Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
методическая разработка

Усольцева Ольга Петровна

Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является,   формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatiya_s_pedagogami.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для педагогов

Слайд 1.      «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».

Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Оборудование:

 - мультимедийная презентация «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»;

- тексты для сценки «Случай в автобусе»;

- цветок, мяч.

Ход мероприятия:

Слайд 2.

- Добрый день уважаемые педагоги. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября во всём мире отмечается Международный день толерантности. Это решение было принято Государствами - членами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16 ноября 1995 года. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Какой он – толерантный человек?  (на фоне музыки, читает  1участник).

Слайд 3.

1. Черты толерантной личности:

  • Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.
  • Защищенность. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Он убежден, что с любой угрозой можно справиться.
  • Ответственность. Толерантные люди убеждены, что судьба зависит от них самих, а не от расположения звезд и т. д. Они сами несут ответственность за то, что происходит с ними.
  • Отношение к определенности. Толерантный человек не делит все и всех на «черное» и «белое», а воспринимает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
  • Ориентация на себя. Толерантная личность более ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических мышлениях. Стремится к личной независимости больше, чем к принадлежности авторитетам, т. к. им не нужно за кем-то прятаться.
  • Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

2. Упражнение «Поляна настроения».

-Я предлагаю вам,  по кругу передать  цветок и продолжить  фразу «Я радуюсь, когда…», затем участники передают цветок в другую сторону и продолжают фразу «Я грущу, когда…».

3. «Молитва  о встрече»

Слайд 4.

- В жизни нам приходится встречать разных людей. И сейчас я хочу познакомить вас с «Молитвой о встрече» (на фоне музыки). (Чтение каждым участником по 1 строчке).

-Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я — это я, а ты — это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга — то это прекрасно!

А если нет — ну что ж, ничего не поделаешь.

4. Упражнение «Я - хороший, ты - хороший» 

 -Сейчас я предлагаю передать мяч по кругу.  И каждый,  у кого в руках окажется мяч,  назвать свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Например: Марина - милая, Настя – нежная.

5. Упражнение «Ассоциации»

- У каждого из вас возникает своя ассоциация на слово толерантность. Я предлагаю каждому из вас продолжить  фразу любым пришедшим на ум словом «Если бы толерантность была цветом, то каким? (таким)»

цветом -

деревом -

животным -

птицей -

блюдом -

временем года -

водоемом –

автомобилем –

членом семьи –

профессией –

посудой –

цветком -

танцем –

небесным телом –

хобби –

рыбой –

музыкой -

- Конечно, быть толерантным - это прекрасно! Но, сколько бы мы не говорили о толерантности, все мы разные, и поэтому, к сожалению, в нашей жизни неизбежны конфликты. Ведь, как сказал Чарльз  Диксон: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

- Что может помочь проявить толерантность при конфликте?  (психологическая амортизация, юмор).

Слайд 5,6.

  1. Сценка «Случай в автобусе» (приложение 2).

Вывод: в сценке 1 опустошённые оба героя, в сценке 2 нет победителей и нет побеждённых, нет конфликта.

 5. Рефлексия:

- В завершении   я хочу рассказать притчу:

  Рабби (у древних евреев – учитель)  Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким – самого себя.
Когда-то кто-то сказал, что если стремишься изменить мир, нужно начать с самого себя.

- Благодарю вас за поддержку и активную работу. Желаю вам толерантных детей, их родителей, коллег, соседей и творческих всем успехов!

Приложение 1

Содержание карточек (текста)

Упражнение «Случай в автобусе»

1. Два участника (у каждого текст)

Много народу: мужчина ищет деньги, постоянно задевает рядом стоящую женщину.

Ж. – Вы скоро перестанете копаться?

М. – Сколько надо столько и буду Вам то что?

Ж. – Идиот!

М. – Сама ты дура!

Ж. - Ещё и хам, не научили в детстве вежливости!

М. – А вы то что злая. Муж бросил? Я бы с такой тоже не смог жить.

Ж. – Да кто б за вас пошёл.

М. – Ты в зеркало то на себя смотрела, грымза!

Ж. - У вас ума как у петуха.

М. – Сама ты, курица….

Вывод: Опустошённые оба

  1. Применяя психологическую амортизацию.

Два участника (у каждого текст)

Много народу: мужчина ищет деньги, постоянно задевает рядом стоящую женщину.

Ж. – Вы скоро перестанете копаться!

М. – Скоро перестану.

Ж. – У меня сейчас пальто на голову налезет.

М. – Да, возможно налезет.

Ж. (пассажирам) – Ничего смешного!

М. – Действительно ничего смешного…

Вывод: Нет победителей и нет побеждённых, нет конфликта.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг с педагогами «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»

Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовател...

Тренинг для родителей: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Здравствуйте, уважаемые родители!  Мне очень приятно видеть вас всех сегодня!Сегодня мы с вами поговорим о толерантности, о взаимопонимании и уважении.Добро воспитывается добром, а зло порождает ...

Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"

Данный семинар-практикум подразумевает создание в нашем учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Данное мероприятие состоит из игр и упражнений, просмотра презент...

мастер класс "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"

мастер класс для педагогов "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"...

"Толерантность - принцип взаимодействия между людьми"

Мастер-класс на тему: «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»...

Мастер-класс для педагогов «Толерантность – принцип взаимодействия между людьми»

Создать условия для толерантной среды в ДОУ. Формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «взрослый – взрослый», приобретение педагогами знаний и прак...