МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ОСЕНЬ-ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ" с использованием мнемотехники
консультация по теме

клочко наталья валерьевна

рассказывание с опорой на мнемотаблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley_konkurs.docx440.84 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер - класс

Тема: «Осень, осень, в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам).

        Цель. Учить педагогов ДОУ решать коррекционно-развивающие задачи через непосредственно образовательную деятельность, познакомить с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи (методом мнемотехники).

        Задачи.  Интегрировано подходить к обучению и развитию детей, развивать коммуникативные и познавательные способности старших дошкольников, способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблицы, продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление, побуждать к эмоциональной отзывчивости.

        1 ЭТАП. Практика моей коррекционно-развивающей деятельности показывает, что в качестве эффективного средства при обучении связной речи дошкольников можно использовать приемы мнемотехники, т.к. у дошкольников память носит непроизвольный характер, дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту, с которым они вступали в активное взаимодействие.

        Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. 

        Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.    

         Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. составление рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

        Дидактическим материалом в моей работе служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.  

        Мнемотаблицы использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

        При проведении непосредственно образовательной деятельности на тему «Осень, осень, в гости просим». Составление рассказа об осени» были реализованы следующие образовательные области: коммуникация, познание.

        2 ЭТАП. Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов при организации НОД. Представленный мною метод может эффективно использоваться в развитии связной речи дошкольников. Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи.

Для этого давайте попробуем давать ответы и рассуждения с позиции детей.

Ход непосредственной организованной образовательной деятельности

        На первом этапе создается проблемная ситуация, позволяющая активизировать внимание детей, решить ее путем преобразования абстрактных символов в образы.C:\My Documents\FFOutput\_IMG~1.jpg

Создание проблемной ситуации.

(Отгадывание загадки по мнемотаблице).

ВЕДУЩИЙ

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

- Что за странное письмо, догадайтесь от кого? Расшифруем каждый квадратик. - Как вы думаете, что это может обозначать? (Перекодирование информации)

Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья.

- Кто же это догадались? Докажите.

- Знаю, что вы очень любите гулять. Где же интереснее провести прогулку осенью?  (воспитатели пробуют привести варианты ответов с точки зрения детей)

- Предлагаю отправиться в осенний лесопарк, а чтобы там оказаться надо выяснить: осень – это хорошее время года или плохое.

        На данном этапе проводится игра «Хорошо – плохо» с использованием мнемотаблицы.  Цель игры: закрепить признаки ранней осени, формировать у детей умение строить сложные по конструкции предложения, активизировать словарь по теме «Осень», развивать мышление и внимание.

Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы).

 ВЕДУЩИЙ

 Поиграем в игру «Хорошо - плохо». А вот и наша помощница – таблица. Как вы думаете, почему осень – это плохо? (воспитатели  рассуждают).

Поэтапная работа по таблице.

- Что можно сказать по каждой из картинок?C:\My Documents\FFOutput\_IMG_0002~1.jpg

Варианты ответов детей:

 - Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.

…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.

…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.

…, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.

…, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.

…, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения. C:\My Documents\FFOutput\_IMG_0001~1.jpg

ВЕДУЩИЙ

 Значит осень, какая пора? (Ответы).

- Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему? (воспитатели рассуждают).

Проводится аналогичная работа.

Варианты ответов:

- Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.

…, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну.

…, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук   - готовятся ко сну.

…, потому что собирают урожай овощей и фруктов.

…, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.

…, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки.

. ВЕДУЩИЙ

Значит, осень, какая пора? (Ответы).

Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку».

        Цель следующего этапа: учить детей составлять рассказ, используя дидактический материал в форме мнемотаблицы, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ четким, связным и последовательным.

ВЕДУЩИЙ

Как в лесопарке красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.

- Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы).C:\My Documents\FFOutput\_IMG_0004~1.jpg

- Нарисуем осень не карандашами, а словами.

«Словесный этюд» (Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы) В этом нам поможет наша помощница-таблица.

ВЕДУЩИЙ

А какими словами можно начать рассказ про «Осень»? Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется составление рассказа.

-Что вы можете рассказать по этой картинке? Кто еще знает об этом?

                                         ОсеньC:\My Documents\FFOutput\_IMG_0003~1.jpg

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

- А какими словами можно закончить рассказ?

(Ответы).

- Я думаю, что у вас получатся интересные рассказы, послушаем их. (2-3 рассказа)

- Осень вам дарит новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение об осени, а какое узнаете чуть позже.

        3 Этап. Используя в своей работе методы и приемы мнемотехники, учу детей:C:\My Documents\FFOutput\_IMG_0005.jpg

  • Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • Применение данного метода оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.        

        Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются психические процессы, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
        Использование мнемотехники в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными мониторинга уровня речевого развития детей (область коммуникация).
 

        Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Список используемой литературы

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – СПб, «Детство-Пресс», 2001г.
  3. Полянская Т.Б., Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Зимою белой, белой..." Коллаж с использованием кружева.

Ознакомление педагогов с опытом работы вне занятий путем показа последовательности действий, методов, приемов. форм педагогической деятельности. Коллаж - однин из самых интересных для детей дошкольног...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...

презентация к мастер классу для воспитателей "ОСЕНЬ-ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ" с использованием мнемотехники .

Презентация к мастер- классу для воспитателей  с одноименным названием...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Мастер - класс для родителей в средней группе на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....