Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ»
методическая разработка

Шепенева Анжелла Николаевна

Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми.

Задачи:

  • Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием «образовательная ситуация»; с характеристиками, принципами классификации и алгоритмом создания образовательной ситуации.
  • Создать условия для разработки реальной  образовательной ситуации.
  • Развивать рефлексивные способности, умение осознавать приобретенные знания и навыки, выстраивать траекторию дальнейшего саморазвития.
  • Способствовать формированию навыков саморегуляции, коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная часть Совета педагогов

«Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми.

Задачи: 

  • Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием «образовательная ситуация»; с характеристиками, принципами классификации и алгоритмом создания образовательной ситуации.
  • Создать условия для разработки реальной  образовательной ситуации.
  • Развивать рефлексивные способности, умение осознавать приобретенные знания и навыки, выстраивать траекторию дальнейшего саморазвития.
  • Способствовать формированию навыков саморегуляции, коммуникативных навыков.

Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация; 2 картинки (фотографии) с изображением образовательной деятельности с детьми, разрезанные на 5 частей (по количеству участников микрогрупп);  распечатанные определения «образовательная ситуация» по 2 штуки каждого определения; бланки 4 штуки для разработки образовательных ситуаций; «телеграфная» лента на каждого участника в достаточном количестве.

Ход.

  1. Добрый день, уважаемые коллеги.

Прежде чем обозначить тему нашей встречи, хотелось бы услышать, какие формы организации образовательной деятельности вы использовали в ходе сегодняшнего (вчерашнего) рабочего дня? (высказывания педагогов – занятие, образовательная ситуация).

Слайд 1. Итак, тема сегодняшней встречи перед вами на экране.

Деление на команды. Для плодотворной работы я предлагаю вам разделиться на две команды. Для этого возьмите часть паззла (педагоги выбирают  по одной части паззла), должно получиться 2 картинки,  сложите паззлы, те, кто собирали первую картинку – команда ….; те, кто собирал вторую картинку – команда ….

  1. Что же такое «образовательная ситуация»? Каковы её отличительные признаки?

Перед вами несколько определений разнообразных форм образовательной деятельности, выберите, какие из них, по вашему мнению, больше всего определяют сущность «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ» (работа в командах 3-4 мин.). Высказывание педагогов.

Слайд 2. Внимание на экран. Существует несколько определений понятия «образовательная ситуация».

  • А.Тубельский утверждает, что «образовательная ситуация разворачивается как бы в двух плоскостях: как запуск самодвижения ребенка в направлении изучаемого содержания и как возникновение нового знания. Характер этого нового знания вполне предугадать невозможно, но оно соразмерно индивидуальности каждого и его целенаправленному усилению. При этом к педагогу, организующему и работающему именно в образовательных ситуациях, существует минимальное, но необходимое требование – допускать возможность проблематизации имеющегося у него знания новым: тем которое получено здесь и сейчас, совместно с детьми».
  • Слайд 3. А.В.Хуторской: «Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции».
  • Слайд 4. Л.М.Кларина, З.А. Михайлова определяют образовательную развивающую ситуацию, как совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем, имеющую:
  • Гибкий сценарий
  • Связь с опытом и интересами детей
  • Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром
  • Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества
  • Рефлексию способов средств решения задач.
  • Слайд 5. По определению Т.И.Бабаевой образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка.

В ФГОС дошкольного образования предусмотрены следующие формы совместной деятельности – непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, взаимодействие с родителями. Образовательная ситуации встраивается в образовательный процесс в ходе  занятия, какого-то образовательного режимного момента, как введение в самостоятельную деятельность. В режиме дня педагог может планировать несколько образовательных ситуаций. Наша задача показать предмет, явление, знание с разных точек зрения (в речевом, познавательном, художественно-эстетическом развитии).

Слайд 6. Характеристика образовательной ситуации

  • Структурная единица образовательной деятельности;
  • Возникает спонтанно или организуется целенаправленно;
  • Является конкретным временным и пространственным элементом образовательного процесса;
  • Разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении осваиваемого образовательного содержания;
  • Предполагает совместное решение задачи педагогом и детьми;
  • Учитывает индивидуальность и субъектность ребенка в достижении результата;

Исходя из представленных характеристик, образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.

Слайд 7. Что дает образовательная ситуация ребенку?

  1. ОС стимулирует развитие ребенка, так как есть проблема, которая требует поиска решения.
  2. Новизна решаемой задачи, которая постоянно поддерживает интерес ребенка
  3. В ходе ОС у ребенка формируются исследовательские отношения.
  4. Многообразие возможных решений. Ребенок может выбрать один из вариантов решения.

Слайд 8. Классификация образовательных ситуаций.

Существует несколько оснований для классификации образовательных ситуаций. Их можно создавать в рамках образовательных областей. Можно использовать для классификации целевые ориентиры, и уже под них проектировать деятельность. Структура образовательной деятельности также может служить основанием для классификации (ситуации мотивации; ситуации реализации деятельности, ситуации рефлексии и оценки).

Возможно классифицировать образовательные ситуации по видам деятельности: 

Команда № 1. Вспомните, какой вид деятельности ведущий у детей до трех лет, на что соответственно должна опираться образовательная ситуация? (высказывания педагогов)

  • Слайд 9. До трех лет ведущая деятельность ребенка предметная. То есть в основе познания ребенка находится некий предмет. Следовательно образовательная ситуация должна строится на познание предметов. Предметом для ребенка является не только мяч, кукла, дерево, но и человек, и речь и т.д. Ребенок в этом возрасте опредмечивает все, даже казалось бы то, что никак не подлежит опредмечиванию. Основной способ познания в раннем возрасте также носит предметный характер. Малыш все пробует на вкус, бросает, мнет и т.д. Сегодня прикусывая мяч, ребенок познает его свойства. А завтра прикусывая другого ребенка, который является также предметом, играющим рядом, он познает разницу между ними.

Команда № 2. Что является основным интересом для детей от 3 до 5 лет, на что должна опираться образовательная ситуация? (высказывания педагогов)

  • Слайд 10. Для детей от 3 до 5 лет характерно новое содержание развития. Ребенок начинает уходить от предметного мира, которым он в полной мере пресытился, его начинает интересовать социальный мир во всех его связях, соподчинениях. Он начинает воспринимать предметы не как отдельные, а в связке, то есть предметный мир начинает выглядеть для него более социально. Следовательно, основным направлением для деятельности воспитателей становятся познание социальных отношений, связей. Также в этом возрасте появляется сюжетно-ролевая игра, поэтому образовательная ситуация строится на каком-либо сюжете, связана с ролевым взаимодействием, с поисковой деятельностью.
  • Слайд 11. От 5 до 7 лет у ребенка возникает потребность в самовыражении. Поэтому образовательные ситуации должны усложняться (для решения основной проблемы нужно решить несколько более мелких ситуаций). Ребенок должен иметь возможность аккумулировать весь свой опыт, выразиться, показать свои способности, возможности.

Слайд 12. Для описания образовательной ситуации разработан определенный  алгоритм.

  1. Название, которое должно быть ориентировано на ребенка, то есть понятное ему.
  2. Задачи (1-2). Это должны быть приоритетные задачи, иметь конкретную формулировку.
  3. Контекст ситуации для педагога, то есть что делается по отношению к ребенку.
  4. Контекст ситуации для детей (какую установку педагог предлагает детям).
  5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)

Образовательная ситуация

Задача:

Проблема:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Практическая деятельность  в командах. Задача: составить образовательную ситуацию по данным. Каждая команда отрабатывает 2 образовательные ситуации:
  1. Дети от 3 до 4 лет. Познавательное развитие, первые шаги в математику.

Задачи: закрепить знание счёта в пределах 5. Знание цифр 1-5 и узнавание их среди других. Развивать воображение и сообразительность, конструктивные способности.

  1. Дети от 6 до 7 лет. Художественно-эстетическое развитие, музыкально-игровое и танцевальное творчество.

Задачи: учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Представление и обсуждение образовательных ситуаций.

  1. Слайд 13. Подведение итогов.

Упражнение «ТЕЛЕГРАММА». Раздать ленты для телеграмм

Уважаемые педагоги,   предлагаю вам  заполнить  бланк телеграммы, ответив на вопросы, размещенные на слайде:  «Что  вы  думаете  о  прошедшем  занятии?  Что  было  для  вас важным?  Чему  вы  научились?  Что  вам  понравилось?  Что  осталось  неясным?  В  каком направлении  нам  стоит продвигаться дальше?» Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание –  телеграмму из 11 слов. Зачитываются тексты телеграмм.

Слайд 14. Спасибо за активную работу и интересные идеи.

Раздаточный материал.

Данная форма работы разворачивается как бы в двух плоскостях: как запуск самодвижения ребенка в направлении изучаемого содержания и как возникновение нового знания. Характер этого нового знания вполне предугадать невозможно, но оно соразмерно индивидуальности каждого и его целенаправленному усилению. При этом к педагогу, организующему и работающему именно в данной форме, существует минимальное, но необходимое требование – допускать возможность проблематизации имеющегося у него знания новым: тем которое получено здесь и сейчас, совместно с детьми.

__________________________________________________________________

Данная форма работы обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции.

__________________________________________________________________

Данная форма работы есть совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем, имеющую:

  • Гибкий сценарий
  • Связь с опытом и интересами детей
  • Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром
  • Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества
  • Рефлексию способов средств решения задач.

_________________________________________________________________

Форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Она порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка.

Это форма организации обучения с группой обучающихся определенного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой программой обучения  ___________________________________________________________

Метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

Образовательная ситуация:  

Задача:

закрепить знание счёта в пределах 5. Знание цифр 1-5 и узнавание их среди других. Развивать воображение и сообразительность, конструктивные способности.

Проблема:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Образовательная ситуация

Задача:

учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Проблема:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Основой для составления консультации послужили материалы семинара В.А.Деркунской «Образовательный процесс в детском саду на основе примерной образовательной программы «Детство» в условиях введения ФГОС ДО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом. «Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. ...

Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в дошкольном отделении.

Принцип интеграции образовательных областей  - является одним из основных принципов  развития современного дошкольного образования. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошк...

Консультация для педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО»

В материале рассмотрен вопрос организации образовательного процесса ДОО в форме образовательной ситуации....

«Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО».

А.В.Хуторской: «Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками обра...

Консультация для воспитателей ДОУ "Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ"

Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ...

Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО

Образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение зад...