Статья "Кластерный подход во взаимодействии с социальными партнёрами ДОУ"
статья

Васина Юлия Викторовна

Современная реальность диктует необходимость развития социального партнерства в дошкольном образовании как одного из главных условий дошкольной организации, ориентированной на формирование личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasina_doklad_gotovo_.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ДОУ

Васина Ю.В., заместитель руководителя

ДОУ ЦРР – д/с «Снежинка» г. Нерюнгри

 Современная реальность диктует необходимость развития социального партнерства в дошкольном образовании как одного из главных условий дошкольной организации, ориентированной на формирование личности ребенка. Вполне очевидно, что детский сад должен не только    обеспечить образовательные запросы населения,  но и  решать задачи культурно-просветительского характера, способствовать реализации концепции  единения семьи и ДОУ, уделять  особое внимание  удовлетворению образовательных потребностей каждого ребенка иными словами, стать детским садом для всех детей, детским садом для каждого ребенка.

 Один из путей решения данной проблемы видится в разработке  кластерного подхода в дошкольном образовании, который основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, применяется в исследовании проблем их конкурентоспособности, а также метод стимулирования инновационной деятельности самого учреждения. В результате кластерного развития ДОУ для каждого участника ожидается: наиболее активное внедрение инновационных технологий, предсказуемость результатов, интенсивное развитие образовательного учреждения.

Инновационная деятельность образовательных кластеров предполагает обеспеченную новыми идеями и подходами, способствует повышению результативности научно-внедренческой деятельности, качественному удовлетворению  потребностей в образовательной  услуге, а так же созданию условий для саморазвития и  самоорганизации субъектов кластера.

Узловой элемент, вокруг которого формируется кластерное взаимодействие с социальными партнерами , – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально -  потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом) , выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».

           Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков.

Oткpытoe  дошкольное учреждение – это, прежде всего,«окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.  

Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микро социуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

Кластерный подход основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, применяется как метод стимулирования инновационной деятельности всего образовательного учреждения.

Формирование кластеров в дошкольном образовании — это продолжительный процесс, требующий объединения усилий всех сторон с целью запуска механизмов самоорганизации и обеспечения ее конкурентоспособности, приводящий к повышению результативности деятельности, инициированию инновационных проектов и использованию социокультурных ресурсов для достижения поставленных целей, а также создания условий саморазвития субъектов кластера.

.

Кластерный подход  во взаимодействии с социальными партнерами   дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

партнерство со спонсорами, благотворительными организациями

Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника) .

Грамотно организованное и продуманное кластерное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:

для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы) ;

формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

воспитания уважения к труду взрослых; привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.

Список литературы:

1.  Игнатова  И. «Пучки» и «гроздья» управления [Текст] /И.Игнатова, Н.Екимова //Управление школой. - 2009. - №24. - С.17-20.

2. Осинцева И.М. Кластерное развитие образования [Текст] /И.М.Осинцева // Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития: материалы окружной науч.-практ. конф.-Екатеринбург,2009.- С.46-48.

3. Стариковская, Е.В. Развитие интегративных качеств личности у старших дошкольников на основе кластерного подхода http://www.uoura.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1120.

4. Чусовитина  Н.И. Взаимодействие детского сада и семьи: из опыта работы  /Под ред.Э.Ф.Зеера; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург,2010 .- С.295.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с социальными партнёрами

Взаимодействие с детской библиотекой, театрами, ГИБДД....

Взаимодействие с социальными партнёрами

План мероприятий по взаимодействию с организациями города....

Взаимодействие с социальными партнёрами.

Как мы сотрудничаем с детской художественной школой....

Взаимодействие с социальными партнёрами

Взаимодействие с социальными партнёрами...

Педчтения "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ"

Традиции - важная составляющая в повседневной жизни детского сада, группы. Существуют традиционные праздники, ритуалы, приветствия и т.д. Но есть сложившиеся традиции во взаимоотношениях с родителями ...