Методическая работа с малоопытными воспитателями
статья

Касаткина Татьяна Александровна

Методическая работа, являясь важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры, призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса – содействовать его обновлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методическая работа с малоопытными воспитателями»

(старший воспитатель - Т.А.Касаткина)

«Методическая работа

с малоопытными воспитателями»

Методическая работа, являясь важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры, призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса – содействовать его обновлению.

                    Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Так, Белая К.Ю., Конаржевский Ю.А., Орлов А.А., Третьяков П.И., Фролов П.Т., Шамова Т.И. и другие в своих исследованиях рассматривают соотношение понятий «методическая работа» и  «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по разностороннему воспитанию и обучению детей. Таким образом, методическую работу в дошкольном образовательном учреждении можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

          Кроме стратегических, авторы выделяют тактические цели, к которым относится стимулирование творчества педагогов во всех направлениях. Результатом достижения этих  целей являются конкурсы профессионального мастерства, педагогические чтения, тематические творческие встречи, освоение новых педагогических технологий, работа по методическому обеспечению перехода образовательного учреждения в режиме развития и т.д.[1] 

           Коллективные формы профессионального взаимодействия включают в себя много наименований. Охарактеризуем некоторые из них.

          Педагогические совещания – элемент управленческой деятельности       руководства дошкольного образовательного учреждения, наиболее распространенная форма управления, позволяющая использовать коллективный разум, знания и опыт специалистов для решения сложных социальных проблем; организовать обмен информацией и накопленным опытом между отдельными сотрудниками и структурными подразделениями образовательного учреждения; оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей.

          Педагогический совет утверждает организационную структуру образовательного учреждения, участвует в разработке Устава образовательного  учреждения, концепции его развития; формулирует основные цели и задачи деятельности, осуществляет отбор образовательных программ, форм и методов организации образовательного процесса, определяет направления опытно-экспериментальной работы; проводит анализ и осуществляет контроль образовательной деятельности, утверждает состав методического совета аттестационной комиссии; рассматривает вопросы подбора кадров, повышения их квалификации, проводит методические семинары, устанавливает связи педагогического коллектива с научно-методическими учреждениями и т.д. [2] 

          В связи с этим выделяется несколько видов совещаний:

  • информационные – вид совещаний, целью которых является обобщение определенных сведений и изучения руководством образовательного учреждения различных точек зрения на возникающие проблемы;
  • оперативные – вид совещаний, целью которых является получение заведующей детским садом информации о текущем состоянии дел в образовательном учреждении, выработки решений оперативного характера и постановки соответствующих задач перед исполнителями – сотрудниками образовательного учреждения;
  • проблемные – вид совещаний, целью которых является выработка коллегиальных решений по возникающим общим острым и сложным проблемам, касающимся управления воспитательно-образовательным процессом и сотрудничества с родителями воспитанников;
  • разъяснительные – вид совещаний, целью которых является разъяснение и убеждение сотрудников образовательного учреждения в правильности новых стратегических задач и (или) сменой приоритетов;
  • учебно-инструктивные – вид совещаний, целью которых является пропаганда определенных знаний, инновационных технологий и повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения.    

         Это может быть педагогический совет – дискуссия или диспут, круглый стол, творческий  отчет методических объединений или инициативной группы педагогов, деловая игра, фестиваль и т.д.

          Не менее распространенной формой методической работы в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста являются консультации.

          При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций.

          Так, в работах Н.С.Голициной мы находим характеристику такой формы методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели – выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

          Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок, которые он сделает в процессе двухчасовой консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева – достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется. [3] 

               Семинары как отдельная форма методической работы играют важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей и в совершенствовании их профессиональной компетентности. Готовить и проводить семинары можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия.

          На семинарах-практикумах, состоящих из теоретической (семинар) и практической (практикум) частях, воспитатели обобщают и систематизируют передовой опыт, показывают в действии нужные приемы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются. Эта форма предполагает также и отработку тех или иных методов работы  без участия  воспитанников.

          Семинар-брифинг отличается тем, что позволяет максимально активизировать участников как в процессе подготовки к семинару, так и на самом занятии: группа разделяется на подгруппы в соответствии с количеством предлагаемых на обсуждения вопросов. При этом количество участников в подгруппах может быть произвольным. Так как отвечает на вопрос вся подгруппа, а повторения не допускаются, то, естественно, участник оказывается в такой ситуации, что необходимо отвечать основательно и по существу. После того как каждый член подгруппы выступил, начинается обсуждение; при этом возможны дополнения, уточнения, вопросы друг к другу.

          Еще одной формой методической работы с педагогами является тренинг, который предполагает предварительную и итоговую диагностику, хотя бы с помощью метода анкетирования и экспертных оценок, профессиональных умений и навыков педагогов в определенной сфере их педагогической деятельности, подбор практических заданий и игровых упражнений, направленных на формирование недостающих или недостаточно сформированных навыков профессиональной деятельности, которые выполняются в ситуациях программируемой успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической деятельности педагогов образовательного учреждения. Поэтому тренинг может быть краткосрочным, если речь идет о формировании узкоспециальных навыков, например использования физкультурных минуток в процессе проведения занятий с детьми, или долгосрочным, если речь идет о формировании целого комплекса профессиональных операций и действий, связанных с организацией целостного воспитательно-образовательного процесса, а не отдельных его элементов.

          Творческие группы – следующая форма методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Она предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в образовательном учреждении, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность. Работа творческой группы строится по такому алгоритму:

  • выявление проблем и обоснование актуальности их решения для практики работы образовательного учреждения, диагностико-аналитический этап;
  • разработка развернутой программы опытно-экспериментальной работы или научно-исследовательской деятельности, прогностический этап;
  •  организационый этап, создание условий для реализации программы;
  • реализация  программы, практический этап, корректировка использованных методик и технологий, контрольные «срезы»;
  • оформление и описание результатов опытно-экспериментальной или научно-исследовательской работы, обобщающий этап;
  • распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность образовательного учреждения.

          Логическим завершением и результатом творческой  группы являются творческие отчеты педагогов, которые рассказывают о результатах реализации программы экспериментальной, исследовательской и научно-методической работы, делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике образовательного учреждения, предлагают внедрить инновации.[4] 

            Одним из важнейших аспектов методической работы с педагогами является организация изучения передового педагогического опыта, т.к. это один из путей повышения педагогического мастерства.

           Педагогический опыт включает в себя определенные, связанные между собой элементы: педагога, который учит и воспитывает; ребенка, являющегося предметом воспитания, цели и задачи воспитания и обучения; формы и методы и приемы обучения; среду, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности ребенка. Сущность передового педагогического опыта заключается в нахождении наиболее эффективной связи между этими структурными элементами. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, совершенствованию профессионального мастерства.

         Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на  общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию.

          Открытый показ дает возможность установить непосредственный  контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ должен ставить несколько целей:

— пропаганда опыта;

— обучение педагогов методам и приемам работы с детьми.

      Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о теме работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу — просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

          Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДО.[5]

          В случае же коллективного просмотра задача другая: показать наиболее эффективные условия, формы или методы и приемы работы с детьми и их родителями. Особое значение придается реализации методических принципов, определяющих оптимальное воздействие факторов воспитания и обучения (формирования у детей мотивации, смены видов деятельности, динамичности восприятия, развития высших психических функций, продуктивной обработки информации, повторяемости учебного материала, обеспечения переноса способов деятельности, игровой формы проведения занятий и др.)

          Организуются коллективные показы 1 раз в 3 месяца,  чтобы на них могли присутствовать все педагоги. При этом каждый из них получает лист-опросник для наблюдения с набором фраз-утверждений и фраз-вопросов в конструктивной форме.  После просмотра организуется его обсуждение.

           Круглый стол - то одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

           В некоторых ДО используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Это создание литературной или педагогической газеты.  Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т.д. [6]

           Белая К.Ю.  считает, что также важна система непрерывного повышения квалификации (самообразование) каждого педагога ДО, которая  предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта.

           Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

          Результатом этих и других видов работ педагога является процесс-рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта. [7]

          В современных дошкольных образовательных учреждениях используются  также и методы организации методической работы. Метод – это способ взаимодействия методиста и педагогов.

          Наиболее распространена следующая классификация методов.

1. По способу предъявления информации: словесные (устные, печатные), наглядные (методы иллюстраций и метод демонстраций), практические (практикумы, тренинги).

2. По степени самостоятельности в приобретении знаний: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

3. По способу получения знаний: объяснительно-иллюстрированный, программированный, эвристический, проблемный, модельный.

          При этом все более активно применяются новые, отличающиеся от традиционных, интерактивные методы работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения: они дают возможность одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативно-ориентационные задачи.

      Следующий метод организации методической работы – беседа. Беседа – самостоятельный вид или дополнительный метод педагогического исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. В связи с этим беседа  относится к устным (вербальным) методам исследования. С другой стороны, беседа может быть и методом обучения. В том случае она представляет собой диалог, направленный на обсуждение или выяснение какого-либо вопроса, обмен мнениями. Поэтому как метод обучения, характеризующийся наличием вопросов и ответов, беседа помогает спланировать или поддержать разговор заведующей или старшего воспитателя с педагогами на определенную тему. В детском саду  при работе с педагогическим коллективом, в основном, используются воспроизводящие, обобщающие и проблемные беседы. По другой квалификации – установочные, эвристические, итоговые и обобщающие беседы. Точно такие же виды беседы используются при работе с детьми дошкольного возраста, что позволяет легко осуществлять перенос педагогических установок с одной ситуации (общение с коллегами и руководителями образовательного учреждения) на другую (педагогическое взаимодействие с воспитанниками). Так, беседа применяется педагогом с целью активизации умственной деятельности ребенка в процессе формирования установки на приобретение новых знаний (установочная беседа), их «открытие» (эвристическая беседа), повторения и закрепления полученных ранее (итоговая беседа и обобщающая беседа).

          Деловая игра также является  одним из методов организации методической работы, т.к. это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики, т.е. для развития, воспитания и обучения детей и организации взаимодействия с их родителями в случае, если речь идет об использовании деловых игр в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения. Белая К.Ю. отличает проведение деловой игры от метода игрового моделирования.

          Чаще всего, однако, деловые игры применяются для обучающих целей – учебные игры. Среди них выделяют:

  • Имитационные деловые игры – вид игр, связанных с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами, например, от педагогов требуется обыграть с помощью микроэтюдов понятия «развитие», «игра», «воспитание», «обучение».
  • Позиционные деловые игры – вид игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по известным, традиционным и нетрадиционным методикам, технологиям, программам посредством столкновения взглядов и педагогических установок, борьбы мнений. При этом коллектив педагогов делится на команды, микрогруппы, одна из которых ищет и отстаивает достоинства обсуждаемых программ и методик, вторая – их недостатки.
  • Ролевые деловые игры – вид игр, в которых определяются характеристики ролей и позиции участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы. Они похожи на предыдущий тип игр, но при этом педагоги должны отрабатывать не определенную позицию, а социальную роль: например, роль руководителя проекта, роль лидера, роль Льстеца, роль Генератора идей, роль Буфера, роль Оппозиционера, роль Никого-не-трогаю-не-тронь-и-меня и др.
  • Ситуационные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т.е. напряженное действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры связаны с обыгрыванием ситуаций-иллюстраций, ситуаций-упражнений, ситуаций-оценок, проблемных педагогических ситуаций.
  • Сюжетные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определенном сюжете. Сюжетные линии можно проследить представляя различные документы по определенному вопросу.
  • Организационно-деятельностные деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций и практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, методических разработок. При этом ведущий сначала определяет проблему, над которой будет работать коллектив, затем происходит распределение ролей, объединение в микрогруппы и обсуждение проблемы, выработка общей точки зрения на нее, презентация результатов. Обсуждение итогов работы в микрогруппах и разработка проекта решения методических рекомендаций.
  • Функциональные деловые игры – вид деловых игр, который связан с работой инициативных творческих групп дошкольного образовательного учреждения, действующих на протяжении продолжительного времени.                          Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой.

          В настоящее время, учитывая возросшую активную позицию воспитателей, в методической работе с педагогическими кадрами в детских дошкольных учреждениях все более широкое применение находят нетрадиционные   активные   формы. К ним можно отнести встречи "за круглым столом", диспуты, педагогические ринги,    деловые    игры,    "мозговой    штурм", КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кроссвордов по тематике дошкольной педагогики и др.

           Следует назвать и такую признанную форму помощи, как наставничество. Молодой, начинающий педагог всегда может обратиться за советом к своему наставнику, прийти в его группу, посмотреть, как он работает  с детьми. А наставник в свою очередь всегда готов помочь, показать, рассказать.

           Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

          Свою работу с молодыми специалистами старший воспитатель строит с учетом трех аспектов деятельности:

  • «Старший воспитатель – молодой специалист» - создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;
  • «Молодой специалист – ребенок и его родитель» - формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
  • «Молодой специалист – коллега» - оказание всемерной помощи и поддержки со стороны коллег.

Между тем основной задачей является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом

            Методическая работа, являясь важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры, призвана поддерживать нормальный ход воспитательно-образовательного процесса – содействовать его обновлению. Все ее формы направлены на повышение педагогической компетентности воспитателя. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования каждого воспитателя. Однако существует проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению педагогической компетентности каждого педагога дошкольного учреждения. Для этого необходимо искать новые формы работы с коллективом, наиболее эффективные методы активизации творческой деятельности педагогов. Также важным остается вопрос о квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег многим, особенно начинающим педагогам. Необходимо привлекать внимание воспитателей к передовому опыту, новым технологиям работы с воспитанниками. Для полноценного планирования методической работы с педагогами нужно выявлять уровни педагогической компетентности по разным сферам воспитательно-образовательной работы.  Особенно важно, когда речь идет о развитии разных видов деятельности детей дошкольного возраста, закладывающих основы для формирования психологических новообразований, успешного воспитания и обучения детей в условиях семьи и образовательного учреждения. Однако бывает так, что некоторые проблемы не осознаются педагогами, а, следовательно, и не могут быть сформулированы ими в качестве вопросов к старшему воспитателю. В этом случае вскрыть проблемы и определиться с направлением помощи педагогам можно с помощью наблюдений за работой воспитателей с детьми, организацией игровой и других видов деятельности, т.е. нужно провести контроль над деятельность педагогов и дошкольников.

Библиография.

1.  Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №12, с. 6-16.

 2. Белая К.Ю.  Дошкольное образовательное учреждение – управление по результатам. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М., ТЦ Сфера, 2007. – 96с. (2.) Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М., МИПКРО, 2000.- 81с.

4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., ТЦ Сфера, 2009. – 96с.

5. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. М., Айрис-пресс, 2009.-128с.

6.  Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2008.-192с.

7.   Калинченко А.В, Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.-112с.

Медведникова Л.Ф. Школа молодого воспитателя //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №10, с.19-23.

8.  Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ: Методическое пособие. М., Айрис-дидактика, 2008. – 144с.


[1] Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2008.-192с., 4-20с.    

[2] Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2008.-192с., 4-20с.

[3] Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2008.-192с.  23-25с.

[4] Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2008.-192с. 25- 35с.

[5] Белая К.Ю.  Дошкольное образовательное учреждение – управление по результатам. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2006.- 68с. 13-15с.

[6] Белая К.Ю.  Дошкольное образовательное учреждение – управление по результатам. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2006.- 68с. 17с.  

[7] Белая К.Ю.  Дошкольное образовательное учреждение – управление по результатам. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2006.- 68с. 18-20с.                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Консультация для малоопытных воспитателей "Роль воспитателя при подготовке и проведении утренников."

Уважаемые воспитатели! Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Поэтому подготовку к празднику, его...

Самостоятельная работа № 8 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ деятельности старшего воспитателя».

Формы методической работы: все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консуль...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...

«Эффективность организации методической работы,осуществляемой старшим воспитателем ДОУ"

Анкета для опроса о качестве условий оказания методических услуг. Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Ваше мнение позволит улучшить работу старшего воспитателя ...