Диагностический инструментарий для выявления умений детей игре в шахматы
методическая разработка (подготовительная группа)

Саитгалиева Гульнара Сабирьяновна

Диагностический инструментарий предназначен для педагогов обучающих воспитанников игре в шахматы. Диагностический инструментарий для детей 6-7 лет жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instrumentariy_6-7.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система мониторинга по выявлению умений детей играть в шахматы

Диагностика направлена на выявление основных показателей готовности ж усвоению программы и степени их освоения. Для обследования  используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

1.        ШАХМАТНАЯ ДОСКА, Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль», То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски, «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски,

2.        ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана,

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет»,

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур Дета называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек», ребенок но одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении,

4.        ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны5 одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры
и задания

«Игра на уничтожение». У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника,

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

5.        ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: стоит ли король под шахом или нет,

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю,

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: дан ли мат черному королю.

«Рокировка»» Ребенок должен определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях,


Педагогическая диагностика по выявлению умений детей играть в шахматы

Группа №____

Дата: _____________________

Список детей

Знает историю возникновения шахмат

Знает шахматную доску

Знает и правильно называет шахматные фигуры

Знает как ходят шахматные фигуры

Умеет расставлять фигуры на шахматной доске

Знает и использует в речи шахм.термины

Умеет определять позицию - шах

Умеет ставить шах

Умеет объявлять мат

Соблюдает правила игры

Может решать конфликтные ситуации с

партнером

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО 1 Какие нормативно-правовые документы Федерального уровни регулируют деятельность ДО...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Пакет диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей первого года жизни ребенка с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов.

Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе э...

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений молодого педагога

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устр...

Диагностический инструментарий для выявления компетенций наставника

Представлен диагностический инструментарий для выявления компетенций наставника...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....