«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»
методическая разработка

Методическая разработка предназначенна для старших воспитателей и заместитетлей заведующего по учебно-воспитательной работе. В материалах представлена модель внутрифирменного обучения педагогических кадров, содержится описание фронтальной работы в форме годового педагогического проекта на актуальную тему - организация совместного образования детей-инвалидов и здоровых детей в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт – Петербурга

 «Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»

Тема

«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»

Санкт – Петербург

2018 год

Пояснительная записка

В системе образования Российской Федерации в последнее годы происходят существенные изменения: обновление содержания образования, вариативность, дифференциация методов и форм работы с детьми, широкое использование инновационных педагогических технологий и так далее. Изменения в образовании подкреплены следующими нормативными документами:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации», приказ № 273-ФЗ от 29.12.2012
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», приказ N 1155  Минобрнауки РФ  от 17.10. 2013 г.;
  • Профессиональный стандарт «педагог», приказ № 544н Министерство труда и социальной защиты РФ от 10.10.2013 г
  • Закон «Об образовании в Санкт - Петербурге», приказ № 461-83 от 17.07.2013 г.
  • «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 гг.»
  • Концепция развития системы образования Калининского района Санкт – Петербурга на 2016 -2020 годы»

Успех реализации изменений образовательного процесса  определяется тем, насколько готов к принятию инноваций сам педагог. Перемены  оказывают существенное влияние на деятельность педагога, изменяют смысл и содержание педагогического труда, требуют от педагога постоянного обучения, повышения его профессиональных компетенций.

Одним из механизмов, который позволяет повысить профессиональное мастерство педагога, организовать локальную образовательную среду, обеспечивающую и инициирующую профессиональный рост, является внутрифирменное обучение на базе образовательной организации. План внутрифирменного обучения разрабатывается с учетом потребностей педагогического коллектива: опыта работы  в профессии или дефицита профессиональных компетенций педагогов. Представленная разработка – модель внутрифирменного обучения, содержит описание фронтальной  работы с педагогическим коллективом в форме годового педагогического проекта на актуальную тему -  организации совместного образования детей-инвалидов и здоровых детей в условиях неспециализированных дошкольных образовательных учреждений.  

Актуальность

Много лет в нашем государстве  масштабно не занимались проблемами людей с ограниченными возможностями здоровья.  И только в последние годы на законодательном уровне приняты решения о социализации этой категории людей в разных сферах жизни, в том числе и в  образовании.  У родителей появилось право выбора,  где и как будет обучаться ребёнок «не такой, как все». Но насколько  мы – педагоги, родители с одной и с другой стороны готовы к переменам, когда в условиях неспециализированных дошкольных образовательных учреждениях будет организованно совместное образование детей-инвалидов и здоровых детей.  Насколько  дети 6 лет готовы к появлению в детском саду сверстников «не таких, как все» или к   встрече с одноклассниками в  школе, или просто встретить их в обычной жизни. Много вопросов…

Вопрос готовности педагогов работать в новых условиях возник из анкетирования  на тему «Самооценка уровня профессиональной компетенции  педагога требованиям профессионального стандарта». В пункте «Использовать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс  всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании…..обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» педагоги поставили низкую оценку. Это позволило взять за основу разработку фронтального Педагогического проекта по повышению профессионального уровня воспитателей в данном направлении педагогической деятельности.

Проблема

  • Умение работать с детьми разных категорий является новым требованием, предъявляемым к современному педагогу. В арсенале воспитателя нет теоретических  знаний, практических умений, нет методического сопровождения образовательного процесса.
  • У детей нет опыта общения и взаимодействия со сверстниками – детьми, имеющими отклонения в здоровье
  • Родители здоровых детей и детей, с отклонениями в здоровье, с трудом представляют организацию совместного образовательного процесса,

Приоритетные направления  в разработке Педагогического проекта

  • Учёт социальной  ситуации в образовательном учреждении

           В детском саду пока нет детей-инвалидов, поэтому педагогический проект был    

           направлен:

           -  на социальный аспект – принятие педагогом данной ситуации,

           - педагогический аспект - через образовательную деятельность подготовить детей  к                

            встрече с «особыми людьми», сформировать  адекватную и  позитивную

            жизненную позицию по отношению к людям с ограниченными возможностями

            здоровья и показать возможные пути  взаимодействия с ними (общение,          

            совместные действия), а так же осуществить поддержку родителям в

            информирование предстоящих перемен в образовании, способствовать повышению  

            педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.  

  • Используемый материал в педагогических мероприятиях  носит выраженный практико-ориентированный характер, теоретические знания апробируются педагогами еще в процессе обучения. Каждое встреча включает теоретическую (лекционную) и практическую части.  
  • Выбор современных интерактивных форм организации кадров, которые позволяют повысить интерес к теме, активность в обсуждении, поиске и принятии решения, а также в создании продукта педагогического проекта.
  • Выбор современных технологий, методов и приёмов работы с кадрами внутри педагогического мероприятия, которые позволяют отработать аналитические, практические навыки педагогов.
  • Привлечение сетевых партнёров – специалистов для преодоления трудностей и более глубокого понимания проблемы; использование возможности  ознакомления педагогов с инновационным опытом других образовательных учреждений

Педагогический проект

Цель педагогического проекта: обеспечить развитие профессиональных компетенций педагогов для обеспечения совместного образовательного процесса здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Расширять знания у педагогов о  нормативной базе, регулирующей организацию образовательного процесса в контексте инклюзивного образования.
  2. Обеспечить принятие социальной ситуации педагогом, определить необходимые условия и факторы для эффективного внедрения инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  3. Оснастить педагогов необходимой теорией в области инклюзивного образования.
  4. Вооружить педагога практическими технологиями, методами и приёмами работы с детьми и родителями.
  5. Способствовать развитию  творческого потенциала педагогов.
  6. Оказать личностную поддержку участникам педагогического проекта.
  7. Создать предпосылки организации современного образовательного процесса с детьми и родителями, поднять на более высокий уровень качество образования в ОУ.

   Итоговый продукт: разработать  детско-родительский проект «Особые люди»

Предполагаемые социальные и образовательные эффекты (предполагаемый результат):

  • Педагоги владеют нормативной базой в области инклюзивного образования.
  • Педагоги принимают ситуацию, укрепляется установка на совместную работу   здоровых детей и детей с ОВЗ.
  • Возрастает уровень профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «педагог» в направлении работы с детьми разных категорий, в том числе с ОВЗ.
  • Создаются предпосылки для организации современного образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
  • В методической копилке педагогов есть разработанный детско-родительский проект «Особые люди» с методическим сопровождением, который обогатит образовательную инфраструктуру групп, сделает ее вариативной, создаст основу для совместной и самостоятельной деятельности детей, обеспечит развитие личностных качеств ребенка.
  • Выходит на новый уровень  профессиональное взаимодействие коллектива с педагогами и специалистами других образовательных учреждений района и города.
  • Родители воспитанников информированы о переменах в системе Образования, принимают социальную ситуацию.

Ресурсное обеспечение для реализации проекта

Материально-технические ресурсы: музыкальный или спортивный зал для проведения мероприятий, столы и стулья, мольберты, мультимидийная система, игровое оборудование.

   

 Информационно-методические ресурсы:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  • «Профессиональный стандарт «Педагог»
  • Закон «Об образовании в Санкт - Петербурге», приказ № 461-83 от 17.07.2013 г.
  • «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 гг.»
  • Концепция развития системы образования Калининского района Санкт – Петербурга на 2016 -2020 годы»
  • Договор о сотрудничестве ГБДОУ д/с № 29 с ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района
  • «Правила этикета при обращении с инвалидами»;
  • «Инструкция по обслуживание инвалидов и других мобильных граждан при посещении ОУ»
  • Статья «Инклюзивное образование в ДОУ. Будущее и настоящее?»
  • Программа  семинара по теме «Инклюзивное образование в условиях ДОУ: возможности сопровождения детей с ОВЗ»
  • Презентация «Игры и эстафеты для детей с отклонениями в развитии»
  • Презентация  «Проект «Особые люди», материалы с фестиваля инновационных педагогических идей «Стратегия будущего»
  • Технологическая карта педагогического мероприятия ««Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через литературное  произведение «Цветик-семицветик»
  • Положение фестиваля ДОУ «Педагогические инновации для реализации образовательной программы ДОУ»
  • Анкета для родителей
  • Педагогическая диагностика
  • Фотоматериалы
  • Грамоты достижений

Содержание Педагогического проекта

Название мероприятия

Форма организации педагогического мероприятия

Цель, задачи

Современные образовательные технологии, приемы и методы, используемые в рамках мероприятия

Область развития педагогических компетенций

I этап – мотивационный

Цель: использовать дефицит уровня профессиональной компетенции педагогов как мотивационный компонент для организации  внутрифирменного обучения кадров.

Самооценка уровня профессиональной компетенции  педагога требованиям профессионального стандарта

Анкетирование

Выявить уровня профессиональной компетенции  педагога требованиям профессионального стандарта с последующим использованием результатов самоанализа в работе с кадрами.

Анкета в соответствии с требованиями профессионального стандарта «педагог»

Самодиагностика развития уровня профессиональной компетенции  

II этап – организационный

Цель: разработать «Педагогический проект» (на основе результатов анкетирования педагогов на соответствие требованиям профессионального стандарта «педагог» - организация работы с детьми разных категорий, в том числе с ОВЗ)

«Инклюзивное образование»

«Педагогическое интервью»

1.Выяснить владение знаниями в области приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей, ФГОС ДО, законодательства и правах ребёнка.

2. Полученные данные включить в содержание «Педагогического проекта»

 Ситуация интервьюирования,

 блиц-опрос

Развитие профессиональной компетенции -  владение необходимыми знаниями

«Особенности организации обучения, развития, воспитания, социализации детей с ОВЗ»

«Деловой разговор»

со специалистами Общеобразовательной школы 6-го вида

 № 584 «Озерки»

Выборгского района

1.Определиться с основными подходами и содержанием при разработке «Педагогического проекта»

2. Определение трудностей осуществления инклюзивного образования.

Дискуссия

Развитие профессиональной компетенции – владение необходимыми умениями, трудовыми действиями

III этап – основной, реализация проекта

Цель: развитие профессиональных компетенций педагогов для организации совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ

«Инклюзивное образование в условиях ДОУ»

 Семинар (однодневный)

Совместно со специалистами ГБУ ДО ЦППМСП

Калининского района

 Создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в организации работы с детьми с ОВЗ и  их родителями:

- ознакомление педагогов с нормативной базой;

- формирование и укрепление установки педагогов на работу с детьми ОВЗ;

- определение необходимых условий и факторов для эффективного внедрения инклюзивного образования в ОУ в соответствии с ФГОС ДО;

- личностная поддержка участников семинара.

Технология сотрудничества -групповая дискуссия, работа в малых группах, большом круге, ИКТ-технология -просмотр и обсуждение видеоматериалов и презентации, мини-лекция, мозговой штурм, анкетирование – обратная связь

Развитие социально-личностных компетенций педагогов

«Изучаем нормативные документы»

Консультация

Изучить локальные акты ОУ:

-«Правила этикета при обращении с инвалидами»;

- «Инструкция по обслуживание инвалидов и других мобильных граждан при посещении ОУ

Мини-лекция

Развитие профессиональной компетенции -  владение необходимыми знаниями

«Основные аспекты социализация ребёнка с ОВЗ в условиях детского сада общеразвивающего вида»

Деловая игра

Выработать общее мнение по проблеме, показать возможные варианты её решения

Квик-настройка

Игра технология

( «Вертушка»),

Синквейн

Развитие социально-личностных компетенций педагогов – умение работать в команде

«Формирование адекватной и позитивной жизненной позиции по отношению к людям с ОВЗ, возможные пути взаимодействия с ними. Формы работы в рамках 5 образовательных областей»

Воркшоп (рабочая мастерская)

 Вовлечь в процесс совместной работы, раскрыть психологические стимулы, информационное наполнение, навыки работы в новых условиях

Технология сотрудничества (активное взаимодействие по выполнению темы задания, совместный труд и информационный обмен между участниками мероприятия). Мозговой штурм.

Технологии развивающего обучения, нетрадиционные технологии продуктивной деятельности

Развитие профессиональных -инструментальных компетенций педагогов: использование в работе современных технологий, методов и приёмов работы с детьми

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к людям с ОВЗ через литературное  произведение «Цветик-семицветик»

Мастер-класс

1.Помочь педагогам освоить эффективной способ работы с литературным произведением, направленным на формирование толерантности у дошкольников к людям с ОВЗ

2.Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развивать творческий потенциал.

Технологии критического мышления - «Шесть шляп мышления»

 «Педагогический кубик» - рефлексия

Развитие профессиональных -инструментальных компетенций педагогов: использование в работе современных технологий, методов и приёмов работы с детьми

«Играем вместе»

Игровой тренинг

1.Познакомить педагогов с  особенностями игр для детей с отклонениями в здоровье (из опыта работы ОУ района, гороад)

2.Помочь освоить игровые задания, игры для детей с целью   почувствовать, с какими трудностями встречаются «особые люди» в обычной жизни, а также  для налаживания взаимодействия с детьми ОВЗ.

ИКТ-технология (просмотр презентации), игровые технологии,

технологии развивающего обучения

Развитие профессиональных -инструментальных компетенций педагогов: использование в работе современных технологий, методов и приёмов работы с детьми

«Педагогические инновации для реализации образовательной программы ОУ»

Фестиваль в ОУ

Номинация : конспект совместной деятельности , презентации, пособия, игры для работы с детьми в рамках проекта «Особые люди»

1.Мотивировать педагогов на участие в фестивальном движении.

2. Способствовать развитию творческого потенциала педагогов.

3. Создать педагогическую копилку для разработки  будущего проекта.

ИКТ-технология, представление опыта работы: конспекты, пособия , игры

Развитие социально-личностных компетенций , инструментальных компетенции – проектирование  и организация детской деятельности, ИКТ-компетенций

Детско-родительский проект «Особые люди» для детей подготовительной группы

Творческая группа

Разработать проект «Особые люди» с целью апробации и внедрения в образовательный процесс – комплексно-тематическое планирования с детьми подготовительной группы.

Технология проектирования, технология проблемного обучения.

Развитие   инструментальных компетенций – проектирование  и организация детской деятельности

IV этап – заключительный

Цель: подведение итогов проделанной работы, представление итогового продукта.

«Лучшие педагогические  практики года»

Педагогический совет

Представить  детско-родительский проект «Особые люди» для детей подготовительной группы.

Представление итогового продукта

Итоговое анкетирование

Развитие   психолого-педагогической компетенции педагогов

Положительные  эффекты по итогам реализации Педагогического проекта:

  • По результатам итогового мероприятия и  анкетирования можно сделать  выводы о достижении  предполагаемых социальных и образовательных эффектов , описанных в начале разработки. Несмотря на проделанную работу, остаются вопросы для изучения, освоения практических навыков, развития образовательной среды для совместной работы с детьми разных категорий.
  • Проект «Особые люди» для детей подготовительной группы был апробирован в образовательном учреждении, итоги реализации проекта были представлены на Педагогическом совете.
  • Проект «Особые люди» прочно вошёл в образовательный процесс – комплексно-тематической планирование с детьми подготовительной группы. Проект живой организм в руках педагогов, которые его проводят. Каждый из воспитателей ежегодно находят новые формы и приёмы работы с детьми и родителями с учётом особенностей контингента группы.
  • Опыт работы педагогического коллектива был представлен на районном методическом объединении, вызвал  большой интерес со стороны коллег.
  • Творческая группа по разработке проекта «Особые люди» приняла участие в фестивале инновационных педагогических идей «Стратегия будущего» . Результативность участия – победители фестиваля.
  • В ранге победителей фестиваля инновационных педагогических идей «Стратегия будущего» участники творческой группы представили опыт работы на районной секции Педагогической конференции Калининского района «Образовательное пространство района: территория возможностей»

        Вывод

Педагогический проект, как одна из форм внутрифирменного обучения педагогических кадров показала свою эффективность. Данная форма работы позволила расширить информационную – теоретическую базу педагогов, провести исследовательские действия, найти решения на многие вопросы в организации образовательного процесса, разработать методические материалы для детей и родителей. Все это способствовало развитию и становления профессионального мастерства педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообще...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

Свидетельство участника заочного этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений

Свидетельство участника заочного этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Управленческий проект по развитию профессионального мастерства педагогов в ДОУ. "Мир добра" Развитие личностного потенциала дошкольников через духовно-нравственное воспитание.

Управленческий проект по развитию профессионального мастерства педагогов в ДОУ. "Мир добра" Развитие личностного потенциала дошкольников через духовно-нравственное воспитание....

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье раскрыта необходимость совершенствования системы управления кадрами в области образования, призванной активизировать новые грани профессионального поведения педагога дошкольного образовательн...