КРИТЕРИИ ОТБОРА СРЕДСТВ ИКТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья на тему

Колобова Ольга Константиновна

ИКТ-инструменты, используемые в дошкольном возрасте, должны быть по природе своей образовательным, другие — исключаются. ИКТ оказывают помощь в передаче, поиске, демонстрации, переработке и усвоении информации, в том числе в игровой форме: ИКТ как инструмент для записи и коммуникаций: цифровые камеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, телефоны, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства и т.д. ИКТ как инструмент для  поиска, передачи и усвоения информации позволяет фиксировать информацию, найденную и созданную детьми или педагогом, демонстрировать, видоизменять, редактировать, обогащать и др. Для этого применимы компьютеры, сканеры, принтеры, интерактивные доски т.д. ИКТ как инструмент для конструирования и игр: детские электронные планшеты, интерактивные столы,  игровые программы, не работающие устройства и модели устройств, используемые в качестве реквизита в играх конструкторы для создания роботов (LEGO WeDo), и т.д. ИКТ как инструмент для наблюдений и исследований: цифровые микроскопы, цифровые бинокли, калькуляторы и т.д. Использование образовательных программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл критерии отбора средств ИКТ18.66 КБ

Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОТБОРА СРЕДСТВ ИКТ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Критерий применения ИКТ

Характеристика ИКТ

Образовательный характер

ИКТ-инструменты, используемые в дошкольном возрасте, должны быть по природе своей образовательным, другие — исключаются. ИКТ оказывают помощь в передаче, поиске, демонстрации, переработке и усвоении информации, в том числе в игровой форме: ИКТ как инструмент для записи и коммуникаций: цифровые камеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, телефоны, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства и т.д. ИКТ как инструмент для  поиска, передачи и усвоения информации позволяет фиксировать информацию, найденную и созданную детьми или педагогом, демонстрировать, видоизменять, редактировать, обогащать и др. Для этого применимы компьютеры, сканеры, принтеры, интерактивные доски т.д. ИКТ как инструмент для конструирования и игр: детские электронные планшеты, интерактивные столы,  игровые программы, не работающие устройства и модели устройств, используемые в качестве реквизита в играх конструкторы для создания роботов (LEGO WeDo), и т.д. ИКТ как инструмент для наблюдений и исследований: цифровые микроскопы, цифровые бинокли, калькуляторы и т.д. Использование образовательных программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Направленность на сотрудничество. Интеграция с другими видами деятельности

Ключевое значение имеет работа в сотрудничестве в диапазоне различных  способов взаимодействия с ИКТ. Для дошкольников когнитивными стимулами являются: общее внимание, разделение ответственности за работу в группе и совместный результат работы.

Инструменты ИКТ следует максимально полно интегрировать с другими традиционными практиками ДО (развивающими и подвижными играми, работой над проектами, конструированием, рисованием), обеспечивающими релевантность учебного процесса для детей. Средства ИКТ и программные продукты должны быть интегрированы как инструменты творчества, которые нужно применять для конкретных целей и творческих результатов, а не для использования ради самих инструментов.

Поддержка игры Управление со стороны ребенка

Игру (ролевую игру) и ее имитацию считают ведущей деятельностью процесса обучения дошкольников. Предметы, такие как управляемые игровые ИКТ конструкции, важны, поскольку они являются символами для играющих с ними детей, а также предполагают широкий диапазон виртуальных объектов и реальностей. По возможности ребенок должен сам управлять инструментами, а не инструменты должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение.

Наглядность и простота в использовании

Для использования дошкольниками следует отдавать предпочтение «прозрачным» инструментам — их функции должны быть четко определены и наглядны. Ребенку должны быть понятны и конкретизированы функции ми операции конкретного ИКТ-инструмента. Важно, чтобы за одну операцию инструмент выполнял любую четко определенную задачу. Хорошим примером этого является функция перемещения объекта на экране путем «перетаскивания».

Исключать сцены насилия и навязывание стереотипов

Если приложение не соответствует данному критерию, трудно оправдать их использование в каком бы то ни было обучающем контексте. Кроме того, существуют специальные программные средства. Позволяющие ограждать детей от вредоносной информации в среде Интернета. Имеются в виду программные средства:

- программы для ограничения и управления доступом к Интернет-сайтам, содержащим материалы экстремистского содержания, игровых серверов, онлайн-казино, предлагающих быстрое обогащение;

- программы-антивирусы, программы-фильтры или "сторожа" представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов;

- программы-фильтры для блокировки рекламы и всплывающих окон.

Поддерживать осознание вопросов здоровья и безопасности

Время, проведенное ребенком за компьютером, должно быть сравнительно непродолжительным. Для дошкольников период непрерывной ИКТ работы не должен превышать 20 минут.

Поддерживать вовлечение родителей

Эффективность обучения возрастает при постоянном взаимодействии родителей, детей и преподавателей в достижении поставленных целей. В таких случаях дети проявляют более позитивное отношение к учебе и лучше себя ведут. Связь между ДОО и домашней средой ребенка или вовлечение родителей в образовательный процесс является, таким образом, той составляющей эффективных ДОО, которая заслуживает особого внимания. Например, педагоги могут готовить презентации о жизни группы, делать анализ и рекомендации для родителей, демонстрировать  видео- и фотоматериалы, сняты у детей дома, иллюстрирующие использование этих рекомендаций в образовательных целях, создавать журнал детского сада с помощью ИКТ и т.д. В процессе сотрудничества с родителями ИКТ применяется при демонстрации видеозаписей проектов и деятельности детей; организации выставок поделок, изготовленных детьми с помощью ИКТ; организуется общение с родителями с помощью ИКТ (виртуальные переговорные площадки на официальном сайте ДОО). Педагоги могут создавать и собирать электронные портфели детского творчества в течение всего учебного года и затем раздавать эти коллекции родителям на CD или DVD. Важно проводить собрания для родителей, объяснять им политику интеграции ИКТ, разъяснять главные образовательные задачи, показывать используемые формы и виды работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя  дошкольного образовательного учрежденияПоказательПроявление показателяПодтверждающие документыРекомен...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КНИГИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Способность к творчеству, творческая самостоятельность и актив­ность формируются у детей постепенно. В качестве одного из средств, помогающих ребёнку раскрыть свои индивидуальные творческие возм...

Материалы для конкурсного отбора в резерв руководящих кадров системы образования Качканарского городского округа на должность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Пакет документов включает в себя:1 Заявление2 Резюме3 Перечень публикаций4 ЭССЭ на тему «Портрет современного управленца в образовании»5 Вопросы для собеседования с кандидатами на включение ...

Использование средств ИКТ в дошкольном образовательном учреждении.

 В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к это...

Интерактивный плакат - как современное средство обучения в дошкольном образовательном учреждении

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Современный подход к обучению должен ор...