Семинар практикум "Формирование имиджа воспитателя ДОУ"
учебно-методический материал на тему

Мартынова Татьяна Юрьевна

Введение Федеральных государственных образовательного  стандарта ДО структуре  требует перестройки отношения воспитателей к своей работе в целом. Опора на собственный имидж воспитателя    является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование имиджа

воспитателя детского сада»

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары

1 кв. категория

      Упражнение «Что помогает тебе в работе?»

      Участники стоят в кругу необходимо высказать свое мнение о своем соседе слева, отражающее его сильные стороны  как личности или как профессионала. Высказывание начнем с фразы «Тебе как профессиональному педагогу, помогает в работе то, что ты….»

      В ваших высказываниях прозвучали личностные и профессиональные  качества деятельности педагога.

      Разделить на 2 команд «поколение мудрейших» и «поколение юниоры»

       В настоящее время в обществе активно происходят изменения, связанные с влиянием социальных, экономических, информационных факторов, повышения требований к  профессиональным и личностным качествам педагога.      

     В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога, воспитателя. Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы требует перестройки отношения воспитателей к своей работе в целом. Опора на собственный имидж воспитателя    является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо.

Имидж.

Что же вы представляете под этим словом?

 (ответ воспитателей) 

 По мнению С.И.Ожегов имидж – это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь».

Каждый из нас создает определённый образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, поступков и. т. д.  

Имидж воспитателя.

Что же вы представляете под этим словом?

(ответ воспитателей) 

       Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

                                     

ИМИДЖ   ВОСПИТАТЕЛЯ

        

                   Внешний облик                                             Внутренний имидж            

                                                                                             (соответствие образа                                                        

                профессии)

                                         

                                               

   

        Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.

Задание перечислить составляющие требования к внешнему виду педагога недаром издавна говорят: «По платью встречают, по уму провожают».

            Слайды

 «Требования к составляющим внешнего вида сотрудников ДОУ»

1. Внешний вид

1.1 Аккуратность. Сотрудник ДОУ всегда должен выглядеть аккуратно, быть одет в чистую, выглаженную одежду, подобранную строго по размеру.

1.2. Ухоженность. Обязательно соблюдение правил личной гигиены. Ухоженная одежда, обувь, кожа, волосы, ногти.

1.3. Адекватность. Внешний вид должен соответствовать стилю образовательного учреждения. Не приветствуются вечерние, слишком броские, открытые, прозрачные, вызывающие наряды, а также спортивная одежда.

1. 4. Элементы одежды должны сочетаться по цвету, структуре ткани и стилю, а также отвечать современным тенденциям моды.

1. 5. Умеренность.

2. Общая гигиена

2.1 В обязательное соблюдение правил личной гигиены входят:

- ежедневный душ;

- использование дезодоранта без ярко выраженного запаха;

- уход за полостью рта (особенно после еды); I

- ежедневный уход за волосами;

- уход за руками и ногтями;

- уход за ногами.

3. Волосы прическа

3. 1. Волосы всегда должны быть чистыми, ухоженными.

 3. 2. Волосы ниже плеч должны быть собраны.

3. 3. Волосы должны быть максимально естественного цвета, прическа - не экстремальной.

4. Костюм

4.1 Одежда должна подходить по размеру. Костюм может быть не из одной ткани, но должен идеально сочетаться по всем параметрам. Костюм должен быть сезонным.

Не допускается:

- спортивный костюм;

- костюм, надетый на голое тело;

- глубокий вырез.

4.2 Приветствуются однобортный мужской пиджак безупречного пошива, галстук.

5. Длина

5. 1. Юбка, платье  Оптимальная длина  - до середины колена (± 10 см).

5. 2. Брюки. Предполагается, что брюки должны закрывать туфли/ботинки на 2-3 см.

Слишком длинные или короткие брюки, а также бриджи нежелательны.

5. 3. Рукава. Длина рукава должна быть комфортна и функциональна. Допускается короткий рукав, но исключается его полное отсутствие.

5. 4. Длина одежды должна быть комфортной, закрывающей обнаженные части тела (особенно живот и спину) и элементы нижнего белья.

6. Колготки,

чулки

6.1 Колготки/чулки должны быть:

 - нейтрального цвета - чистые, без дефектов;

- без ярко выраженного узора, а также без сетки или ажура

7. Обувь

7. 1. Независимо от времени года в детском саду необходимо носить сменную обувь.

7.2. Не допускается:

- спортивная, домашняя, массивная обувь;

- изношенная, потерявшая форму, грязная обувь;

- обувь с открытым мысом; ,

- обувь, не зафиксированная на ноге (сабо);

7. 3. Обувь должна быть удобная, чистая (без запаха), фасона, стремящегося к классическому, соответствующая стилю и цвету вашей одежды.

8. Ткани

8.1 Предпочтительно использование натуральных тканей. Допускается трикотаж.

8.2 Нежелательно использование блестящих (с блестками, пайетками, блестящей отделкой, бисером, люрексом), искрящихся тканей. Рисунок не должен быть слишком ярким.

8.3 Вызывающие надписи, фотографии, изображения людей и животных не приветствуются.

9. Цвета

Не рекомендуется чрезмерное использование черного цвета, а также слишком ярких цветов и белого. Предпочтительны теплые и спокойные тона, а также все оттенки серого, коричневого, синего, бежевого цветов.

10.Аксессуары и украшения

Все аксессуары должны сочетаться по цветовой гамме, не быть броскими, вызывающими, должны соответствовать стилю работника образовательного учреждения.

Не следует надевать днем слишком броские и массивные украшения.

   Какой же  вывод можно сделать: требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогут воспитателю улучшить свой профессиональный имидж и добиться успеха.

     Внутренний имидж – это взгляд на свою профессию, работу в ДОУ глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.

 Он определяется степенью удовлетворенности родителей и желанием детей посещать детский сад.

Задание «Я тебя вижу»:

 Составление основных важных качеств составляющие имидж воспитателя (на ватманах):

                   

                       1.  Как родитель.    

                       2. Как  ребенок.                    

   

«Я тебя вижу!»

Какие же основные составляющие  качества  воспитателя определили (беседы с детьми и анкетирование с родителями)в нашем ДОУ  

ребенок

родитель

красивый

добрый

любит

справедливый

любит играть

знает много интересного

ласковый

веселый

умеет дружить

часто хвалит

радуется

интересный

любовь к ребенку

терпение и внимание

требовательность

грамотность

доброта

отзывчивость

ум и понимание

справедливость

креативность

заботливость  бескорыстность

порядочность

отсутствие  вредных  привычек

          Имидж человека по – разному проявляется в зависимости от ситуации: в семейном кругу один, в трудовом коллективе другой, он различен на официальном приеме и на дружеской вечеринке. Но главное – в основе имиджа всегда находится внутреннее «Я» человека. Создавая себя, желательно руководствоваться словами А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

  Какие же личностные и профессиональные качества соответствуют образу  профессии воспитателя, которые составляют внутренний имидж.

Задание: определить личностные и профессиональные качества воспитателя в ДОУ (2 подгруппы – определить личностные и профессиональные)

Имидж  воспитателя ДОУ:

личностный

профессиональный

Уравновешенность

Инициативность

Требовательность        

Справедливость

Аккуратность (опрятность)

Чуткость    

Терпеливость      

Чувство такта    

Чувство юмора  

Общительность  

Жизнерадостность, оптимизм Доброжелательность  

Искренность

Ответственность

Пунктуальность

Бережливость

Работоспособность

Любознательность

Стрессоустойчивость

Авторитарность

Компетентность

Педагогическое мышление, рефлексия

Коммуникативность, коммуникабельность Наблюдательность

Педагогическая эрудиция, оптимизм

Эмпатия

Стремление к саморазвитию

Креативность

Вербальные способности

Гностические умения

Объективность

Рассмотрим одну из составляющих профессиональных качеств педагога-это

вербальные способности т.е. использование вербальных и невербальных средств общения – что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это является важной составляющей имиджа.

Преобразование системы образования, которое происходит в наши дни, рассчитано на творчество педагога, умеющего находить новые подходы к решению профессиональных задач.

От педагога требуется не только высокая квалификация, но и глубокое понимание принципов и функций педагогического общения, в том числе речевого, что обеспечивает оптимально эффективно взаимодействия, как с детьми, так и с родителями

            Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли, впечатления и знания. Словом можно  укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу неуверенность. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: «Слово не стрела, а ранит», «Слово не обух, а от  него люди гибнут».

Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование. «Искусство речевого этикета  включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу», - писал В. А. Сухомлинский.

Профессиональная речь должна быть  правильной, красивой, литературной, лишенная сленговых слов и выражений.

Формула речевого этикета выглядит следующим образом:

Думай             кому         что        как          где              зачем             и  какие

                                                                                        говорить           из этого                                

                                                                                                                 возникают                            

                                                                                                               последствия

Уровень развития коммуникативно-речевых умений воспитателя весьма важен для организации педагогического процесса в ДОУ. От этих умений зависит и результат,  т.е. воспитание творческой, гармонично развитой личности ребенка-дошкольника.

Какими же  коммуникативно-речевыми умениями должен владеть воспитатель:

слайд

••••  умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;

•••• умение оформлять высказывание в соответствии с коммуникативными стратегиями;

••••    умение осознанно ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;

••••  умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного  результата;

•••• умение корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения;

••••   умение проводить самоанализ речевой деятельности.

Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный. Он может быть эффективным только в случае активной речевой деятельности самих педагогов в педагогической деятельности.

Для развития умения анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний, расширению словарною запаса  и обогащению речи педагога помогут следующие упражнения.

           Проведем ряд риторических  игр.

С родителями.

 1.«Какие  фразы целесообразно использовать

для начала беседы с родителем»

Цель. Найти в предложенном списке пять «неудачных», по Вашему мнению, фраз. Затем найдите - нежелательные для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару - «желательную» фразу.

Варианты фраз 

1. Извините, если я помешала ...

2. Я бы хотела ...

3. Вероятно, Вы об этом еще не слышали ...

4. Вам будет интересно узнать ...

5. Я бы хотела еще раз услышать ...

6. Мне представляется интересным то, что ...

7. Я пришла к такому выводу, что ...

8. Вы хотите ...

9. Думается, Ваша проблема заключается в том, что ...

10. Давайте с Вами быстренько обсудим ...

11. Как Вы знаете ...

12. Хоть Вам это и неизвестно ...

13. Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать ...

14. Вы, конечно, об этом еще не знаете .

            15. А У меня на этот счет другое мнение .

16. Конечно, Вам уже известно ...

17. Вы, наверное, уже об этом слышали ...

Неудачные фразы: «Извините, если я помешала ...», «Я бы хотела еще раз услышать», «Давайте с Вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать… , «А у меня на этот счет другое мнение …» .

 Нежелательные фразы и замена их на желательные: 

Я бы хотела ... - Вы хотите.

Вероятно, Вы об этом еще не слышали ... - Вы, наверное, уже об этом слышали ... ;

Мне представляется интересным то, что ... - Вам будет интересно узнать ... ;

Я пришла к такому выводу, что ... - Думается, Ваша чтобы проблема заключается в том, что ... ;

Хоть Вам это и неизвестно... - Конечно, Вам уже известно ...;

Вы, конечно, об этом уже не знаете ... - Как Вы знаете ...

2.  «Давай поговорим... »

Цель. Пользуясь приведенным списком слов и фраз, обыграть в парах ситуации «Извинение», «Сочувствие!», «Утешение!».

1 команда юниоры выразите извинение: Прошу простить ... Прошу извинить… Я очень огорчен…  Мне неприятно… Мне неловко….Пожалуйста, извините… Простите я не хотела…Приношу извинения .. Позвольте попросить прощения ... Я не хотела Вас обидеть ... Я виновата перед Вами ... Я причинила Вам столько хлопот ... Боюсь, что утомила Вас ...

2  команда  мудрейшие выражение сочувствия, утешения: 

Я  Вам сочувствую ... Примите мои соболезнования ... Мне жалко, что

так случилось ... Я Вас понимаю ... Успокойтесь, не волнуйтесь ... Не беспокойтесь ... Не огорчайтесь… Не горюйте... Потерпите… Забудьте об этом ... Возьмите себя в руки… Соберитесь с мыслями ... Не надо об этом думать... Все пройдет... Всякое бывает ..  Ничего не поделаешь ... Вы не виноваты ...

Для развития умения анализировать речевые особенности своею голоса и осознания значения техники речи в профессиональной деятельности воспитателя помогут  игровые упражнения и задания на умение использовать различные интонации.

«Здравствуйте». 

Цель: Произнесите слово «здравствуйте» с разными интонациями. И оцените подтекст, который Вы вкладываете в приветствие.

«Да», Произнесите слово «да» с оттенками  грусти, жалости, скуки, радости, тоски, злости и т.д.

Эти упражнения способствуют развитию имения осознанно и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации и грамотно использовать речевые роли в ситуации общения.

«Совет»

Ситуация: Родитель обращается к педагогу: « ... , мой сын почему-то стал кусаться. Никакие уговоры, никакие наказания не помогают. Почему это происходит?»

Учебная задача: Найдите в списке речевых формул для высказывания совета или предложения те, которые, на ваш взгляд будут наиболее эффективными в общении с родителем воспитанника:

1. Вы обязаны (должны) ...

2. Вам непременно следует поступить так …

3. Разрешите предложить вам ...

4. Я хочу предложить вам ...

5. Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) вам сделать ...

6. Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам).

7. Я предложила бы ...

8. Я предлагаю следующее ...

«Знакомство»

Ситуация. Молодая мама, в нерешительности стоит у кабинета заведующего детского сада, рядом  - малыш с любимой игрушкой.

Учебная задача: Познакомиться с молодой мамой, выступая инициатором общения в роли «руководитель», «воспитатель», «родитель». Составьте и запишите речевые формулы обращения к молодой маме в данной ситуации. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Возможные варианты ответов:

«Руководитель». «Здравствуйте! Вы ко мне? Проходите, пожалуйста, меня зовут ... Обращаясь к ребенку: «Как тебя зовут? Какая красивая у тебя игрушка!»

«Воспитатель»: Обращаясь к ребенку: «Какая замечательная у тебя игрушка! Тебе она очень нравится, да?».

Обращаясь к маме: «добрый день! Я воспитатель из группы ... Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду! Могу я Вам помочь? ».        

«Родитель-родителю»: 1.«Здравствуйте! Вы в первый раз здесь? Я вожу своего ребенка в этот детский сад - нам очень нравятся и воспитатель и заведующая! Если хотите, я Вас представлю?».

Задание: «Просьба»

Ситуация: Воспитателю необходима помощь руководителя, коллеги, родителя в чем-то, что очень важно в этот момент.

Учебная задача:  составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы Вам не смогли отказать («руководитель», «коллега», «родитель»), Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Возможные варианты просьбы:

«К руководитель»: «Обращаюсь к Вам за мудрым советом, .... Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!»

«К воспитателю»: «У Вас такая светлая голова, ... ! Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста! Вы такая способная и добрая!».

«К родителю»: « ... , Вы мастер на все руки и Вам не составит труда сделать для группы... ».

«Телефонный разговор»

Ситуация: Вы взяли трубку зазвонившего телефона, когда проходили по коридору детского сада. Голос в трубке просит пригласить к телефону заведующего.

Учебная задача: Замените предложенные фразы наиболее этикетными формулами ответа на вопросы собеседника:

• «К сожалению, ... еще обедает»

• «Я не знаю, где она. Может быть, вы оставите свой телефон, и я передам, чтобы вам перезвонили?»

• «Она, наверное, снова сидит на кухне. Я скажу, чтобы она перезвонила вам».

• «У нее большие проблемы с одним из родителей. Может быть что-нибудь передать?»

             • «Она ушла в больницу, видимо, плохо себя чувствует.»

• «Она рано, как всегда ушла домой».

• «К сожалению, но .... еще на пришла на работу!»

• «Заведующая, возможно, будет завтра с утра»

Возможные варианты замены:

«В данный момент она занята. Что ей передать?»

«Она сейчас не может подойти. Попросить ее перезвонить вам?»

«Ее не будет до 12.00. Могу ли я помочь вам?»

«Завтра с утра она будет у себя. Перезвоните, пожалуйста, утром.»

      Таким образом,  использование предложенных  заданий  и упражнений        я думаю, помогут вам в общении со всеми участниками педагогического процесса в вашей профессиональной деятельности. 

Какой же вывод можно сделать из чего формируется  имидж воспитателя?

Слово для команды юниоров и мудрейших.

    Следует отметить, из поколения в поколение неизменным остаются: как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.  И я думаю, что в этой связи, имиджу дошкольного воспитателя, принадлежит не последняя роль. Создание положительного имиджа  воспитателя – необходимое условие его плодотворной работы и повышения статуса детского сада.

   Тест "Оценка имиджа".

        Оцените по степени удовлетворенности (низкая, средняя, высокая) следующие компоненты своего имиджа.         На основе полученных данных вы сделаете выводы и начнете строить стратегию по формированию   персонального педагогического имиджа.

Компоненты имиджа

  • данные голоса  -
  •  коммуникабельность -
  •  Самопрезентация -
  • нормы общегражданского этикета (изысканные манеры)-
  •  искусство визуального контакта-
  •  Осанка-
  •  физические данные-
  • ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.)-
  •  прическа-
  •  ароматические средства
  •  аксессуары.

         

Литература.

  1. Этикет для детей и взрослых. И.Н. Курочкина, Москва «Академия» 2001г.
  2. «Развитие коммуникативно-речевых умений будущих педагогов», журнал «Дошкольное воспитание» № 6-2007
  3. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2005.
  4. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование имиджа воспитателя детского сада

Описание работы с воспитателями по формированию имиджа....

Слагаемые профессионального имиджа воспитателя МБДОУ

Выступление на районном семинаре для заместителей заведующих, старших воспитателей ДОУ по теме «Повышение качества образовательного процесса через систему методической деятельности ДОУ»...

Консультация для воспитателей на тему: «Имидж воспитателя»

Консультация для воспитателейна тему:«Имидж воспитателя»...

Консультация для воспитателей на тему:«Имидж воспитателя»

Консультация для воспитателей на тему:«Имидж воспитателя»...

Круглый стол "Имидж воспитателя - имидж детского сада"

Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума (родителей воспитанников, социальных партнеров, сп...

Семинар "Деловой имидж - язык внешности"

Цели:развить у педагогов навыки по созданию собственного гармоничного и индивидуального образа;подвести их к анализу собственного внешнего вида и его изменению, если необ...