Инновационная работа в МБДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на социокультурном опыте
проект на тему

На сохранение и развитие духовной культуры нацеливают нас Государственные программы и последние законодательные акты в области образования: ФГОС дошкольного образования. Одной из задач ФГОС является задача -  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.     Одна из важнейших образовательных задач парциальной программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» под авторством И.А. Кузьмина  - это соединение интеллектуального и нравственного начала, формирование основ духовности мышления, нравственности и интеллекта.

    Выбор парциальной программы был обоснован возможностями педагогического коллектива, интересами и мотивами родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Полянка» г. Павлово

 Инновационная деятельность МБДОУ

по проблеме  

«Воспитание дошкольников на социокультурном опыте в условиях ДОУ».

г. Павлово,

2017 год

     Слайд 1.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

 

   Слайд 2.

На сохранение и развитие духовной культуры нацеливают нас Государственные программы и последние законодательные акты в области образования: ФГОС дошкольного образования. Одной из задач ФГОС является задача -  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

   

Слайд 3.

     Одна из важнейших образовательных задач парциальной программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» под авторством И.А. Кузьмина  - это соединение интеллектуального и нравственного начала, формирование основ духовности мышления, нравственности и интеллекта.

    Выбор парциальной программы был обоснован возможностями педагогического коллектива, интересами и мотивами родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения (результаты опроса и анкетирования).

На Слайд 3.

Цель инновационной деятельности ДОУ заключалась в повышении эффективности работы дошкольного учреждения и осуществлении дополнительного образования через апробацию программы   «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» в условиях ДОУ.  

Задачи инновационной деятельности:

  • Обеспечение учебно-методических и материальных условий в ДОУ для апробации парциальной программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».
  •   Создание информационно-методического обеспечения для дополнительного образования по познавательно-речевому развитию в направлении  социокультурные ценности российского народа.
  • Развитие социокультурной основы личности дошкольников.

  Слайд 4.

Организация инновационной работы обсуждалась на заседании августовского педагогического совета ДОУ в 2014году.   По  решению педсовета в районный экспертный совет были представлены заявка и Программа инновационной деятельности.

I  этап  – подготовительный (2014–2015гг.). Задачи, которого заключались в изучении методической литературы по вопросу инновации, в создании творческой группы, Дополнительной общеразвивающей программы, тематической развивающей среды с постепенным пополнением и обогащением ее по мере изучения темы.  

II этап – практический (2015-2017 гг.) включал решение задач по реализации  Дополнительной общеразвивающей программы «Колокольчик» и апробации парциальной программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (автор И.А. Кузьмин).

  III этап – завершающий (май 2017 гг.) В данном отчете я представляю результаты инновационной деятельности нашего дошкольного учреждения по проблеме «Воспитание дошкольников на социокультурном опыте в условиях ДОУ».

Слайд 5.

2. Анализ результативности ИД.

 1. Для проведения инновационной деятельности в ДОУ было создано соответствующее нормативно-правовое обеспечение: собран пакет документов (Приказы о проведении инновационной деятельности, «Положения об инновационной деятельности в МБДОУ», «Положения о педагоге-инноваторе», составлена Программа инновационной деятельности ДОУ, справки аналитических отчетов, проведена работа по внесению дополнений в должностными инструкциями и т.д.).

Слайд 6.

2. Социальное партнерство осуществлялось через информирование общественности о начале инновационной деятельности в учреждении на Совете учреждения ДОУ, групповых родительских собраниях, сайте МБДОУ. Немаловажным направлением работы детского сада является взаимодействие с семьями воспитанников. Были разработаны анкеты для родителей с целью  изучения образовательных потребностей, составлены памятки и консультации для родителей по формированию у ребенка элементарных представлений о духовных, нравственных и социокультурных ценностях России. Родители привлекались к участию в образовательном процессе через организацию совместной творческой деятельности с детьми при оформлении самодельного личного альбома ребенка «Мои Истоки».

Слайд 7.

3. Для реализации  программы в ДОУ созданы необходимые материально- 

технические ресурсы и программно–методическое обеспечение:

- приобретена парциальная программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (автор И.А. Кузьмин);  

- приобретены методические материалы и пособия: серия  книг для детей, предлагаемая  авторами программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»;

Слайд 8.

- составлена дополнительная общеразвивающая  программа  «Колокольчик» (имеет экспертное заключение РЭК),

- подготовлен пакет диагностических материалов,

- перспективные тематические планы и картотека  конспектов деятельности с детьми для всех групп (конспекты бесед в Кругу, друзей, сценарии активизирующего общения в центрах детской активности, конспекты занятий для подготовительной группы);

Слайд 9.

 - расписание непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе;

- циклограммы совместной  деятельности с детьми на неделю во второй младшей, в  средней и старшей группах;

- видео материалы (мультфильмы, фильмы, презентации) по темам для образовательной деятельности с детьми;

- карточки-задания для индивидуальной деятельности детей, совместно в паре и с родителями;      

- в старшей и подготовительной группах установлены телевизоры;

- имеется переносное оборудование (ноутбуки, проектор), которые можно использовать в разных помещениях ДОУ в зависимости от целей и задач;

- дошкольное учреждение   оснащено беспроводной системой выхода в  интернет (Wi-Fi);

- принтеры (цветной и черно-белый) установленные в методическом кабинете, используются для распечатки  карточек заданий для детей.

Слайд 10.

4. Кадровое обеспечение. Для повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены  консультации по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе парциальной программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте». Воспитатели познакомились с основами программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» с особенностями организации педагогического процесса на основе интеграции содержания  Образовательной программы ДОУ и парциальной программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте.

         В период проведения инновационной деятельности  педагоги ДОУ проявили готовность и способность к эффективной работе  в новой программе. Вырос уровень профессиональной компетентности работников детского сада – 10 педагогов (77%) прошли аттестацию на 1-ую и высшую  квалификационные  категории. Из них два педагога прошли аттестацию на первую квалификационную категорию, защищая опыт работы по темам: «Опыт формирования представлений о социокультурных ценностях России у детей  младшего дошкольного возраста» и «Опыт формирования представлений о социокультурных ценностях  у детей  старшего  дошкольного возраста на основе использования программы «Истоки: воспитание на социокультурном опыте».

   Опыт работы воспитателя - инноватора по формированию  представлений о социокультурных ценностях России у детей  дошкольного возраста на основе программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» году  был представлен на областном конкурсе «Свет Истины» в апреле 2016, на Всероссийском конкурсе стипендий и грантов им. Л.С. Выготского в номинации «Автор»  в феврале 2017года,  на районных педагогических чтениях «Системно-деятельностный подход как одно из условий повышения качества образования (использование современных педагогических технологий, методов, приемов и форм обучения)»  в марте 2017года, и  на интернет сайтах педагогических сообществ.

Слайд 11.

 3. Определение эффективности инновационной деятельности в МБДОУ детском саду     №29 «Полянка» г. Павлово.

      Определяя эффективность инновационной деятельности в МБДОУ, можно сделать выводы о том, что с включением парциальной программы в образовательную программу ДОУ произошло во первых повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста. Этому способствовали игровые технологии и моделирование, использование ИКТ и активных  формы обучения, таких как круг друзей, работа в паре, которые мотивирую детей на совместную деятельность, закрепляют  навыки коллективного взаимодействия,  формируют умение детей взаимодействовать вместе,  договариваться, приходить к единому мнению.

Слайд 12.

Во вторых, в представленных на слайде итогов мониторинга по формированию основ духовно-нравственного развития детей   наглядно видно, что у  детей наблюдается значительный рост сформированности представлений о социокультурных ценностях российского народа,  таких как любовь, к семье, Родине, желание служить Отечеству, заботиться о ближних, доброта, сострадание, трудолюбие. Активно происходит развитие коммуникативных качеств, умений управлять своей деятельностью, делать нравственный выбор и принимать решение. 

Слайд 13.

Стратегия дальнейшего движения коллектива МБДОУ в режиме инновационной деятельности  можно определить следующим образом:

- Ближняя стратегия – дальнейшее повышение компетентности педагогов в области реализации парциальной программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» в образовательном процессе ДОУ и улучшение качества образовательного процесса в МБДОУ.  

- Дальняя  стратегия – Распространение опыта работы по данной теме педагогами дошкольного учреждения.

Слайд 14.



Предварительный просмотр:

Система формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников

в программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

группа

Культурная категория

Тема

Духовно – нравственные ценности

2-я младшая

социокультурные категории:  

Слово,

Образ,

Книга

СЛОВО.

Любимое имя. Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь. Святое имя. Ангел-хранитель.

Доброе слово. Выражение любви к близким людям. Радость встречи.

Ласковая песня. Ласковое слово. Красивая мелодия. Нежность. Надежда.

Праздничная песня. Новый год. Нарядная елка. Общая радость.

ОБРАЗ.

Любимый образ. Мама. Любовь. Доброта. Забота.

Образ света. Солнышко. Свет. Тепло. Радость.

Добрый мир. Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Покров и защита. Доверие.

КНИГА.

Добрая книга. Книга – связь слова и образа. Первая книга. Живое слово.

Любимая книга. Яркие образы. Чудодейственная сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой.

Ценности родной культуры: отечественный язык, фольклор родного народа (мудрые пословицы, и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки), лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка.

Ценности деятельности человека: значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека; труд – это первооснова жизни и благосостояния человека.

Социокультурные ценности: единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России: родные просторы (поля и нивы), «сказочный лес», «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города; способность целостного восприятия мира, понимание, сочувствие и сопереживание миру природы.

Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование.  

Духовные ценности:

патриотизм, чувство любви к своему Отечеству, потребность в достойном, самоотверженном ему служении сопричастность к  истории, культуре и  достижениям Родины.

Средняя

социокультурные категории:

Семья,

Родные просторы,

Труд земной,

Труд души

РОДНОЙ ОЧАГ.

Дружная семья. Родные люди. Семья. Взаимная любовь. Все вместе – так и душа на месте.

 Домашнее тепло. Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота. Мир. Счастье.

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

Дороги добра. Родной дом – начало всех путей и дорог. Какие из них можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала – основание доброго опыта.

Родные просторы. Поле, лес, река – прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь, являясь частью этого мира? Сказочные образы. Сказочный лес.

ТРУД ЗЕМНОЙ.

Добрая забота. Братья наши меньшие. Доброта. Забота.

Праведный труд. Труд – основа жизни семьи. На земле жить – людям пользу приносить. Труд земной. Труд души. Каким добрым делам научили тебя взрослые?

ТРУД ДУШИ.

Любимая сказка. Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети любят сказки? 

Благодарное слово идет от доброго, любящего сердца. Родительская любовь. Душевное тепло. Любимая игрушка. 

Светлый праздник. Радостный день. Веселый хоровод. Русская березка. Святой храм.

Старшая

духовно-нравственные  категории:  

Вера,

Надежда,

Любовь,

Мудрость

ВЕРА.

Верность родной земле. Родная земля – место, где родился и живет человек. Богатыри и воины – защитники Земли Русской. Благодарная память. Верность и вера.

Святая вера. Свет в душе. Благодать.

Радость послушания. Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой.

НАДЕЖДА.

Светлая надежда. Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда дружит с верой?

Доброе согласие. Общая надежда. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать.

ЛЮБОВЬ.

Добрые друзья. Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие. Взаимопомощь. Добрые дела. Маленькие помощники. Радовать других – радоваться самому.

МУДРОСТЬ.

Мудрое слово. Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, любовь – правила мудрости.

Мудрые люди. Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Опыт любви и правды. Мудрый наказ.

Подготови

тельная

социокультурные категории:

Традиции Слова,

Традиции Образа,

Традиции дела,

Традиции праздника

ТРАДИЦИИ СЛОВА.

Сказочное слово. Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим. Трудолюбие. Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок.

Напутственное слово. Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду? Родительское благословение.

Жизненный путь. Опыт старших поколений. Добрый человек в добре проживет век. Праведная жизнь.

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА.

Светлый образ. Благочестивые родители. Светлый отрок. Благодать Божия. Вера. Молитва. Защитники Земли Русской.

Великий чудотворный образ. Любовь. Милосердие. Смирение. Мудрость. Святость.

ТРАДИЦИИ ДЕЛА.

Мастера и рукодельницы. Золотые руки. Добрая молва. Благодарность мастеру.

Старание и терпение рождают умение.  В каких делах необходимо терпение?

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА.

Семейные традиции. Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство.

Книга – праздник души. Путь книги. Благодарный читатель. Почему взрослые и дети любят читать книги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Инновационная работа в МБДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на социокультурном опыте (прзентация)

Презентация к опыту работы по организации инновационной деятельности в МБДОУ...

Зачетная работа по КПК по теме : «Воспитание дошкольника на социокультурном опыте в процессе реализации программы «Истоки» в соответствии ФГОС ДО».

Тема зачетной работы: «Разработка конспектов основной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки».Конспект образовательной деятельности в ДОУ по программе &laq...

Презентация опыта работы по реализации программы духовно-нравственного воспитания Социокультурные истоки: «Утренний вкус со вкусом сказки».

Главная  цель программы "Социокультуные истоки" - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственн...

«Использование инновационной технологии «бизиборд» для развития духовно-нравственных качеств у дошкольников»

Использование инновационной технологии бизиборд для развития духовно-нравственных качеств у дошкольников...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...