Семинар-практикум на тему «Преемственность ДО и НОО – залог успешного развития ребенка»
методическая разработка

Галабир Инна Валерьевна

Семинар -практикум ориентирован на практическое решение вопросов преемственности между дошкольным и начальным звеньями. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность ДО и НОО залог успешного развития ребенка МБДОУ «Детский сад №42 «Ярославна» Подготовили: старший воспитатель Галабир Инна Валерьевна

Слайд 2

1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на основе их поступательной взаимосвязи преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах ). 2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования (ее целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных возрастных этапах . 3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе, ориентацию на форсированное обучение («натаскивание») предметным знаниям и умениям, дублирующее школьные программы. Понятие преемственности

Слайд 3

Обеспечение непрерывности развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка . Преемственность как двусторонний процесс

Слайд 4

В соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » для каждого уровня образования разработаны федеральные государственные стандарты (далее ФГОС), призванные обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ (далее ООП), вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования

Слайд 5

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования ) Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования

Слайд 6

1. тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования 2. рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы 3. необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем ПРОТИВОРЕЧИЕ

Слайд 7

Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций Учителя Воспитатели Родители

Слайд 8

ФГОС ДО 3 группы требований: 1. к структуре программы 2. к условиям ее реализации 3. к результатам освоения программы ФГОС НОО 3 группы требований: 1. к структуре программы 2. к условиям ее реализации 3. к результатам освоения программы Точки соприкосновения ФГОС: требования к условиям реализации программы

Слайд 9

Точки соприкосновения фгос : содержательные области образовательных программ Предметные области ФГОС НОО Образовательные области ФГОС ДО Обществознание и естествознание (окружающий мир) Филология, математика и информатика, технология И скусство Физическая культура Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Филология

Слайд 10

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям (УУД ) личностные познавательные коммуникативные регулятивные

Слайд 11

Целевые ориентиры ДО: Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства Способен к фантазии, воображению и творчеству Любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности Личностные универсальные учебные действия

Слайд 12

Целевые ориентиры ДО: Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания коммуникативные универсальные учебные действия

Слайд 13

Регулятивные универсальные учебные действия Целевые ориентиры ДО: Способен к воплощению различных замыслов Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Контролирует свои движения и управляет ими Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены

Слайд 14

Познавательные универсальные учебные действия Целевые ориентиры ДО: Склонен наблюдать, экспериментировать Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире Знаком с книжной культурой и детской литературой Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории Имеет предпосылки грамотности

Слайд 15

ФГОС дошкольного образования ФГОС начального общего образования Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени . Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей . Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена. Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень. Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке. Ведется разработка ФГОС для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений). ОТЛИЧИЯ ФГОС дошкольного и начального образования

Слайд 16

Содержание деятельности в рамках организации преемственности уровней образования : • Педагогическая и психологическая диагностика детей ; • Составление характеристик на детей ; • Адаптация первоклассников в школе ; • Заполнение диагностических карт на каждого ребенка; • Заседание Психолого-педагогического консилиума по вопросам приема детей в первый класс ; • Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи ученикам и их родителям ; • Проведение родительских собраний, консультаций, бесед с педагогом-психологом. Плавный переход ребенка из ДО в нОО

Слайд 17

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому учиться» Венгер Л.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  художественно-эстетическому развитию детей №42 «Ярославна» г. Обнинска

Семинар-практикум

«Преемственность ДО и НОО – залог успешного развития ребенка»

                                                       

Подготовила:

Старший воспитатель:

Галабир Инна Валерьевна

Обнинск, 2016

Слайд 1. Признание дошкольного образования полноценным уровнем образования, включение его в систему образования определяет ценность дошкольного периода.

        Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.

Слайд 2.Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой. Рассматривается это как построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев. Основные задачи, требующие решения на данном этапе, можно охарактеризовать следующим образом:

        1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на основе их поступательной взаимосвязи преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).

        2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования (ее целей,  задач,  содержания,  методов, средств, форм организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных возрастных этапах.

        3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном  этапе,  ориентацию  на форсированное обучение («натаскивание») предметным знаниям и умениям, дублирующее школьные программы.

Решение всего комплекса задач может быть достигнуто различными путями.  По нашему мнению, один из них - создание непрерывных комплексных программ дошкольного и начального общего образования либо единым авторским коллективом, либо взаимодействующими коллективами. Примерами такого подхода к решению проблемы являются программы «Школа 2100», «Из детства в отрочество» и «Сообщество».

Слайд 3.Преемственность как  двусторонний процесс

        Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую траекторию, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Слайд 4.Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования

        В соответствии  с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для каждого уровня образования разработаны федеральные государственные стандарты  (далее ФГОС), призванные обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ (далее ООП), вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований  к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Слайд 5. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования

        «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» -  обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Слайд 6. ПРОТИВОРЕЧИЕ

        В современной ситуации существует противоречие между тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования, все большей рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы и необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем.

Слайд 7 Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.

        Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

        Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой  багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается.

        Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить.

Слайд 8.Точки соприкосновения ФГОС:  3 группы требования к условиям реализации программы

ФГОС ДО

ФГОС НОО

3 группы требований:

1. к структуре программы

2. к условиям ее реализации

3. к результатам освоения программы.

3 группы требований:

1. к структуре программы

2. к условиям ее реализации

3. к результатам освоения программы

Слайд 9.Точки соприкосновения фгос: содержательные области образовательных программ

Предметные области ФГОС НОО:

Образовательные области ФГОС ДО:

  1. Обществознание и естествознание (окружающий мир)
  2. Филология, математика, информатика, технология
  3. Филология
  4. Искусство
  5. Физическая культура
  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Слайд 10.Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям (УУД).

        Стандарт НОО устанавливает требования к результатам освоения программы НОО обучающимися как формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

        Стандарт ДО также устанавливает требования к результатам освоения программы воспитанниками: целевые ориентиры.

        Работа с картами. Педагогам раздаются карты с перечислением целевых ориентиров и дается время для ознакомления с материалом, примерно 1-2 мин.

Слайд 11.Как вы думаете: какие целевые ориентиры соответствуют личностным универсальным учебным действиям? (кликнуть мышью один раз)

(Ответ – кликнуть мышью второй раз) Целевые ориентиры ДО:
Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры
Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства
Способен к фантазии, воображению и творчеству
Любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям
Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности

Слайд 12.Как вы думаете: какие целевые ориентиры соответствуют коммуникативным универсальным учебным действиям? (кликнуть мышью один раз)

(Ответ – кликнуть мышью второй раз) Целевые ориентиры ДО:
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов
Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания.

Слайд 13. Как вы думаете: какие целевые ориентиры соответствуют регулятивным универсальным учебным действиям? (кликнуть мышью один раз)

(Ответ – кликнуть мышью второй раз) Целевые ориентиры ДО:

Способен к воплощению различных замыслов

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Контролирует свои движения и управляет ими

Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело

Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены

Слайд 14.Как вы думаете: какие целевые ориентиры соответствуют познавательным универсальным учебным действиям?

(Ответ – кликнуть мышью второй раз) Целевые ориентиры ДО:

Склонен наблюдать, экспериментировать

Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире

Знаком с книжной культурой и детской литературой

Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

Имеет предпосылки грамотности

Слайд 15.ОТЛИЧИЯ ФГОС дошкольного и начального образования

ФГОС дошкольного образования

ФГОС начального общего образования

1. Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени.

2. Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.

3. Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена.

1. Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень.

2. Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке, метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.

3. Ведется разработка ФГОС для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений) .

Слайд 16.Плавный переход ребенка из ДО в НОО

Содержание деятельности в рамках организации  преемственности уровней образования:

•        
Педагогическая и психологическая диагностика детей;

•        
Составление характеристик на детей.

Педагогическая диагностика осуществляется на основе наблюдений за ребенком в процессе проживания им каждого дня. Она не является итоговой оценкой и основанием для перехода на следующую ступень, она необходима для того чтобы выстроить индивидуальную траекторию его развития.

Психологическая диагностика на этапе завершения дошкольного образования осуществляется специалистом ДОУ – педагогом-психологом. По результатам психологической диагностики специалист составляет характеристику на ребенка. Характеристика носит рекомендательный характер и не является основанием для перехода на следующую ступень, т.е. начальное общее образование. Родители при желании могут передавать характеристику учителю. В характеристике также могут быть рекомендации для дальнейшего развития индивидуальных особенностей ребенка (творческие способности, интеллектуальные способности и т.п.).

  • Адаптация первоклассников в школе (Осуществляется через мониторинг адаптации  воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ к школе.  Проводится в конце первой четверти, специалистом школы – педагогом-психологом);
  • Заполнение диагностических карт на каждого ребенка (результаты мониторинга адаптации отслеживаются ст. воспитателями и воспитателями выпускных групп ДОУ);
  • Проведение родительских собраний с участием будущих учителей 1 классов, консультаций, бесед с педагогом-психологом.

Слайд 17.Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.

        Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа «настоящего школьника» всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом.

Приложение

       Целевые ориентиры ДО:

  • Склонен наблюдать, экспериментировать
  • Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире
  • Знаком с книжной культурой и детской литературой
  • Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории
  • Имеет предпосылки грамотности

       Целевые ориентиры ДО:

  • Способен к воплощению различных замыслов
  • Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
  • Контролирует свои движения и управляет ими
  • Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело
  • Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены

Целевые ориентиры ДО:

  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
  • Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов
  • Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания.

     Целевые ориентиры ДО:

  • Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры
  • Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства
  • Способен к фантазии, воображению и творчеству
  • Любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям
  • Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности



Предварительный просмотр:

Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры
Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства
Способен к фантазии, воображению и творчеству
Любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям
Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов
Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания.

Способен к воплощению различных замыслов

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Контролирует свои движения и управляет ими

Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело

Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены

Склонен наблюдать, экспериментировать

Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире

Знаком с книжной культурой и детской литературой

Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

Имеет предпосылки грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДРУЖБА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА!" консультация для родителей.

Когда  родители  отдают малыша в детский сад, они надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит...

Консультация для родителей на тему «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребенка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениед/с №26  «Ласточка»   Консультация для родителей на тему«Здоровый образ жизни семьи –  залог успешноговоспитания ребенка»...

Сотрудничество с семьей - залог успешного развития ребенка с ОВЗ.

Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с семьей. Анализируя данную проблему, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в воспитании детей с огранич...

Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»

Дошкольное образовательное учреждение оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка. Для этого используются различные формы средства ...