Программа кружковой работы «Умелые ручки»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Щербакова Анжела Владимировна

Вид программы                      авторская

Направленность                     художественно – эстетическая

Возраст обучающихся            5 – 7 лет

Объем  курса                          72 часа

Год разработки                       2015 год

 

 

 

Автор:                                  Щербакова Анжела Владимировна

                                             Воспитатель МАДОУ «Сказка»

                                             Высшая квалификационная категория

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty_umelye_ruchki.docx451.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  «СКАЗКА»

( МАДОУ  «Сказка»)

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом МАДОУ «Сказка»

Протокол от «» августа   № 01

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Сказка»

_____________ О.И. Вильчинская

«______»_______________2015 г

Программа

кружковой работы

«Умелые ручки»

Вид программы                      авторская

Направленность                     художественно – эстетическая

Возраст обучающихся            5 – 7 лет

Объем  курса                          72 часа

Год разработки                       2015 год

Автор:                                  Щербакова Анжела Владимировна

                                             Воспитатель МАДОУ «Сказка»

                                             Высшая квалификационная категория

г. Лабытнанги

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  1. Цели и задачи программы
  2. Объект и предмет, форма работы  программы
  3. Ожидаемый результат
  4. Методическое обеспечение
  5. Условия реализации программы
  6. Дидактический материал и техническое оснащение
  1. Учебно – тематический план
  1. Учебно – тематический план на первый год обучения
  2. Задачи первого года обучения
  3. Учебно – тематический план на второй год обучения
  4. Диагностическое обследование детей
  1. Содержание программы
  2. Методическое обеспечение программы
  1. Формы проведения занятий
  2. Основные методы и приемы
  3. Материально – техническое обеспечение программы

5. Приложение

6. Библиография

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой и общей моторики.

Родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, потому что несвоевременное обучение письму без преподавателя приводит к формированию неправильной техники письма. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.   По способности развития мелкой моторики ребёнка в 5-7 лет можно  судить о готовности его к обучению в школе.

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

  • развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация);
  • развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме;
  • развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов;
  • развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

Цель профилактических  мероприятий по развитию мелкой и общей моторики рук  у детей старшего  дошкольного возраста:

обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи для детей 5-6 лет:

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.

2.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.

3.Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.

4.Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.

5.Расширять знания и представления об окружающем мире.

6.Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.

Задачи для детей 6-7 лет:

1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.

6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Работа по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

1. Гимнастика пальцев и кистей рук;

2. Задания по изодеятельности и конструированию.

3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами

4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

5. Формирование элементарных графических навыков.

Предполагаемый результат профилактических мероприятий по развитию мелкой моторики руки  в кружковой деятельности.

Знать:

  • гигиенические правила письма;
  • правильное расположение тетради и ручки при письме;
  • правила штриховки;
  • правила работы с тетрадью;
  • правила работы с ножницами.

Уметь:

  • сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
  • правильно держать ручку, карандаш;
  • ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;
  • выполнять штриховку, соблюдая правила;
  • самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры;
  • ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
  • правильно держать ножницы и работать с ними.

Объектом  программы  выступают дети старшей, подготовительной группы.

Предмет программы: мелкая моторика рук.

Форма работы: групповая.

Ожидаемый результат:

  • успешное укрепление и развитие детской руки;
  • улучшение координации движений;
  •  эмоциональное благополучие, которое обеспечивает  эффективное развитие способностей каждого ребенка;
  • развитие  разговорной речи, пополнения словарного запаса слов детей;
  • развитие  познавательных процессов: память, воображение, слуховое и зрительное внимание, восприятие;
  • развитие наглядно - образного мышления.

Методическое обеспечение

Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят во второй половине дня. Кружок посещают дети, начиная с 5-х лет. Длительность посещения кружка два года. Дети старшей группы занимаются -25 минут, подготовительной группы-30 минут.

Условия реализации Профилактических мероприятий по развитию мелкой и общей моторики рук.

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Дидактический материал и техническое оснащение:

  • Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»;
  • Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…);
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки;
  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;
  • «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…);
  • Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки;
  • Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов;
  • Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..);
  • Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями;
  • Тематические иллюстрации.

Учебно – тематический план занятий по развитию мелкой моторики руки у детей старшей, подготовительной   группы

l год кружковой работы (5 – 6 лет)

п/п

Названия

занятий

Цель

Форма

проведения

Кол-во

занятий

Сентябрь

1.

1. «Осень» пальчиковая игра

2. «Маленький пекарь»

 

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

 Развивать мелкую моторику рук.

Групповая

1

2.

1. «Осенние листья»

2. «Сортировка»

 Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

Групповая

1

3.

 1. «Мы идем в осенний лес»

2. «Игры – шнуровки»

 Развивать мелкую моторику, выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения:

Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Групповая

1

4.

1.  «Осень» пальчиковая игра.

2. «Резиновая груша».

Развивать мелкую моторику (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умение воспроизводить движения в соответствие с текстом.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Формировать умение ребенка правильно пользоваться пластилином - раскатывать палочки; развивать координацию правой и левой руки; вырабатывать умения ритмично выполнять действия.

Групповая

1

Октябрь

5.

1. "Мальчик пальчик"  

 2. Работа с корзиной и шариками

Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом:

Развивать координацию движения. Мелкую моторику рук.

Групповая

1

6.

  1. «Мы идем в осенний лес» (см. № 3).

  1. «Сухой бассейн»

Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Развивать мелкую моторику, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развивать классификацию по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Групповая

1

7.

1. Как живешь?

2. Игра «Коробочка тактильных ощущений».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Групповая

1

8.

1. «Грибы»

2.Упражнение с пинцетом.

Развивать мелкую моторику пальцев.

развивать точность движений, закрепить знание цветов.

Групповая

1

Ноябрь

9 – 10.

  1. «Осенний букет».

  1. Упражнения с прищепками.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать точность движений, внимание.

Групповая

2

11 – 12.

  1. «Замок».

  1. Выкладывание по контуру.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать точность движений. 

Групповая

2

Декабрь

13 - 14

  1. Двенадцать месяцев – пальчиковая игра.

  1. «Веселые клубочки»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Групповая

2

15 - 16

  1. «Снежок» – пальчиковая игра.
  2. Дидактическая игра «Собери бусы»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур      ( леску).

Групповая

2

Январь

17 - 18

  1. «Снеговик» - пальчиковая игра.
  2. «Картина из бусин»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать точность движений, творческое воображение.

Групповая

2

19 - 20

  1. «Снежинка» - пальчиковая игра.
  2. Скручивание лент

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать точность движений.

Групповая

2

Февраль

21 - 22

  1. Повторение пальчиковых игр на выбор детей.
  2. Ажурный рисунок

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать точность движений.

Групповая

2

23

  1. Повторение пальчиковых игр на выбор детей.
  2. Разноцветная мозаика.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений.

Групповая

1

Март

24

  1. «Капель» пальчиковая игра.
  2. «Волшебные палочки»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать у детей ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Групповая

1

25-26

  1. «Капель» пальчиковая игра.
  2. «Рисование по манке (муке)».

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать у детей точность движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Групповая

2

27

  1. «Весна» - пальчиковая игра.
  2. «Волшебные палочки».

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Развивать у детей ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Групповая

1

Апрель

28 - 29

  1. «Шаловливые  сосульки» – пальчиковая игра.
  2. «Дидактическая игра с крышками».

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Групповая

2

30 - 31

  1. «Весна на ладошках» - пальчиковая игра.
  2. Наполнение бутылки мелкими предметами.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Развивать у детей  координацию движений, мелкую моторику рук.

Групповая

2

32

  1. Пальчиковые игры «Весна».

  1. Конструкторы.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Групповая

1

Май

33

  1. Пальчиковые игры по желанию детей.
  2. Катание карандаша между ладошками.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Развивать у детей  координацию движений, мелкую моторику рук.

Групповая

1

34 - 35

  1. Пальчиковые игры по желанию детей.
  2. Точки по контуру.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.

Групповая

2

36

  1. «Лето наступает» - пальчиковая игра.
  2. «Геометрическая мозаика»

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Групповая

1

ll год обучения кружковой работы (6 – 7 лет)

п/п

Названия

занятий

Цель

Форма

проведения

Кол-во

занятий

Сентябрь

1.

1. Обследование руки детей.

2. Игры с мелким строительным материалом.

Выявить отклонения для дальнейшей работы.

Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.

Групповая

1

2.

1. Первое упражнение. «Подними пальчики». 

2.  «Собери палочки в корзинку».

 Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать общую координацию движений.

Групповая

1

3.

 1. Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные»…

2. «Прогулка» - пальчиковая игра.

 Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Групповая

1

4.

1. «Маланья» - пальчиковая игра.

2. «Мячик».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер.

Групповая

1

Октябрь

5.

1. Знакомство с карандашом.

Игры на развитие 3-х пальцев.

2.«Мы дружные ребята».

Учить детей правильно держать карандаш.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Групповая

1

6.

1. «В осеннем лесу».

2. Игры: «Лепка из твердого материала»,

« Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Групповая

1

7.

1. «Подарки» - пальчиковая игра.

2. Графическое задание.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Групповая

1

8.

1. Развивай глазомер.

Групповая

1

Ноябрь

9 – 10.

1.Игры с песком.

2.Повторение рисунка по клеточкам.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Групповая

2

11 – 12

  1. Игры с прищепками.

Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику рук.

Групповая

2

Декабрь

13-14

  1. Упражнения с мячом.
  2. Пальцы гуляют.

Групповая

2

15-16

  1. Составь узор самостоятельно.
  2. Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

Развивать мелкую моторику руки, точности, быстроты движения,  глазомер.

Групповая

2

Январь

17-18

  1. «Мой город» - пальчиковая игра.
  2. Графический диктант (рисование по клеточкам).

Развивать у детей мелкую моторику пальцев.

Групповая

2

19-20

1. Пальчиковая гимнастика по желанию детей.

2. Графический диктант  Рисование по клеточкам ракеты

Развивать у детей мелкую моторику руки.

Учить детей отсчитывать клетки и соединять их, тем самым развивая моторику рук. 

Групповая

2

Февраль

21-22

  1. Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь».
  2. Работа с ножницами (ленточки, дорожки).

Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер.

Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук.

Групповая

2

23

  1. Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник»,
  2. « Лягушка»

Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности.

Групповая

1

Март

24

1.»Быть здоровыми хотим».

2. Штриховка.

Развивать у детей мелкую моторику пальцев.

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Групповая

1

25-26

  1. Работа с конструктором ЛЕГО.
  2. Волшебный мешочек.

Развивать у детей мелкую моторику руки.

Развивать зрительное внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Групповая

2

27

  1. Игры со счетными палочками.
  2. Графический диктант.

Развивать пространственное мышление, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Групповая

1

Апрель

28-29

1. Скороговорки.

2. обведение рисунков по точкам.

Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Групповая

2

30-31

1. Выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики.

2. Раскраски по цифрам.

Развивать пространственное мышление, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Групповая

2

32

  1. Скороговорки.

  1. Работа с крупой.

Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность

Групповая

1

Май

33

  1. Пальчиковые игры по желанию детей.
  2. Работа с проволокой.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать умение изготавливать игрушки из проволоки, наматывать пружинку на карандаш.

Групповая

1

34-35

1. Пальчиковые игры по желанию детей.

2. Рисование. Дорисуй по клеточкам.

Развивать у детей мелкую моторику пальцев.

Развивать у детей пространственное мышление, его умение планировать собственную деятельность и координацию движения руки, внимание, память, логическое мышление и, что самое главное, формировать  графический навык.

Групповая

2

36

1.Рисование по клеточкам, (схема черепашки).

2.Обследование руки

Развить творческое мышление, координацию движений при письме, концентрацию внимания и логику.

Выявление изменений.

Групповая

1

Приложение 1

l год (5 – 6 лет)

Занятие 1

Осень

1. Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

2. "Маленький пекарь". 

Сделайте тесто вместе с ребенком, раскатайте его, украсьте тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей группой. 

Занятие 2

Осенние листья.

  1. Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
    Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
    Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
    Листья рябины,
    Листики тополя,
    Листья осины,
    Листики дуба мы соберем,
    Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
  2. «Сортировка»

Перемешайте в одной коробке на выбор: два вида бусин, горох и фасоль, ракушки и камушки, пуговицы разной формы и размера. Попросите воспитанников рассортировать предметы. Сортировать можно по цвету, по форме, по размеру. Сначала дети сортирует три вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 5 - 7 групп. Например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую. Важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). 

Занятие 3

«Мы идем в осенний лес»

  1. Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
    А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
    Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
    Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
    Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
    И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
    Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
    На пеньке – опята,
    А во мху – лисички,
    Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
    «Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
    Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
    Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
    Украшай осенний бор!

«Игры – шнуровки»

  1. Отлично развивают мелкую моторику ребенка деревянные шнуровки, также хорошим помощником в обучении будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать. Можно сделать шнуровку самому: вырежьте из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделайте дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Дайте ребенку цветной шнурок и пусть продевает его в отверстия. 

Занятие 4

«Осень» пальчиковая игра

  1. Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
    Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
    Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
    Погляди! – положить ладошки на щеки
    Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
    Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
    Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
    Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
    К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
    Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
    Шапки, куртки надеваем – делаем вид
    И ботинки обуваем – постучать ногами
    Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
    Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь.

«Резиновая груша»

  1. На резиновую грушу нажимая, ребенок получит струю воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. С помощью груши можно поиграть в футбол и загнать струей воздуха ватку в ворота. 

Занятие 5

«Мальчик пальчик»

  1. - Мальчик с пальчик, где ты был? (четыре раза сгибать большой палец левой руки)

 - Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка, Зайку, ежика в иголках. большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами

Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил, (четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются).

  1. Работа с корзиной и шариками.

 На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Занятие 6

  1. «Мы идем в осенний лес» (см. № 3).
  2. «Сухой бассейн»

Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили».

Занятие 7

1. Как живёшь? 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

2.Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Занятие 8

  1. «Грибы»

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец

  1. Упражнения с пинцетом
    Цель:
     развивать точность движений, закрепить знание цветов.
    Материал: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
    Ход игры: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).

Занятие 9 – 10

  1. «Осенний букет».

Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого.)
Будем листья собирать (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, листья рябины, (Поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого) 
листики тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём. ( «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

  1. Упражнения с прищепками
    Цель: 
    развивать точность движений, внимание.
    Материал: коробка, прищепки, набор парных картинок.
    На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
    Ход игры: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.

Занятие 11-12

  1. «Замок»

(ладони прижать друг к другу, пальцы переплести) На двери висит замок. (быстро соединять пальцы в замок и разъединять их) Кто его открыть бы смог? - Потянули! (пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их) - Покрутили! (подвигать сцепленными пальцами от себя к себе) - Постучали! (пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга) И – открыли! (расцепить пальцы0.

  1. Выкладывание по контуру
    Цель:
     развивать точность движений. 
    Материал: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
    Ход игры: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.

 Занятие 13-14

  1. 12 месяцев
    Двенадцать месяцев в году, я вам, ребята, назову:
    Круглый год, круглый год,
    (пальцы зажаты в кулак, вращаем кулачками)
    Январь, февраль, и март идет,
    (поочередно соединяем на название каждого месяца большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
    А там апрель, а следом май,
    (соединяем большой палец с мизинцем правой руки, далее большой палец с указательным на левой руке)
    Июнь, июль, нам август дай!
    (соединяем большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем на левой руке)
    Сентябрь, октябрь, а дальше ноябрь
    (продолжаем с правой руки: поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
    И не забудем добавить декабрь!
    (соединяем большой палец правой руки с мизинцем на правой руке).
  2. «Веселые клубочки»

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Занятие 15-16

  1. Снежок
    Раз, два, три, четыре,
    Мы с тобой снежок слепили.
    (показываем, как лепили в ладошках)
    Круглый, крепкий, очень гладкий
    И совсем-совсем не сладкий.
    Раз – подбросим.
    (поднимаем руки вверх)
    Два – поймаем.
    (прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)
    Три – уроним.
    (опускаем руки вниз)
    И… сломаем.
  2. Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель:  Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.

Занятие 17-18

  1. Снеговик
    Тра-та-та! Тра-та-та!
    (хлопают в ладоши)
    Рада снегу детвора!
    Тра-та-та! Тра-та-та!
    Лепим мы снеговика!
    («лепят» снежки)
    Ком на ком поставим,
    (соединяют руки, поднимают вверх)
    Глазки подведем,
    (соединяют пальцы, приставляют к глазам)
    Нос-морковку вставим,
    (приставляют к носу кулачки)
    Шапочку найдем.
    (кладут ладони на голову)
    Вот какой снеговичок,
    (ставят руки на пояс)
    Снежный белый толстячок!
    (качают головой вправо-влево).
  2. «Картина из бусин»
    Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
    Материал: лист картона, набор цветных бусин.
    Ход игры: на листе картона выложить рисунок по желанию.

Занятие 19-20

  1. Снежинка
    Стою и снежинки в ладошку ловлю.
    (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
    Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
    (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
    Но где же снежинки?
    (на вопрос сжать кулаки)
    В ладошке вода,
    (разжать)
    Куда же исчезли снежинки? Куда?
    (на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
    Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
    (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
    Как видно, ладошки мои горячи.
  2. Скручивание лент
    Цель: развивать точность движений.
    Материал: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
    Ход игры: предложить скрутить ленты от одного края к другому.

Занятие 21-22

  1. Повторение пальчиковых игр на выбор детей.
  2. Ажурный рисунок
    Цель: развивать точность движений.
    Материал: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
    Ход игры: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.

Занятие 23

  1. Повторение пальчиковых игр на выбор детей.
  2. «Разноцветная мозаика»

Занятие 24

  1. Капель.
    Всюду слышен звон капели:
    «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
    Надоели нам метели!
    «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
    Это капели запели
    Песенку свою.
    Так они встречают
    Красавицу-весну.
    Кап-кап-кап, кап-кап-кап
    (стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)
    Капает тихонько.
    (встряхивают кисти обеих рук)
    Кап-кап-кап, кап-кап-кап
    (стучат пальчиком левой руки об ладошку правой руки)
    Капли пляшут звонко.
    (встряхивают кисти обеих рук)
    Кап-кап-кап, кап-кап-кап
    (стучат пальчиком об ладошку)
    Капли побежали.
    (бегут на месте)
    Потому что солнышко капли увидали.
    (руки поднимают кверху)
    Капель слетает с крыши,
    И небосвод высок.
    Бежит ручей, я слышу,
    Его весёлый голосок.
  2. «Волшебные палочки»

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Ход игры: Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Занятие 25-26

  1. Капель.
    Всюду слышен звон капели:
    «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
    Надоели нам метели!
    «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
    Это капели запели
    Песенку свою.
    Так они встречают
    Красавицу-весну.
    Кап-кап-кап, кап-кап-кап
    (стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)
    Капает тихонько.
    (встряхивают кисти обеих рук)
    Кап-кап-кап, кап-кап-кап
    (стучат пальчиком левой руки об ладошку правой руки)
    Капли пляшут звонко.
    (встряхивают кисти обеих рук)
    Кап-кап-кап, кап-кап-кап
    (стучат пальчиком об ладошку)
    Капли побежали.
    (бегут на месте)
    Потому что солнышко капли увидали.
    (руки поднимают кверху)
    Капель слетает с крыши,
    И небосвод высок.
    Бежит ручей, я слышу,
    Его весёлый голосок.
  2. «Рисование по манке (муке)».

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что - то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.

Занятие 27

  1. Весна.

"Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)

Словно с нами говорит.             (Стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)

Плачут от тепла сосульки    (Руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями )

 И на крышах талый снег.   (Соединяем руки над головой углом)

 А у всех людей весною    (Разводим руки в стороны)

Это вызывает смех!     (Хлопаем в ладоши и улыбаемся)

 «Волшебные палочки»

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

Занятие 28-29

  1. Шаловливые  сосульки.

Шаловливые сосульки     (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз.               (Кладем левую руку на правую, как в школе)

Шаловливые сосульки      (Так же)

Посмотрели вниз.           (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

Стали  думать, чем заняться?        (Чешем голову то левой рукой. то правой)

«Будем каплями кидаться!».      (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)

  Целый день идет трезвон:   (Кистями рук рисуем в воздухе круг)

 Дили-дили, дили-дон!           (Взмахиваем кистями рук по очереди.).

  1. «Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.

Занятие 30-31

  1. ВЕСНА НА ЛАДОШКАХ.

 Ура! Весна уже пришла    (Хлопаем в ладоши)
 Капель на улице слышна. (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

 Кап-кап, кап-кап.  (Стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)
 Кар-кар и чик-чирик –  (Ритмично соединяем большой палец с четырьмя остальными, сложенными щепотью - клюв)

 Весенний шум и гам и крик.   (Хлопаем в ладоши).

  1. Наполнение бутылки мелкими предметами.

Ход игры:  В обычную пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики. В конце закройте бутылку крышкой и дайте ребенку погреметь получившейся погремушкой.         

Занятие 32

  1. Пальчиковая игра «Весна».
  2. Конструкторы.

Ход игры: несколько конструкторов с разным принципом соединения деталей. Такие конструкторы помогают ребенку освоить разную степень нажима. 

Занятие 33

  1. Пальчиковые игры по желанию детей.
  2. Катание карандаша между ладошками.

Ход игры: Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите детям, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет весело вертеться в разные стороны. 

Занятие 34-35

  1. Пальчиковые игры по желанию детей.
  2. Точки по контуру.

Воспитатель заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет. 

Занятие 36

  1. Лето наступает.
    Вот и лето наступает
    (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)
    Всех на отдых приглашает
    (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
    Будем плавать, загорать
    (круговые движения кистями, «солнце»)
    И на даче отдыхать.
    (делаем из ладошек «домик»)
  2. «Геометрическая мозаика»

Ход игры: Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Приложение 2

Приложение 1

Занятие 1

1. Обследование руки детей.

2. Игры с мелким строительным материалом.

Занятие 2

  1. «Подними пальчики».

 Ход игры: Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

  1. «Собери палочки в корзинку».

Ход игры:  Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Занятие 3

1. Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные»…

2. «Прогулка» - пальчиковая игра.

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

Занятие 4

  1. «Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

  1. «Мячик». 

Ход игры: Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Занятие 5

1. Знакомство с карандашом.

Игры на развитие 3-х пальцев.

2. «Мы дружные ребята».

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики, (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок).

 Мы с тобой подружим Маленькие пальчики, (ритмичное касание пальцев обеих рук).

 Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца).

 Начинай считать опять: Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями).

Занятие 6

  1. « В осеннем лесу»

Дети в лес грибной пошли (дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу).

 И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили, Засолили, засушили, Заморозили немножко И поджарили с картошкой. (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами).

 На полянке возле кочки

 Мы увидели грибочки: Две волнушки, Две свинушки.

 А два беленьких грибочка Мы увидели на кочке. (дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы).

 Мы съедобные грибы Долго собирали,

А потом своим друзьям

 Вот что рассказали: (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке).

 В бору вырос боровик,

 А под дубом дубовик,

На пеньке сидят опята – очень дружные ребята.

Вырос подосиновик под молодой осиною,

Крупный подберезовик

 – Под белою березою. Если с нами в лес пойдете, («идут» пальчиками по столу).

 Много вы грибов найдете, (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами).

 2. Игры: «Лепка из твердого материала»,

« Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки».

Занятие 7

  1. «Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту).

  1. Графическое задание.

http://pedsovet.su/_pu/68/99107634.jpg

http://pedsovet.su/_pu/68/33920173.jpg

Занятие 8

  1. Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

помоги зайчику попрыгать по кочкам;

попади мячом в корзину;

помоги восстановить волейбольную сетку;

порази цель в тире.

http://pedsovet.su/_pu/68/57145782.jpg http://pedsovet.su/_pu/68/21202876.jpg

Занятие 9 – 10

  1. Игры с песком

Детям можно предлагать такие задания:

пересыпать песок из одной емкости в другую;

отсыпать песок мерной ложкой;

просевать песок через сито;

рисование пальцами по песку;

лепка из мокрого песка;

поиск в песке  зарытых мелких предметов.

  1. Повторение рисунка по клеточкам

http://pedsovet.su/_pu/68/72295488.jpg

Занятие 11-12

  1. Игры с прищепками.

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

приделать ежу иголки;

добавить лучики солнышку;

сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

посчитать примеры;

прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;

указать нужную букву.

Занятие 13-14

  1. Упражнения с мячом

Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:

поступательные движения ладонями вперед – назад;

круговые движения ладонями;

сжимание – разжимание мяча в ладони;

перекладывание из одной руки в другую;

зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);

катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;

прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;

продвижение мячика по нарисованной на  столе спирали.

  1. Пальцы гуляют

(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

Занятие 15-16

  1. Составь узор самостоятельно.

2.Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

Занятие 17-18

  1. « Мой город»

 Город – это улицы, проспекты и дома, (Руки вытянуть вперед, широко раздвинуть ноги, соединить руки над головой).

 Площади, музеи, парков тишина, (Сделать руками круг, поднять сцепленные руки вверх, развести в стороны).

 Блеск огромных стекол, (Руки поднять над головой, шевелить всеми пальцами). Праздничных витрин, Быстрое движенье прохожих (Быстро маршировать на месте).

 И машин. (Руки в кольцо перед собой, крутить воображаемым рулём и бежать по кругу). Мы по городу шагаем, Много видим, называем: («шагают» пальчиками по столу). Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты. (загибают поочередно пальчики, начиная с большого).

  1. Графический диктант (рисование по клеточкам).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:Графические диктантыследует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Занятие 19-20

  1. Пальчиковая гимнастика по желанию детей.

2. Графический диктант.  Рисование по клеточкам ракеты.

Занятие 21-22

  1. Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь».
  2. Работа с ножницами (ленточки, дорожки).

Занятие 23

  1. Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник».
  2. « Лягушка»

Занятие 24

  1. « Быть здоровыми хотим».

«Тише, тише не шумите» Этот пальчик хочет спать, - загнуть большой палец.

 Этот пальчик лег в кровать, загнуть указательный палец.

 Этот пальчик чуть вздремнул, загнуть средний палец.

 Этот пальчик уж уснул,  загнуть безымянный палец.

 Этот крепко-крепко спит, загнуть мизинец.

 Тише, тише, не шумите… Погрозить пальцем Солнце красное взойдет,

 Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

 Будут пальчики вставать! -разогнуть кулачек.

  1. Штриховка

Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Занятие 25-26

  1. Работа с конструктором ЛЕГО.
  2. Волшебный мешочек.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.


Занятие 27

  1. Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

Выкладывание геометрических фигур.

Составление узоров.

Выкладывание предметов.

  1. Графический диктант.

http://3.bp.blogspot.com/-91NBrrXbQSc/Uwp5j6cz5DI/AAAAAAAAIZo/zzv_WOTUs68/s1600/grafi4eskii_diktant_nataliigromaster_02.jpg

Занятие 28-29

1. Скороговорки

1. Сшила Саша Сашке шапку.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

4. Шесть мышат в камышах шуршат.

5. Сыворотка из – под простокваши.

6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

2. обведение рисунков по точкам.

Занятие 30-31

1. Выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики.

2. Раскраски по цифрам.раскраски по цифрам6

Занятие 32

  1. Скороговорки

1.На дворе трава, на траве - дрова.

2.Три сороки – тараторки тараторили на горке.

3. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

2. Работа с крупой

Выложить из крупы  «Золушку». « Дорожку», « Цветок».

Занятие 33

  1. Пальчиковые игры по желанию детей.
  2. Работа с проволокой.

Занятие 34-35

  1. Пальчиковые игры по желанию детей.
  2. Рисование. Дорисуй по клеточкам.

Рисование по клеточкам — весьма сложное, но очень полезное занятие. Оно развивает пространственное мышление ребенка, его умение планировать собственную деятельность и координацию движения руки, развивает внимание, память, логическое мышление и, что самое главное, формирует графический навык. Благодаря этим заданиям малыш в дальнейшем научится писать аккуратно и правильно. http://luchikivnuchiki.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%BC8.jpg

Дорисуй по клеточкам12http://luchikivnuchiki.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D0%BC..jpg

Занятие 36

  1. Рисование по клеточкам, (схема черепашки).

Устный диктант

Отступите 2 клетки вправо и 4 клетки вниз, затем приступайте к диктанту:

3→    4↓    2→    1↑    1→    1↑    1→    1↑    8→    1↓    1→    1↓    1→    4↓    3←    2↓    3←    1↑    1→    1↑    6←    2↓    3←    1↑    2→    2↑    3←    4↑    2←    2↑

Графический диктант Черепаха по клеточкам

2.Обследование руки.

Итоговая диагностика

К концу посещения кружка «Умные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:

Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.

Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

Сформированы графические навыки.

Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

Приложение 3

Таблица по итогам диагностики l года обучения:

Развитие графических навыков

Ф.И. ребенка

Вырезание ножницами (круг)

Штриховка

Срисовывание образца (дорисовывания второй половины рисунка - зеркальной отражение)

1.

2.

Таблица по итогам диагностики ll года обучения:

Развитие графических навыков

Ф.И. ребенка

Срисовывание фразы «Он ел суп»

Штриховка

Графический

диктант

1.

2.

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -15 баллов

Средний уровень - есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от 10 баллов.

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 5 до 10 баллов.

 

Библиография:

  1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
  3. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
  4. Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.
  5. https://doshkolnik.net/podgotovka-k-shkole/graficheskie-diktanty/cherepaha-po-kletochkam.html , http://nataliigromaster.blogspot.com/2014/02/blog-post_24.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы "Умелые ручки"

Программа кружка, включающая занятия по различным видам аппликации, ручному труду, конструированию, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у до...

Программа кружковой работы "Умелые ручки"

Программа кружковой работы...

Программа дополнительного образования по кружковой работе "Умелые ручки" для детей подготовительной группы

Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей....

Программа кружковой работы «Умелые ручки» Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий: Аверьяновой А. П. «Изобразительная...

Мониторинг по программе кружковой работы "Умелые ручки"

Представлен мониторинг по программе кружковой работы "Умелые ручки" по нетрадиционной аппликации. Программа рассчитана  на два года (младший и средний возраст).Рабочая программа кружка ...