Консультация "Вариативная деятельность в условиях ДОУ"
консультация на тему

Мачинская Татьяна Васильевна

Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnaya_deyatelnost.docx23.64 КБ
Package icon variativnaya.zip2.94 МБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

В современной России внешняя среда функционирования образовательных организаций приобрела новое качество. Особенность их деятельности заключается в том, что результаты работы должны обеспечивать более эффективное и качественное оказание воспитательно-образовательной услуги в ДОУ. Решение этой задачи требует организации эффективного сетевого взаимодействия образовательных организаций, вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ.

Одним из эффективных инструментов образовательной политики, является установление регионально-значимой или педагогически обоснованной вариативной составляющей (части) основной общеобразовательной программы федеральных государственных стандартов нового поколения.

Вариативная часть ФГОС призвана учитывать региональные или потребности ДОУ в воспитательно-образовательной деятельности. Образовательные организации (педагоги) получают возможность разрабатывать дополнительный набор компетенций, которыми должен обладать их выпускник.

Время, отводимое на вариативную часть, может быть использовано на   введение дополнительных структурных элементов:

  •  разделов (тем) дисциплин инвариантной части (обязательная часть);
  • новых образовательных услуг (различных циклов);
  • разделов (тем) инвариантной части;
  • новых модулей инвариантной части; дополнительных модулей;
  • увеличение объема нагрузки (пропорциональное или непропорциональное) по всем элементам учебного плана инвариантной части, задаваемой ФГОС.

     Вариативная составляющая дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения образованности выпускника в соответствии с новыми требованиями ФГОС (целевые ориентиры).

        Основная часть ОП составляет – 60%, часть формируемая участниками образовательной организации – 40%. Эти части являются единым целым ООП, которые включают в себя блоки:

  • целевой
  • содержательный
  • организационный.

Разрабатывая и реализуя вариативную часть ООП необходимо учитывать:

Национальные, социокультурные, экономические, климатические условия;

  • наличие среди воспитанников и родителей представителей различных наций, вероисповеданий
  • наличие различных типов семей, уровень образования родителей, их социальный статус, экономическое положение
  •  учёт особых климатических условий местоположения дошкольной организации

Соответствие потребностям и интересам воспитанников, возможностям педагогического коллектива

  • учёт особенностей здоровья воспитанников
  • учёт  интеллектуальных и творческих интересов воспитанников
  • учёт уровня квалификации и творческих возможностей педагогического коллектива
  • учёт условий, созданных в организации (предметно – пространственная среда)

Поддержка интересов педагогических работников

  • использование кадровых возможностей (наличие  специалистов, педагогов дополнительного образования)
  • использование творческого потенциала педагогов организации  
  • включение традиционных для данной организации форм и методов методической работы

Сложившиеся традиции

  • учёт приоритетных направлений региональной политики
  • учёт основных мероприятий в муниципалитете, которые затрагивают деятельность дошкольного образования
  • учёт традиций, сложившихся в данной организации (праздники и развлечения, тематические дни, мероприятия и формы работы с воспитанниками и родителями и т.п.)

Создание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса

I этап

  • изучение результатов диагностического обследования воспитанников
  • проведение анкетирования и опросов среди родителей и членов их семей
  • определение возможностей окружающего макросоциума

II этап

  • отбор нескольких образовательных программ различной направленности, проведение обсуждения среди педагогов и родителей
  • определение форм и методов  организации работы с воспитанниками

III этап

  • непосредственное написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации  работы с воспитанниками 

Объём частей  образовательной программы

обязательная часть

часть, формируемая участниками образовательного процесса

группы общеразвивающей направленности

60%

40%

группы компенсирующей направленности

80%

20%

группы кратковременного пребывания

90%

10%

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

(первый вариант)

  1. Название вариативной деятельности.
  2. Пояснительная записка (по теме вида деятельности)
  3. Методика работы по теме (возрастные особенности)
  4. Цель
  5. Задачи
  6. Перспективный план

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

(второй вариант)

  1. Название вариативной деятельности (программы).
  2. Пояснительная записка.
  3. Цель программы.
  4. Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные).
  5. Предполагаемый результат к концу года.
  6. Основные виды и формы совместной деятельности (сюрпризные, театрализованные, индивидуальная работа, объяснение, соавторство, фото и видео текущих работ и т.п. и т.д.)
  7. Структура совместной деятельности (интеграция в образовательные области и режимные моменты).
  8. Взаимодействие со специалистами, коллегами и родителями.
  9. Развивающая среда
  10. Отчётность, результативность (мониторинг деятельности)
  11. Учебный план

Способы и приёмы

Часов в месяц

Предполагаемый результат

10

11

12

1

2

3

4

5

Всего

4

4

4

4

4

4

4

Итого

32

  1. Учебный план по количеству конкретных тем

Тема

Месяцы

1

1

2

1

3

1

4

1

Итого в месяц

4

4

4

4

4

4

4

4

Всего в год

  1. Список рекомендуемой литературы

  1. Комплексно-тематическое планирование

п/п

Тема

Программное содержание

Октябрь

1

2

3

4

Предполагаемый результат

1.

2.

3.

4.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВАРИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Старший воспитатель: МБДОУ ДС №1 СП «Ладушки» Мачинская Татьяна Васильевна

Слайд 2

ВАРИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Вариативность – требование ФГОС, устанавливающее, что зафиксированные в нем образовательные результаты могут достигаться за счет использования образовательных программ, отличающихся друг от друга в части отражения требований ООП. Вариативная часть ФГОС предусматривает возможность формирования совместно с работодателями новых/ дополнительных (сверх ФГОС) профессиональных компетенций как готовности выполнять новые/ дополнительные трудовые функции в рамках специализации, а также разработку новых дисциплин, курсов, модульных программ, обеспечивающих формирование указанных компетенций.

Слайд 3

Дополнительные структурные элементы вариативной деятельности:

Слайд 4

Основная общеобразовательная программа

Слайд 5

ООП и ВД включают в себя разделы

Слайд 6

Учитываем

Слайд 7

Создание вариативной части I этап изучение результатов диагностического обследования воспитанников проведение анкетирования и опросов среди родителей и членов их семей определение возможностей окружающего макросоциума II этап отбор нескольких образовательных программ различной направленности, проведение обсуждения среди педагогов и родителей определение форм и методов организации работы с воспитанниками III этап непосредственное написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками

Слайд 8

Желаем творческих успехов!

Слайд 9

Элементы с сайта www.animationfactory.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

Познавательная деятельность как условие развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Данная работа выполнена на тему: «Познавательная деятельность как условие развития речевой деятельности детей дошкольного возраста».       ...

Создание благоприятных условий для занятий по изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС

Из опыта работы воспитателя ЧДОУ «Детский сад №103 ОАО «РЖД» г.Лиски Масловой Людмилы Анатольевны....

«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....