Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей
статья на тему

Балабенкова Нина Сергеевна

Использование разнообразных форм педагогического

просвещения родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_raznoobraznyh_form_pedagogicheskogo.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование разнообразных форм педагогического

просвещения родителей

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Вопросы педагогического просвещения родителей рассматриваются многими авторами (Овчаровой Р.В., Гребенниковым И.В., Петровским В.А., Виноградовой А.М., Клариной Л.М., Урбанской О.П., Сенько В.Г.), предлагаются различные диагностические материалы, тематика лекториев, тренинговых занятий для решения конкретных проблем, раскрываются секреты взаимодействия психолога, учителя и родителей. Однако проблемы активизации психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию детей, преемственности в педагогическом руководстве воспитанием детей разных возрастов до сих пор изучены недостаточно. Объединение усилий педагога, учителя и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Существуют разнообразные формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей.

Психолого-педагогический практикум. Достоинство психолого-педагогического практикума в том, что он побуждает родителей к активным воспитательным действиям, вооружает их навыками и умениями взаимодействия с ребенком в условиях семьи. Практикум проводится после лекции или беседы по определенной теме с тем, чтобы закрепить изучаемый материал, углубить его, связать с практикой семейного воспитания.

Встречи «за круглым столом». Эта форма психолого-педагогического просвещения необходима как родителям, так и педагогам. При возникновении в детском коллективе какой-либо конфликтной ситуации или сложной воспитательной проблемы желательно собраться вместе «за круглым столом» представителям всех возрастных групп – детей и взрослых, пригласить нужных специалистов с тем, чтобы на основе взаимного уважения, взаимопомощи, преемственности и единства требований сообща решить проблему воспитания. На такой встрече перед принятием какого-либо сложного вопроса союзникам необходимо посоветоваться, уяснить позиции, выработать общую линию действий на ближайшее будущее. Участие специалистов поможет решать вопросы профессионально, с большей выгодой для всех. Следует заметить, что встречу «за круглым столом» можно проводить и по «придуманной проблеме» в форме деловой игры.

Конференции для родителей. В основном они посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Темы конференций должны быть предельно конкретными. Для того чтобы собрать интересующий педагога и учителя материал и привлечь внимание родителей, на занятиях, предшествующих конференции, дается краткая анкета Конференция открывается вступительным словом ведущего. Далее с краткими сообщениями о своем опыте по конкретным вопросам воспитания детей в семье выступают родители. Чем большее число родителей примет участие в подготовке и проведении конференции, тем больше пользы она принесет.

Групповые дискуссии. Дискуссии, используемые на встречах, повышают психолого-педагогическую грамотность родителей, их участие в жизни ребенка, заинтересованность его проблемами. Дискуссию может запланировать педагог или учитель, построив специально свое сообщение таким образом, чтобы в него вошли спорные вопросы, и простимулировать родителей высказать свое мнение. Кроме того, сами родители могут вступить в дискуссию с ведущим по их желанию. Такой подход к обсуждаемому вопросу надо только приветствовать.

Обучающий эксперимент. В этом случае родители получают задание от педагога научить ребенка какому-то действию, способу поведения, общения или учебному навыку. При этом родители знакомятся с этапами «научения», контролем за результатами.

Демонстрация видеофильмов. Они заслуженно завоевали признание среди всех членов воспитательного процесса. При просмотре видеозаписей различных педагогических ситуации есть возможность взглянуть со стороны на обсуждаемую проблему. В это время родителя могут проанализировать поступки своих детей. Иногда просмотр видеосюжетов вызывает у родителей эффект «узнавания» себя в поведении ребенка.

Семинар предполагает сотрудничество учителя, педагога, родителей в решении проблем семейного воспитания. Для того, чтобы такое сотрудничество удовлетворяло все стороны и достигало существенных результатов, необходимо создать особую форму общения между родителями, с одной стороны, и педагогом и учителем – с другой, которую можно обозначить как деловой контакт.

Консультации. После семинаров возникает необходимость в проведении групповых и индивидуальных консультаций. Групповые консультации тесно связаны с темой коллективных занятий и их всегда можно планировать заранее. Таким же образом можно планировать и значительную часть индивидуальных консультаций, приглашая на них отдельных родителей. Но чаще всего индивидуальные консультации проводятся по запросу. Консультация не дает результатов, если родители становятся в положение пассивных слушателей. Педагог должен вести консультацию в форме совета, вместе с родителями должен искать пути устранения ошибок, недостатков.

При организации педагогического просвещения родителей немаловажное значение имеет форма подготовки к встрече. Для эффективной организации ведущему можно использовать специальные приглашения каждому родителю с указанием темы встречи, даты и места проведения, перечня обсуждаемых вопросов, а также предложить родителям задать заранее интересующий вопрос, чтобы ведущий смог включить ответ на него в основное выступление. Сами дети смогут организовать занимательную форму приглашений, тем самым подключиться к обсуждаемой проблеме.

Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Рекомендации к использованию разнообразных форм работы с родителями.

Рекомендации для воспитателей детских садов о том, как и какие формы работы с родителями можно использовать....

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Работа с родителями «Использование разнообразных форм работы с семьей в ДОУ»

Цель: установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми; вовлечение семьи в общеобразовательный процесс;Задачи:ü привлечь родителей к активной деятельности, через проведение сов...

Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию е...