Организация развивающей предметно- пространственной среды в соотоветствии с федеральным государственными образовательным стандартом дошкольного образования театральной студии.
рабочая программа

Мочалова Наталия Алексеевна

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учереждение «Жемчужинка»

Организация развивающей предметно- пространственной среды в соотоветствии с федеральным государственными образовательным стандартом дошкольного образования театральной студии.

Подготовила:

Воспитатель: Мочалова Н.А.

п. Харп,2018г.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  • различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Назначение и цели

Развивающая предметно-пространственная среда является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
  • создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Каждая развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  • трансформируемой  – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования.

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
  • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
  • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
  • Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Организация пространства

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены. Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые характеристики. Цвет в помещении, оборудование из различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения»

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы:

  • Тренажерный центр;
  • Центр релаксации;
  • Речевой центр;
  • Сенсорный центр;
  • Центр занятий;
  • Центр моторного развития;
  • Зрительный центр;
  • Центр речевого дыхания;
  • Информационный центр;
  • Центр методического сопровождения;
  • Центр диагностики.

Алгоритм создания предметно-развивающей среды театральной студии в ДОУ.

  • Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
  • Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
  • Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
  • Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения зон.
  • Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме.
  • Продумать последовательность внесения изменений предметно- пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей , их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью. По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно-развивающей среды и заполнить таблицу (Составляется в соответствии с требованиями к предметно-пространственной среде). Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, необходимо упорядочить предметно-развивающую среду: привести количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями основной образовательной программы детского сада; продумать поло-ролевую направленность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся мальчиков и девочек; выявить и удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности детей. Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.

Театральная студия — важный объект развивающей среды детского сада. Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Известно, что дети любят играть. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». В группе детского сада необходимо иметь театральную студию. В нем отводится место для различных видов театра: стендовый: теневой театр, фланелеграф, стенд-книжка, аниматика; настольный: театр картинок, театр игрушек, театр на баночках, вязаный театр; кукольный: би-ба-бо, пальчиковый, театр марионеток, театр на ложках, театр на тарелках, театр из носков, театр из коробочки, театр «киндер сюрприз», фартучный театр, театр тростевых кукол и т. д. Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Театральная студия организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещенное в студии оборудование позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в детском саду, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие:

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  • воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
  • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
  •  развитие эмоций;
  • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие:

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
  •  обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
  •  развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие:

  • содействие развитию монологической и диалогической речи;
  • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
  • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие:

  • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
  •  развитие воображения;
  • приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  • создание выразительного художественного образа;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 Физическое развитие:

  • согласование действий и сопровождающей их речи;
  • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
  • выразительность исполнения основных видов движений;
  •  развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Организуя развивающую предметно-пространственную среду в детском саду, необходимо дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Насыщенная развивающая предметно-пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, учитываются:

  • Особенности эмоциональной личности ребенка;
  • Его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • Индивидуальные предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес  и творческие способности;
  • Поло-ролевые особенности;

При организации театральной студии должны учитываться не только возрастные особенности детей, а также особенности в развитии, что требует при проектировании особое внимание к оборудованию и материалам.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, — важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.

Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:

• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;

• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;

• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;

• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.

Ссылки на  использованные интернет-ресурсы:

1. http://www.rusedu.ru/subcat_40.html

Образовательный портал. Архив учебных программ и презентаций.

2. http://www.metodkabinet.eu/

Предметные области. Библиотека готовых материалов. Педагогическая библио-тека. Тематические коллекции материалов к праздникам.

3. http://www.obruch.ru/

Иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уров-ней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей.

4. http://www.doshvozrast.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей и методических работников детского сада. Конспекты занятий, комплексы оздоровительных мероприятий, сценарии, игры и занятия. Разделы сайта: Методическая работа. Работа с родителями. Конспекты за-нятий. Оздоровительная работа. Правовое воспитание. Игровая деятельность. Про-ведение праздников.

5. http://www.detskiysad.ru/

Портал содержит следующие разделы: Книги по педагогике, Книги по меди-цине, Болезни детей и взрослых, Педиатрия и гигиена, Общее воспитание, Физиче-ское воспитание, Эстетическое воспитание, Трудовое воспитание, Развитие речи, Сенсорное воспитание, Обучение в детском саду, Детское творчество, Развитие в игре, Ознакомление с природой, О детской психологии, Вопросы и проблемы, Ста-ринные игры и забавы, Различная литература.

6. http://detsadd.narod.ru/

Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых ро-дителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного об-разования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспек-тов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций.

7. http://www.detskiysad.ru

Информационно-образовательный ресурс, на страницах которого Вы сможете найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значе-нии детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об ор-ганизации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболева-ниях и о многом другом. Материалы сайта будут полезными не только для молодых родителей, но и для студентов, воспитателей и методистов детских садов.

8. http://www.ivalex.vistcom.ru

Сайт содержит полезные материалы для работников и методистов ДОУ.

9. http://detsad-journal.narod.ru

Журнал адресован работникам всех звеньев дошкольного уровня образования: от помощника воспитателя до руководителя одноименного управления департамента образования, ученым, преподавателям педагогических вузов и колледжей, студентам и аспирантам, гувернерам и родителям. Он для всех, кто неравнодушен к миру дет-ства, судьбе российского дошкольного образования и будущему страны.

10. http://www.solnet.ee/about.html

Солнышко – ежедневно обновляемый познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, з...

Статья "Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в младшей разновозрастной группе в МКОУ Нижнекарачанская СОШ"

Развивающая предметно-пространственная среда включает все окружающие ребенка предметы, влияющие на его, как эмоциональное, так и психическое и эмоциональное развитие, которое он п...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13988767","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13988781","...

«Цифровая образовательная среда в призме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Развитие речи детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Для своевременного выявления и коррекции нарушений речи, необходимо постоянно осваивать и включать в работу инно...

«Цифровая образовательная среда в призме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Развитие речи детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Для успешной работы специалисту нужно освоить все традиционные логопедические технологии, а также мультимедийные...