Аналитическая справка по тематическому контролю "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ".
материал

Соломатина Валентина Владимировна

Тематический контроль "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам тематического контроля

 «Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ»

В период с 19 февраля 2018 года  по 19 марта 2018 года в ДО был осуществлен тематический контроль "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ". 

Целью  тематического контроля было, оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ                                                                                         Проверку осуществлял: старший воспитатель В.В.Соломатина

Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДО.

        В ходе проверки подробно  были проанализированы следующие вопросы:

1.Оценка создания условий.

2.Оценка уровня развития детей.

3.Оценка профессиональных умений воспитателя.

4.Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

5.Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.

Использовались следующие формы и методы контроля:

  • опрос детей, анализ деятельности детей на занятиях, участие детей в конкурсах, выставках
  • анализ просмотренных мероприятий, собеседование с педагогами
  • анализ тематических выставок
  • анализ планирования
  • анализ предметно-развивающей среды
  • взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)

                                                                                                                                           

 В ходе  контроля было отмечено следующее:

  1. Создание условий для Художественно – эстетического развития  в ДОУ. Во всех возрастных группах  недостаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому  развитию детей. Для занятий по лепке есть пластилин, доски, стеки, салфетки. Достаточно материала для аппликации: цветная бумага, картон, бросовый материал, ножницы. В каждой группе есть уголок по изодеятельности. В группах есть уголки для размещения детских работ. Все работы подписаны. Для изодеятельности используется тонированная бумага. Недостаточно изделий народных промыслов. Во всех группах есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений.
  2. Анализ  «НОД по рисованию». Во всех возрастных группах созданы условия для проведения занятий по изобразительной деятельности. Есть план, наглядные пособия. Материал для проведения занятия и свободного использования расположен рационально, в старших группах организовано дежурство. Воспитатели знают задачи, стоящие в каждой возрастной группе, умело организовывают детей на занятие, использую разнообразные методы для активизации мышления, внимания. Соблюдают соотношение пройденного и нового материала.

        На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется музыка и  художественные произведения. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности. В конце занятий проводится анализ детских работ.

  1. Анализ «Музыкальное занятие». При анализе планирования работы по музыкальному воспитанию выявлено, что программное содержание занятий соответствует  программе возрастной группе и  уровню развития детей. Для проведения занятия созданы условия: выполняются санитарно-гигиенические требования, подготовлены наглядные пособия, игрушки.

Педагог Никулина О.А.  в начале занятия, используя мотивацию в соответствии с возрастом, умеет организовать детей, создать соответствующий настрой. На занятии используются различные виды  музыкальной деятельности: драматизация, пение, игра, музыкально-ритмическое движение. Для лучшего усвоения программного материала используются различные методы и приемы. У детей есть возможность проявить творческую инициативу, самостоятельность.

На занятии педагоги умело корректируют виды нагрузки. В старшем возрасте интерес к занятиям сохраняется на протяжении всего времени. Дети старшего дошкольного возраста соблюдают правила поведения, осознанно выполняют требования педагогов. В сюжетных, подвижных играх дети проявляют умения, полученные на занятиях.

  1. «Наблюдения   самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий». В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные виды художественной деятельности. Формы организации применяются в соответствии с видами деятельности: индивидуальная, групповая, совместная с воспитателями. В режиме дня в основном это время во второй половине дня. Место для проведения самостоятельной деятельности организуется специально. Деятельность проводится с подгруппой детей. Инициатива исходит как от детей, так и от педагогов. Разнообразием детские работы не отличаются. В основном действуют по образцу, предложенному воспитателем.

Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления на прогулке, экскурсиях.

  1. «Организации  театрализованной деятельности». Во всех группах ведется  целенаправленная работа по обогащению детей впечатлениями с целью развития театрализованной деятельности: чтение, рассматривание  картин, беседы. анализ навыков и умений по театрализованной деятельности соответствует требованиям возраста. Планирование  театрализованной деятельности осуществляется в календарном плавне.

Во всех группах изготовлено оборудование для театрализованной деятельности: ширмы, кукольный театр, различные виды театров, костюмы, маски. Для создания  и поддержания интереса к этому виду деятельности используются разнообразные методы и приемы. Педагоги обладают достаточным опытом организации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом  детей.

  1.  «Обследования детей   по художественно-эстетическому развитию».  Общие показатели развития изобразительных навыков и умений соответствуют возрастным особенностям. Дети видят и могут дать объективную характеристику эстетических признаков окружающих предметов,  обладают эмоциональной отзывчивостью. Проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, самостоятельно создают сказочные образы в рисунках, лепке.

        Дети умеют в рисунке  передать сюжетную композицию. Старшие дошкольник и владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свое творческие способности.

По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:

  • организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой  программы;
  • организация работы по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие      во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;
  • наблюдается хороший  профессиональный уровень  педагогов.

Отдельные недочеты в работе рекомендованы для исправления:

  • недостаточно оборудования в уголках по театрализованной деятельности;
  • оборудовать в группах уголки народного декоративно-прикладного творчества;
  • разнообразить используемые в работе методы и приемы по развитию творческих способностей.

Рекомендации: С целью  повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО:  

  1. Отметить хорошую организацию работы по  реализации художественно-эстетического развития во 2 младшей группе, в средней группе, в старшей  группе,  в подготовительной  группе.
  2. Создать уголки декоративно-прикладного искусства в группах. (до 25.03.2018г.)
  3. Творческой группе ДО организовать выставку  «Декоративно-прикладное искусство».

                                            20.03.2018г.

                                Ст.воспитатель ___________ В.В.Соломатина

Ознакомлены:

Работа по художественно-эстетическому развитию в ДО осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

Если говорить об условиях для  художественно-эстетического   развития можно следующие:

в ДО № 3 созданы  условия для художественно-эстетического развития    детей. Это  необходимые помещения, мини-музеи, уголки  для художественно-эстетического развития. В достаточном наличии имеется материал для продуктивного творчества.

Содержательный, эстетично оформлен, соответственно возрасту уголок творчества подготовительной  группы воспитатели Мирная М.Н., Лобза И.В.

Например уголок ИЗО в " старшей группе 5-6 лет оснащен частично, т.е не достаточно разнообразного материала для творчества воспитанников данного возраста .  Ребенок должен иметь большой выбор средств, чтобы реализовать свои замыслы и желания. В ходе проверки были даны рекомендации, но педагогами они не были учтены, все осталось без изменения. Для дальнейшей работы педагогам нужно обратить на это внимание.    Но  не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.                

Эффективно воспитателями всех возрастных групп используются приемные комнаты , в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделки. Педагогом дополнительного образования активно используется стенд "планета творчества" где размещаются индивидуальные и тематические выставки воспитанников

 Отслеживание уровня развития детей.

 Практически все дети  проявляют интерес  к изобразительной деятельности, музыкальной. Наблюдается высокая самостоятельная  активность и увлеченность в рисовании, лепке у детей средней группы "Смешарики" воспитатель Грязнова Е.Г., Тужик Ю.Н. и подготовительной  к школе группа "Солнышко» воспитатели Глебова Я.В., Шуликова Т.С.. На занятиях  в основная дети  выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла.                Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. Хорошо умеют сделать анализ работ дети под. группы "Солнышко" педагог доп. образования Слесаренко В.И. Краткое описание созданного изображения (передача формы, строение предмета, композиция , передача движения, цвет).

На музыкальных занятиях дети выразительно исполняют музыкальные произведения, с интересом слушают музыку, совершенствуют музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам. Дети с большим желанием проявляют самостоятельность к исполнению песни.

В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые  навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом  плане). В этом направлении ведется индивидуальная работа с детьми.

Воспитанники старшего возраста: старшая группа "Ягодки" Табанюхов Денис, Додукалова  Полина,  Дембицкая Анастасия - воспитатели Захарова Н.В., Киперь Т.В. под. гр. "Солнышко" Тилимович Елизавета, Филькова Екатерина - воспитатели Глебова Я.В., Шуликова Т.С. участвуют в районном фестивале творческих проектов дошкольников и младших школьников "Радуга" номинация - театральное и кинематографическое творчество.

Оценка профессиональных умений педагогов

Просмотр ООД  позволило сделать вывод: педагоги используют в работе с детьми по данной теме  наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки, персонажи из сказок используя театральных кукол,  а также показ , мультфильмов), применялись разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры драматизации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания). Из выше сказанного,  хочется отметить педагогов Екимова С.А., Альберг И.Н., Семенова Н.А.,   Захарова Н.В.  Продуманная организация занятия Котченко Л.Л., Сладченко Л.Л., Грязнова Е.Г.                       (Е.Г. Грязновой, Котченко Т.С. нужно обратить внимание на подготовку раздаточного и демонстрационного материала к занятию)

Оправданность методов и приемов: активизация самостоятельного мышления анализ  детьми выполненных работ   это педагог Слесаренко В.И.

Данные педагоги  творчески подходят к содержанию каждого занятия, учитывая уровень развития детей своей группы.

 Всегда учитывалось двигательная активность, это физминутки, смена деятельности. Рациональное размещение материала это Т.В.Киперь. Рекомендации:нужно продумывать организационные моменты, используя для возраста данной группы проблемно-поисковые методы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Хорошая подготовка, старания хочется отметить  начинающих воспитатателей  Пожидаеву Т.А., Тужик Ю.Н.

Умению не просто слушать, а воспринимать, чувствовать, "видеть" музыку и не только... учит воспитанников  музыкальный руководитель И.С. Сорокина

занятия проводятся в соответствии с программой, планомерно по всем видам музыкальной деятельности;

Во время проведения занятий И.С. Сорокина  уделяет большое внимание развитию самостоятельности детей, их творческих способностей, учитывая при этом индивидуальные особенности ребенка.

Безусловно, разнообразные музыкально-театральные развлечения, представления – это не только удовольствие и радость для детей. Это еще и возможность коллективного переживания художественных явлений, развитие познавательных интересов, приобретение эстетического опыта, эмоциональное удовлетворение.

Ирина Сергеева является руководителем театра юного зрителя (ТЮЗ). Показано большое количество спектаклей и сказок. В ноябре состоялась премьера сказки «Репка» Хочется отметить артистизм, творческие способности педагогов (Шуликова Т.С., Глебова Я.В., Грязнова Е.Г., Котченко Т.С., Киперь Т.В., Акентьева Е.А., Альберг И.Н., Слесаренко В.И.) Активность, творчество (пригласительные билеты, обьявления) Сладченко Л.Л., Екимова С.А.

На должном уровне ведется  работа по данному направлению у

           учителя-логопеда  Акентьевой Е.А.

           Для работы с детьми у педагога имеются разные виды театров:

           пласткотстной,  пальчиковый, театр-руковичка, кукольный театр

           «любимые герои детей», театр игрушек.  

Елена Анатольевна тесно взаимодействует с родителями: индивидуальные консультации, сменные информационные стенды по актуальным темам, конкурсы.

Педагог дополнительного образования Слесаренко В.И. обучает детей основам изобразительной грамоты, развивает с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.

В.И. Слесаренко находит   индивидуальный подход к обучению, давая, посильный убьем выполняемых работ.

Используя нетрадиционные техниками рисования, педагог помогает детям преодолеть чувство страха и способствует эмоционально положительному отношению к процессу рисования. А также способствует улучшению содержания и качества детских рисунков.

Нетрадиционные техники использует  как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками.

По данному направлению в ДОУ организованы кружки "Юный эколог" Глебова Я.В.,, "Мастерилка" Слесаренко В.И., "Юные волшебники"                  Киперь Т.В.,  "Ивушка" Сорокина И.С.

У  каждого педагога  определены направления работы в области художественно - эстетического развития. При работе используются различные приемы и формы: организация выставок , конкурсов, экскурсии, эксперименты, развлечения

Анализ просмотров позволяет сделать вывод: педагоги владеют методами и приемами. Изложение материала логичное, от простого к сложному, используются разнообразные методы и приемы закрепления пройденного материала.  Воспитатели уверенны в себе, собранны, инициативны, обладают педагогическим тактом, эмоциональны.

Но есть вопросы на что еще нужно обратить внимание педагогам, это:

недостаточное использование воспитателями  нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности.                    

Оправданность и рациональность выбора методов и приемов работы с детьми:

помимо используемых методов активно включать в работу проблемно-поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей  следующим педагогам  Киперь Т.В., Захаровой Н.В.,  

Подготовка к занятию:

Подбор и подготовка демонстрационного  и раздаточного материала к занятию: Грязнова Е.Г., Котченко Т.С.

Предложить вниманию всем педагогам опыт работы оформления детских работ педагогов Екимовой С.А. и Альберг И.Н.

 Оценка планирования работы с детьми

 В календарных планах воспитателей планируются занятия по  изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с художественной литературой. индивидуальная работа с детьми,  беседы по различным темам, наблюдения, самостоятельная деятельность детей. Реализация проектов.

Не достаточно работы запланировано в уголках художественного и музыкального творчества.  

Рекомендация: всем педагогам нужно  использовать новые  формы работы в данном направлении такие как: тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели творчества.        

Оценка взаимодействия с родителями

Взаимодействуя с родителями по проблеме  художественно - эстетическое развитие   детей педагоги уделяют достаточно  внимания.   Организуют выставки рисунков, поделок, совместные мероприятия  в которых принимают участие родители с детьми.

По выявлению у детей интереса к изобразительной деятельности было проведено анкетирование педагогом доп.образования Слесаренко В.И. среди родителей . В опросе приняли участие родители подготовительной группы "Солнышко" Вниманию родителей были представлены 14 вопросов касающихся интереса детей к изобразительной деятельности (анкета и анализ анкет прилагается)

Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп. Проводят индивидуальные консультации. Оформлена наглядная информация по данной теме: "Развитие творческих способностей наших детей", "Зачем детям рисовать", "Тайный язык" детского творчества, "Нетрадиционные техники рисования", "как научить ребенка рисовать", "Малыш начинает рисовать"

 

По результатам тематического контроля можно сделать

следующий вывод:

Проблема художественно-эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей, которая ведется  на достаточном уровне.

Рекомендации:

- включить в работу проблемно-поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей

Срок: постоянно

Ответственные: педагоги старшей и подготовительной к школе групп.

-дополнить уголок по художественно-эстетическому развитию «Мастерилка» в соответствии с возрастом воспитателям старшей группы «Ягодки»              Киперь Т.В., Захаровой Н.В.

Срок: до 09.12.2016г

Ответственные: воспитатели Киперь Т.В., Захарова Н.В.

- воспитателям всех возрастных групп активно использовать нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности

Срок: постоянно

Ответственные:  воспитатели всех возрастных групп

- продумывать подбор и подготовку демонстрационного и раздаточного материала к занятиям воспитателям Грязновой Е.Г., Котченко Т.С.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели Грязновой Е.Г., Котченко Т.С.

-педагогам творчески подходить к оформлению детских работ

Срок: постоянно

Ответственные:  воспитатели всех возрастных групп

- всем педагогам ДОУ использовать в данном направлении разнообразные формы работы: тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели и дни творчества

Срок: в течение учебного года

Ответственные: педагоги ДОУ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Педагогам учесть все рекомендации, предложенные выше и принять к исполнению.

 

 

  Ст. воспитатель:

Бабинцева Т.Н.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам диагностики,образовательная область"Художественно-эстетическое развитие"

 Согласно годовому плану работы МДОУ №41, мною проведен мониторинг уровня усвоения программного материала по примерной общеобразовательной программе «Детство», под редакцией Гогоберидзе, Б...

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Аналитическая справка по итогам мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет за 2017 - 2018 учебный год

Цель диагностики: Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 5-6 лет при реализации программы инновационной работы МБОУ «Излу...