экспертиза:

- РМЦ управления образования г.Канска

Материально-технические ресурсы:

  • ДОУ № 15,50, 27, 17

Реализация проекта. Проект реализуется на базе дошкольных образовательных учреждений ДОУ № 15,50, 27, 17.

Сроки реализации проекта: 2016 - 2019 гг.

Перспективы развития проекта.

Проведённая работа позволит:

  • выстроить систему работы педагога по преобразованию и использованию РППС для развития детской самостоятельности и инициативы

План работы по реализации проекта.

I этап – подготовительный. Сроки: октябрь 2016-январь 2017

Задачи: 

  1. Поиск и систематизация информационных, кадровых и материально-технических ресурсов для дальнейшей реализации проекта;
  2. Определение круга проблем, выявление исходного состояния сети ДОУ г. Канска;
  3. Определение этапов и формирование плана проекта.

 

п/п

Мероприятия, формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Формирование творческой группы старших воспитателей сети дошкольных образовательных учреждений города. Издание приказа. Разработка Положения о творческой группе

октябрь

Положение о творческой группе

Рабочая группа

Анализ исходного состояния микро- и макросреды сети дошкольных учреждений г. Канска

Октябрь

Аналитическая справка о состоянии микро- и макросреды сети дошкольных учреждений г. Канска

НОКО

Инициативная группа ст. воспитателей

Разработка проекта

Ноябрь-декабрь

Проект

Рабочая группа

Согласование в УО г. Канска с городским методическим советом  

январь

Повышение компетентности по вопросам руководства   творческой группы.

Руководитель проекта

Презентация проекта. Определение направлений работы.

февраль

Утверждение и принятие проекта к реализации

Рабочая группа

Анализ исходного состояния методической базы  сети дошкольных образовательных учреждений города

Февраль

Аналитическая справка о состоянии методической базы в реализации  ООП ДО раздел РППС в сети дошкольных учреждений г. Канска

Рабочая группа

Разработка ресурсной карты.

  Март

Ресурсная карта

Рабочая группа

Формирование пакета нормативно-правовых документов.

В течение. всего периода

Пакет нормативно-правовых документов.

Рабочая группа

Информирование педагогической общественности города о результатах реализации проекта

В теч. всего периода

Сайт УО

Руководитель проекта

II этап – основной этап реализации проекта «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»

 Сроки: март 2017 – май 2018

Задачи:

  1. Обеспечение систематической работы проектной группы.
  2.  Обобщение имеющегося опыта в реализации проекта.

№п/п

Мероприятия, формы работы

Дата

Результат

Ответственные

1.

Семинар-практикум «Организация РППС в младших группах»

Март 2017г.

Разработана примерная карта оценки качества наполняемости РППС для младших групп

Степурка С.Ю.

2.

Проблемный круглый стол по организации РППС для детей с ОВЗ

Апрель 2017г.

Доработана карта оценки РППС для детей с ОВЗ

Чепцова И.Ю.

3.

Апробирование карты

Апрель – сентябрь 2017г.

Качественные изменения в организации РППС младших групп

Рабочая группа

4.

Семинар-практикум «Создание макросреды как составляющей взаимно дополняющих предметно-развивающих пространств ДОО»

Май 2017г.

Разработана примерная карта оценки качества макросреды

Зубенко З.П.

5.

Презентационная площадка «Презентация опыта работы по организации РППС»

 (макросреда ДОУ и микросреда групп младшего возраста)

Октябрь 2017г.

Качественные изменения в организации микро- и макросреды. Отбивка результатов.

Серкова М.А.

6.

Дошкольная педагогическая конференция

Ноябрь 2017г.

презентация опыта ДОУ г. Канска в организации РППС. Получено экспертное отношение.

Специалист РМЦ УО г. Канска, рабочая группа

7.

ГОО «Современная макро- и микросреда в ДОО» (Канск и Канский район)

Апрель 2018г.

обобщение имеющегося опыта ДОУ г. Канска в организации РППС.

Специалист РМЦ УО г. Канска, рабочая группа

III этап – контрольно-аналитический: итоговый.

Сроки: октябрь 2018г.

Задача: 

  1. Определить эффективность работы;
  2. Определение дальнейших перспектив развития.

№ п/п

Мероприятия, формы работы

Дата

Результат

Ответственные

Отчет о проделанной работе на методическом совете

Октябрь 2018г.

Аналитические материалы

Руководитель проекта

Используемая литература.

  1. Волкова В.А., Соколова Н.Б. «Воспитательная система ДОУ», М., ТЦ «Сфера»,2007.
  2. Голицына Н.С. «Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2004.
  3. Кузнецова С.В. «Проектирование развития ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2009.
  4. Меркулова Т.В. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика» / составитель, М., «Школьная пресса», 2010.
  5. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», М., ТЦ «Сфера», 2010.
  6. Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. «Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методическое пособие», М., ТЦ «Сфера»,2007.
  7. Сажина С.Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации», М., ТЦ «Сфера»,2006.
  8. Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение», Москва, «Линка-Пресс», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста

В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...

Положение о смотре - конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста».

Положение о смотре - конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»....

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда для развития мелкой моторики у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"

Хочу представить вам развивающую предметно - пространственную среду моей группы, для развития мелкой моторики у детей раннего возраста....

«Создание оптимальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой активности у детей с ОВЗ»

Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус, ведь дети познают мир чувственно. Обогатить сенсомоторны...

Приказ об утверждении конкурса «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»

Приказ об утверждении конкурса «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»...

Положение о проведении конкурса «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»

Положение о проведении  конкурса «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»...