Педсовет «Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ»
методическая разработка

Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего педсовета "Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ".

 

Упражнение «Приветствие»

1. Прежде чем начнем наш педсовет, предлагаю Вам поприветствовать друг друга. У меня в руках клубок. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будут приветствовать своих коллег, просьба не повторяться.  Пока вы думаете, начну.

Добрый день и добрый час,

Я приветствую всех Вас.

         Итак, мы видим, как одно слово, фраза может повлиять на дальнейший стиль общения, на настроение и действия участников.

Человек с первых дней жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет, что высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

Педсовет

«Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ»

Старший воспитатель  

Петрова Ольга Васильевна

г. Лесосибирск 2017

Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего педсовета "Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ".

Упражнение «Приветствие»

1. Прежде чем начнем наш педсовет, предлагаю Вам поприветствовать друг друга. У меня в руках клубок. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будут приветствовать своих коллег, просьба не повторяться.  Пока вы думаете, начну.

Добрый день и добрый час,

Я приветствую всех Вас.

         Итак, мы видим, как одно слово, фраза может повлиять на дальнейший стиль общения, на настроение и действия участников.

Человек с первых дней жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет, что высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста.

Упражнение «Скажет пятый и шестой»

У каждого участника педсовета имеются порядковые номера, карточки с  началами фраз выражающие мнение по теме педсовета. В процессе обсуждения вопроса  «Актуальность проблемы коммуникативного развития детей дошкольного возраста» буду называть пары номеров, которым необходимо вступить в диалог по  предлагаемому вопросу.

Например: Я считаю, что сегодня отличная погода.

У меня на этот счет другое мнение, хоть и отличная погода, на дорогах сильный гололед.

1

Я считаю

3

Мое мнение

2

А я думаю

5

У меня на это чет другое мнение

4

Моя позиция по этому вопросу

7

Не оспоримым фактом является то, что

6

С моей точки зрения

9

Не могу согласиться с предыдущим оппонентом

8

Вынуждена заявить, что

10

Смею заметить, что..

11

Могу сделать вывод о том, что..

13

Не могу промолчать и скажу

12

По этому вопросу мой веский аргумент

15

Выражаю свое субъективное мнение скажу, что..

14

Отвечу прямо

17

Подводя итог выше сказанному, заявляю

16

Как говориться

Из ваших высказываний по теме, коммуникативное развитие ребенка действительно важная задача, к решению которой мы должны подходить комплексно, интегрируя все  направления воспитательно-образовательного процесса.

Упражнение «Микрофон»

В психолого - педагогической литературе встречаются разные определения коммуникации. У меня в руках микрофон. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется говорит, что понимает под понятием коммуникация. Не повторяемся, а только дополняем, высказываем свою точку зрения.

Исходя из ваших высказываний, мы дадим общее определение понятию коммуникация. Для этого будут назначены два секретаря, которые сделают вывод исходя из ваших мнений. Итак 1 и 4 выходите. Понятна вам поставленная задача (записываете ключевые слова, фразы и из них составляете определение).

Давайте с вами поразмышляем «Какими профессиональными качествами должен обладать педагог-дошкольник, для того чтобы развивать коммуникативные навыки у детей?».

Предлагаю встать в один ряд  следующим участникам (перечисляю цифры). Остальные распределяются и становятся напротив.  

Те, кто встал в один ряд по очереди называет профессиональные качества, кому было предложено встать напротив, аргументируют (названное качество будет способствовать  развитию у детей коммуникативных навыков).

В практике существуют разные технологии, методы, приемы которые способствуют коммуникативному развитию дошкольников. (Назовите).

Одним из эффективных методических приемов, который используется педагогами ежедневно – вопросы к детям. Умения задавать вопросы включает в себя разные компоненты:

1. Оценка возникшей ситуации как пригодной для вмешательства путем задания вопроса (ситуация должна быть определена педагогом как благоприятная для подачи нового содержания).

2. Выбор времени для задания вопроса (критический момент, когда вопрос может повернуть ход интеллектуальной, речевой или практической деятельности в нужном направлении).

3. Цель задаваемого вопроса (узнать, что ребенок знает, думает, собирается делать - запрос об информации; навести ребенка на другие мысли, посмотреть на ситуацию с другой стороны, и др.).

4. Речевая форма вопроса (прямой или косвенный вопрос, употребление вопросительных слов, степень вежливости задаваемого вопроса, расстановка слов во фразе).

5. Взаимное положение разговаривающих.

6. Тональность вопроса.

7. Способ получения или передачи необходимой информации в повседневной жизни.

Классификация вопросов многочисленна. Задавая вопросы, воспитатель не только обучает ребенка умению понимать и строить определенные высказывания путем передачи некоторых коммуникативных образцов, но и учит его формулировать ответы, требующие выполнения соответствующих речемыслительных действий.

Сейчас попробуем, друг от друга с помощью разных типов вопросов получить информацию в рамках темы недели «Здравствуй Новый год».

Предлагаю объединиться в пары (1 и 3; 2 и 4; 5 и 7; 6 и 8; 9 и 11; 10 и 12; 13 и 15; 14 и 16).

Каждая пара возьмет карточку, на которой имеется определенный тип вопроса (прямой, риторический, проблемный и др.). Вам необходимо сформулировать вопрос на основе заданных, по теме недели «Здравствуй Новый год. Первая пара задает вопрос, вторая пара отвечает. Вторая пара задает вопрос, третья пара отвечает и так далее.

1 и 3

- прямой запрос типа: Ты уже обедал?;

2 и 4

- косвенное наведение на мысль: Ты будешь грязными руками хлеб брать?

5 и 7

- риторический вопрос, вызывающий ассоциативные реакции у ребенка: Когда же в группе будет тихо?

6 и 8

- нелогичный вопрос: Это у тебя игрушка такая? (когда ребенок взял не предназначенную для игры вещь)

9 и 11

- проблемный вопрос: интересно, все огурцы зеленые или нет?

10 и 12

- вопрос в ответ на вопрос:  ребенок спрашивает, умеет ли собака бегать, а воспитатель. Бегать? Ну не знаю, а ты как думаешь?

13 и 15

- предостережение; Ты умеешь собирать молоко с пола обратно в стакан?

14 и 16

- параллельный вопрос: ребенок спрашивает, как нарисовать дерево, а воспитатель спрашивает: Дерево растет из земли или из травы? Оно выше человека или ниже?

- поощрение к собственной деятельности: подбадривания, одобрение следующего шага:  например ребенок не знает как дальше снимать одежду: А теперь ты хочешь расстегнуть молнию?

- помощь в определении и решении проблемы, в том числе и нравственного порядка: Где нужно ли полить этот цветок?

- уточняющий вопрос? А почему мы ее так называли? Вы ходили гулять?

Среди целевых ориентиров во ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования обозначены коммуникативные умения дошкольников. (Перечислите).

6. Какие форм взаимодействия с родителями используете?

Практическая часть.

7. Представление памяток «Правила общения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации ФГТ»

Автор проекта: учитель-логопед МБДОУ детского сада № 359 Хапина Ольга Михайловна.Направление деятельности:        познавательно-речевое.Интеграция образователь...

Доклад к педсовету "Влияние предметно-пространственной среды, духовной нравственности, детской игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников"

В докладе я описываю какая должна быть предметно-развивающая  среда в ДОУ. как среда влияет на развитие ребенка, на развитие коммуникативных способностей детей....

Презентация "Развитие коммуникативных способностей дошкольников в условиях непрерывной образовательной деятельности и совместной образовательной деятельности"

В  данной презентации представлены эффективные методы, приемы и формы работы, посредством которых осуществляется развитие коммуникативных способностей дошкольников в рамках НОД и СОД. Матерал под...

Методическая система по теме «Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»

Методическая система по теме «Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»...